Упругая призматическая шпонка

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях, например вал-ступица, работающих в условиях динамического нагружения. Цель изобретения - повышение ресурса работы в условиях динамического нагружения. Шпонка состоит из двух продольных брусков прямоугольного поперечного сечения, соединенных дугообразными упругими участками, концы которых установлены в пазах, выполненных на торцах продольных брусков. При передаче крутящего момента дугообразные участки 3,4 деформируются. Бруски 1,2 сходятся . За счет этого предотвращается мгновенность передачи крутящего момента от вала к установленной на нем детали, тем самым повышается ресурс работы шпонки. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

(gg)g F 16 В 3/00

ЮСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llPH ГННТ CCCP

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н *etoPCHOMV СВИДИИЛьстВУ

1 (21) 4623545)27 (22) 22.12.88 (46) 15,:05.91, Бюл. К 18 (75) В.Н.Стрелец (53} 621.883(088.8) (56) Технология и организация производства. 1984, и 4, с. 50. (54) УПРУГАЯ ПРИЗМАТИЧЕСКАЯ ШПОНКА (57) Изобретение относится к машиностроению и моиет быть использовано. в соединениях, например вал-ступица, работающих в условиях динамического нагрумения. Цель изобретения - повышение ресурса работы в условиях

SU„„1649137: А 1

2 инамического нагрухения. Шпонка остоит из двух продольных брусков прямоугольного поперечного сечения, соединенных дугообразными упругими . участками, концы которых установлены в пазах, выполненных на торцах продольных брусков. При передаче крутящего момента дугообразные участки

3,4 деформируются. Бруски 1,2 сходятся. За счет этого предотвращается мгновенность передачи крутящего момента от вала к установленной на нем детали, тем самым повышается ресурс работы шпонки. 1 з.п. Ф-лы, 4 нл.

1649137

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях, например вал-ступица, работающих в условиях динамического нагружения.

Цель изобретения — повышение ресурса работы при повышенных динамических нагрузках.

На фиг. 1 изображена упругая приз" 10 матическая шпонка до нагружения, общий вид в плане, на фиг.2 - тоже, после нагружения с закрытием полости, на фиг. 3 — сечение А-А на фиг, 1; на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 1. 15

Шпонка состоит из двух брусков 1 и 2 прямоугольного поперечного сечения и двух дугообразных участков 3 и 4, выполненных упругими. В торцах брусков 1 и 2 выполнены прямоугольные пазы. В прямоугольные пазы продольных брусков 1 и 2 установлены концы дугообразных участков 3 и 4.

Шпонка в собранном виде до нагрузения представляет собой призматичес- 25 кую шпонку со скругленными торцами и с внутренней полостью.

Шпонка работает следующим образом.

При передаче крутящего момента от вала к установленной на нем детали или наоборот сила, которую воспринимает шпонка, деформирует дугообразные участки, при этом бруски сходятся и шпонка принимает форму сплошной призматической шпонки. Из-за упругого деформирования дугообразных участков шпонки предотвращается мгновенность передачи крутящего момента от вала к установленной на нем детали или наоборот, тем самым повышается ресурс работы шпонки при значительном динамическом нагружении. Закрытие полости приводит к контакту продольных брусков между собой, чем предохраняются от черезмерного деформирования дуго- 45 образные упругие участки. Так как

1 деформирование происходит в пределах упругих деформаций, то при уменьшении нагрузки происходит увеличение полости между продольными брусками, т.е. шпонка принимает первоначальное положение. Так как контакт боковых граней шпонки с пазами в валу и ступице происходит по большим площадям, то напряжения здесь незначительные, вследствие чего исключается интенсивный износ. Если при работе в условиях значительного динамического нагружения разрушается одна иэ составных частей шпонки, например один из дугообразных участков, то на ее место устанавливается новая.

Таким образом, предложенная шпонка исключает мгновенность передачи крутящего момента, гасит динамические нагрузки, тем самым повышает долговечность деталей соединения на 30-403. При замене разрушенных частей, например дугообразного участка, долговечность шпонки повышается на 40-50Х. формула из обрете ния

1. Упругая призматическая шпонка, выполненная as соединенных между собой двух продольных дугообразных участков прямоугольной формы в поперечном сечении, образующих замкнутый профиль с внутренней полостью, отличающаяся тем, что, с целью повышения ресурса работы при повышенных динамических нагрузках, продольные участки выполнены в виде брусков, а дугообразные участки— упругими;

2. шпонка по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью обеспе-, чения ремонтопригодности, дугобразные участки закреплены в брусках с воэможностью съема.

1649137

Составитель А.Храмцев

Техред Л.Сердюкова Корректор И.Эрдейи

Редактор А.Иаковская

Заказ 1507 Тираж 434 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Упругая призматическая шпонка Упругая призматическая шпонка Упругая призматическая шпонка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к стопорной гайке

Изобретение относится к машиностроению , к резьбовым соединениям со средствами стопорения

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при сварке агрегатов в помещении, к которым предъявляется требование к чистоте и в котором запрещены все виды механической обработки

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в машинах и механизмах в различных отраслях народного хозяйства для соединения деталей типа вал-втулка

Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам стопорения крепежных элементов

Гайка // 1638389
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в резьбовых соединениях

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике Цель изобретения - повышение точности измерений

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к устройствам обеспечивающим аварийное разьединение соединительных элементов в автомобильных , железнодорожных и других транспортных средствах Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей при сокращении времени срабатывания

Изобретение относится к конструкции подшипников качения, монтажу и креплению их в корпусе

Изобретение относится к деталям машин и может быть реализовано в машиностроении

Изобретение относится к операции, с помощью которой на изделии, имеющем зону горловины и сделанном из металла, можно сформировать сужающуюся часть в указанной зоне

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам соединения деталей, таким как гайки

Изобретение относится к элементу для контроля предварительного натяжения резьбовых анкеров

Изобретение относится к электроконтактным гайкам, предназначенным для припаивания на листовой металлический компонент, преимущественно на компоненты автомобильного двигателя из листовой стали

Болт // 2115035
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для резьбовых элементов, работающих в условиях знакопеременных нагружений и значительных вибраций
Наверх