Четырехколесная самоходная машина с приводом основного и дополнительного ведущих мостов

 

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к приводным системам, предназначенным для блокировки основных ведущих колес и управляемых колес самоходной машины с целью повышения ее тягово-сцепных показателей. Цель изобретения - снижение массогабаритных показателей за счет обеспечения применения надежного и компактно размещенного привода дополнительного ведущего моста самоходной машины на базе ременных передач. У четырехколесной самоходной машины ведущий шкив 36 (37) каждой соединительной передачи установлен на валу 32 (33), снабженном шестерней 34 (35), зацепленной с ведомой шестерней 20 (21) бортового редуктора 12 (13) основного моста, а ведомый шкив 38 (39) каждой соединительной передачи установлен на цапфе 40 (41) и соединен карданной передачей 42 (43) с входным валом 44 (45) бортового редуктора 46 (47) управляемых колес 48 и 49. Цапфа выполнена подвижной в плоскости ремня и соединена кинематически с мостом управляемых колес. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1614957 (51)5 В 60 К 17/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ.7/ 77 д 2, ЖЯ252 / 7,7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4634803/25-)I (22) 09.0).89 (46) 23.12.90. Бюл. № 47 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению «НАТИ» (72) Е. Я. Гловацкий (53) 629.113 (088.8) (56) Патент Франции № 225897) кл. В 60 К 17/34, 1975. (54) ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНАЯ САМОХОДНАЯ МАШИНА С ПРИВОДОМ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЕДУЩИХ МОСТОВ (57) Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к приводным системам, предназначенным для блокировки основных ведущих колес и управляемых колес самоходной машины с целью повышения ее тягово-сцепных показателей. Цель изобре2 тения — сниж:идс массогабаритных показателей a счет обеспечения примененич надежного и компактно размещенного привода дополнительного ведущего моста самоходной машины на базе ременных передач

У четырехколесной самоходной машины ведущий шкив 36 (37) каждой соединительной передачи установлен на валу 32 (331, снабженном шестерней 34 (35), зацепленной с ведомой шестерней 20 (21) бортового редуктора 12 (!3) основного моста, а ведомый шкив 38 (39) каждой соединительной передачи установлен на цапфе 40 (4! ) и соединен карданной передачей 42 (43) с входным ва,;oì 44 (45) бортового редуктора 46 (471 управляемых колес 48 и 49. Цапфа выполнена подвижной в плоскости ремня и соединена кинематически с мостом управляемых колес. 7 з. и. ф-лы, 4 ил.

16!4957

Изобретение относится к транспортным с едствам, в частности к приводным систеам, предназначенн>ям для блокировки псн вных ведущих колес и у»равляемых колес с моходной I((iашины с целик> повышения е тягово-сцепных показателсй, Цель изобретения <нкжс»кс массоабаритных показателсй за < чет обеспечения

> адежного и компакт«:> разя; щенного .пркода дополнительного веду(цего моста cavo><одной машины на базе ременных передач. !

На фиг. 1 показана ки»ематкческая схеа трансмиссии; на фиг. 2 — самоходная ашина с бортовыми соединительными пеедачами, общий вид; на фиг. 3 и 4 — i,ðè!(eð онструкции установки ведомого (пкива содинительной передачи на мосту упраRëÿå-!,IЫХ КОЛЕС.

Двигатель 1 соединен с коро< .кой передач, например гидрообъемной передачей, содер жащей соединенные магистралями 2 и 3 регулируемый насос 4 и гидромотор 5. Гкдромотор 5 установлен на коробке 6 диапазонов, закрепленной на несущей балке 7. Вынесенные наружу полуоси 8 и 9 соеди»яют

Ю

1, .коробку 6 диапазонов с входными валамк,О и 11 бортовых редукторов 12 к 13 ос»овных ведущих колес 14 и 15. На входных ьалах i 0 . и 1 установлены шестерни 16 и 17, находящиеся в зацеплении с установлс,(нымк (а осях 18 и 19 ведущих колес 14 и 15 всдом::1:..к ( шестернями 20 и 2!. Ьортовыс рсдук opl;i 12 и 13 могут быть снабжены до(;олнительн(>й понижающей ступеньк>, состоя;цей из э»ициклических шестерен 22 и 2э, солнсч»ы.< шестерен 24 к 25, сателли;-ов 26 к 27 к во i!!ла 28 и 29. На входных вала:< !0 и 11 у тановлены механические торм<>за 30 и 31. Вортовые редукторы 12 к 13 снабже.»..1 дополнительными входными валами 32 H 33 с шестернями 34 и 35, находящимися в зацспл<ч(ки с ведомыми шестернями 20 и 21, при этом на хвостопиках-вход»ых валов 32 и 33 установлены ведущие шкивы 36 к,37 бортовых соединительных передач.

Beäoìü1e шкивы 38 и 39 установлены в цапфах 40 и 41 и соединс»ы карданкымк передачамк 42 и ..43 с входными валамк 44 и 45 бортовых редукторов 46 и 47 управляемых колес 48 и 49. На балке 50 мос..а управляемых колес установлены поворотные шгарниры 5! и 52. Каждая из бортовых соединительных передач снабжена натяжным элементом, выполненным, например в вкд, проме>куточных шкивов 53 и 54, соединенных ременными бесканечнымк передачами с ведущими 36, 37 и ведомыми 38, 39 шкивами.

Натяжные элементы бортовых соединительных передач могут быть выполнены и»о какой-либо другой известной схеме ременных передач.

Промежуточный шкив 54 каждой из бортовых передач установпен ка оси 55, с»абженкой рычагом 56. шарнирно соединенным с псрвым плечом установленного на неподвижной оси 57 двуплечего рычага 58, при этом второе плечо двуплечего рычага 58 соединено с управляемым упругим элемен-.îì 59. Упругий элемент 59 может быть вы»о.пнен механическим с пружинным устройством гидравлического, электрического или пкевматичес!<ого типа. Двуплечий рычаг 38 каждой из соединительнь>х передач снабжен

10 пружиной 60 предварительного натяжения.

Включение и выключение дополнительного ведущего моста может быть осу>цествлено любым известным с»особом.

Качающаяся ба ка 50 моста управляемь(x колес (фк,31 установлена на поворотной оси 61, соединенной через кронштейн 62 с рамой 63 машины. Кроме того, на балке 50 с двух сторон на кронштейне 64 установлены оск 65. Соединение цапфы 40 ведомого шки«а 38 с балкой 50 выполнено в виде уста20»овлснного на цапфу ползуна 66 с продольным пазом, в котором установлена ось 65. !!".пфа 40 снабжена рычагом 67, второй ко»си которого подвижно установлен на оси 68, закрепленной .Ia раме машины 63 через кронштсйii 69.

Привод о(иов»огo и дополнительного вслмщкх vo<(ов р ", >òaåò следующим образом: In!ö>и><ть о двигателя 1 передается чег>ез 1с. и - „ги,-,р(>мотор Б, коробку 6 диа,Ia1онов, IIo I

Beду(цкс шкивы 36 к 37 бортовых соединит<льных»ерсдач приводятся от валов 32 и 33 с (»остериями 34 h 35 от ведомых шестерен 20 и 21. Прк натяжении промежуточ.(ых (»к»вов 53 и 54 мо(цность от ведущих (((ккво»:6 и 37 передается через бортовыс

<ослик»тельные передачи и, ведомым шкивам 38 и 39 и далее через карданные передачи 42 и 43, бортовые редукторы 46 и 47 к управляемым колесам 48 и 49. Таким образом, осуществляется блокировка по бортам основных ведущих к управляемых колес прк движении машины по фону, требующему полного использования сцепного веса. Схема

45 бортовых соединительных передач с натяжными промежуточнымк шкивами 53 и 54 обеспечквает возможность блокировки колес при движении машины вперед и на реверсе.

Прк снятии натяжения промежуточными 3

iI!I<èâaìè с ременных передач последние остаются под остаточным натяжением с небольшим усилием от пружины 60, при этом величина остаточного натяжения при разблокировке бортовых передач выбирается ,(з необходимости минимальных потерь мощности при проскальзывании ремней в режи>(ax движения машины по твердым фонам и при поворота:<, а также с целью ксключе»кя соскальзывания ремней со шкивов. Оси

1614957

Формула изобретения

А, Б ведущих шкивов 36 и 37 установлены над осями В и Г основных ведущих колес 14 и 15, а оси Д и E ведомых шкивов 38 и 39 установлены над осями К и Л управляемых колес 48 и 49. Такое решение позволяет, не снижая клиренса самоходной машины, полностью вывести шкивы и ременные передачи бортовых соединительных передач из зоны возможных контактов с фоном, что обеспечивает необходимую работоспособность бортовых передач, а также не снижает клиренс машины. Установка бортовых соединительных передач в сочетании с двухступенчатыми планетарно-цилиндрическими бортовыми редукторами с увеличенным передаточным числом во всех колесах позволяет увеличить скоростной режим ременных передач и применить шкивы уменьшенных по диаметру габаритов, что является важным фактором по условиям компоновки и, тем самым, обеспечивает возможность применения указанных передач.

Наличие у каждого из бортовых редукторов 12 и 13 двух валов с выходными хвостовиками 10, 11 и 32, 33 обеспечивает оптимальные возможности для компоновки на машине механических тормозов 30 и 31 и ведущих шкивов 36 и 37 бортовых передач.

Установка каждого из ведомых шкивов 38 и 39 на цапфах 40 и 41 (фиг. 4), соединенных через рычаг 67 и ось 68 с рамой 63 машины, а через ползун 66 с продольным пазом — с балкой 50 моста управляемых колес, обеспечивает необходимую работоспособность ременных передач и карданных передач к бортовым редукторам управляемых колес. При качании балки 50 относительно осн 61 ведомый шкив 38 перемещается в плоскости ременной передачи, что исключает перекос ременной передачи и обеспечивает надежность ее эксплуатации. Одновременно, перемещение шкива 38 вместе с балкой 50 дает возможность работать карданной передаче 42 с допустимыми в эксплуата ции угла ми наклона.

Оси Д и Е цапф 40 и 41 ведомых шкивов

38 и 39 и оси входных валов 44 и 45 бортовых редукторов 46 и 47 управляемых колес 48 и 49 установлены в вертикальной плоскости, проходящей через оси К и Л управляемых колес при прямолинейном движении машины.

Это позволяет иметь одинаковый максимальный угол отклонения карданных передач 42 и 43 при поворотах управляемых колес 48 и 49 в ту или другую сторону.

Точное согласование передаточных чисел между основными и управляемыми колесами производится подбором дна метров шкивов бортовых соединительных передач. Для случаев установки на одной и той же машине шин разных диаметров для различных видов работ необходимое согласование передаточных чисел достигается простым способом, 10

55 путем замены одного из шкивов каждой бортовой соединительной передачи.!. Четырехколесная самоходная машина с приводом основного и дополнительного ведущих мостов, содержащая установленный на каждое колесо бортовой понижающий редуктор с ведущей и ведомой шестернями, бортовые соединительные ременные передачи с ведущим и ведомым шкивами и карданные передачи к входным валам бортовых редукторов управляемых колес, отличающаяся тем, что, с целью снижения массогабаритных показателей за счет обес печения надежного и компактно размещенного привода дополнительного ведущего моста самоходной машины на базе ременных передач, ведущий шкив каждой соединительной передачи установлен на валу, снабженном шестерней, зацепленной с ведомой шестерней бортового редуктора основного моста, а ведомый шкив каждой соединительной передачи установлен на цапфе и соединен карданной передачей с входным валом бортового редуктора управляемых колес, при этом цапфа выполнена подвижной в плоскости ремня и соединена кинематически с мостом управляемых колес.

2. Машина по п. !, отличающаяся тем, что каждая из бортовых передач снабжена промежуточным шкивом и выполнена в виде двух последовательно соединенных ременных передач, первая из которых установлена между ведущим и промежуточным шкивами, а вторая — между промежуточным и ведомым шкивами. причем промежуточный шкив снабжен натяжным устройством.

3. Машина по пц. 1 и 2, отличающаяся тем, что натяжное устройство промежуточного шкива каждой из бортовых соединительных передач выполнено в виде рычага, один конец которого подвижно установлен на оси промежуточного шкива. а другой шарнирно соединен с первым плечом подвижно установленного на неподвижной оси двуплечего рычага, при этом второе плечо двуплечего рычага соединено с управляемым упругим элементом.

4. Машина по пп. l — 3, отличающаяся тем, что упомянутый двуплечий рычаг каждой из бортовых соединительных передач снабжен пружиной предварительного натяжения.

5. Машина по и. 1. отличающаяся тем, что каждая из цапф ведомых шкивов снабжена рычагом. второй конец которого подвижно установлен на неподвижно закрепленной на раме машины оси, и ползуном с продольным пазом, в котором установлена неподвижно за крепленная на балке моста управляемых колес другая ось.

6. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что оси ведущих и ведомых шкивов бортовых

1614957

7 соединительных передач расположены над осями соответствующих колес.

7. Машина по пп. 1, 5 и 6, отличающаяся, тем, что оси цапф ведомых шкивов и оси

; входных валов бортовых редукторов управляемых колес установлены в вертикальной плоскости, проходящей через оси управляемых колес при прямолинейном движении машины.

8. Машина по и. 1, отличающаяся тем, что бортовые редукторы основного ведущего моста снабжены механическими тормозамч, при этом ведущие шкивы соединительных гн редач и тормоза установлены на разных входных валах бортовых редукторов, а один из входных валов каждого бортового редуктора соединен с коробкой передач.

16149(>7

65 89 бФ б5

Составитель (.. Ьг. «>> сько

Редактор В. Данко Техред А. Кравчук Коррекгор Т. Ко.>б

Тираж 419 По:(нисног

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и отлрь>гия>: нрн I I((IТ (:(:>.I>

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Ра1 инская í i>>., д -(5

Производственно-издательский комбинат «(1атен-.». г Ужгород, i... .I,>:.>I»>«а. II>l

Четырехколесная самоходная машина с приводом основного и дополнительного ведущих мостов Четырехколесная самоходная машина с приводом основного и дополнительного ведущих мостов Четырехколесная самоходная машина с приводом основного и дополнительного ведущих мостов Четырехколесная самоходная машина с приводом основного и дополнительного ведущих мостов Четырехколесная самоходная машина с приводом основного и дополнительного ведущих мостов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системам управления дополнительным приводом колес, содержащим бортовые соединительные передачи между основным ведущим мостом и мостом управляемых колес

Изобретение относится к устройствам автоматического управления силовым соединением и разъединением приводов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для автоматического включения и выключения переднего ведущего моста, например, трактора

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для дифференциального распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между их ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в сельскохозяйственных тракторах

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к системам управления приводами ведущих колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к транспортным средствам с двумя и более ведущими мостами

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для привода самоходного полноприводного транспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к автомобилестроению, и может быть использовано для изготовления простых, скоростных, полноприводных автомобилей-вездеходов с автоматической бесступенчатой передачей, с высокими динамическими характеристиками

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх