Способ контроля степени износа смазываемых деталей двигателя
Изобретение относится к способам оценки степени износа смазанных деталей двигателя и, в частности, тепловозного дизеля. Цель изобретения - повышение точности путем определения объема изношенного с деталей материала и их текущих значений. В ходе эксплуатации двигателя отбирают пробы смазки, определяют концентрации элементов продуктов изнашивания деталей. В моменты профилактических мероприятий осуществляют дозаправку смазки и по количеству дозаправленной смазки, времени до этих моментов и концентрациям элементов рассчитывают объем изношенного с деталей материала и их текущие размеры. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (sl)s G 01 N 3/56
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ по изОБРетениям и ОткРытиям
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
+ ч-ф ((o.-a ) ° (о.-о,) о, о., г г
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4718696/28 (22) 12.07.89 о (46) 15,07.91. Бюл. М 26 (71) Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Е.И. Сковородников и С.М. Овчаренко (53) 620.178.162(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1359718, кл. С 01 N 3/56, 1987, (54) CflQCOE КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ ИЗ
НОСА СМАЗЫВАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к способам оценки степени износа смазанных деталей
Изобретение относится к контролю степени износа двигателя и, в частности, смазанных деталей тепловозного дизеля и определения текущих размеров деталей.
Цель изобретения — повышение точности контроля степени износа смазанных деталей двигателя путем учета объема изношенного с деталей материала, в том . числе осевшего в картере и отфильтрованного в ходе эксплуатации.
На чертеже показана динамика изменения количества смазки в масляной системе двигателя и концентрации К продуктов износа в смазке.
Способ контроля степени износа смазанных деталей двигателя осуществляют следующим образом.
В ходе эксплуатации двигателя (тепловозного дизеля) отбирают пробы смазки и определяют концентрацию элементов продуктов изнашивания деталей двигателя. В моменты профилактических мероп риятий осуществляют дозаправку смазкой масля„„59„„1663506 А1 двигателя и, в частности, тепловозного дизеля, Цель изобретения — повышение точности путем определения объема изношенного с деталей материала и их текущих значений, В ходе эксплуатации двигателя отбирают пробы смазки, определяют концентрации элементов продуктов изнашивания деталей, В моменты профилактических мероприятий осуществляют дозаправку смазки и по количеству дозаправленной смазки, времени до этих моментов и концентрациям элементов рассчитывают объем изношенного с деталей материала и их текущие размеры . 1 ил.
° с г» ной системы и регистрируют значения времени эксплуатации до этого момента, По известным концентрациям Kl-1 и К> и Я по объемам смазочного материала Ql-1 и Ql на период от i-1 до 1 и значениям Ll определяют объем изношенного с детали металла с учетом объема металла, осевшего на стен- О ки картера и отфильтрованного в процессе СЬ эксплуатации по формуле (л)
Х 9 7оо(L — г.; — q)(+0,05 К,О,, 00 ах где 00 — начальный объем смазочного материала, т;
i — номер профилактики, на которой определяется объем изношенного металла;
Kl — концентрация продуктов износа, т/т;
Ксв — концентрация контролируемых элементов в свежей смазке:
1663506
g — производительность масляного на-. соса, т/км;
L — наработка до 1-й профилактики, км; ф= 1,35 — для цилиндровой втулки и компрессионных колец; = 1 — для остальных контролируемых деталей; дпо — коэффициент полноты отсева фильтрации смазки;
q — плотность элемента, г/мм; з.
Х вЂ” процентное содержание элемента в материале детали.
Устанавливают соотношения износов деталей двигателей по местам обмеров и соответствующие этим износам объемы унесенного с деталей металла. По известным начальным размерам контролируемой детали и объемам изношенного с детали металла рассчитывают текущие размеры детали, по которым судят о степени износа детали.
Пример . Необходимо определить текущие размеры цилиндровой втулки с начальным диаметром 207,03 мм на пробег 30 тыс. км, соответствующий третьей профилактики (3 ТО-3) для тепловозного дизеля 10Д100.
Концентрация молибдена в свежем масле Ков=О на 1 TO-3 К1=3 гlг
2 ТО-3 Kz = 4 г/r
3 ТО-3 Кз = 5 r/r
Начальный объем масла в картере Qp=
= 1,50т
Объем масла в картере на 1 ТО-3 01= 1,35 т.
2 TO-З 02 = 1,30 т
3 TO-З Оз - 1,40 т
Пробег 1.1 - 10 тыс. км, 1 г = 20 тыс. км, И-30тыс. км.
Подставляя соответствующие значения в формулу для определения объема унесенного с цилиндровой втулки металла, получим V = 92947,26. Этот объем металла унесен с N цилиндровых гильз, поэтому объем металла, унесенный с одной гильзы, рассчитываем как
Ч
Ц
N при N = 10 Ч, =9294,72
Следовательно, Чизн Чнач = М где Чизн -= внутренний объем изношенной гильзы;
VH84 — внутренний объем новой гильзы.
Внутренние диаметры изношенной гильзы дизеля 10Д100 имеют следующие размеры;
0$ = dp + U f, 0 = dp+ U(, 03=d. +®0 =d. +о
O3 = . + М 0 = d. + 09, 5 03 = бо + 03, Dg = dp + Uf
D(= dp + U3, Df = с . + о, D) = dp+ U$, 0$ = dp+ U$
В свою очередь износы в различных местах обмера связаны следующими зависимостями
20 где 0 — внутренний диаметр ЦГ в плоскости "по ходу" в первом поясе;
0 — внутренний диаметр ЦГ в плоскости "по валу" в первом поясе и др, т. д.
Внутренний объем изношенной ЦГ между соседними поясами обмера подсчитываем методом дифференциального интегрирования
Чизн = f S(Z)dZ, . о
После интегрирования получаем
g oI ь
40 Чизн X (НаНьЬ Нв
НаНВ 2
2 „З
- — н + — ), 2 3 (2) 45 0Г где На—
0 -03 11
0t Ь
50 0Г 0, где h — высота.
Подставив в(2) значение 0 " () — выра55 женные через 01, принятого за базовый диаметр, находим значение 01, по которому определяем текущие значения диаметра изношенной гильзы.
Для рассматриваемого случая — = 2,778;
Щ
04 — = 1,433;
0 — = 1.076;
Ф от
= 1,460;
U3 — = 2,222; — = 2,174; о5, u3
Uf U3 — = 1.250; и3
U3
= 1,134; = 1,337;
U3 Оз
= 2,800; = 1,015, 05 05
1663506 (Ql-1K1-1 + (Оо Cll- I) D3 207,052; D5 = 207,084; D3 = 207,074; D3- 207,074: D(= 207,058: 0 = 207.053; 0 =207,089; 0 =207,087; 0 =207,091; 0Р 207.103; 05 = 207,056; ОР = 207,053. к iа i к ioi t о ХЯ) по(4-Ь-1)6+005 K x g o (L — 4- 0 ф + 0,05 к;о; ) Lg y Lg Ly Составитель В. Данилов Техред M.Ìaðãåíòàë Корректор О. Кравцова Редактор С. Рекова. Заказ 2261 Тираж 394 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 Формула изобретения Способ контроля степени износа смазываемых деталей двигателя, заключающийся в том, что в ходе эксплуатации двигателя отбирают пробы смазки, определяют концентрацию элементов продуктов изнашивания деталей двигателя и с их учетом оценивают степень их износа, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, в ходе эксплуатации двигателя и в момент его профилактики осуществляют с помощью насоса дозаправку смазкой и регистрируют время эксплуатации до этого момента, а степень износа деталей оценивают по объему V изношенного материала, определяемому по -) v-$ ((о. о,) ;=ia;=> „к, а; К ° (Q,— î) —,— — +, х где 0 — начальный объем смазки. т; i — номер профилактики; К вЂ” концентрация элементов продуктов изнашивания, т/т; Ke — концентрация элементов продуктов изнашивания в свежей смазке; g — производительность насоса; L — время эксплуатации двигателя, км; (= 1.35 — коэффициент для цилиндровой втулки и компрессионных колец двигателя; (= 1 — коэффициент для других контактирующих деталей двигателя; д — коэффициент полноты фильтраций смазки; q — плотность элементов продуктов изнашивания; Х вЂ” процентное содержание элементов в материале деталей двигателя.