Способ вибродиагностирования дефектов в кинематических цепях машин

 

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем выявления расцентровок осей валов кинематических цепей. В эксплуатационных условиях задают машине рабочий режим с номинальной мощностью привода, измеряют относительный сдвиг фаз и амплитуды гармонических составляющих колебаний подшипников каждого вала в одном и том же радиальном направлении, а о наличии расцентровки судят по превышению измеренными амплитудами пороговых значений и одновременном попадании величины сдвига фаз в интервал значений, близких к 180°, причем границы этого интервала и пороговых значении определяются на основе статистических данных для конкретных типов узлов машин 2 ил. со с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 G 01 М 13/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4601320/28 (22) 03.10,88 (46) 15.04.91. Бюл, М 14 (71) Украинский научно-исследовательский институт природных газов (72) М.В.Бойко и С.А.Сапрыкин (53) 531.717 (088.8) (56) Балицкий Ф.Я.. Баринов Ю.Г., Смородин С.А. и др. Диагностирование дефектов сборки зубчатых передач с круговым зубом по фазовым характеристикам, Динамика и прочность поврежденных конструкций авиационной техники. — Материалы IV Всесоюзного научно-технического совещания, М., 1984, с, 114-117. (54) СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИРОВА НИЯ ДЕФЕКТОВ В КИНЕМАТИЧЕСКИХ

ЦЕПЯХ МАШИН

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано для выявления дефектов сборки и изготовления,а также дефектов, возникающих во время эксплуатации отдельных звеньев кинематических цепей, например для диагностирования расцентровок осей . валов нагнетателя и редуктора, электродвигателя и редуктора в электроприводных га-. зоперекачивающих агрегатах.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем выявления расцентровок осей валов кинематических цепей.

На фиг, 1 представлен участок кинематической цепи, состоящий из двух жестко соединенных муфтой валов ведущего 1 и ведомого 2, вращающихся в подшипниковых опорах 3 и 4, при отсутствии расцент„„5U„„1642297 А1 (57) Изобретение относится к контрольноизмерительной технике. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем выявления расцентровок осей валов кинематических цепей. В эксплуатационных условиях задают машине рабочий режим с номинальной мощностью привода, .измеряют относительный сдвиг фаз и амплитуды гармонических составляющих колебаний подшипников каждого вала в одном и том же радиальном направлении, а о наличии расцентровки судят по превышению измеренными амплитудами пороговых значений и одновременном попадании величины сдвига фаз в интервал значений, близких к 180, причем границы этого интервала и пороговых значений определяются на основе статистических данных для конкретных типов узлов машин. 2 ил. ровки валов; на фиг. 2 — то же, при наличии расцентровки валов.

Вибрация подшипников, возникающая ф при вращении валов, регистрируется вибропреобразователями 5 и 6, Способ вибродиагностирования осуществляется следующим образом..

Задают машине рабочий режим с номи- б нальной мощностью привода, Устанавливают вибролреобрааователи б, б иа ), » подшипниках 3, 4 каждого вала в одном и а том же радиальном направлении и измеряют относительный сдвиг фаз и амплитуды гармонических составляющих колебаний подшипников на частоте вращения валов, Если имеет место превышение измеренными амплитудами пороговых значений, а величина сдвига фаз близка к 180, то диагностируется расцентровка валов.

1642297

7 г

6cz Г

Составитель Е. Хомяков

Редактор M. Бандура,Техред М.Моргентал Корректор В.Гирняк

Заказ1140 Тираж 359 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Пример. Способ использован для диагностирования расцентровки.(несоосности) между валом ротора нагнетателя и валшестерней редуктора электроприводного газоперекачивающего агрегата СТД-4000, 5 который состоит из электродвигателя, павышающего редуктора и центробежного нагнетателя.

Задают агрегату номинальный рабочий 10 режим. Вибропреобразователи устанавливают на редуктор (6-й подшипник) и нагнетатель (7-й подшипник), где измеряют уровень гармонических составляющих вибрации в вертикальном направлении на час- 15 . тоте (1.33 Гц) с помощью виброметра, снабженного узкополосным фильтром, либо анализатора. Одновременно с помощью фазового детектора или фазометра измеряют сдвиг фаз между выделенными гармониче- 20 скими составляющими. Если уровень вибрации на редукторе превышает 4,0 мм/с и одновременно на нагнетателе 3,0 мм/с, а сдвиг фаз между гармониками в пределах от

160 до 200, то диагностируется расцент- 25 ровка (несоосность), Пороговые значения уровней вибрации и значения сдвигов фаз в данном примере определены экспериментально путем изме- 30

У рения вибрационных параметров на агрегате при различных значениях расцентровки.

Формула изобретения

Способ вибродиагностиравания дефектов в кинематических цепях машин, заключающийся в том, что на рабочем режиме машины определяют относительный сдвиг фаз- между гармоническими колебаниями определенной частоты, измеренными в двух точках кинематической цепи, и по величине сдвига фаз, сравниваемой с эталонной, судят о дефектах, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем выявления расцентровок осей валов, у кинематических цепей измеряют амплитуды колебаний подшипников валов кинематической цепи, измерение относительного сдвига фаз и амплитуд гармонических составляющих колебаний подшипников каждого вала производят водном и том же радиальном направлении на частоте вращения валов, а о наличии расцентровки судят по превышению измеренными амплитудами пороговых значений и одновременном попадании величины сдвига фаз в интервал значений, близких к 180, причем границы этого интервала и пороговых значений определяются на основе статистических данных для конкретных типов узлов машин.

Способ вибродиагностирования дефектов в кинематических цепях машин Способ вибродиагностирования дефектов в кинематических цепях машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательным машинам и стендам, и может быть использовано для проведения испытаний на долговечность и обкатки винтовых механизмов

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано в качестве нагрузочного устройства к стенду для испытания маломощных электродвигателей

Изобретение относится к оборудованию для гидравлических испытаний изделий, в частности передаточных механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для измерения осевой жесткости шариковинтовых передач приводов машин

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной 5 /6 1 технике, и может быть использовано в гидравлических стендах для испытания по меньгаей мере одной пары зубчатых передач по разомкнутой схеме нагружения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на заводах-изготовителях червячных редукторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях ведущих мостов транспортных средств Цель изобретения - повышение долговечности Входной вал 2 технологического ведущего моста 4 кинематически соединен с центральным колесом 13 с внешними зубьями планетарного редуктора 12

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх