Устройство для обучения операторов

 

Изобретение относится к обучающим и контролирующим устройствам, использующим для приобретения навыков ритмичной работы телетайпы (телеграфные аппараты). Цель изобретения расширение дидактических возможностей устройства. Цель достигается при обучении телеграфистов путем периодического отключения на заданное число знаков акустического задатчика 21 ритма блока 4 предъявления информации. Отключение и включение акустического задатчика 21 ритма осуществляется потенциалом, подаваемым с выхода триггера 38 блока 8 на запирающий вход элемента "ЗАПРЕТ" 22. Ритмичные ответы выделяются блоком 5 выделения ритмичных ответов и фиксируются счетчиком 14. Допустимая погрешность задается одновибратором 25. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 С 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

:В»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4473006/24-24 (22) 10.08.88 (46) 07.11.90 ° Бюл. N 41 (72) Н.И.Кудряшов, В.А.Кирюхин, В.В.Иухортов и Н.Т.Нараева (53) 681 ° 81 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1179418, кл. G 09 В 19/26, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ (57) Изобретение относится к обучающим и контролирующим устройствам, использующим для приобретения навыков ритмичной работы телетайпы (телеграфные аппараты). Цель изобретения

„„80„„1605277 А 1

2 расширение дидактических возможностей устройства. Цель достигается при obyчении телеграфистов путем периодического отключения на заданное число знаков акустического задатчика 21 ритма блока 4 предъявления информации. Отключение и включение акустического задатчика 21 ритма осуществляется потенциалом, подаваемым с выхода триггера 38 блока 8 на запирающий вход элемента ЗАПРЕТ 22. Ритмичные ответы выделяются блоком 5 выделения ритмичных ответов и фиксируются счетчиком 14. Допустимая погрешность задается одновибратором 25.

2 з.п. ф-лы, 2 ил.

1605277

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для подготовки операторов к работе на клавиатурных аппара5 тах (телетайпах, телеграфных аппаратах) .

Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства.

На фиг. 1 изображена функциональная схема устройства; на фиг. 2временные диаграммы, поясняющие его работу.

Устройство для обучения операторов содержит коммутатор 1, к входам кото- f5 рого подключены телетайпы 2 обучаемых и контрольный телетайп 3 преподавателя, блок 4 предъявления информации, блок 5 выделения ритмичных ответов, блок 6 анализа передачи информации, 20 блок 7 синхронизации, блок 8 управления (акустическим.задатчиком ритма в блоке 4), формирователь 9 кодов, дешифратор 10, элемент ИЛИ 11, элемент 12 задержки, счетчик 13 ошибок, 25 счетчик 14 ритмичных ответов и усилитель 15 постоянного тока.

Коммутатор 1 имеет переключатели

"Контроль" 16 и "Предупреждение" 17.

Телетайпы 2(3) включают передатчик З0

18 и приемник 19. Блок 4 содержит табло 20 индикации, акустический задатчик 21 ритма (метроном) и элемент

ЗАПРЕТ 22, Блок 5 включает инвертор 23, эле- 35 мент ЗАПРЕТ 24 и одновибратор 25.

Блок 6 содержит первый 26 и второй 27 регистры 26 и 27, сумматор 28 по модулю два, одновибратор 29 и элемент 30 задержки. 40

Блок 7 включает элемент ИЛИ-НЕ 31, триггер 32, генератор 33 тактовых импульсов, счетчик 34, первый 35 и второй 36 элементы задержки. ! 45

Блок 8 содержит счетчик 37, емкость которого с помощью переключателя (не показан) изменяется ступенями: 15, 31, 63 и 100, триггер 38, элемент ЗАПРЕТ

39, элемент 40. задержки и переключатель 41 (обеспечивает чередование в предъявлении информации под метроном и без метронома).

Для установки в исходное состояние счетчиков 13 и 14 имеется кнопка 42

"Сброс".

Коммутатор 1, телетайпы 2 и 3, усилитель 15 входит в состав блока 43

< ввода ответных действий. о

Устройство работает следующим образом.

Предварительно формирователь 9 и одновибратор 25 с помощью переключателей (не показаны) устанавливают на скорость передачи, с которой должен работать обучаемый на данном этапе подготовки.

При включении питания Т-триггер 38 блока 8 устанавливается в нулевое состояние, подавая нулевой потенциал на запирающий вход элемента 22 блока 4.

Кодовая комбинация с выхода формирователя 9 подается на дешифратор 10 и в регистр 27 блока 6. Сигналы с выхода дешифратора 10 поступают на табло 20 блока 4, отображая символ знака для визуального восприятия оператором, и через элемент ИЛИ 11 на вход элемента 12, время задержки которого равно половине времени высвечивания знака.

Одновременно импульс с выхода элемента 11 поступает на вход управления регистра 27, обеспечив запись кодовой комбинации в последнем (фиг.2а), а пройдя элемент 30 задержки, подготавливая регистр 27 для последовательного считывания информации, с выхода элемента 12 сигнал через информационный вход элемента ЗАПРЕТ 22 поступает в метроном 21, обеспечивая ритмичное звуковое сопровождение знака (фиг.2б), и на вход одновибратора 25 блока 5, запустив последний (фиг;2в). Импульс (нулевой) с выхода одновибратора 25 с заданной длительностью прикладывается к запирающему входу элемент 24.

Обучаемый, восприняв отображаемый знак, высвечиваемый знак, высвечиваемый на табло 20, с ритмом, задаваемым метрономом 21, нажимает на клавиш, соответствующий данному знаку. Передатчик 18 телетайпа 2 вырабатывает кодовую комбинацию, которая поступает в приемник 19 и отпечатывается на ленте в виде знака. !

Пусть необходимо проконтролировать работу оператора (его передачу), работающего на первом телетайпе 2. Преподаватель на коммутаторе 1 по окончании отображения знака на табло 20 нажимает переключатель 16 (" Контроль"), обеспечивая подключение телетайпа 2 к входу усилителя 15, первым входам блоков 6 и 7 и второму входу блока 5 и, отключив единичный потен5 16052 циал с второго входа блока 7, снимает блокировку с запуска генератора 33.

При передаче знака оператором кодовые комбинации (фиг.2г,д) с выхода передатчика 18 телетайпа 2, пройдя через усилитель 15, поступают в приемник 19 контрольного телетайпа 3 и обеспечивают печатание знака на ленте. 10

Первая (стартовая) посылка кодовой комбинации, поступившая через элемент

31 на вход триггера 32 Ьлока 7, вызывает появление на его выходе единичного потенциала, который запускает генератор 33. Тактовые импульсы с выхода генератора 33, задержанные элементом 35 на время, несколько меньшее длительности элементарной посылки знака, поступают на первый вход регистра 26 (фиг.2е), на другой вход которого подается кодовая комбинация передаваемого знака (фиг.2г,д), следующая за стартовой посылкой, и производит ее запись в регистр 26, Задержка элемента 35 выбрана так, что при появлении шестого тактового импульса на его выходе одновременно появляется тактовый импульс на первом выходе счетчика 34, который посту- З0 пает на вход регистра 27 (фиг.2ж).

Происходит одновременное считывание информации с выходов регистров 26 и

27 в сумматор 28. При поступлении двенадцатого импульса с выхода генератора 33 счетчика 34 на втором выходе последнего появляется импульс переполнения и, задержанный элементсм 36. (фиг.2з), поступает на вход триггера

32, обеспечив появление на его выходе нулевого потенциала, который выключает генератор 33.

При правильном нажатии клавиша обучаемым кодовые комЬинации (фиг,2г,а), записанные в регистрах 26 и 27, идентичны, на выходе сумматора 28 сигнала нет.

При неправильном нажатии клавиша сравниваемые комЬинации (фиг.2д,a) будут разными и на выходе сумматора 50

28 появляется импульс (импульсы), который запускает одновибратор 29. Импульс с выхода одновибратора 29 поступает в счетчик 13 и фиксирует ошибK) ° 55

Кодовая комбинация с выхода телетайпа 2 также поступает на вход ин1 вертора 23 блока 5, стартовая посылка которой при наличии нулевого сигнала

77

6 на запирающем входе элемента 24 с выхода одновибратора 25 проходит на его выход, т.е. поступивший импульс в счетчик 14 фиксирует ритмичный ответ.

Нажатие клавиша оператором произведено в ритме с метрономом.

Если кодовая комбинация с выхода телетайпа 2 поступит на информационный вход элемента 24 раньше (или позже), чем появится или прекратится нулевой сигнал на выходе .одновибратора

25, то импульс с выхсда инвертора 23 не пройдет через элемент 24 в счетчик

14, неритмичные ответы не фиксируются.

По количеству ошибок в счетчике 13 .и числу ритмичных ответов в счетчике

14 оценивается степень подготовленности оператора под метроном 21.

При неоЬходимости немедленного устранения недостатков преподаватель нажимает в коммутаторе 1 переключатель 17 и, перебив работу контролируемого оператора, дает ему соответствующие указания путем отпечатывания на телеграфной ленте приемника 19 телетайпа 21.

Для определения степени закрепления навыка ритмичной работы операторами осуществляется тренировка обучаемых в передаче знаков под метроном и без метронома (чередованием) равными периодами с последующим наращиванием дли тельности периода (числа переданных знаков). Для этого преподаватель в блоке 8 переключатель (не показан) ставит в первое положение, устанавливая емкость счетчика

37 равной 15, и включает переключатель 41, снимая единичный потенциал с запирающего входа элемента 39 и обеспечивая фиксацию периодов (подсчет числа знаков под метроном и без метронома).

Поочередный контроль за передачей операторов преподаватель осуществляет при помощи переключателя 16 ,на коммутаторе 1. Предварительно кнопкой 42 производится сброс (установка в исходное состояние) счетчиков 13 и 14.

При включении переключателя 41 на запирающий вход элемента 39 подается нулевой потенциал, обеспечивая прохождение через последний импульсов с выхода элемента ll на вход счетчика 37. При предъявлении пятнадцатого знака на выходе счетчика 37 появится импульс переполнения, кото16052 рый поступает на вход элемента 40 (время задержки элемента 40 равно времени предъявления знака на таЬло

20), Задержанный импульс с выхода элемента 40 поступает на вход триггера

38, обеспечивая переброс его в единицное состояние, и на вход установки в исходное состояние счетчика 37. единичный потенциал с выхода триггера 38 подается на запирающий вход элемента 22 блока 4, предотвращая поступление импульсов с выхода элемента 12 на вход метронома 21. Предъявление следующих знаков для передачи операторами осуществляется без ритмичного звукового сопровождения.

После предъявления пятнадцати знаков на выходе счетчика 37 появляется импульс переполнения, который перебрасывает триггер 38 в нулевое состояние и снимает единичный потенциал с запирающего выхода элемента 22.

Следующие знаки предъявляются опе- 25 раторам с ритмичным звуковым сопровождением. Процесс повторяется до тех пор, пока отношение ритмичных ответов, зафиксированных без метронома и под метрономом, не приЬлизится к единице. После этого период удлиняется установкой переключателя на счетчике

37 в положение 2 (eMKOGTb счетчика 37 равна 31). По отношению числа ритмичных ответов в счетчике 14, зафиксированных при передаче знаков без метро35 нома и с метрономом, оценивается степень тренируемости навыка ритмичной работы оператора.

40 формула изобретения

1. Устройство для обучения операторов, содержащее блок ввода ответных действий, блок предъявления информации, блок анализа передачи ин формации, блок выделения ритмичных ответов, счетчик ошибок, счетчик ритмичных ответов, элемент задержки,дешифратор и формирователь кодов, выходы которого соединены с информаци50

-онными входами группы блока анализа передачи информации. и входом дешифратора, выходы которого соединены с информационными входами группы блока предъявления информации, инфор77 8 мационный вход которого соединен с выходом элемента задержки и первым информационным входом блока выделения ритмичных ответов, выход которого соединен с входом счетчика ритмичных ответов, а второй информационный вход соединен с первым выходом блока ввода ответных действий и информационным входом блока анализа передачи информации, выход которого соединен с входом счетчика ошибок, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены блок управления, блок синхронизации и элемент ИЛИ, входы которого соединены с выходами дешифратора, а выход соеди нен с входом элемента задержки, первым управляющим входом блока анализа передачи информации и входом запуска блока управления, выход которого соединен с управляющим входом блока предъявления информации, второй и третий управляющие входы подключены соответственно к выходам блока синхронизации, первый и второй информационные входы которого соединены соответственно с первым и вторым выходами блока ввода ответных действий. ,2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок управления содержит элемент запрета, инфор- мационный вход которого является входом запуска блока, управляющий вход соединен с выходом переключателя, а выход соединен со счетным входом счетчика, выход которого через элемент задержки соединен с установочным входом счетчика и входом триггера, выход которого является выходом блока.

3. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что. блок синхронизации содержит элемент ИЛИ-НЕ, входы которого являются информационными входами блока, а выход соединен с первым входом триггера, выход которого соединен с управляющим входом генератора тактовых импульсов, выход которого соединен с входом счетчика и входом первого элемента задержки, первый выход счетчика и выход первого элемента задержки являются выходами

Ьлока, второй выход блока через второй элемент задержки соединен с вторым входом триггера., 1605277

Корректор А.Осауленко

Заказ 3456 Тираж 392 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, W-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 191

Составитель О.Болдырев

РедактоР Н.ЛазаРенко ТехРед Л.сердюкова

t

Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано в тренажерных системах для обучения распознаванию фрагментов видеоизображения с заданными характеристиками

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для тренировки оперативной памяти и профессионального отбора операторов систем управления

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе для развития и оценки оперативной памяти операторов различных систем при проведении психофизиологических экспериментов и исследований

Изобретение относится к учебным моделям и тренажерам и может быть использовано для тренировки операторов и исследования их физического состояния

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для психофизиологических исследований, и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности операторов различных систем управления

Изобретение относится к устройствам обучения, контроля и оценки совместной деятельности группы операторов автоматизированных систем управления и может быть использовано при оценке готовности их к совместному выполнению алгоритмов управления и, кроме того, для комплектования групп операторов управленческого и технологического типов деятельности

Изобретение относится к техническим средствам подготовки операторов систем управления и может быть использовано для практического обучения операторов на тренажерах

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к пилотажным стендам и тренажерам для подготовки летного состава

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к пилотажным стендам и тренажерам для подготовки летного состава

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх