Устройство для управления шаговым двигателем

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН. (51)5 Н! 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4687232/07 (22) 10.05.89 (46) 23.04.91. Бюл. 9 15 (71) Специальное ко структорско-технологическое бюро с опытным производством прп Белорусском государственном университете им. В.И.Ленина (72) В.В. Нижников, И. Н. Рудой, В.Д.Телегин и В.И.Лакизо

)(53) 621.313.525 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1439731, кл. Н 02 Р 8/00, опублик.

1988.

Авторское свидетельство СССР и 1527703, кл. Н 02 Р 8/00, 1988. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УНРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании электропривода повышенной надежности для объекта с ограниченным диапазоном перемещения. Цель изобретения состоит в повышении наИзобретение относится к управлению электрическими машинами и может быть использовано при создании дискретного электропривода повьппенной надежности для объекта с ограниченным диапазоном перемещения.

Цель изобретения состоит в повышении надежности путем сокращения времени обнаружения отказа.

На чертеже приведена функциональная схема устройства для управления шаговым двигателем.

Устройство для управления шаговым двигателем содержит тактовую шину 1, „„BU„„i 644353 А 1 дежности путем сокращения времени обнаружения отказов. Устройство обеспечивает оперативньп контроль ограничиваюпдх диапазон перемещения элементов не только в режиме движения, но и во время стоянки шагового двигателя, . причем время контроля и сравнении с известным решением сокращено вдвое. Устройство содержит первый 5 и второй 6 элементы равнозначности, элемент 7 неравнозначности, элемент

ЗИЛИ-НЕ со стробированием 8 и тригер l 1. Изменение уровня сигнала на информационном выходе датчика 4 предельных положений подвижной части при входе ее в зону датчика либо прц сбое датчика, в т.ч. в режиме стоянки, анализируется устройством с подтверждением штатного режима работы либо с выдачей сигнала аварии и блога ровкой привода в случае сбойной ситуации, 1 ил. шину 2 направления, шину 3 разрешения, датчик 4 предельных положений подвижной части, первый 5 и второй

6 элементы равнозначности, элемент неравнозначности 7, элемент ЗИЛИ-. НЕ со.стробированием 8, счетчик 9, эле-. мент И 10, триггер 11, элемент

ИЛИ 12 и блок 13 управления, состоящий из элемента HF. 14, первого 15 и второго 16 элементов ЗИ-НЕ, распределителя 17 импульсов, управляющий вход которого подключен к шине 3 разрешения, входы направления связаны . с выходами первого 15 и второго 16

1644353

10 элементов ЗИ-НЕ, первые входы которых являются входами блокировки и подключены к управляющим выходам датчика 4 предельных положений подвижной части, второй вход второго эле. мента ЗИ-НЕ 16 посредством элемента

НЕ 14 и второй вход первого элемента

ЗИ-НЕ 15 соединены с шиной 2 направления, третьи входы первого 15 и второго 16 элементов ЗИ-НЕ объединены, являясь тактовым входом блока

13 управления, и подключены к выходу элемента И 10, первый вход которого соединен с тактовой шиной 1, второй вход подключен к выходу счетчика

9, третий вход связан с выходом элемента ИЛИ 12, первый вход которого объединен с тактовым входом триггера

11 и подключен к шине 3 разрешения, второй вход соединен с инверсным выходом триггера 11, информационный вход которого подключен к информационномуу выходу датчика 4 предельных положений подвижной части и объединен с входом стробирования элемента

ЗИЛИ-НЕ 8, выход которого подключен к входу установки нуля .счетчика 9, а входы соединены с выходами первого

5, второго 6 элементов равнозначности и элемента неравнозначности 7,, первый вход которого объединен с первым входом первого элемента равнозначности 5 и подключен к шине 2 направления, второй вход связан с первым входом второго элемента равнозначности 6 и соединен с первым управляющим выходом датчика 4 предельных положений подвижной части, второй управляющий выход которого подключен к вторыи входам первого

5 и второго 6 элементов равнозначности.

Устройство работает следующим образом.

При включении устройства в случае, когда подвижная часть управляемого объекта пе находится в одном из предельных положений, при отсутствии сбоя в датчике 4 предельных положений подвижной части на его управляющих выходах устанавливаются потенциальные сигналы высокого уровня, в то время как на информационном выходе датчика 4 присутствует потенциальный сигнал низкого уровня, поступающии на вход стробирования элемента ЗИЛИ-НЕ 8 и блокирующий этот элемент, обусловливая сигнал высокого уровня на его выходе.

Сигнал высокого уровня с выхода элемента ЗИЛИ-HF поступает на вход установки нуля счетчика 9, обеспечи вая его сброс, при котором на выходе счетчика 9 и тем самым на втором входе элемента И 10 устанавливается разрешающий сигнал Высокого уровня.

При подаче разрешающего потенциального сигнала высокого уровня на шину

3 разрешения распределитель 13 импульсов устанавливается в исходное состояние, обеспечивая начальное включение обмоток шагового двигателя. Одновременно сигнал высокого уровня с шины 3 через элемент ИЛИ.12 подается на третий вход элемента

И 10..На втором и третьем входах элемента И 10 присутствуют, таким образом, потенциальные сигналы высокого. уровня, не препятствующие прохождению положительных тактовых импульсов, поступающих на его первый вход с тактовой шины 1, в распределитель 13 импульсов через один из .элементов

ЗИ-НЕ 15, 16, на первых входах которых присутствуют разрешающие сигналы высокого уровня, снимаемые с управляющих выходов датчика 4 предельных положений подвижной части. По вторым входам один из этих элементов блокируется сигналом с шины 2 направления, с помощью которого задается напраапение вращения шагового двигателя и тем самым перемещение подвижной части управляемого объекта в ту или иную сторону. Пусть, к примеру, при высоком уровне сигнала на шине 2 направления и открытом первом элементе

ЗИ-НЕ 15 движение подвижной части происходит в сторону предельного положения, контролируемого по второму управляющему выходу датчика 4.

При входе в зону датчика 4 предельных положений на информационном выходе датчика появляется сигнал высокого уровня, деблокирующий элемент

ЗИЛИ-НЕ 8. На соответствующем выходе датчика 4 сигнал высокого уровня при штатной работе будет поддерживаться вплоть до срабатывания чувствительного элемента датчика, отслеживающего заданное предельное положение (в качестве чувствительных элементов датчика могут, быть использованы, к примеру, концевые выключатели, при этом при входе в зону датчика переключающий контакт начинает отходить от размыкающего контакта и сме1644353 6

15 щается к замыкающему контакту, входя с последним в соприкосновение при достижении предельного положения, подтверждаемого изменением сигнала на управляющем выходе датчика) °

При снятии строба, но поддерживании сигналов высокого уровня на .управляющих выходах датчика 4, на входах второго элемента равнозначности

6 (равно как и на входах первого элемента равнозначности 5 при высоком уровне сигнала на шине 2 направления) присутствуют сигналы высокого уровня.

Тем самым с выходов этих элементов снимаются сигналы высокого уровня и на вход установки нуля счетчика 9 поступает сигнал низкого уровня.

Счетчик 9, начиная с момента вхожде-ния подвижной части в зойу датчика 4, отсчитывает тактовые импульсы, подаваемые на его счетный вход с выхода . элемента И 10 ° После поступления определенного числа тактовых импульсов, необходимых для "наезда" подвижной части на чувствительный элемент датчика, произойдет срабатывание датчика и установление сигнала низкого уровня на соответствующем (втором) управляющем выходе. Сигнал низкого уровня с управляющего выхода датчика заблокирует дальнейшее прохождение тактовых импульсов через первый элемент ЗИ-HF, 15 на распределитель 17 импульсов. Счетчик 9 при этом отсчитал число тактовых импульсов, необходимое для штатной отработки подвижной частью зоны датчика 4 предельных положений, т.е. для "наезда" подвижной части управляемого объекта на чувствительный элемент датчика 4, причем это число на .2-3 импульса меньше числа, декодируемого на выхо, де счетчика 9.

При достижении предельного положения и изменении сигнала на втором управляющем выходе датчика 4 на первых и вторых входах первого 5 и второго б элементов равнозначности присутствуют сигналы разных уровней (при высоком уровне сигнала на шине

2 направления), а на входы элемента неравнозначности подаются сигналы высокого, т.е. одинакового уровня.

С выходов элементов. 5, 6 и 7 тем самым снимаются сигналы низкого уровня, что обусловливает подачу сигнала высокого уровня на вход установки нуля счетчика 9 и обнуление последнего.

Подвижная часть управляемого объекта заблокирована при этом в предельном положении вплоть до разрешения движения путем изменения уровня сигнала на шине 2 направле п я. При подаче сигнала низкого уровня на нину 2 тактовые импульсы проходят на второй вход направления распределителя 17 импульсов через второй элемент ЗИ-НЕ 16, и подвижная часть начинает "выезжать" из зоны датчика 4 предельных положений. С изменением уровня сигнала на шине 2 изменяется и уровень выходного сигнала элемента неравнозначности 7 и равнозначности S что ведет к появлению сигнала низкого уровня на входе установки нуля счетчика 9 и разрешению счета. Счетчик 9 вновь начнет отсчитывать тактовые импульсы, но уже необходимые для "выезда" подвижной части из зоны датчика 4 предельных положений, причем число этих импульсов, как правило, равно количеству импульсов, требуемых для "въезда" подвижной части в предельное положение. При штатной отработке зоны датчика 4 предельных положений и выходе подвижной .части управляемого объекта из зоны на соответствующем управляющем выходе датчика восстакавливается сигнал высокого уровня, после чего с некоторой задержкой на информационном выходе датчика 4 появляется сигнал низкого уровня, блокирующий элемент ЗИЛИ-Е!Е 8 и обеспечивающий сброс счетчика 9 в исходное (нулевое) состояние. При достижении второго из предельных положений подвижной части отработка эоны датчика 4 выполняется аналогично, т.е. начинается со снятия строба по сигналу с информационного выхода датчика .4 с последующим пересчетом перемещения в зоне, вплоть до достижения предельного положения с обнулением счетчика в этом положении, и остановом подвижной части в предельном положении до разрушения движения в обратном направле нии. После подачи сигнала реверса происходит выезд подвижной части из зоны датчика с повторным пересчетом соответствующего перемещения, заканчивающийся восстановлением сигнала высокого уровня на управляющем выходе датчика и последующем выставлением строба по сигналу с информационного выхода датчика.

При любом отклонении от штатного режима работы в датчике 4 предельных

16443 3 положений, которое может быть вызвано поломкой датчика, замыканием либо обрывом л««ий связи чувствительных элементов датчика, срабатыва«ием одного из чувствительттт т элементов при перемещении подвижной части в противоположном направлении, одновреме««ым срабатыва«ием обоих чувствительных элементов с появлением сигналов низкого уровття на обоих управляю.! ттттх выходах датчика 4 и которое в любом случае сопровождается с«ятием строба по сигналу с информационного выхода датчика 4 и выдачей сигнала

15 разреше«ия счета на счетчик 9, послед«ий начиняет отсчитывать тактовые импульсы, поступающие «а счетный вход счетчика 9 с выхода элеметт т а

И 10. По достижении числа, декодируемого «а выходе счетчика и нз 2-э им20 пульса превышающего число необходимых для отработки зоны тт-тпульссв, уровень выходл о сиг «ала счетчика

9 становтттся «изким и блок !pg eT «po хождение тактовых импульсов через элемент И 10 как на тактовый вход блока 13 управления, так и на счет«ый вход счетчика 9, обусловливая тем сам. и останов шагового двигате30 ля„ттричем блокировка движеттия может быть снята только после устранения

«еисправности. Сигнал «из кого уров—

«я, возникающий прп сбое датчика 4 на выходе счетчика 9, дополнительно может быть ислользова« для штдтткации 35 аварийной ситуации. В случае сбоя датчика 4 с появлением сигналов «изкого уровня ла его обоих управляющих выходах движение подвижной части блокируется сразу элементами ЗИ-НЕ 15, 40 и 16> а подтверждающий аварийную ситуацию сигнал выдается устройством после пересчета ми«имально «еобходимого количества тактовых импульсов, на 2-3 импульса «ревышающегo число 45 импульсов, требуемых для штатной отработки зоны датчика 4, При сбое датчика 4, приведшем к появлению сигнала низкого уров«я «а,одном управляющем выходе, блокирующем, к при- 50 меру, выполняемое в даттттоьт направле«ии перемещение поцвижной части, сигнал аварии также будет ьь.цан после пересчета минттмалыто «еобхадимогo количества тактоьых импульсов. При изменении направления движения в момент описанного сбоя датчика 4, равно как и при появлении сигнала низкого уровня на управляющем выходе датчика 4, блокирующем противополож«ое «апранле«ие. по отпоше«ию к о" рабатываемому, аварийная блокировка произойдет после перемещения подвиж«ой части на величину, несколько превышающую размер зоны датчика 4 предельных положений (к примеру, при подаче сигнала низкого уровня на шину

2 «аправления и перемещении подвиж«ой части в «аправлении, отслеживаемом по первому управляющему выходу датчика 4,; сбой датчика 4 по второму его управляющему выходу приведет к снятию строба и разрешению счета, так как на входах первого элемента равнозначности 5 будут присутствовать сигналы одинакового низкого уровня).

При останове подвижной части управляемого объекта в«е зоны датчика

4 предельных положений путем подачи сигнала низкого уровня на шину.З разрешения перепадом этого сигнала из "1" в "0" в триггер 11 перепишется (в штатном режиме работы датчика 4) сигнал низкого уровня с и«д ормационного выхода датчика. Сигттазт высокого уровня, с«имаемый при э гом с «нверсного выхода триггера 11, т1оступает через элемент ИЛИ 12 на третий вход элеме«та И 10 и разрешает дальнейшее прохождение тактовых импульсов через этот элемент на счетный вход счетчика 9. Любая из описанных сбойных ситуаций в датчике

4 предельных положений также приводит к снятию строба и фиксируется в режиме стоянки через промежуток времени, несколько превышающий (при одной и той же частоте следования тактовых импульсов) п«тервал времетти, в тече«ие которого происходит отработка зоны датчика 4 в одн напранртеттитт, 7ем самьттт возможный при последующем разрешении движения. аварийный режим работы предотвращается непоср едственно в р ежиме стоянки.

При останове подвижной части в зоне датчика 4, к примеру, до достижения предельного положения происходит блокировка элемента И 10 на все время осталова. После подачи сигнала высокого уровня тта шину 3 разрешения запрет на прохождение тактовых импульсов через элеме«т И 10 снимается и движение подвижной части возобновляется в прежнем направле" нии с последующим осталовом в предельном положении прп штатной работе датчика 4 либо — при сбое датчика

1644353

4 — с поддержанием режима счета вплоть до декодирования на выходе счетчика 9 заданного числа и выдачи сигнала аварии с блокировкой движения. "Выбег" подвижной части управляемого объекта за предельное положение не превышает в данном случае перемещения, отрабатываемого подвижной частью при подаче 2-.3 тактовых импульсов, и значительно уступает размерам самой зоны датчика 4 предельных положений.

Таким. образом, устройство обеспечивает более высокую эксплуатационную надежность благодаря сокращению времени обнаружения отказа датчика предельных положений объекта пример-. но вдвое по сравнению с прототипом (при одной и той же частоте тактовых импульсов, что позволило не только повысить оперативность диагностики шагового электропривода в целом, но и примерно вдвое уменьшить емкость счетчика, с помощью которого просчитывается перемещение подвижной части в зоне датчика предельных положений и обнаруживается сбойная ситуация. Благодаря раздельному пересчету перемещений подвижной части при входе в зону датчика предельных положений и выходе из нее существенно снижены вероятность и размер

"выбега" подвижной части за предельное положение в случае сбоя датчика.

При,отказе датчика предельных положений в режиме стоянки двигатепя устройство фиксирует сбойную ситуацию в минимально необходимый промежуток времени и блокирует шаговый злектропривод, предотвращая тем самым аварийный режим работы при разрешении движения.

Формула изобретения

Устройство для управления шаговым 4>

ДВигателем, содержащее датчик предельных положений подвижной части, элемент И, счетчйк, элемент ИЛИ и блок управления, входы блокирс вки которого подключены к управляющим выходам датчика предельных положений подвижной части, разрешающий вход и вход направления соединены с соответствующими шинами, тактовый вход подключен к выходу элемента И, первый вход которого соединен с тактовой шиной устройства, второй вход подключен к выходу счетчика, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем более раннего обнаружения отказов, в него введены первый и второй элементы равнозначности, элемент неравнозначности, элемент ЗИЛИ-НЕ со стробированием и триггер, тактовый вход которого объединен с первым входом элемента ИЛИ и подключен к шине разрешения, выход триггера связан с вторым входом элемента ИЛИ, выход которого подключен к третьему входу элемента И, связанного своим выходом со счетным входом счетчика, вход установки нуля которого подключен к выходу элемента ЗИЛИ-НЕ со стробированием, вход стробирования которого объединен с информационным входом триггера и подключен к информационному выходу датчика предельных положений подвижной части, входы элемента ЗИЛИ-НЕ со стробированием соединены с выходами первого и второго элементов равнозначности и элемента неравнозначности, первый вход которого объединен с первым входом первого элемента равнозначности и подключен к шине направления, второй вход связан с первым входом второго элемента равнозначности и соединен с одним из управляющих выходов датчика предельных положений подвижной части, второй управляющий выход которого подключен к вторым входам первого и второго элементов равнозначности.

1644353

Составитель В.Алфимов

Техред И.Дидык Корректор Т. Малец

Редактор О.Стенина

Заказ 1467 Тираж. 356 Подписное

ВНКИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в шаговых электроприводах периферийных устройств вычислительной техники, станков с программным управлением и промышленных роботов

Изобретение относится к электротехнике , а именно к управлению электрическими машинами, и может быть использовано в системах управления шаговыми двигателями с любым числом фаз и многорежимной коммутацией в дискретных системах автоматизированного электропривода с повышенными требованиями к надежности его функционирования

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе

Изобретение относится к управлению электрическими машинами и может быть использовано для многорежимного управления шаговым электроприводом на базе 1 1 шестифазных двигателей

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться в прецизионном дискретном приводе с волновым двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для многорржнмного управления четырехфазными шаговыми двигателями

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к шаговым двигателям (ШД)

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике, к системам, содержащим электрические приводы с шаговыми двигателями, требующими точного позиционирования исполнительного механизма, например графопостроители, станки с программным управлением и т.д

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе с ограниченным диапазоном перемещения подвижного элемента

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к электроприводу

Изобретение относится к способу управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широком диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент
Наверх