Зубчатое колесо

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам. Цель изобретения - повышение надежности зубчатого колеса из порошкового материала достигается за счет сочетания прочностных и противозадирных свойств. В многослойном в радиальном направлении с эквидистантными профилю зубьев слоями венце наружный слой 2 выполнен из порошкового материала с антифрикционной и теплоотводящей добавками. Находящийся под слоем 2 слой выполнен в виде отрезка 1 ленты из теплоотводящего материала. Отрезок 1 ограничен зонами выкружки основания зуба, в котором он размещен. Для конкретных материалов слоев рекомендованы диапазоны процентных соотношений добавок слоя 2 и его толщины. В нереверсивных передачах с целью экономии материалов слой 2 на нерабочей стороне зубьев делают тоньше, чем на рабочей. При работе колеса требуемые противоэадирные свойства обеспечиваются антифрикционной добавкой в наружном слое 2, а также хорошими теплоотводящими свойствами слоя 2 и отрезка 1 ленты. Отсутствие ленты в зонах выкружки оснований зубьев избавляет от концентрации напряжений в слое 2 в этих зонах и от отслаивания слоя 2. 2 э.п.ф-лы. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 55/17

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4667746/2& (22) 27.03,89 (46) 23,06.91. Бюл, М 23 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.А,Кот, В.Ф.Горошко. В,Л,Басинюк и

В.Б.Чемисов (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1441128, кл, Р 16 Н 55/17, 1987. (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. Цель изобретения — повышение надежности зубчатого колеса иэ порошкового материала достигается эа счет сочетания прочностных и противозадирных свойств. В многослойном в радиальном направлении с эквидистантными профилю зубьев слоями венце наружный слой 2 выполнен иэ порошкового

„, Я2,„1657807 Al материала с антифрикционной и теплоотводящей добавками. Находящийся под слоем

2 слой выполнен в виде отрезка 1 ленты иэ . теплоотводящего материала, Отрезок 1 ограничен зонами выкружки основания зуба, в котором он размещен. Для конкретных материалов слоев рекомендованы диапазоны процентных соотношений добавок слоя

2 и его толщины, В нереверсивных передачах с целью экономии материалов слой 2 на нерабочей стороне зубьев делают тоньше, чем на рабочей. При работе колеса требуемые противоэадирные свойства обеспечиваются антифрикционной добавкой в наружном слое 2. а также хорошими теплоотводящими свойствами слоя 2 и отрезка 1 ленты. Отсутствие ленты в зонах выкружки оснований зубьев избавляет от концентрации напряжений в слое 2 в этих зонах и от отслаивания слоя 2. 2 э.п.ф-лы. 1 ил.

1657807 в зонах выкружки, что способствует обеспечению достаточной иэгибной прочности зубьев.

Выбор толщины наружного слоя 2 для конкретных материалов исходит из сочетания противозадирных и прочностных свойств колеса. Уменьшенная толщина слоя

2 на нерабочей стороне зуба в нереверсивных передачах обеспечивает экономию материала слоя 2.

10

Составитель В,Сергеев

Техред М.Моргентал

Корректор M.Øàðîøè

Редактор И.Шулла

Заказ 1702 Тираж 393 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам.

Целью изобретения является повышение надежности зубчатого колеса иэ порошкового материала за счет сочетания прочностных и противоэадирных свойств.

На чертеже изображено зубчатое колесо.

Зубчатое колесо содержит многослойный в радиальном направлении с зквидистантными профилю зубьев слоями венец. слои которого выполнены с заранее определенной толщиной и из материалов с различными физическими свойствами, и один из внутренних слоев в виде ленты из материала с теплопроводностью, большей теплопроводности материалов других слоев.

Указанный слой в виде ленты размещен вторым от периферии венца. лента в каждом зубе выполнена в виде ограниченного зонами выкружки основания зуба отрезка 1, а наружный слой 2 выполнен иэ содержащего антифрикционную и теплоотводящую добавки порошкового материала.

Для отрезка 1 ленты из меди и порошкового материала на основе железа с антифрикционной и теплоотводящей добавками соответственно иэ графита и меди процентный состав последних в порошковом материале выбран в диапазонах 1,4...3.27ь графита и 10...157, меди, а толщина наружного слоя 2 — в диапазоне 0,16...0.24 модуля.

В нереверсивных передачах толщина наружного слоя 2 на нерабочих сторонах зубьев выбрана меньшей, чем на рабочих, и в диапазоне 0,05...0,1 модуля.

При работе колеса в составе передачи требуемые противозадирные свойства обеспечиваются антифрикционной добавкой в наружном слое 2, а также хорошими теплоотводящими свойствами слоя 2 и отрезка 1 ленты, на котором слой 2 расположен, Выполнение ленты в виде отрезка 1, ограниченного зонами выкружки основания зуба, позволяет избавиться от концентрации напряжений в слое 2 и его отслаивания

Формула изобретения

1. Зубчатое колесо, содержащее многослойный в радиальном направлении с эквидистантными профилю зубьев слоями венец, слои которого выполнены с заранее определенной толщиной и иэ материалов с различными физическими свойствами. и один из внутренних слоев в виде ленты из материала с теплопроводностью. большей теплопроводности материалов других слоев, отл и ч а ю щее с я тем, что, с целью повышения надежности зубчатого колеса из порошкового материала за счет сочетания прочностных и противозадирных свойств, упомянутый слой в виде ленты размещен вторым от периферии венца, лента в каждом зубе выполнена в виде ограниченного зонами выкружки основания зуба отрезка, а наружный слой выполнен из содержащего антифрикционную и теплоотводящую добавки порошкового материала.

2. Зубчатое колесо по и, 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что для ленты иэ меди и для порошкового материала на основе железа с антифрикционной и теплоотводящей добавками соответственно из графита и меди процентный состав последних в порошковом материале выбран в диапазонах 1,4...3,2 графита и 10...15 меди, а толщина наружного слоя — в диапазоне 0,16...0,24 модуля.

3. Зубчатое колесо по и. 2, о т л и ч а ющ е е с я тем, что в нереверсивных передачах толщина наружного. слоя на нерабочих сторонах зубьев выбрана меньшей, чем на рабочих, и в диапазоне 0,05...0,1 модуля.

Зубчатое колесо Зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приводным механизмам вспомогательного оборудования транспортных средств, в частности стеклоочистителей , фароочистителей, стеклоподъемников

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передача

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях зубчатых передач различных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам Цель изобретения - повышение надежности самоустанавливающегося зубчатого колеса - достигается за счет улучшения свойств самоустанавливаемости

Изобретение относится к машиностроению , к виброактивным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению, к сборным зубчатым колесам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для механических передач, работающих в жидких средах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано для зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в мобильной и бытовой технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в планетарных передачах с большими передаточными отношениями и передачах с паразитными шестернями, работающих в вакууме при отсутствии смазки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для регулирования взаимного расположения сопрягаемых зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в передачах, редукторах и трансмиссиях для привода различных машин и механизмов

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к составам сталей, применяемых для изготовления ведущего и ведомого зубчатых колес, работающих в паре

Изобретение относится к ремонту деталей машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий
Наверх