Способ приработки нереверсивной газодинамической опоры
Изобретение относится к машинострое нию, в частности к способам изготовления газодинамических опор электрически машин. Цель изобретения - сокращение времени приработки и повышение ее эффективности . Способ приработки нереверсивной газодинамической опоры включает взаимное перемещение рабочих поверхностей опоры в направлении, обратном направлению, соответствующему рабочему режиму опоры. При приработке радиально-упорной опоры ее располагают наклонно к рабочему положению. Процесс приработки электродвигателя ведут до достижения максимального значения электрического сопротивления между ротором и корпусом электродвигателя Способ обеспечивает снижение в 10 рэз времени приработки при исключении необходимости использования дорогостоящего обоп/дования 2 л п ф-лы
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 С 33/14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 ъ 0
ЬЭ (iO
1)> (21) 4349515/27 (22) 28.12,87 (46) 23.01.91, Бюл. N 3 (72) Г.Б.Михайлов и В.В.Путников (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 1373921, кл. F 16 С 33/14, 1984. (54) СПОСОБ ПРИРАБОТКИ НЕРЕВЕРСИВНОЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРЫ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления газодинамических опор электри«ескик машин. Цель изобретения — сокращение времени приработки и повышение ее эффективности. Способ приработки нереверсивИзобретение относится к машиносгроению, в частности к способам изготовления газодинамических опор электрических машин, Цель изобретения — сокращение времени приработки и повышение ее эффективности, Способ приработки нереверсивной газодинамической опоры включает взаимное перемещение рабочих поверхностей опоры в направлении, обратном направлению, соответствующему рабочему режиму опоры, При приработке радиально-упорной опоры ее располагают наклонно к рабочему положению. При приработке опоры электродвигателя процесс приработки ведут до тех пор, пока электрическое сопротивление между ротором и корпусом электродвигателя не достигнет максимального значения, Способ осуществляют следующим образом.
Электродвигатель, газодинамические опоры которого подвергают приработке. рас„„. Ж„„1622670 А1 ной газодинамической опоры включает взаимное перемещение рабочих поверхностей опоры в направлении, обратном направлению, соответствующему рабочему режиму опоры, При приработке радиально-упорной опоры ее располагают наклонно к рабочему положению. Процесс приработки электродвигателя ведут до достижения максимального значения электрического сопротивления между ротором и корпусом электродвигателя. Способ обеспеIHBR=T снижение в 10 раз времени приработки при исключении необксдимости использования дорогостоящего оборудования. 2 з.п. ф-лы. полагают накг>онно к его рабочему положению, »одают энергию на электрод:-.игатель
;. осуществляют перемещение рабочих noí pxHc тей опор в направлении, обратном направлению образования несущего газодинамического слоя. При этом опоры работают все время в, режиме сухого трения. сопровождающемся износом, что обеспечивает интенсивный процесс приработки опор.
Радиально-упорную опору располагают под углом к рабочему положению, что приводит к разложению веса ротора на две составляющие, что обуславливает работу в режиме сухого трения торцовых и радиальных опор.
При этом для устройств с газодинамическими опорами, имеющих переменную по направлению осевую нагрузку, приработку опор при расположении оси под углом
30 — 50 к горизонту производят дважды— валом вверх и валом вниз, Качество рабочих поверхностей опор оценивают по величине
1622670
Составитель Н. Долженкова
Техред М,Моргентал Корректор Н. Ревская
Редактор Е. Папп
Заказ 102 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
ПрОИЗВОдСтВЕННО-ИэдатЕЛЬСКИй КОМбИНат "ПатЕНт", Г. Уж ОрОд, уЛ.ГаГарИНа, 101 электрического сопротивления между валом и корпусом при холостом ходе электродвигателя. При этом ось электродвигателя располагают горизонтально или вертикально, подают на него электроэнергию для обеспечения направления вращения. соответствующего образованию несущего газодинамического слоя, Один щуп прибора для измерения сопротивления помещается на корпус двигателя, другой через скользящий контакт касается ротора. Величина этого сопротивления составляет 150 — 200 кОм и доходит до более высоких значений, что свидетельствует практически об отсутствии даже кратковременных касаний между ротором и втулкой опоры, при этом значение тока холостого хода устанавливается равным минимальным значениям, соответствующим данному типу двигателя, Пример. Прирабатывали опору двигателя, ротор которого представляет собой вал с установленными на нем шипами газовых опор, балансировочными кольцами и постоянным магнитом. Зона из радиальных опор совмещена с торцовой опорой.
Рабочие зазоры составляют 7-10 мкм.
Диаметр радиальных опор 25,1 мм, длина опор 15,1 мм. Диаметр торцовой опоры
40 мм, Приработку осуществляли при холостом ходе, при направлении вращения, противоположном номинальному. Частота вращения ротора 8500 об/мин. Ось опор располагалась под углом 35 к горизонту. Приработка проводилась до получения такого качества рабочих поверхностей, которое обеспечивало величину тока холостого хода двигателя при напряжении 27 В, находящуюся в пределах
0,20+0,ОЗ А при номинальном направлении вращения. Длительность приработки составляла не более 50 мин. Для получения
5 такого же качества опор при использовании известного способа потребовалась приработка в барокамере в течение 6 ч при давлении 10 мм рт.ст.
Таким образом, использование предла10 гаемого способа обеспечивает интенсификацию процесса приработки при исключении необходимости оснащения производства дорогостоящим оборудованием и затрат на его обслуживание, 15
Формула изобретения
1. Способ приработки нереверсивной газодинамической опоры, включающий взаимное перемещение рабочих поверх20 настей опоры, отлич а ю щи и с я тем, что, с целью сокращения времени приработки и повышения ее эффективности, перемещение поверхностей производят в направлении, обратном направлению, соответствующему
25 рабочему режиму опоры.
2. Способпоп.1,отличающийся тем, что при приработке радиально-упорной опоры перед перемещением рабочих поверхностей опоры ее располагают наклонно к
30 рабочему положению.
3. Способ по п. 1, о т л и ч э ю шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости при приработке опоры электродвигателя, процесс ведут до достижения максимально35 ro значения электрического сопротивления между ротором и корпусом электродвигателя при холостом ходе электродвигателя.