Способ старт-стопного управления шаговым двигателем и устройство для его осуществления

 

Изобретения относятся к электротехнике , в частности к электрическим приводам шаговых двигателей систем управления и регулирования. Цель изобретения-экономия электроэнергии. Способ состоит в том, что вх при очередном подключении обмоток на каждом шаге к источнику питания и уменьшении тока после выполнения половины шага дополнительно отключают все обмотки на время стоянки, а при отклонении ротора от фиксированного положени формируют импульс тока коррекции в об мотках, включенных на последнем шаге. Устройство содержит генератор 6 импульсов, вырабатывающий импульсы различной длительности на двух выходах, RS-триггер 7, управляемый по сигналам импульсного датчика 5 с двумя выходами, на которых появляются сигналы окончания шага и полушага, и логические элементы, обеспечивающие прохождение импульсов с одного из выходов генератора 6 на входы усилителей 3. 2 с. п. ф-лы, 3 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з Н 02 P 8/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ (21) 4333983/07 (22) 26.10.87 (46) 15.04.91, Бюл. 6Ф 14 (72) Г.А.Заварухин (53) 621.313.525 (088.8) (56) Авторское свидетельтво СССР

ЬЬ 1073872, кл. Н 02 Р 8/00, 1981.

Авторское свидетельство СССР

М 902194, кл. Н 02 P 8/00, 1980. (54) СПОСОБ СТАРТСТОПНОГО УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВ Ы М ДВИГАТЕЛ ЕМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретения относятся к электротехнике, в частности к электрическим приводам шаговых двигателей систем управления и регулирования, Цель изобретения-экономия электроэнергии. Способ состоит в том, что

„„".Ж„„1642579 А1 при очередном подключении обмоток на каждом шаге к источнику питания и уменьшении тока после выполнения половины шага дополнительно отключают все обмотки на время стоянки, а при отклонении ротора от фиксированного положени формируют импульс тока коррекции в об- мотках, включенных на последнем шаге. Устройство содержит генератор 6 импульсов. вырабатывающий импульсы различной длительности на двух выходах, RS-триггер 7, управляемый по сигналам импульсного датчика 5 с двумя выходами, на которых появ-, ляются сигналы окончания шага и полушага, и логические элементы, обеспечивающие прохождение импульсов с одного из выходов генератора 6 на входы усилителей 3.

2 с. и. ф-лы. 3 ил.

1642579

30

50 устройства.

Изобретение относится к управлению электрическими машинами и может быть использовано в дискретном электроприводе.

Цель изобретения — экономия электроэнергии.

Реализация способа рассматривается на примере работы устройства.

На фиг. 1 приведена структурная схема устройства; на фиг. 2 — диаграмма его работы; на фиг, 3 — циклограмма работы импульсного датчика.

Устройство содержит распределитель

1, группу элементов И 2, группу усилителей

3, соединенных с шаговым двигателем 4, импульсный датчик 5, генератор 6 импульсов, RS-триггер 7, два элемента ИЛИ 8, 9, два элемента И 10, 11, инвертор 12, формирователь 13, Вход распределителя 1 и вход $ триггера 7 объединены и являются входом устройства (фиг. 1). Выходы распределителя 1 подключены к первым входам группы элементов И 2, выходы. последних — к входам группы усилителей 3, выходы усилителей 3— к обмоткам шагового двигателя 4, с осью которо о жестко соединен импульсный датчик 5, имеющий два выхода — А и В. Выход

А, соответствующий устойчивому положению ротора, подключен через инвертор 12 к первому входу элемента И 11 и — через формирователь 13 — к первому входу элемента

ИЛИ 8, Выход В датчика 5, соответствующий повороту ротора на половину шага, соединен с входом R триггера 7. Прямой выход

Q триггера 7 подключен к второму входу элемента ИЛИ 8, выход которого соединен с первым входом элемента И 10, выход последнего — с первым входом второго элемента ИЛИ 9, второй вход которого соединен с выходом элемента И 11, Инверсный выход 0 триггера 7 соединен с вторым входом элемента И 11, третий вход которого подключен к первому выходу генератора 6 импульсов, второй выход генератора 6 соединен с вторым входом элемента И 10, а выход элемента ИЛ И 9 — с вторыми входами группы элементов И 2.

Устройство работает следующим образом.

Для примера предположим, что в устройстве управления шаговым двигателем с чередованием парного включения обмоток (фиг. 1) приходящий на вход импульс должен произвести смену управления; если до него двигатель управлялся включением обмоток Ф1 и Ф2 (фиг. 2), то с его приходом— обмотками Ф2 и ФЗ, Импульсный датчик дает сигналы на выходах А и В в соответствии с циклограммой, представленной на фиг, 3.

В предварительно установленном в исходное состояние устройстве положение двигателя 4 соответствует положению выходов распределителя 1, а выход Q триггера 7 обнулен.

По первому входному импульсу распределитель снимает сигнал управления обмоткой Ф1 и подает сигнал на включение обмотки ФЗ двигателя 4 (фиг. 2). Одновременно входной импульс переключает триггер 7. На выходе Q появляется сигнал, который проходит через элемент ИЛИ 8 на элемент И 10 и разрешает прохождение импульсов с второго выхода генератора 6 через элемент ИЛИ 9 на вторые входы группы элементов И 2.

Обмотки Ф2 и ФЗ двигателя 4, определяемые кодом распределителя 1, подключаются к источнику питания с частотой, определяемой вторым выходом генератора

6. Ротор двигателя 4 начинает поворот под действием среднего тока в обмотках. При этом исчезает сигнал на выходе А импульсного датчика 5, который пока никакого влияния на работу устройства не оказывает.

Таким образом формируют ток, создающий максимальный момент на валу двигателя.

По прохождении ротором половины шага кратковременно появляется сигнал на выходе В импульсного датчика 5, который переключает триггер 7, чем снимает разрешение на прохождение импульсов с второго выхода генератора 6 в управляющие цепи обмотки двигателя 4 и одновременно разрешает прохождение через элемент И 11 импульсов с первого выхода генератора 6 на управляющие цепи обмоток двигателя 4 (поскольку сигнала на выходе А д тчика 5 нет, то на выходе инвертора 12 есть разрешающий сигнал). При этом на группу элементов

И 2 поступают с генератора 6 импульсы, формирующие в обмотках более низкое, чем в предыдущем случае, среднее значение тока.

Генератор 6 может, например, вырабатывать импульсы с одинаковой частотой, но с различной длительностью. Таким образом формируют меньший ток для доводки ротора до следующего устойчивого положения

По окончании поворота ротора на один шаг появляется сигнал на выходе А импульсного датчика, который снимает разрешающий сигнал с первого входа элемента И 11, чем запрещает прохождение импульсов с первого выхода генератора 6 на группу элементов И 2. Обмотки двигателя 4 обесточиваются, и ротор останавливается до появления следующего импульса на выходе

1642579

25

Если в процессе стояния реакция нагрузки воздействует на ротор так, что он начинает отклоняться от заданного положения, то при достижении заданного предела отклонения на выходе А датчика 5 пропадаетт сигнал и формирователь 13 подает на элемент И 10 сигнал определенной длительности, разрешающий прохождение импульсов с второго выхода генератора 6 на группу элементов И 2 и далее в управляющие цепи двигателя 4. Сигнала на входе устройства не было, и распределитель 1 сохраняет заданный код на включение обмоток Ф2 и ФЗ.

Поэтому обмотки Ф2 и ФЗ BH08b подключаются к источнику питания, в них протекает ток, под действием которого ротор возвращается к заданному положению. Время действия тока коррекции (выходного импульса формирователя 13) определяется заранее из условий поворота ротора при максимальной нагрузке, и формирователь 13 настраивается на это время.

Таким образом, способ позволяет формировать максимальный ток в обмотках двигателя bo время обработки первой половины шага, а затем снижать его до величины, достаточной для отработки второй половины шага и остановки с минимальным колебательным режимом, а также формировать ток коррекции при отклонении ротора двигателя от заданного положения.

После отработки полного шага ток в обмотках отключают и двигатель стоит. в фиксированном положении,,ротор его ударживается за счет намагниченности самого двигателя и трения в передаче. Но реакция нагрузки сдвигает ротор. Когда отклонение ротора составит значительную величину, на выходе А пропадает. сигнал с датчика и формирователь 13 формирует импульс для создания тока коррекции, длительность которого достаточна для надежного возвращения ротора в заданное положение. При этом ток коррекции появляется только в тех обмотках, которые были определены распределителем при выполнении последнего шага.

Наличие импульсного датчика с двумя выходами позволяет не только фиксировать отработку каждой половины шага, но и контролировать величину отклонения ротора от фиксированного положения.

Отключение двигателя от источника питания на время фиксированного стояния дает экономию электроэнергии тем большую, чем ниже частота работы шагового двигателя.

Импульсная модуляция, которая можетбыть использована для регулирования тока в обмотках двигателя, позволяет использовать в паузах между модулирующими импульсами ток от накопленной обмотками индуктивной энергии, что также создает дополнительную экономию электроэнергии, но независимо от ".àñòîòû работы.

Формула изобретения

1. Способ стартстопного управления шаговым двигателем, по которому подают номинальный ток в обмотку, соответствующую положению ротора до начала шага, и в обмдтку, смежную с ней по направлению движения, контролируют прохождение ротором. каждой половины шага и после совершения ротором первой половины шага снижают величину тока в этих обмотках, о тл и ч а ю шийся тем. что, с целью экономии электроэнергии, по окончании шага обмотки отключают, контролируют положение ротора и при отклонении его от положения в конце шага подают номинальный ток в обмотки, соответствующие указанному положению, на время устранения отклонения.

2. Устройство для стартстопного управления шаговым двигателем, содержащее распределитель, триггер, формирователь, импульсный датчик, группу усилителей, выходы которых соединены с соответствующими обмотками шагового двигателя, с осью которого механически связан импульсный датчик, соединенный выходом с входом триггера, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью экономии электроэнергии, введены генератор импульсов, два элемента И, инвертор, два элемента ИЛИ и группа элементов И, импульсный датчик снабжен вторым выходом, выходы группы элементов И соединены с входами соответствующих усилителей, первые входы — с выходами распределителя, вторые входы — с выходом первого элемента ИЛИ, входы которого подключены к выходам двух элементов И, первый из которых первым входом соединен с выходом инвертора, вторым — с инверсным выходом триггера, третьим — с первым выходом генератора импульсов, второй выход которого подключен к первому входу второго элемента И, второй вход которого соединен с выходом второго элемента ИЛИ, первый вход которого подключен к прямому выходутриггера, а второй — к выходуформиравателя, вход которого соединен с вторым выходом импульсного датчика и входом инвертора, à S-вход триггера подключен к входу распределителя, 1642579 дк

А

g дд

Pl

ФГ

Фиг. 2

Составитель В. Алфимов

Редактор А, Маковская Техред М.Моргентал Корректор M. Самборская

Заказ 1151 Тираж 353 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ старт-стопного управления шаговым двигателем и устройство для его осуществления Способ старт-стопного управления шаговым двигателем и устройство для его осуществления Способ старт-стопного управления шаговым двигателем и устройство для его осуществления Способ старт-стопного управления шаговым двигателем и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , а именно к управлению электрическими машинами, и может быть использовано в системах управления шаговыми двигателями с любым числом фаз и многорежимной коммутацией в дискретных системах автоматизированного электропривода с повышенными требованиями к надежности его функционирования

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе

Изобретение относится к управлению электрическими машинами и может быть использовано для многорежимного управления шаговым электроприводом на базе 1 1 шестифазных двигателей

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться в прецизионном дискретном приводе с волновым двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для многорржнмного управления четырехфазными шаговыми двигателями

Изобретение относится к электротехнике , касается измерения характеристик шаговых электродвигателей с активным ротором и может использоваться при их производстве

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления шаговыми двигателями с электрическим дроблением шага в системах управления технологическими процессами

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления с шаговыми двигателями

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к шаговым двигателям (ШД)

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике, к системам, содержащим электрические приводы с шаговыми двигателями, требующими точного позиционирования исполнительного механизма, например графопостроители, станки с программным управлением и т.д

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе с ограниченным диапазоном перемещения подвижного элемента

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к электроприводу

Изобретение относится к способу управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широком диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент
Наверх