Устройство для контроля перекоса рыболовного трала

 

Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к приборам контроля параметров трала. Цель изобретения - повышение надежности и удобства при эксплуатации. Устройство включает датчик перекоса, канал связи и судовой приемник-индикатор/регистратор тралового зонда, при этом датчик перекоса выполнен в виде эхолотной приемопередающей системы , устанавливаемой в центре верхней подборы трала, и двух акустических приемоответчиков, первый из которых закрепляется на трале в точке на продольной оси трала, второй - на верхней подборе трала в стороне от продольной оси трала, а судовой приемник-индикатор/регистратор снабжен схемой выделения сигналов приемоответчиков,счетчиком импульсов, генератором счетных импульсов и формирователем опорного сигнала. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1618363 (51) 5 А 01 73 10

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМЪ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

40 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4480964/13 (22) 13.09.88 (46) 07.01.91. Бюл. № 1 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (72) В. И. Кудрявцев (53) 639.2.081.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 973089, кл. А 01 К 73/10, 1980.

Авторское свидетельство СССР № 1197619, кл. А 01 К 73/10, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПЕРЕКОСА РЫБОЛОВНОГО ТРАЛА (57) Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к приборам контроля параметров трала. Цель изобреИзобретение относится к промышленному рыболовству, в частности к приборам контроля параметров трала, и предназначено для контроля перекоса рыболовного трала непосредственно в процессе траления.

Цель изобретения — повышение надежности и удобства эксплуатации.

В устройстве для контроля перекоса рыболовного трала, включающем датчик перекоса, канал связи и судовой приемник-индикатор/регистратор тралового зонда, датчик перекоса выполнен в виде эхолотной приемопередающей системы, установленной в центре верхней подборы непосредственно у тралового зонда, и двух акустических приемоответчиков, первый из которых закрепляется на трале в точке, находящейся на продольной оси трала, втором — на верхней подборе в стороне от продольной оси трала, а бортовой приемник-индикатор/регистратор тралового зонда снабжен схемой выделения сигналов приемоответчика, счетчиком импуль2 тения — повышение надежности и удобства при эксплуатации. Устройство включает датчик перекоса, канал связи и судовой приемник-индикатор/регистратор тралового зонда, при этом датчик перекоса выполнен в виде эхолотной приемопередающей системы, устанавливаемой в центре верхней подборы трала, и двух акустических приемоответчиков, первый из которых закрепляется на трале в точке на продольной оси трала, второй — на верхней подборе трала в стороне от продольной оси трала, а судовой приемник-индикатор/регистратор снабжен схемой выделения сигналов приемоответчиков, счетчиком импульсов, генератором счетных импульсов и формирователем опорного сигнала. 2 ил. сов, генератором счетных импульсов и формирователем опорного сигнала.

На фиг. 1 изображено устройство с размещением его элементов на трале, общий вид; на фиг. 2 — блок-схема устройства.

Устройство для контроля перекоса трала содержит датчик перекоса, состоящий из эхолотной приемопередающей системы 1, устанавливаемой в центре верхней подборы, акустического приемоответчика 2, закрепляемого на трале 3 в точке, находящейся на продольной оси 4 трала, и акустического приемоответчика 5, устанавливаемого на верхней подборе трала в стороне от его продольной оси, канал 6 связи тралового зонда, бортовой приемник-индикатор(регистратор 7 тралового зонда, схему 8 выделения сигнала приемоответчика 5, счетчик 9 импульсов, генератор 10 счетных импульсов и формирователь 11 опорного сигнала. Расстояние между приемоответчиком 5 и эхолотной приемопередающей системой 1 вы1618363 бирается кратным расстоянию между приемоответчиками 2 и 5. Эхолотная приемопередающая система 1 соединена с каналом 6 связи тралового зонда, вход схемы 8 выделения сигнала приемоответчика 5 подключен к бортовому приемнику-индикатору/регистратору 7 тралового зонда, выход соединен с входом окончания счета/начала считывания счетчика 9 импульсов, счетный вход которого подключен к генератору 10 счетных импульсов, вход начала счета — к приемнику-индикатору/регистратору 7 тралового зонда, а выход окончания считывания (обнуления счетчика) — к входу формирователя 11 опорного сигнала, выход формирователя опорного сигнала 11 соединен с приемником-индикатором/регистратором 7 тралового зонда.

Устройство работает следующим образом.

После погружения трала на определенную глубину по сигналам тралового зонда начинает изучать импульсы посылки эхолотная приемопередающая система 1 на несущей частоте f . По импульсам посылки (сигналам тралового зонда) начинает работать счетчик 9 импульсов от генератора

10 счетных импульсов. Импульсы посылки принимаются акустическим приемоответчиком 5 и переизлучаются им на той же несущей частоте f, но с отличающимися параметрами, например с большей длительностью чем импульсы посылки, или в виде кода.

Сигнал приемоответчика 5 принимается вначале эхолотной приемопередающей системой

1 (так как она находится. ближе к приемоответчику 5) и по каналу 6 связи поступает в приемник-индикатор/регистратор 7, выделяется схемой 8 и останавливает счет счетчика 9 импульсов. По сигналу со схемы 8 сразу же начинается считывание (вычитание) данных из счетчика, 9 с меньшей скоростью, кратной отношению расстояния между приемоответчиками 2 и 5 к расстоянию между приемоответчиком 5 и эхолотной приемопередающей системой 1 (с соответственно меньшей частотой следования счетных импульсов от генератора 10). Сигнал приемоответчика 5 затем также принимается приемоответчиком 2 и ретранслируется им на другой несущей частоте fq. Эхолотная приемопередающая система 1 работает лишь на частоте f, поэтому она непосредственно не воспринимает сигналы приемоответчика 2. Приемоответчик 5 имеет два усилителя (на частоту fi и f ), поэтому он принимает сигнал приемоответчика 2 и ретранслирует его на частоте fi. Ретранслированный приемоответчиком 5 сигнал приемоответчика 2 принимается эхолотной приемопередающей системой 1, передается по каналу 6 связи тралового .зонда к приемнику-индикатору/регистратору 7 тралового зонда и регистрируется им.

При отсутствии перекоса в этот момент заканчивается считывание данных счетчика

Формула изобретеяия

5

10 f5

9, и опорный сигнал с формирователя 11 поступает на приемник-индикатор/регистратор 7, причем он отличается по параметрам от сигналов приемоответчиков (например, в виде двух импульсов с фиксированным расстоянием между ними).

При наличии перекоса расстояние между приемоответчиками 2 и 5 изменяется (фиг. 1, f и fg) т.е. становится меньшим или большим (фиг. 1), и соответственно сигнал от приемоответчика 2 поступает на приемник-индикатор/регистратор 7 тралового зонда раньше или позже опорного сигнала от формирователя 11. В результате можно контролировать как направление перекоса, так и его величину.

Благодаря полному исключению всех механических связей между чувствительными элементами и центральным блоком, установленным в середине верхней подборы трала, отсутствию необходимости преобразования данных о перекосе к виду, пригодному для передачи по каналу связи на бортовой приемник-индикатор/регистратор, и непосредственной синхронизации его работы по запускающим импульсам тралового зонда, предлагаемое устройство является более надежным в работе и удобным в эксплуатации.

Устройство для контроля перекоса рыболовного трала, содержащее датчик перекоса, канал связи и судовой приемник-индикатор/регистратор тралового зонда, отличаюи1ееся тем, что, с целью повышения надежности и удобства эксплуатации, датчик перекоса выполнен в виде эхолотной приемопередающей системы, установленной в центре верхней подборы трала, и двух акустических приемоответчиков, первый из которых закреплен на трале в точке, находящейся на продольной оси трала, а второй— на верхней подборе трала в стороне от продольной оси трала, судовой приемник-индикатор/регистратор снабжен дополнительно схемой выделения сигналов акустических приемоответчиков, счетчиком импульсов, генератором счетных импульсов и формирователем опорного сигнала, причем эхолотная приемопередающая система соединена с каналом связи тралового зонда, вход схемы выделения сигналов акустических приемоответчиков подключен к судовому приемнику-индикатору/регистратору, а ее выход соединен с входом окончания счета счетчика импульсов, счетный вход которого соединен с выходом генератора счетных импульсов, вход начала счета — с судовым приемником-индикатором/регистратором, а выход окончания считывания — с входом формирователя опорного сигнала, ° выход которого соединен с судовым приемником-индикатором/регистратором.!

618363

Составитель A. Роговский

Редактор И. Д ер6 а к Техред A. Кравчук Корректор A. Осауленко

Заказ 4 Тираж ЗФ7 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ССCP

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугпская наб., д. 4, 5

Производственно-издательский комбинат «Патент». г. Ужгород. ул. Гагарина, 101

Устройство для контроля перекоса рыболовного трала Устройство для контроля перекоса рыболовного трала Устройство для контроля перекоса рыболовного трала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к промышленному рыболовству

Изобретение относится к промышленному рыболовству

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике и направлено на расширение диапазона исследований путем обеспечения возможности изменения траектории защиты модели орудия лова

Изобретение относится к области промышленного рыболовства, в частности к устройствам для определения степени заполнения кутка рыболовного трала рыбой

Изобретение относится к промьппленному рыболовству, а именно к способам определения перекоса рыболовного трала в процессе его буксировки

Изобретение относится к промышленному рыболовству и предназначено для обеспечения синхронизации измерения параметра горизонтального раскрытия троса, получаемого от вибраторов, с параметрами

Изобретение относится к промышленному рыболовству и направлено на повьшение точности

Изобретение относится к промышленному рыболовству и предназначено для определения степени наполнения тралового мешка в процессе траления

Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к приборам контроля параметров трала

Изобретение относится к области промышленного рыболовства, а именно к приборам контроля характеристик траловой системы
Наверх