Электропривод трубопроводной запорной арматуры с устройством для защиты электродвигателя от аварийного режима

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к защите трехфазного электродвигателя. Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности путем расширения зоны и точности регулирования электропривода. В момент упора запорного органа трубопроводной арматуры снижаются обороты трехфазного электродвигателя 1, увеличиваются ток во вторичной обмотке датчика 16 тока и напряжение на выходе однофазного мостового выпрямителя 15. При достижении на базе первого транзистора 22 напряжения, равного уставке, открывается первый транзистор 22, закрывается второй транзистор 23, управляющая обмотка 25 геркона обесточивается, и контакт геркона 24 замыкается и подает питание на обмотку 27 электромагнитного реле, которое размыкает свой контакт 26 и разрывает общую цепь питания обмоток 9, 10 магнитных пускателей, и электродвигатель 1 отключается от сети. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 Н 02 Н 7/08, F 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4710871! 07 (22) 27,06.89 (46) 07,0?.91, Бюл, М 25 (71} Калининградское высшее инженерное морское училище (72) В.И. Яговкин и В.В. Сивко (53) 62"; 316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 956891, кл, F 16 К 31/02, 1981, Гуревич Д.Ф. Трубоп роводная арматура (справочное пособие), = Л.: Машиностроение, 1981, с.179, рис. t1,11.

5U,, 1661903 А1 (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРУБОПРОВОДНОЙ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ С УСТРОЙСТ80М ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

ОТ АВАРИЙНОГО РЕЖИМА (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к защите трехфазного электродвигателя. Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности путем расширения зоны и точности регулирования электропривода, В момент упора запорного органа трубопроводной арматуры снижаются обороты трехфазного

1661903

40

45 электродвигателя 1, увеличиваются ток во вторичной обмотке датчика 16 тока и напряжение на выходе однофазного мостового выпрямителя 15. При достижении на базе первого транзистора 22 напряжения, равного уставке, открывается первый транзистор

22, закрывается второй транзистор 23, упИзобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите электропривода.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности путем расширения зоны и точности регулирования.

На фиг. 1 представлена схема электро. привода; на фиг, 2 — зависимость тока и момента от скольжения асинхронного электродвигателя.

Электропривод трубопроводной запорной арматуры с устройством для защиты от опрокидывания электродвигателя 1 содержит магнитный пускатель 2 закрытия, магнитный пускатель 3 открытия, силовые контакты которых подключены первыми выводами к клеммам для соединения с питающей сетью А, В, С, а вторыми выводами соединены с выводами электродвигателя с прямым и обратным чередователем фаз, т. е. реверсивно, кнопку 4 "Стоп", первым выводом соединенную с клеммой для соединения с фазой сети, второй вывод кнопки 4

"Стоп" через размыкающий контакт 5 конечного выключателя, кнопку 6 "Открытие", зашунтированную одним замыкающим блок-контактом 7 магнитного пускателя открытия, размыкающий блок — контакт 8 магнитного пускателя закрытия, обмотку 9 магнитного пускателя открытия соединен с первым выводом обмотки 10 магнитного пускателя закрытия, второй вывод которой через размыкающий блок — контакт 11 магнитного аускателя открытия, кнопку 12 "Закрытие", зашунтированную одним замыкающим блок — контактом 13 магнитного пускателя закрытия, соединен с вторым выводом кнопки 4 "Стоп", ограничитель 14 крутящего момента выполнен в виде электронного блока контроля, состоящего иэ однофазного мостового выпрямителя 15, вход которого соединен с вторичной обмоткой датчика 16 тока, первичная обмотка которого включена в фазный провод питающей сети, трех резисторов 17 — 19, одного переменного резистора 20, конденсатора 21, двух транзисторов 22 и 23, геркона 24 с управляющей обмоткой 25, электромагнитного реле с размыкающим контактом 26, равляющая обмотка 25 геркона обесточивается и контакт геркона 24 замыкается и подает питание на обмотку 27 электромагнитного реле, которое размыкает свой контакт 26 и разрывает общую цепь питания обмоток 9, 10 магнитных пускателей, и электродвигатель 1 отключается от сети. 2 ил. включенным между общей точкой соединения обмоток магнитных пускателей 9 и 10 и нулевым проводом сети, при этом минусовой вывод однофаэного мостового выпрямителя 15 соединен с общей точкой первыми выводами первого резистора 17, конденсатора 21 и эмиттерами первого 22 и второго 23 транзисторов, плюсовой вывод однофазного мостового выпрямителя 15 соединен с общей точкой соединения первых выводов второго 18 и третьего 19 резисторов, при этом второй вывод второго резистора 18 соединен с коллектором первого транзистора 22 и базой второго транзистора

23, коллектор которого через управляющую обмотку 25 геркона соединен с вторым выводом третьего резистора 19 и первым выводом переменного резистора 20, второй вывод которого соединен с общей точкой соединения базы первого транзистора 22 и вторых выводов первого резистора 17 и конденсатора 21, при этом первый вывод обмотки 27 электромагнитного реле соединен с нулевым проводом сети, а второй вывод обмотки через размыкающий контакт геркона 24 соединен с первым выводом цепочки, состоящей из параллельно включенных других замыкающих блок-контактов 28 и 29 магнитных пускателей закрытия и открытия, а второй вывод цепочки соединен с вторым выводом кнопки 4 "Стоп".

Устройство работает следующим образом.

При нажатии кнопки 12 ".Закрытие" образуется цепь: фаза С, кнопка 4 "Стоп", замкнутый контакт кнопки 12, размыкающий контакт 11, обмотка 10 магнитного пускателя на закрытие реле. размыкающий контакт

26-0, нулевой провод. Магнитный пускатель на закрытие переключает свои контакты: замыкаются силовые контакты пускателя 2 и двигатель 1 подключается к сети; размыкается блок — контакт 8; замыкается блок-контакт

13 и шунтирует кнопку 12, замыкается блокконтакт 28 и подается напряжение на обмотку

25 электромагнитного реле, но оно не сработает, так как разомкнется контакт геркона 24, время срабатывания которого на порядок меньше, чем электромагнитного реле, 1661903

30

Размыкание контакта геркона 24 происходит следующим образом.

При протекании тока в первичной обмотке датчика 16 тока во вторичной обмотке наводится переменное напряжение, которое выпрямляется выпрямителем 15. Под действием этого напряжения открывается транзистор 23 и проходит ток по цепи: плюсовой вывод однофазного мостового выпрямителя, третий резистор 19, управляющая обмотка 25, транзистор 22, минусовой вывод однофазного мостового выпрямителя.

Под действием магнитного потока управляющей обмотки 25 размыкается контакт геркона 24, В момен1 упора запорного органа арматуры снижаются обороты трехфазного электродвигателя 1, увеличиваются ток в перьичной обмотке датчика 16 тока и напряжение на выходе выпрямителя 15 и ток в цепи второго транзистора 23, Это приводит к возрастанию падения напряжения на третьем резисторе 19, которое подается на базу первого транзистора 22 через переменный резистор 20, посредством которого устанавливается величина напряжения отпирания транзистора. При достижении на базе напряжения, равного уставке по току двигателя, открывается первый транзистор 22 и закрывается второй транзистор 23, управляющая обмотка 25 геркона лишается питания и контакт геркона 24 возвращается в исходное состояние, т. е. замыкается.

Образуется цепь: фаза С, кнопка 4 "Стоп". замкнутый блок †конта 28, контакт геркона 24, обмотка 27 электромагнитного реле, нулевой провод. Электрическое реле

27 срабатывает и размыкает свой контакт

26, т, е. разрывается цепь обмотки 10 пускателя 2 на закрытие, и двигатель 1 отключается от сети. Отключение двигателя произойдет, даже если закрытие происходит при нажатой кнопке 12 "Закрытие".

Работа схемы на открытие аналогична описанной выше.

Если не требуется принудительного уплотнения запорного органа в положении "Открыто", то отключение двигателя осуществляется конечным выключателем 5 в цепи катушки 9 магнитного пускателя на открытие. В случае, если конечный выключатель 5 не сработает, отключение двигателя произойдет в конечном положении на открытие через сигнал, получаемый с датчика 16 тока.

На фиг, 2 приведены типовые зависимости момента M на валу и тока 1, потребляемого асинхронным трехфазным электродвигателем, от скольжения S, характеризующего степень отставания ротора от вращающегося поля статора:

Пст Пр

Пст где Пст — частота вращения поля статора;

Пр — частота вращения ротора.

При неподвижном роторе, когда П = О, S = 1, а при номинальной частоте вращения ротора S = 0,05. При работе двигателя с номинальным моментом М«м он потребляет из сети номинальный ток IHoM, что соответствует 100% момента и тока на фиг, 2.

После касания запорным органом конечного положения, например при закрытии, обороты двигателя снижаются, увеличивается ток, потребляемый из сети, и мрмент, развиваемый двигателем. Момент может возрастать до 200-250 Мн, т. е. до

Мм с (опрокидывающий момент). В случае, если двигатель не будет отключен от сети при возрастании МоМВНТВ до Ммакс, происходит его опрокидывание, т. е. снижение оборотов до нуля и момента до Мпусх при росте тока до 500% luc,<, По правилам технической эксплуатации электроустановок электродвигатель должен отключаться от сети при возрастании тока на 25%. Такой режим работы электропривода практически невозможно обеспечить с помощью типового механического ограничителя крутящего момента. Поэтому устройство, контролирующее величину тока, потребляемого электродвигателем, позволяет обеспечить с высокой точностью надежное перекрытие трубопровода и исключить режим опрокидывания электродвигателя, т. е. его стоянку под током.

В электроприводе обеспечивается точное и надежное отключение электродвигателя в конечных положениях запорного органа, а также в случае аварийного заедания подвижных частей в процессе хода на открытие или закрытие. Кроме этого, изобретение обладает следующими положительнымиы ми и риз н аками (свойствами): упрощается регулировка допустимого предельного момента, так как уставка по току осуществляется переменным резистором

20, шкала которого может быть нанесена в долях момента, развиваемого электродвигателем, при этом обеспечивается ceoespeменное безопасное отключение двигателя даже в случае опрокидывания его, т. е, перехода в режим стоянки под током, Обеспечивается защита электродвигателя при пуске его на двух фазах, т. е, при обрыве любого линейного провода А, В и С.

При пуске с обрывом в линейных проводах

А или В двигатель вращаться не будет, а так как.значительно возрастет ток в фазе С, то отключение произойдет по перегрузке так

1661903

20 же, как было описано ранее, При пуске с обрывом в фазе С не будет напряжения с датчика 16 тока и не разомкнется контакт ге )KQHB 24, поэтому пол}t÷èT питание ОбмотI;B 27 электромагнитного реле и разомкнет свой контакт 26.

Обеспечивается также отключение электродвигателя 1 при обрыве любой иэ фаз во время работы электродвигателя. При обрыве фаз А или В электродвигатель откл очится из — за возрастания тока в фазе С как и при перегрузке, а при обрыве фазы С замкнется контакт геркона 24 и сработает электромагнитное реле. Злектропривод обладает свойством самоконтроля работоспособности электронного блока контроля и ограничения момента, так как при неисправности B блоке 14 не получит питания кB IUKB, управляющая 063"IDTKB 25 Геркона не разомкнет СВОЙ кОнтакт, т. е обеспечивается срабатывание электромаг:-::.".тного реле и размыкание его контакта 26.

)зодретение поиг;.;дно для любого электропривода унифицированного ряда выпускае oÀ арматуры с крутчщим моментом до

1ОООО Н м, с любой мощностью электродвигателя, так как В зависимости от величины тока электродвигателя в описанном устройСТВЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО КОЛИЧЕСТВО ВИТКОВ первичной обмотки датчика 16 тока, сохраняя его намагничивающую силу, Таким образом, технико — экономиче"..êè8 преимущества предлагаемого устройства заключаются в упрошении конструкции используемых ныне электроприводов путем отказа от:,-.";-Надежных механических частей, BMBHI=.I механического Ограничи, -еля крутя ше о момен >-а электрическим расширяющим зону (пределы) и точность регулирования крутящих моментов запорной арматуры, обеспечивающим самоконтроль и защиту электродвигателей и арматуры в аномальных ситуациях работы, пригодности для любых типоразмеров электродвигателей при резком снижении собственной массы и металлоемкости, Формула изобретения

Электропривод трубопроводной запорной арматуры с устройством защиты электродвигателя от аварийного режима, содержащий магнитный пускатель открытия, магнитный пускатель закрытия, первые силовые выводы силовых контактов которых подкл очены к пи вящей сети, вторые выводы силовых контактов магнитного пускателя Открытия и магнитного пускателя закрытия соединены - выводами трехфазного электродвигателя реверсивно, кнопку

"Стоп „первым выводом соединенную с фазой сети, второй вывод кнопки "Стоп" через размыкающий контакт конечного выключателя, кнопку "Открытие", зашунтированную одним замыкающим блок-контактом магнитного пускателя открытия, размыкающий блок — контакт магнитного пускателя закрытия, обмотку магнитного пускателя открытия соединен с первым выводом обмотки магнитного пускателя закрытия, второй вывод которой через размыкающий блокконтакт магнитного пускателя открытия, кнопку закрытия, зашунтированную одним блок — контактом магнитного пускателя закрытия, соединен с вторым выводом кнопки "Стоп", ограничитель крутящего момента, отличающийся тем,что,сцелью повышения эксплуатационной надежности путем расширения зоны и точности регулирования электропривода, он дополнительно снабжен датчиком тока, а ограничитель крутящего момента выполнен в виде электронного блока контроля, состоящего из однофазного мостового выпрямителя, вход которого соединен с вторичной обмоткой датчика тока, первичная обмотка которого включена к фазный провод питающей сети, трех резисторов, одного переменного резистора, конденсатора, двух транзисторов, геркона с управляющей обмоткой, электромагнитного реле с размыкающим контактом, включенным между общей точкой соединения выводов обмоток магнитных пускателей и нулевым проводом сети, при этом минусовой вывод однофазного мостового выпрямителя соединен с первыми выводами первого резистора, конденсатора и эмиттерами первого и второго транзисторов, плясовой вывод однофазного мостового выпрямителя соединен с общей точкой соединения первых выводов второго и третьего резисторов, при этом второй вывод второго резистора соединен с коллектором первого транзистора и базой второго транзистора, коллектор которого через управляющую обмотку геркона соединен с вторым выводом третьего резистора и первым выводом переменного резистора, второй вывод которого соединен с общей точкой соединены базы первого транзистора и вторых выводов первого резистора и конденсатора, при этом первый вывод обмотки электромагнитного реле соединен с нулевым проводом сети, а второй вывод через размыкающий контакт геркона — с первым выводом цепочки, состоящей из параллельно включенных других замыкающих блок — контактов магнитных пускателей открытия и закрытия, а второй вывод цепочки соединен с вторым выводом кнопки

"Стоп".

1661903

4% %

Ь%

Составитель В. Орлов

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т. Палий

Редактор Е. Папп

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2132 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Электропривод трубопроводной запорной арматуры с устройством для защиты электродвигателя от аварийного режима Электропривод трубопроводной запорной арматуры с устройством для защиты электродвигателя от аварийного режима Электропривод трубопроводной запорной арматуры с устройством для защиты электродвигателя от аварийного режима Электропривод трубопроводной запорной арматуры с устройством для защиты электродвигателя от аварийного режима Электропривод трубопроводной запорной арматуры с устройством для защиты электродвигателя от аварийного режима 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области релейной защиты элементов электрических систем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электрических машин, реагирующих на токовые перегрузки и на отклонения от нормальной температуры

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах тепловой защиты электродвигателей , основанных на косвенной сценке температуры последних

Изобретение относится к релейной защите и является дополнительным к авт.св

Изобретение относится к электротехнике , в частности к редейной защите

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты группы электродвигателей от превышения температуры, например в электроприводах крановых механизмов, работающих в повторно-кратковременных режимах

Изобретение относится к электротехнике , а именно к релейной защите электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в схемах питания ручного переносного инструмента , приводимого в действие асинхронным электроприводом, в строительстве, сельском хозяйстве vt других отраслях Цель изобретения - повышение эксплуатационной безопасности путем предотвращения несанкционированного включения электроинструментов

Изобретение относится к трубопроводной арматуре

Изобретение относится к коммутационной аппаратуре вакуумных систем с электромеханическими средствами управления

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для регулироания потока криогенной среды

Изобретение относится к обл арматуростроения

Изобретение относится к устройствам управления положением заслонки и может найти применение в системах отопителей для регулирования температуры воздуха в салоне транспортного средства, а также для регулирования степени открытия дроссельной заслонки
Наверх