Многоскоростная зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к многоскоростным зубчатым передачам Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик передачи Передача снабжена стаканом 8 с гибким зубчатым венцом 9, который может принимать форму эллипса с большей полуосью, равной радиусу начальной окружности зацепления с зубчатыми колесами 4, за счет действия пьезокерамических пластин 11, установленных под зубчатым венцом 9 Напряжение на пластины 11 подается через токосъемное устройство с соответствующих сегментов 13, установленных на ведущем валу 2, которые запитываются через сегменты 16, размещенные в кожухе 15 Поворотом кожуха 15 относительно корпуса 1 соосно валу 2 обеспечивается определенное положение эллипса зубчатого венца 9, а следовательно, и включение необходимой ступени передачи. Повышение эксплуатационной надежности достигается за счет того что при переключении передач временно снимается напряжение с пластин 11 и зубчатый венец 9 принимает форму окружности, выходя из зацепления с промежуточными зубчатыми колесами 4 5 ил с/ с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Ф (51)5 F 16 Н 3/2и

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ

1 (21) 4645566/28 (22) 03,02,89 (46) 07.02,91. Бюл. М 5 (71) Рижский политехнический институт им. А.Я.Пельше (72) Я, П. Грейвулис, В. Н. Шинкарев и

В.Э. Юркевич (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 52411, кл, F 16 Н 3/36, 1936. (54) МНОГОСКОРОСТНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к многоскоростным зубчатым передачам. Цель изобретения улучшение эксплуатационных характеристик передачи Передача снабжена стаканом 8 с гибким зубчатым венцом 9, который может принимать форму эллипса с большей полуосью, равной радиусу начальной окружА

„„. Ж„„1626023 Al ности зацепления с зубчатыми колесами 4, за счет действия пьезокерамических пластин 11, установленных под зубчатым венцом 9. Напряжение на пластины 11 подается через токосьемное устройство с соответствующих сегментов 13, установленных на ведущем валу 2, которые запитываются через сегменты 16, размещенные в кожухе 15. Поворотом кожуха 15 относительно корпуса 1 соосно валу 2 обеспечивается определенное положение эллипса зубчатого венца 9, а следовательно, и включение необходимой ступени передачи, Повышение эксплуатационной надежности достигается за счет того, что при переключении передач временно снимается напряжение с пластин 11 и зубчатый венец 9 принимает форму окружности, выходя из зацепления с промежуточными зубчатыми колесами 4. 5 ил.

1626023

Изобретение относится к машиностроения, в частности к многоскоростным зубчатым передачам, и может быть использовано в различных приводных устройствах, Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик передачи путем применения в качестве переключающего устройства гибкого зубчатого колеса с пьезокерамическими возбудителями.

14а фиг, 1 показана передача, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1. на фиг, 4— электрическая схема подачи напряжения на ка:кдьié пьезокераMè÷åский элpMåíт; на фиг, 5 — зависимость напряжения, подаваемого на пьезокерамический элемент за адин оборот ведущего вала.

Многоскоростная зубчатая передача содержит корпус 1, полый ведущий вал 2, промежуто-,ные валы 3 с зубчатыми колесами 4 и 5, ведомый вал 6 с зубчатыми колесами 7, упругий ци Iиндрический элемент в виде стакана 8, установленный на ведущем валу

2, «токосьемное устройство. На гибкой кромке стакана 8 выполнены наружный зубчатый венец 9 для взаимодействия с зубчатыми колесами 4 и внутренние выступы 10, ! ежду которыми установлены пакеты из ьезокерамических пластин 11, закрепленных кл ньями 12 из изолирующего материала. Зубчатые колеса 4 расположены с

".«вором попа1з о и противоположно друг др ry относительно зубчатого венца 9, а зубнаT!:!å колеса 5 зацеплены также попарно с соответствующим зубчатым колесом 7 ведомого вала 6.

Токосьемное устройство выполнено в виде одной пары колец, установленных на едущем валу 2 и составленных из электропроводягциx сегментов 13, разделенных друг от друга и вала 2 изоляционными слоями 14. и другой пары колец, установленных

B кож хе 15 и составленных из электропро ода щих сегментов 16, разделенных друг от друга и кожуха 15 изоляционными слоями

17, Каждая пара сегментов 13 разных колец сосдпнена злектропооводящими выводами

18 со своим пакетом пьезокерамических пластин 11, а пары сегментов 16 разных ко ец име.ог электрический вывод 19 наружу герез отверстие 20 в кожухе 15. Сегменты 1". и 16 имеют одинаковую Длину по окру;кности взаимного скольжения друг относительно друга, а длина изоляционных сло=n 14 и 17 по этой же окружности меньше длины сегментов 13 и 16. Электропроводящие в -. воды 18 размещены внутри полого ведусцего вала 2, Кожух 15 установлен в корпусе 1 переда <и с возможностью вращения

55 вокруг оси ведущего вала 2 и фиксации на заданных углах поворота.

Многоскоростная зубчатая передача работает следующим образом, При отсутствии напряжения на пьезокерамических пластинах 11 форма гибкого зубчатого венца 9 представляет собой окружность и сам венец 9 не входит в зацепление с зубчатыми колесами 4. При подаче напряжения на все пары сегментов 16 по определенному закону (фиг. 5) так, что разность потенциалов соседних пар сегментов

16 отличается на постоянную величину, а в совокупности имеют два максимума и два минимума, последовательно переходящих через ноль, такое же распределение напря-. жения образуется на пакетах пьезокерамических пластин 11, передаваемое через сегменты 13 и электропроводящие выводы

18. Пакеты пьезокерамических пластин 11 деформируют гибкий зубчатый венец 9 стакана 8 в виде эллипса, который сохраняет свое пространственное положение вне зависимости от того вращается или нет стакан

9. В свою очередь, пространственное положение эллипса гибкого зубчатого венца 9 зависит от положения кожуха 15 относительно корпуса 1. Деформацию зубчатого венца 9 обеспечивают так, чтобы большая полуось полученного эллипса была равна радиусу начальной окружности зацепления с зубчатым колесом 4. Поворачивая кожух относительно корпуса 1, вводят в зацепление зубчатый венец 9 стакана 8 с одной из пар зубчатых колес 4. Таким образом, достигается возможность эффективного включения и переключения ступеней передачи эа счет прекращения подачи напряжения на пьезокерамические пластины 11, обеспечивая временный вывод зубчатого венца 9 из зацепления с зубчатыми колесами 4.

Формула изобретения

Многоскоростная зубчатая передача, содержащая корпус, ведущий вал, промежуточные валы, ведомый вал с жестко установленными на них зубчатыми колесами,о т л ич а ю щ а я с я тем, что. с целью улучшения эксплуатационных характеристик, передача снабжена упругим цилиндрическим элементом и токосьемным устройством, установленным на ведущем валу, элемент выполнен в виде стакана с наружным зубчатым венцом для взаимодействия с зубчатыми колесами промежуточных валов и внутренними выступами под зубчатым венцом на гибкой цилиндрической кромке стакана, между выступами установлены пакеты из пьеэокерамических пластин, соединенных электрически параллельно и закрепленных между выступами клиньев из изолирующего

1626023

15

78 материала, токосьемное устройство выполнено в виде одной пары колец, установленных на ведущем валу и составленных из электропроводящих сегментов, разделенных друг от друга и вала изоляционными слоями, каждая пара сегментов разных колец соединена электропроводящими выводами со своим пакетом пьеэокерамических пластин и другой пары колец аналогичного исполнения, имеющей скользящий контакт с первой парой и установленной в кожухе, каждая пара сегментов разных колец имеет электропроводящий вывод наружу через отверстие в кожухе, длина всех сегментов по окружности взаимного скольжения одина5 кова и больше длины изоляционного слоя, кожух установлен в корпусе передачи с воэможностью вращения вокруг оси ведущего вала и фиксации на заданных углах поворота, а ведущий вал выполнен полым и внутри

10 него размещены электропроводящие выводы.

1626023

1 ! 1

1

gI

Составитель М.Радугин

Р дактор Б.Бугренкова Техред М.Моргентал Корректор Q.Êðàeöoâà

Заказ 267 Тираж 388 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 0, 101

Многоскоростная зубчатая передача Многоскоростная зубчатая передача Многоскоростная зубчатая передача Многоскоростная зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкостроению , в частности к приводам шпинделей многоцелевых обрабатывающих станков

Изобретение относится к коробкам переключения передач для использования в транспортных средствах, преимущественно в автобусах с задним расположением двигателя. Коробка переключения передач содержит корпус, механизм управления переключением передач, установленные на подшипниках первичный, вторичный и промежуточный валы, дополнительный и выходной валы с приводными шестернями. Дополнительный и выходной валы расположены параллельно первичному валу. Выходной вал расположен в передней части коробки передач. Пара приводных шестерен дополнительного вала расположена в задней, противоположной первичному валу части коробки передач. Пара приводных шестерен выходного вала расположена в передней части коробки передач. Дополнительный и выходной валы установлены на подшипниках. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх