Самоустанавливающаяся зубчато-рычажная передача
Изобретение относится к зубчаторычажным преобразователям вращательного движения во вращательное и может найти применение, в частности, в редукторостроении. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности и долговечности передачи путем устранения из ее структуры избыточных связей . Вращение вала 2 через шатуны 7, 8, совершающие плоскопараллельное движение, и кривошипы 5, 6 преобразуется в синхронное вращение вала 3. Закрепленное на шатуне 8 зубчатое колесо 9 внутреннего зацепления обкатывается вокруг обода 10 центрального зубчатого колеса. Обод 10 через упругие элементы 12 вращает ступицу 11, закрепленную на тихоходном валу 4. Упругие элементы 12 при неравномерности нагрузки позволяют ободу 10 перемещаться относительно ступицы 11, благодаря чему нагрузка на зубьях обода 10 выравнивается и равномерно распределяется по их длине. 1 ил. (Л
СООЭ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„ (gg)g F 16 Н 1/28
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСВ ВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4628016/28 (22) 28. 12. 88 (46) 23.05.91. Бюл. 9 19 (75) P .К. Наурызбаев и И.И. Арпабеков (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 1100446, кл. Р 16 Н 1/28, 1982, (54) САИОУСТАНАВЛИВАЮЩАЯСЯ ЗУБЧАТОРЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к зубчаторычажным преобразователям вращательного движения во вращательное и может найти применение, в частности, в редукторостроении. Цель изобретения— повышение нагрузочной способности и долговечности передачи путем устранения из ее структуры избыточных связей. Вращение вала 2 через шатуны 7, 8, совершающие плоскопараллельное движение, и кривошипы 5, 6 преобразуется в синхронное вращение вала 3.
Закрепленное на шатуне 8 зубчатое колесо 9 внутреннего зацепления обкатывается вокруг обода 10 центрального зубчатого колеса. Обод 10 через упругие элементы 12 вращает ступицу
11, закрепленную на тихоходном валу
4. Упругие элементы 12 при неравномерности нагрузки позволяют ободу
10 перемещаться относительно ступицы 11, благодаря чему нагрузка на зубьях обода 10 выравнивается и равномерно распределяется по их
1 длине. 1 ил.
1650980
Составитель В.Сав
Техред А; Кравчук
Редактор С.Патрушева
Корректор И.Эрдейи
Заказ 1596 Тираж .393 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101
Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчато-рычажным преобразователям вращательного движения во вращательное, и может найти применение в различных областях техники, например в редукторостроении.
Цель изобретения — повышение наГрузочной способности и долговечости передачи путем устранения из е структуры избыточных связей.
На чертеже показана кинематичесМая .схема передачи, Передача содержит основание 1, установленные на нем параллельные два быстроходных вала 2 и 3 и тихоходный вал 4 и два идентичных кривошипа 5 и 6 в виде двуплечих рычагов, закрепленных соответственно на быстроходных валах 2 и 3, Одни плечи кривошипов 5 и 6 шарнирно связаны один с другим через первый шатун 7, выполненный гибким с предварительным натяжением, а с другими плечами кри- 25 вошипов 5 и б шарнирно связан жесткий шатун 8, на котором закреплено зубчатое колесо 9 внутреннего зацепЛения. В зацепление с колесом 9 входит центральное колесо наружного за- 30, цепления, выполненное иэ раздельных бода 10 и ступицы 11 связанных меж- у собой осесимметрично расположеными гибкими, упругими и предвариельно напряженными элементами 12. тупица 11 центрального колеса зареплена на тихоходном валу 4.
Угол между плечами кривошипов 5
6 не равен 180, а гибкий шатун ожет быть выполнен из пружин, сталь- 40 ф ых канатов и т.п, Передача работает следующим образом.
При вращении от привода {не пока- 45 эан) одного из быстроходных валов 2 или 3 второй вал через шатуны 7 и 8, совершающие плоскопараллельное движение, совершает синхронное вращение, в том же направлении. Так как угол между плечами кривошипов 5 и 6 не
50 равен 180, то "мертвые" положения на валах 2 и 3 отсутствуют., Закрепленное на шатуне 8 зубчатое колесо 9 перемещается по кругу и обкатывается по ободу 10 центрального зубчатого колеса. Обод 10 вращается и через элементы 12 вращает ступицу 11, которая, в свою очередь вращает тихоходный вал 4. Разница в числе оборотов валов 2 и 3 и вала
4, а также разница во вращающих моментах на валах 2 и 3 и валу 4 определяется разницей в числах зубьев колеса 9 и обода 10.
В процессе вращения обода 10 и ступицы 11 при неравномерности нагрузки на зубьях обода 10 последний благодаря наличию упругих элементов
12 перемещается в соответствующем направлении относительно ступицы 11 до выравнивания нагрузки, благодаря чему долговечность передачи повышается.
Формула изобретения
Самоустанавливающая зубчато-рычажная передача, содержащая основание, установленные на нем параллельные два быстроходных и тихоходный валы, два кривошипа в виде идентичНых двуплечих рычагов, закрепленных на соответствующнх быстроходных валах, шарнирно связанный с концами одних плеч кривошипов первый шатун, выполненный гибким с предварительным натяжением, шарнирно связанный с концами других плеч кривошипов второй шатун, выполненный жестким, закрепленное на втором шатуне зубчатое колесо внутреннего зацепления и входящее в зацепление с последним центральное колесо наружного зацепления, закрепленное на тихоходном валу, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повьппения нагрузочной способности и долговечности, центральное колесо выполнено в виде раздельных ступицы и обода, связанных между собой осесимметрично расположенными гибкими, упругими и предварительно напряженными элементами, t ицкий