Щетка для электрических машин

 

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин , работающих в тяжелых условиях по коммутации при значительном воздействии внешних вибраций. Целью изобретения является улучшение коммутации, снижение износа и потерь на трение. Щетка для электрических машин состоит из разрезанных по тангенциальному размеру элементарных частей с размещением в отверстиях, выполненных в верхней нерабочей части щетки, резиновой накладки, верхняя часть которой в сечении выполнена прямоугольной формы , а нижняя в форме усеченного круга и в виде выступа соединена с верхней, в элементарных частях и в нижней части накладки концентрично усеченному кругу выполнены отверстия для расположения в них втулки в виде трубки, установки со стороны боковых поверхностей шайб и закрепления резиновой накладки. 5 ил. сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я л Н 01 R 39/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

OllVICAHVIE ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4649975/07 (22) 26.12.88 (46) 15 06.91. Бюл. N 22 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Всесоюзный научно-исследовательский и проектнотехнологический институт электроугольных изделий (72) П.П, Смазнов, А.М. Бордаченков, Б.А.

Глускин, А.А. Реморов и В,В, Мезинов (53) 621.313.047.69(088.8) (56) Бордаченков А.М., Гнездилов Б.В. Коллекторно-щеточный узел тяговых электрических машин локомотивов, Транспорт, 1976.

Авторское свидетельство СССР

М 1379843, кл. Н 01 R 39/18, 1988. (54) ЩЕТКА ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (57) Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических маИзобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин, работающих в тяжелых условиях по коммутации при значительном воздействии ударных и вибрационных нагрузок, при высоких плотностях тока в контакте, например, тяговых двигателей локомотивов, троллейбусов, трамваев, метрополитена и большегрузных дизельэлектрических автосамосвалов.

Целью изобретения является улучшение коммутации. снижение износа и потерь на трение за счет исключения заклинивания щетки в щеткодержателе из-за попадания продуктов износа щеточного материала между элементарными частями.

На фиг, 1 изображена предлагаемая щетка, общий вид: на фиг. 2 — сечение А — А

„„5U„„1656617 А1 шин, работающих в тяжелых условиях по коммутации при значительном воздействии внешних вибраций, Целью изобретения является улучшение коммутации, снижение износа и потерь на трение. Щетка для электрических машин состоит из разрезанных по тангвнциальному размеру элементарных частей с размещением в отверстиях, выполненных в верхней нерабочей части щетки, резиновой накладки, верхняя часть которой в сечении выполнена прямоугольной формы, а нижняя в форме усеченного круга и в виде выступа соединена с верхней, в элементарных частях и в нижней части накладки концентрично усеченному кругу выполнены отверстия для расположения в них втулки в виде трубки, установки со стороны боковых поверхностей шайб и закрепления резиновой накладки. 5 ил. на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант исполнения щетки без перемычки между прямоугольником и кругом в сечении накладки; на фиг, 4— вариант исполнения щетки с двумя кругами в сечении накладки с перемычками между прямоугольником и круг в сечении накладки; на фиг. 5 — сечение Б- Б на фиг. 2, где показаны размеры Окр и Оо.

Щетка 1 состоит из разрезных по тангенциальному размеру элементарных разрезных частей 2, 3, 4. Токоведущие провода

5 закреплены в элементарных частях 2, 3. 4 при помощи конопатки 6. В верхней нерабочей части щетки 1 выполнены отверстия, в которых размещена резиновая накладка, верхняя часть которой в сечении выполнена прямоугольной формы 7, а нижняя — в форме усеченного круга 8 и в виде выступа соеди1656617

55 нена с верхней частью 7, Соединение может быть осуществлено без перемычки или с перемычкой, Нижняя часть накладки выступом установлена в глухих отверстиях боковых элементарных частей 2 и 4 со стороны набегающего 9 и сбегающего 10 краев щетки и в сквозном отверстии элементарной части 3.

В боковых элементарных частях 2 и 4 выполнены отверстия под втулку 11 и шайбу

12. Втулка 11 изготовлена в виде трубки. В нижней части 8 накладки концентрично усеченному кругу выполнено отверстие под втулку 11, После установки на втулку нижней части 8 резиновой накладки, элементарных частей 2, 3, 4 и шайб 12 производят сборку щетки развальцовкой трубчатой втулки 11, На фиг. 3 показана конструкция щетки без перемычки между нижним выступом накладки и ее верхней частью при наличии двух выступов. Данную конструкцию целесообразно применять в случае, когда аксиальный размер щетки значительно превышает тангенциальный размер.

На фиг, 4 представлена конструкция щетки, аналогичная фиг. 3, с наличием перемычек в соединении нижней части накладки с верхней. Данную конструкцию целесообразно применять, когда щеточный материал менее прочный, чем в конструкции на фиг.

3. При соотношениях диаметра усеченного круга D ð. и диаметра отверстия под втулку

Оо, выходящих за предлагаемые пределы, работа щетки ухудшается, При соотношении 0>.0кр. ниже предлагаемого предела ухудшаются амортизационные свойства накладки, в результате чего возрастает износ щетки, ухудшается коммутация, увеличиваются потери на трение за счет повышения коэффициента трения. При соотношении

Do. Окр, выше предлагаемого предела ослабляется узел крепления накладки, что приводит в эксплуатации к разрушению щетки, особенно при воздействии значительных ударных и вибрационных нагрузок. При этом работа щеточно-коллекторного узла ухудшается.

Существенными отличиями являешься.

1. Наличие в боковых разрезных элементарных частях со стороны набегающего и сбегающего краев щетки глухих отверстий, в которых размещают выступ накладки.

2. Выполнение в элементарных частях и в нижней части накладки концентрично усеченному кругу выступа накладки и концентрично глухим отверстиям в боковых элементарных частях отверстий для расположения в них втулки в виде трубки, усга5

35 новки со стороны боковых поверхностей щетки шайб и закрепления развальцовкой резиновой накладки и разрезных элементарных частей щетки.

3. Соотношение между диаметром усеченного круга выступа накладки и диаметром отверстия под втулку.

Вышеизложенные отличия позволяют достигнуть поставленной цели изобретения.

Известные и предлагаемые щетки одной и той же марки ЭГ841 испытывали на специальной модели, где определялся коэффициент трения и оценивалась коммутация при плотности тока 25 А/см, а также в эксплуатационных условиях на тяговых двигателях ДК210 троллейбусом ЗИУ 9 в ТТУ r.

Донецка. Результаты испытаний представлены в таблице.

Как следует из представленных результатов таблицы, применение предлагаемой щетки взамен известной позволяет реализовать следующие преимущества: не происходит опрокидывания и заклинивания накладок в эксплуатации, что способствует повышению стабильности давления на щетку, амортизирующих свойств, выравниванию и уменьшению износа щеток, улучшается коммутация, на один класс повышается устойчивость щетки по искрению, на 20-40 снижаются потери на трение в контакте, в 1,5-2.0 раза уменьшается средняя скорость изнашивания щеток при испытаниях на модельной установке, в 1,2-1.4 раза — при испытаниях на тяговом двигателе

ДК210.

Формула изобретения

Щетка для электрических машин, состоящая из разрезных по тангенциальному размеру элементарных частей, в которых закреплены токоведущие провода, установленные в отверстиях, выполненных в верхней нерабочей части, резиновой накладки, верхняя часть которой в сечении выполнена прямоугольной формы, а нижняя — в форме по крайней мере одного усеченного конуса и посредством выступа соединена с верхней частью накладки, отличающаяся тем, что, с целью улучшения коммутации, снижения износа и потерь на трение эа счет исключения заклинивания щетки в щеткодержателе, в боковых стенках элементарных частей щетки со стороны набегающего и сбегающего краев и в нижней части накладки, концентрично усеченному кругу, выполнены отверстия, в которых расположен крепежный элемент, выполненный в виде трубки, на концах которой укреплены

1656617 посредством развальцовки на боковых поверхностях щетки, резиновые накладки, причем диаметр усеченного круга 0кр и диаметр отверстия Do под втулку в нижней части накладки связаны следующим соотношением.

0о Окр=(1: 1.4) (1:4.0) 1656Г) 17

С4 О

x o

IIl х о

14

\Я о х э

44 К с; о

1 Н

Й э 1 ц о о х с

> а с1

1 с:(а

z хо х

Т с 4 с 4 О о

Ф сч сч сч С 4 CV

CO с4 э о а

1 v Х сЧ Ю с 1 о о

Ф A * В о о о о о о о о и

v

Э и и и а асч

ХО44 и н1 сч

l-IlC 4

1, х Ы О с 4

<ае эох аХ э о о с» О OI ю o o о о о сч

D со с о о

A о о

Е о

Ц Р о х о, X о

Ф а

Э о х а э

z о э э к к

Ф о о о а н н н

Э Э к о о н

5 о

Э Э Э lfl к к к о о о о н к о о н

Х

X IQ э о

В а д3 о о, и

tl

М а.. o o сч

Ю Ю

Ф сп с ъ и и сч сч и

Э ll

IIl и и

С 4 44

\-4

IK

Э

v1I

444

2 с с»

e e

Х 1

X в в

Э 6 а

«4 сч с1 -т и х о э

1» а в о

1э х

X 1l

X t с; о о

1» Х о и сс)

1 E о о

ICI V о с. о

1l к

Р

Х хо (ф

3l

t(X х 1

1 ! 5

4Х х х

CCf

u ccI (444

U й

«д I И а

414 д 1

1 М

° 1 CC о э

X l- и

v а хэ о х Р) а,544 и я о х Lt о ц с

Щ IC

40 f Х аостм о э

v Н о

1 йX а с:

О, С4 х х в

К 44

Э О

1О Д 5

v э о о о х м о о с4 14 1 и Н X а хоо

v Р3 Х 1.

uxöЭ

Л44а К о 3 et o

1- 1

1656617 (2

f1

Фиг.1

Составитель В,Чернова

Редактор В.Фельдман Техред М.Моргентал Корректор Т.Малец

Заказ 2310 Тираж 331 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Щетка для электрических машин Щетка для электрических машин Щетка для электрических машин Щетка для электрических машин Щетка для электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин , работающих в тяжелых условиях по коммутации при значительном воздействии ударных и вибрационных нагрузок, например , тяговых двигателей большегрузных дизельэлектрических самосвалов

Изобретение относится к электротехнике, в частности к токосъемным устройствам, содержащим скользящую контактную пару, может быть использовано, например, в электродвигателях

Изобретение относится к электромашиностроению ,в частности, к усовершенствованию контактов, взаимодействующих с коллектором электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и касается способов изготовления и конструкции щеток для электрических машин

Изобретение относится к электротехнике , в частности к тяговым эл ектрическим машинам

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям щеток, применяемых на коллекторных машинах высокого напряжения средней и большой мощности

Изобретение относится к электротехнике , в частности к токосъемным устройствам электрических машин, например тяговых

Изобретение относится к слаботочным скользящим контактам

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин, работающих в условиях повышенных электрических и вибрационных нагрузок, например, тяговых электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкций щеток для электрических машин, работающих в условиях повышенных электрических, вибрационных и ударных нагрузок, например, тяговых электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции электрических щеток для тяговых электрических машин, работающих в условиях повышенных нагрузок - электрических и динамических, например тяговых электродвигателей подвижного состава

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин, работающих в условиях эксплуатации при значительном воздействии вибрационных и ударных нагрузок, при высоких плотностях тока в контакте, например, тяговых электродвигателей электроподвижного состава железнодорожного и городского транспорта, метрополитена и большегрузных дизель-электрических автосамосвалов

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин, работающих в условиях повышенных электрических и вибрационных нагрузок, например тяговых электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и касается щеток электрических машин, работающих в условиях значительных электрических, вибрационных и ударных нагрузок, например тяговых электродвигателей пассажирских электровозов
Наверх