Силовая установка с инерционным аккумулятором энергии

 

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно к транспортному машиностроению. Цель изобретения .уменьшение динамических нагрузок и повышение надежности. Силовая установка с инерционным аккумулятором энергии содержит двигатель, гидротрансформатор 1 с блокировочным фрикционом 2, коробку передач с фрикционными муфтами 4 и 5 и муфтой 13 переключения, привод маховика, включающий фрикционную муфту 15, зубчатую муфту 21, шестерни 17-20, а также шестерню 22, установленную на валу маховика с возможностью осевого перемещения и связанную штоком с упругим элементом. При разгоне транспортного средства когда маховик неподвижен, фрикционная муфта 15 и муфта 21 выключены. При замедлении включается муфта 15 и кинетическая энергия транспортного средства с ведомого вала 16 передается шестернями привода маховику. Возникающие в косозубом зацеплении шестерен 19, 20 и 22 тангенциальные и осевые силы приводят в зависимости от инерционного момента сопротивления маховика, либо к его раскрутке, либо к осевому перемещению шестерни 22 и способствующей деформации упругого элемента, а также к совместным перемещениям , что уменьшает динамические нагрузки и повышает надежность. Возможна подзарядка инерционного аккумулятора от двигателя на остановке при включении муфты 21. Запасенная энергия маховика через включенную фрикционную муфту 15 передается на ведомый вал 16, как добавление к энергии от двигателя, что увеличивает интенсивность разгона. 2 ил. Ё О ел ё со VJ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s В 60 К 6/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

I l (21) 4685905/11 (22) 23.02,89 (46) 07.06,91, Бюл, М 21 (71) Сибирский автомобильно-дорожный институт им. В.B,Êóéáûøåâà (72) А,Н. Черноштанов и В.В, Гаевский (53) 629,113-585.2(088.8) (56) Патент США М 4.680,986, кл. В 60 К 9/04, 74/866, 1987. (54) СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С ИНЕРЦИОННЫМ АККУМУЛЯТОРОМ ЭНЕРГИИ (57) Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к транспортному машиностроению. Цель изобретения— .уменьшение динамических нагрузок и повышение надежности. Силовая установка с инерционным аккумулятором энергии содержит двигатель, гидротрансформатор 1 с блокировочным фрикционом 2, коробку передач с фрикционными муфтами 4 и 5 и муфтой 13 переключения, привод маховика, включающий фрикционную муфту 15, зубчатую муфту 21, шестерни 17-20, а также шестерню 22, установленную на валу маховика с Ж» 1654037 А1 возможностью осевого перемещения и связанную штоком с упругим элементом. При разгоне транспортного средства когда маховик неподвижен. фрикционная муфта 15 и муфта 21 выключены. При замедлении включается муфта 15 и кинетическая энергия транспортного средства с ведомого вала 16 передается шестернями привода маховику.

Возникающие в косозубом зацеплении шестерен 19, 20 и 22 тангенциальные и осевые силы приводят в зависимости от инерционного момента сопротивления маховика, либо к его раскрутке, либо к осевому перемещению шестерни 22 и способствующей деформации упругого элемента, а также к совместным перемещениям, что уменьшает динамиче- Ь 2 ские нагрузки и повышает надежность, Возможна подзарядка инерционного аккумулятора от двигателя на остановке при, включении муфты 21, Запасенная энергия

Ф маховика через включенную фрикционную муфту 15 передается на ведомый вал 16, как добавление к энергии от двигателя, что увеличивает интенсивность разгона, 2 ил, 1654037

10

50

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к транспортному машиностроению.

Цель изобретения — уменьшение динамических нагрузок и повышение надежно- сти в работе.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема трансмиссии с гидропередачей; на фиг, 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Силовая установка с инерционным аккумулятором энергии содержит двигатель (не показан), гидропередачу, состоящую из гидротрансформатора 1, блокировочного фрикциона 2, вала 3, коробку передач с фрикционными муфтами 4 и 5, с шестернями 6-12, муфту 13 переключения, привод маховика 14, включающий в себя фрикционную муфту 15, установленную на ведомом валу 16, шестерни 17 — 20, а также зубчатую муфту 21 и шестерню 22, установленную на валу 23 маховика с воэможностью осевого перемещения и связанную штоком 24 с упругим элементом 25, Зубчатая муфта 21 установлена на валу 26.

Силовая установка с инерционным аккумулятором энергии при использовании на транспортном средстве работает следующим образом.

При разгоне транспортного средства или его движения в условиях большого сопротивления, когда маховик неподвижен, включена фрикционная муфта 4, а муфта 13 переключения находится в крайнем левом положении, соединяя ведомый вал 16 с шестерней 10,Фрикционная 15 и зубчатая 21 муфты выключены. При этом крутящий момент от двигателя к ведомому валу 16 передается через гидротрансформатор 1, фрикционную муфту 4, шестерни 6, 7, 8 и 10 и муфту 13, В процессе разгона муфта 13 переключается в центральное положение и включается фрикционная муфта 5, Передача крутящего момента осуществляется напрямую от гидротрансформатора к ведомому валу 16. При достижении определенной скорости движения включается блокировочный фрикцион 2, выключающий гидротрансформатор 1, что приводит к прямой передаче момента от двигателя к ведомому валу 16.

Для включения заднего хода муфта 13 перемещается в крайнее правое положение, соединяя с валом 16 шестерню 12, фрикционная муфта 5 выключается. Крутящий момент от двигателя передается через гидротрансформатор, фрикционную муфту 4, шестерни

6, 7, 9, 11 и 12 и муфту 13 на вал 16.

Замедление движения или остановку транспортного средства можно обеспечить инерционным аккумулятором энергии. В этом случае фрикционные муфты 4 и 5 выключаются, отсоединяя вал 16 от двигателя, а фрикционная муфта 15 включается, связывая ведомый вал 16 с шестернями 17, 19, 18, 20 и 22 привода маховика 14, который раскручивается, уменьшая кинетическую энергию движения транспортного средства.

При этом привод шестерни 22, установленной на валу 23 маховика 14 с возможностью осевого перемещения, осуществляется шестернями 19 и 20, расположенными диаметрально противоположно к шестерне 22.

Возникающие в косозубом зацеплении шестерен 19, 20 и 22 тангенциальные и осевые силы приводят в зависимости от инерционного момента сопротивления маховика, либо к его раскрутке, либо к осевому перемещению шестерни 22 и соответствующей деформации упругого элемента 25, Возможно также одновременное угловое и осевое перемещение шестерни 22. При этом за счет деформации упругого элемента 25 уменьшаются динамичесие нагрузки в приводе маховика, а также обеспечивается автоматическое согласование угловых скоростей привода и маховика. Потенциальная энергия деформации упругого элемента при определенных условиях переходит в кинетическую энергию маховика 14.

После полной остановки транспортного средства, например, на короткое время при работающем двигателе фрикционная муфта 15 выключается, а зубчатая муфта 21 включается. Тогда энергия двигателя через гидротрансформатор 1, включенную фрикционную муфту 4, шестерни 6 и 7, вал 26, муфту 21, шестерни 18, 17, 19, 20 и 22 сооб- . щается маховику 14, Для последующего разгона транспортного средства фрикционная муфта 4 выключается, а муфты 5 и 15 включаются. Крутящий момент от двигателя через гидротрансформатор 1, фрикционную муфту 5 передается на ведомый вал 16, Одновременно крутящий момент от маховика 14 чере шестерни

22, 20, 19, 18 и 17 и фрикционную муфту также передается на вал 16. Это позволяет быстрее разогнать транспортное средство с меньшей загрузкой двигателя. После остановки маховика фрикционная муфта 15 выключается идальнейшее движение транспортного средства происходит за счет мощности двигателя.

Уменьшение динамических нагрузок в приводе при разгоне и замедлении маховика повышает надежность всей силовой установки.

Формула изобретения

Силовая установка с инерционным аккумулятором энергии, содержащая двигатель. трансмиссию с гидродинамической передачей, маховичный аккумулятор энер1654037

Составитель С.Белоусько

Редактор Е.Савина Техред М,Моргентал Корректор А.Осауленко

Заказ 2284 Тираж 340 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 гии с приводом, отличающаяся тем, что, с-целью уменьшения динамических нагрузок и повышения надежности силовой установки, в зубчатой передаче привода маховика одно из колес установлено с возможностью осевого перемещения при сохранении зацепления для деформации упругого элемента при динамических перегрузках.

Силовая установка с инерционным аккумулятором энергии Силовая установка с инерционным аккумулятором энергии Силовая установка с инерционным аккумулятором энергии 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам , обеспечивающим отбор мощности от силовой установки и привод вспомогательного оборудования транспортного средства от электромеханического аккумулятора Цель изобретения - повышение производительности

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к автомобильной и тракторной промышленности, а также может быть использовано на железнодорожном и морском транспорте и в авиации

Изобретение относится к силовому агрегату для транспортных средств, имеющему двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и основную коробку передач, которая передает приводное усилие на ведущие колеса транспортного средства и первичный вал которой имеет возможность кинематического соединения с выходным валом ДВС, а также имеющему электрическую машину, которая имеет возможность кинематического соединения через промежуточную коробку передач с основной коробкой передач и имеет возможность переключения на работу в режиме электродвигателя стартера для пуска ДВС и на работу в режиме генератора для питания электрической бортовой сети транспортного средства, при этом выходной вал ДВС и первичный вал основной коробки передач, а также электрическая машина через промежуточную коробку передач имеют возможность кинематического соединения друг с другом и с маховой массой с помощью по меньшей мере одной управляемой муфты

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренчатым коробкам передач

Изобретение относится к области электропитания транспортных средств с электроприводом

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к комбинированным энергетическим установкам полноприводных транспортных средств
Наверх