Электродвигатель с автономными магнитными системами

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении эффективности и эксплуатационной надежности в агрессивных и взрывоопасных средах при значительных перепадах давлений. Электродвигатель содержит торцевые подшипниковые щиты, обмотки, заключенные в диамагнитные оболочки, и бесконтактный датчик положения ротора. Благодаря тому, что диамагнитные оболочки заполнены диэлектрической жидкостью, подшипниковые щиты выполнены ферромагнитными и на них размещены крайние кольцевые обмотки, а средняя обмотка расположена на дополнительном кольцевом магнитопроводе, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 K 5/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4683502/07 (22) 20.04.89 (46) 15.07.91. Бюл, М 26 (71) Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В.Т.Данковцев (53) 621.313.713(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 141414, кл. Н 02 К 37/00, 1958.

Двигатели постоянного тока с полупроводниковыми коммутаторами. Л.: Наука, с.

135-140. (54) ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С АВТОНОМНЫМИ МАГНИТНЫМИ СИСТЕМАМИ

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электрическим реверсивным машинам постоянного тока, используемым в различных сферах промышленности.

Цель изобретения — повышение эффективности и эксплуатационной надежности в агрессивных и взрывоопасных средах при значительных перепадах давлений.

На фиг.1 изображен электродвигатель, продольный разрез; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1; на фиг;3 — сечение Б-Б на фиг.1; на фиг,4 — сечение В-B на фиг.1.

Электродвигатель с тремя поочередно включающимися магнитными системами содержит диамагнитный вал 1, проставочные ферромагнитные втулки 2, подшипниковые щиты 3, корпус статора 4, катушки 5 полюсов, роторы с явно выраженными полюсами

6, неподвижные кольцевые обмотки 7-9, „„5U„„1663702 А1 (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — повышение эффективности и эксплуатационной надежности в агрессивных и взрывоопасных средах при значительных перепадах давлений. Электродвигатель содержит торцовые подшипниковые щиты, обмотки, заключенные в диамагнитные оболочки, и бесконтактный датчик положения ротора, Благодаря тому, что диамагнитные оболочки заполнены диэлектрической жидкостью, подшипниковые щиты выполнены ферромагнитными и на них размещены крайние кольцевые обмотки, а средняя обмотка расположена на дополнительном кольцевом магнитоп роводе, обеспечивается достижение поставленной цели..2 з.п. ф-лы, 4 ил. кольцевой магнитопровод 10, подшипники

11 скольжения, градуировочный диск 12, датчик 13 положения роторов, герметичный штепсельный разъем 14 и эластичные диафрагмы 15. Каналы 16-18 расположены соответственно в подшипниковых щитах, корпусе статора и полюсах.

В качестве электронного коммутирующего устройства предусматривается ис. пользование полупроводникового блока 19, подключенного к источнику 20 электроэнергии постоянноготока, к обмоткам статорных полюсов 6 и к кольцевым обмоткам 7-9 возбуждения через переключатель-реверс 21.

Кроме того, для гидравлической связи герметичных диамагнитных оболочек между собой и с заправочными горловинами 22 и

23 в подшипниковых щитах, в корпусе статора и в полюсах имеются каналы 16, 17 и 18 соответственно.

1663702

С целью снижения потерь на трение при работе электродвигателя в жидкой среде предусматривается заполнение межполюсных пустот полимерным материалом.

Крутящий момент в предлагаемом элек-. тродвигателе создается по принципу работы известных трехроторных электрических машин. В частности, при подключении коммутирующего блока 19 к источнику 20 электроэнергии постоянного тока обеспечивается подвод напряжения к катушкам статора и кольцевым обмоткам, принадлежащим к определенным группам магнитных систем, а именно к системам, у которых полюса ротора находятся между полюсами статора (фиг.3 и 4), За счет разноименных полей катушек статора и одноименных полей полюсов ротора в моменты нахождения их между катушками возникает крутящий момент. После поворота ротора на 1/3 угла полюсного деления коммутируется подвод напряжения к другим группам магнитных систем и т.д. При необходимости реверсирования вращения ротора достаточно изменить направление тока в неподвижных кольцевых обмотках,7-9, Для этого в схеме управления электродвигателем предусмотрен переключатель-реверс 21, Управление коммутирующим блоком 19 по

-- .принципу "бегущей волны" обеспечивается датчиком 13 положения ротора и градуировочным диском 12.

Надежность работы предлагаемого электродвигателя в агрессивных средах или в токопроводящей жидкости обеспечивается тем, что статорные и кольцевые обмотки заключены в герметичные диамагнитные оболочки; При этом рассеивание магнитного поля не превышает 2 .

Надежность работы электродвигателя также не изменяется при относительно больших перепадах давлений окружающей среды. Например, при нарастании давления окружающей среды до 100 атм происходит прогиб эластичной диафрагмы 15 (фиг.1) до момента выравнивания внутреннего давления диэлектрической жидкости (трансформаторного масла) с укаэанным наружным.

Этим обеспечивается автоматическое поддержание равенств давлений, что в конечном счете исключает повреждение диамагнитных оболочек статорных и кольцевых обмоток, Упрощение технологичности конструкции электродвигателя объясняется тем, что прокладка соединительных проводов между выводами статорн ых и кольцевых обмоток и между клеммами герметичного разъема 14 предусматривает-5

55 ся в каналах для гидросвязи полостей диамагнитных оболочек. Этим исключается применение дополнительных герметичных кондуидов для прокладки соединительной проводки, Повышение эффективности предлагаемого электродвигателя ожидается в основном при использовании его в агрессивных средах или токопроводящих жидкостях при значительных постоянных или переменных давлениях окружающих сред, например при использовании электродвигателя в ряде силовых механизмов морских нефтедобывающих установок или в механизмах, предназначенных для выполнения подводных геологоразведочных работ, а также работ по добыче полезных ископаемых в морских глубинах и т.д.

Формула изобретения

1. Электродвигатель с автономными магнитными системами, содержащий торцовые подшипниковые щиты, статорные обмотки и кольцевые роторные обмотки, заключенные в диамагнитные оболочки, диамагнитный вал,. строенный ферромагнитный ротор с явно выраженными полюсами, смещенными относительно друг друга на

1/3 полюсного деления, и бесконтактный датчик положения ротора, соединенный с дистанционным коммутирующим блоком, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и эксплуатационной надежности в агрессивных и взрывоопасных средах при значительных перепадах давлений, он снабжен кольцевым магнитопроводом, диамагнитные оболочки статорных и кольцевых обмоток заполнены диэлектрической жидкостью, причем крайние кольцевые обмотки совместно с оболочками размещены неподвижно на торцовых подшипниковых щитах, которые выполнены ферромагнитными, а средняя совместно с оболочкой — на дополнительном кольцевом магнитопроводе.

2, Электродвигатель по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что полости диамагнитных оболочек посредством каналов. расположенных в элементах электродвигателя, гидравлически соединены между собой и с заправочными горловинами, ограниченными со стороны окружающей среды эластичными диафрагмами, 3. Электродвигатель по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что пустоты между полюсами статора и ротора заполнены полимерным материалом с малым удельным весом.

5б.

1663702

Составитель Н. Мотин

Редактор M. Петрова Техред М,Моргентал Корректор С. Шевкун

Заказ 2271 Тираж 338 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раурская нэб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Электродвигатель с автономными магнитными системами Электродвигатель с автономными магнитными системами Электродвигатель с автономными магнитными системами Электродвигатель с автономными магнитными системами 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при эксплуатации скважинных насосов

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к погружным агрегатам, включающим несколько электродвигателей для привода насосов, используемых для откачки жидкости, добычи нефти

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к защите погружных электродвигателей

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электрическим машинам с непосредственным жидкостным охлаждением лобовых частей обмотки статора

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбостроению

Изобретение относится к электротехнике, касается, в частности, погружных корабельных электрических машин и позволяет обеспечить повышение надежности, ресурса и срока службы машины за счет исключения контактной коррозии корпуса, а также повышение энергетических и пусковых характеристик

Изобретение относится к области электротехники и касается проблем конструктивного выполнения жидкостно-заполненных электрических машин

Изобретение относится к погружным заполненным жидкостью электродвигателям, предназначенным для привода погружных вращающихся центробежных, винтовых и других насосов для добычи жидкости из скважин, работы в резервуарах, водоемах и т.д

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения жидкостнозаполненных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и касается гидрозащиты погружных маслозаполненных электродвигателей, используемых в насосных установках добычи нефти в качестве привода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении при проектировании жидкостно-заполненных машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к морской технике, в частности к погружным электромеханическим приводам, например, для насосов, вращающихся электродов и т
Наверх