Способ оценки обзорности транспортного средства

 

Изобретение относится к области транспорта, в частности, к способам оценки обзорности автотранспортных средств. Цель изобретения - получение характеристики обзорности, унифицированной для всех автотранспортных средств. Данные о панораме обзора через ветровое стекло получают путем измерения относительно продольных координатных плоскостей транспортного средства угловых параметров (α<SB POS="POST">1</SB>, α<SB POS="POST">2</SB>) плоскостей взгляда, свободных от элементов транспортного средства. Это плоскости взгляда проводят через точки контура светового проема ветрового стекла касательно к глазным эллипсам. Углы плоскостей взгляда вверх и вниз измеряют в пределах поворота глаз, вправо и влево - до углов, обеспечиваемых поворотом глаз, свыше указанных углов-с поворотом головы. Параметры точек контура светового проема ветрового стекла, полученные таким образом, наносят на координатную плоскость, соединяют лекальной кривой и сравнивают с нормативными зонами. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСОУБЛИН

А1

09) 01) ($g)5 С 01 И 17/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

IlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬЗТИЯМ

IlPH ГННТ СССР (21) 4451747/25-11. (22) 29.06.88 (46) 23.12.90. Бюл. Р 47 (7 1) Центральный научно-исследователь-, ский автомобильный и автомоторный институт (72) В.П.Рост (53) 629.113.001 ° 4 (088.8)(56) Авторское свидетельство СССР"

Р 441466, кл. G 01. M 17/00, 1971. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ОБЗОРНОСТИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕД ЖВА (57) Изобретение относится к области транспорта, в частности к способам оценки обзорности автотранспортных средств. Цель изобретения - по лучение характеристики обзорности, унифицированной для всех автотран- . спортных средств. Данные о панораме обзора через ветровое стекло полуИзобретение относится к транспорту, в частности к способам оценки обзорности автотранспортных средств.

Цель изобретения — получение характеристики обзорности, унифицированной для всех автотранспортных средств.

На фиг.1 изображено положение глазных эллипсов в транспортном средстве, вид сбоку; на фиг.2 — положение глазных эллипсов в транспортном средстве, вид сверху;.на фиг.3 — глазные эллипоы с касательными к ним лучами, вид сбоку; на фиг.4 — то же, вид сверху; на фиг.5 — координатная плоскость с характеристикой обзорности транспортного средства, зоной

2 чают путем изме ре ния отн осительно продольных координатных плоскостей транспортного средства угловых параметров (ф,О() плоскостей взгляда, свободных от элементов транспортно, го средства..Эти плоскости взгляда проводят через точки контура, светоного проема ветрового стекла касательно к глазным эллипсам. Углы плоскостей взгляда вверх и вниз измеряют в пределах поворота глаз, вправо и влево — до углов, обеспечиваемых поворотом глаз, свыше указанных углов — с поворотом головы.

Параметры точек контура светового проема ветрового стекла, полученные таким образом, наносят на координатную плоскость, соединяют лекальной .кривой и сравнивают с нормативными зонами. 6 ил. очистки ветрового стекла с помощью стеклоочистителя и нормативными зонами; на фиг.6 — характеристики обзорности двух транспортных средств и нормативные зоны.

Способ оценки обзорности транспортного средства с использованием линий взгляда и глазных эллипсов осуществляется следующим образом.

Относительно координат точки R посадки водителя на виде сбоку (фиг.1) и виде в плане (фиг.2) компоновочных чертежей транспортного средства наносят контуры глазных эллипсов, соответствующие контингенту водителей и параметрам регулирования сиденья. Через одну из точек

1615598

20 контура светового проема ветрового стекла (фиг.1 и 2) проводят линии взгляда (лучи) касательно к глазному эллипсу; на виде сбоку (фиг.1 точ° j

5 ка А«) и на виде в плане (фиг.2, точка А ) и измеряют угловые параметры относительно продольных координатных плоскостей соответственно (фип.1 6L, и g ) и (фиг.2Я, ). Линии 10 взгляда проводят касательно к глазным эллипсам в соответствии с указанным (фиг.3 и 4). При этом на виде в плане линию взгляда проводят касательно к эллипсу до углов 30 15 включительно (фиг. 3) . При больших

% углах (на виде в плане) линию взгляда, касательную под углом 30 к глазному эллипсу, проводят с поворотом относительно точек Р Р (фиг.4), соответствующих центрам поворота головы, до совпадения линии взгляда с точкой контура светового проема (фиг.2, точка С) и изьу ряют соответствующие углы (фиг.2,P,/ }. 25

На виде сбоку (боковбй проекции) угловые параметры линий взгляда вверх

| и (или) вниз измеряют до соответству .ющих горизонтальных линий взгляда (лучей) сверху и (или) снизу соответственно (фиг.1и 3).Точки контура светового проема ветрового стекла, находящиеся между горизонтальными линиями взгляда сверху и снизу, измеряют в угловых параметрах на виде в плане (фиг.2 и 4) и в линейных (в интервале g) на виде сбоку (фиг. и 3), Полученные таким образом .параметры точек контура светового проема ветрового стекла наносят на !

; координатную плоскость (фиг. 5), полу40 чая контуры обзорности.

На координатной плоскости по оси абсцисс значения угловых параметров линий взгляда вправо отложены в мас45 .штабе со знаком плюс, а угловые зна, чения линий взгляда влево — со знаком минус. На оси координат положительные значения угловых параметров соответ-. ствуют положению линии взгляпа вверх, отрицательные — положению линии взгляда вниз. Между началом отсчета положительных значений и началом отсчета отрицательных значений находится эона линейных измерений 1 (фиг.5), определяющая а масштабе пространст-! во между горизонтальными плоскостя( ми взгляда сверху и снизу.

На координатную плоскость наносят необходимое число точек, параметры которых определяют указанным образом, и соединяют их между собой лекальными кривыми. Полученный таким образом контур (Лиг..5, А, В, Е, F, D, G С) является характеристикой обзорности транспортного средства и показывает, что пространство, измеренное предлагаемым способом и отображенное контуром на координатной плоскости, видит любой водитель иэ заданного контингента при соответствующих регулировках сиденья.

Аналогичным образом определяют контур, соответствующий пространству, видимому через очищаемый стеклоочистителем контур ветрового стекла (фиг.5, а, б, в, r д).

Полученную характеристику обзорности, как и контур очищаемого стеклоочистителем пространства, сравнивают с нормативными зонами (на фиг.5 и 6 для примера нанесены нормативные зоны, отраженные в ГОСТе и обозначены малая нормативная f зона ?,большая норматйвная зона II) и делают заключение о соответствии обзорности транспортного средства нормативным требованиям.

Применение предлагаемого способа оценки обзорности вносит физический смысл в характеристику обзорности транспортного средства, позволяет создать банк данных по обзорности транспортных средств и производить сравнительную оценку обзорности.

На фиг.6 показаны контуры ABCDEF u

К1МИНТ, соответствующие характеристикам обзорности двух автомобилей одного класса. Сравнительный анализ характеристик обзорности при рассмотрении компоновочных схем автомобилей позволяет определить пути улучшения обзорности. На указанном примере выбор соответствующей компоновки автомобиля позволяет улучшить параметры обзорности вниз (фиг.6, участок KIH контура KLMNHI).

Применение предлагаемого способа оценки обзорности позволяет на основе анализа характеристик обзорности транспортных средств более качественно решать задачи компоновки транспортных средств в части обзорности, что дает такой положительный эффект, как улучшение комфортабельности и снижение дорожно-транспортных npouc-, l шествий.

161559

Формула из обретения

Способ оценки обзорности транспортного средства, заключающийся в измереиии определяющих контур обзор5 ности параметров панорамы обзора через проем ветрового стекла и сравнении их с определяющими контур обзорности параметрами нормативных эон обзора, отличающийся тем, что, с целью получения характеристики обзорности, унифицированной для всех автотранспортных средств, при получении контуров обэорности линейные параметры панорамы обзора определяют на боковой поверхности проекции транспортного средства путем измерения расстояния между верхним и нижним горизонтальными лучами, проведенными касательно 20 к верхней и нижней поверхностям . глазных эллипсов, угловые параметры определяют на боковой проекции транспортного средства йутем измере8 6 ния верхнего и нижнего углов наклона лучей, проведенных к верхним и ниж- ним точкам, ограничивающим зоны обзора через проем ветрового стекла касательно к верхней и нижней поверхностям глазных эллипсов, к указанным верхним и нижним горизонтальным лучам, а на горизонтальной проекции — путем йбмерения правого и левого углов отклонения от вертикальной продольной проскости лучей, проходящих через правую и левую точки, ограничивающие зоны обзора через проем ветрового стекла, касательно соответственно к правой поверхности левого глазного эллипса и левой поверхности правого глазного эллипса при расположении глазных эллипсов неподвижно относительно плоскостей транспортного средства и с поворотом глазных эллипсов в горизонтальной плоскости относительно точек, расположенных вне указанных эллипсов.

1615598

Рис Ф

1615598

1615598

08gg о

В

Ф + о

Р

Q

+ PQ

Ю

С:Э ц

Ь

I о Ь

4 3

Ф«

l

Составитель А.Лапинский

Редактор И.Нулла Техред Л.Олийнык . Корректор С.Черни

Э каэ 3982 Тираж 443 Подписное

В11ИБПИ Государственного. комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

П оиэводственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ оценки обзорности транспортного средства Способ оценки обзорности транспортного средства Способ оценки обзорности транспортного средства Способ оценки обзорности транспортного средства Способ оценки обзорности транспортного средства Способ оценки обзорности транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к устройствам для проведения имитационных испытаний колесных и гусеничных сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля и повышения качества зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для статической балансировки деталей

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для оценки уровня вибрации и балансировки различных изделий в сборе, в частности электродвигателей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях тракторов

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано для балансировки роторов и позволяет повысить эксплуатационную надежность на переходных режимах путем уменьшения динамических нагрузок на выступы

Изобретение относится к устройствам для балансировки шлифовальных кругов на ходу и позволяет повысить надежность за счет компенсации дисбаланса круга корректирующими массами, перемещаемыми рабочим телом

Изобретение относится к балансировочной технике, а именно, к способам и устройствам балансировки роторов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения неуравновешенности деталей

Изобретение относится к транспортному, строительно-дорожному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к области физики и касается устройств для балансировки роторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения осевых моментов инерции тел, а также тензоров инерции на платформах, вращающихся с существенным трением в ограниченных пределах вокруг произвольно расположенной в пространстве оси, снабженных измерителем угловой скорости

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению
Наверх