Способ управления процессом копания одноковшового экскаватора

 

Изобретение относится к горной пром-сти и позволяет повысить произв-сть экскаватора за счет сокращения длительности копания. Способ основан на измерении скорости двигателя V<SB POS="POST">д</SB>, усилия F<SB POS="POST">у</SB> и его производной в упругих элементах копающего механизма (КМ). По величинам скорости и производной усилия КМ определяют величину скорости ковша по формуле V<SB POS="POST">к</SB> = V<SB POS="POST">д</SB> -(1/C)(DF<SB POS="POST">у</SB>/DT), где C - жесткость упругой связи. Затем путем дифференцирования величины V<SB POS="POST">к</SB> определяют ускорение ковша. После чего при условии, что скорость КМ меньше заданной, а сумма величин усилия и ее производной в упругих элементах КМ больше или равна заданному значению, формируют управляющее воздействие. Последнее пропорционально сумме величины отклонения величины скорости движения ковша от заданного значения и ускорению движения ковша. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5|)5 Е 02 F 9/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ИБО,рдг|,.;„| |.,БЫ Б|1 |1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4611914/03 (22) 02.12.88 (46) 23.07.91. Бюл. N- 27 (71) Московский горный институт, Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт по автоматизации угольной промышленности (72) Ю.Я,Вуль, IO.Â.Êëîêoâ, M.Ñ.Ëîìàêèí, М.Б.Полинский, А.М,Ромашенков и f0.Â.Ñèмонов (53) 621.879.34 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Q 897968, кл. Е 02 F 9/20, 1982.

Авторское свидетельство СССР

М 977623, кл. Е 02 F 9/20, 1982, (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ

КОПАНИЯ ОДНОКОВШОВОГО ЭКСКАВАТОРА

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для управления рабочим оборудованием одноковшового экскаватора.

Цель изобретения — повышение производительности, надежности и долговечности экскаватора за счет снижения длительности копания и динамических нагрузок копающего механизма.

Сущность способа заключается в том, что при условии, что скорость копания меньше заданной, а сумма усилия и производной усилия в капающем механизме равна или больше заданного значения, формируют управляющее воздействие, пропорциональное сумме ускорения ковша и отклонению величины скорости движения ковша от за Ж 1664981 А1 (57) Изобретение относится к горной промсти и позволяет повысить произв-сть экскаватора за счет сокращения длительности копания. Способ основан на измерении скорости двигателя чд. усилия Fy и его производной вупругихэлементах копающего механизма (КМ). По величинам скорости и производной усилия КМ определяют величину скорости ковша по формуле чк - чд (1/c)(dFy/dt), где с — жесткость упругой связи. Затем путем дифференцирования величины vK, определяют ускорение ковша, После чего при условии, что скорость KM меньше заданной, а сумма величин усилия и ее производной в упругих элементах КМ больше или равна заданному значению, формируют управляющее воздействие, Последнее пропорционально сумме величины отклонения величины скорости движения ковша от заданного значения и ускорения движения

KOBl08, 2 HEI. данного значения, причем скорость ковша определяют по формуле

1 dF чк = чд — — -, с 01 где ч — скорость ковша; чд — скорость двигателя капающего механизма; с — жесткость упругой связи;

Fy — усилие в копающем механизме.

На фиг.1 представлена блок-схема для осуществления способа; на фиг.2 — осциллогрэмма измерения скорости ковша.

Устройство содержит электропривод 1 ° регулирующего механизма с управляемым преобразователем 2 и блоком 3 управления электроприводом, к первому входу которого подключен выход задатчика 4 скорости ре1664981 гулирующего механизма, а к второму — вь>ход управляемого ключа 5. Основной первый вход управляемого ключа 5 соединен с выходом сумматора 6. Управляющие (второй и третий) входы ключа 5 подключены соответственно к выходам первого 7 и второго 8 компараторов. На первом компарато ре 7 сравниваются сигналы, поступающие на его первый, второй и третий входы от задатчика 9 усилия, датчика 10 усилия и датчика 11 производной усилия копающего механизма. На втором компараторе 8, сравниваются сигналы, поступающие на его первый и второй входы от эадатчика 12 и датчика 13 скорости копающего механизма.

Первый и второй входы датчика 14 скорости ковша соединены с выходами датчика 11 производной усилия и датчика 13 скорости копающего механизма. Выход датчика 14 скорости ковша подключен к входу датчика

15 ускорения ковша и к первому входу нелинейного элемента 16, второй вход которого соединен с выходом задатчика 12 скорости капающего механизма. Выходы нелинейного элемента 16 и датчика 15 ускорения ковша подключены к первому и второму входам сумматора 6.

Решение уравнения осуществляется с помощью датчика 14 скорости ковша, реализованного на операционном усилителе на интегральной микросхеме в виде сумматора, На фиг.2 представлена осциллограмма работы датчика косвенного измерения скорости ковша, полученная при моделировании на ЭВМ процесса отрыва ковша от грунта. На осциллограмме зафиксированы следующие переменные: чд — скорость двигателя копающего механизма экскаватора;

vK — скорость ковша при моделировании процесса отрыва ковша; чк.расч — скорость ковша, определенная в соответствии с указанным выражением;

Fy — усилие в канатах копающего механизма;

Ед — усилие на валу двигателя.

Датчик 15 ускорения ковша может быть выполнен в виде дифференциатора на основе операционного усилителя на интегральной микросхеме. Нелинейный элемент 16 может быть реализован в виде сумматора с ограничителем в цепи обратной связи на базе интегральной микросхемы.

Устройство работает следу>ощим образом. ,При копании машинист экскаватора с помощью эадатчиков 4 и 12 скорости регулирующего и копающего механизмов осуществляет изменение скорости этих ме5

55 ханизмов, Измерение скорости и усилия в капающем механизме обеспечивается соответствующими датчиками 13 и 10 этих параметров. Величина производной усилия в копающем механизме определяется датчиком 11 производной усилия путем дифференцирования сигнала, поступающего на его вход с выхода датчика 10 усилия копающего механизма, Датчик 14 скорости ковша обеспечивает косвенное измерение скорости ковша по величинам скорости и производной усилия копа>ощего механизл1а в соответствии с указанным выражением. Для этого на первый и второй входы датчика 14 скорости ковша поступают выходные сигналы датчика 11 производной усилия и датчика

13 скорости копающего механизма. Величина ускорения ковша определяется датчиком

15 ускорения ковша путем дифференцирования сигнала, поступающего на его вход с выхода датчика 14 скорости ковша.

К первому и второму входам нелинейного элемента 16 подключены выходы датчика

14 скорости ковша и задатчика 12 скорости копающего механизма, При этом выходной сигнал нелинейного элемента 16 типа "звено ограничения" пропорционален величине отклонения между заданным и измеренным значениями скорости ковша. Выходной сигнал нелинейного элемента 16 ограничен по величине значением, соответствующим заданию номинальной скорости электропривода регулиру>ощего механизма. Путем сложения сигналов, поступающих на первый и второй входы сумматора 6 с выходов нелинейного элемента 16 и датчика 15 ускорения ковша, формируется управля>ощее воздействие, пропорциональное величине отклонения между заданным значением скорости и измеренными значениями скорости и ускорения ковша. Выходной сигнал сумматора поступает на основной (первый) вход ключа 5, который выполняет логическую функци>о И. При этом подключение выхода сумматора 6 к второму входу блока

3 управления электроприводол1 регулирующего механизма производится только при наличии разрешающих сигналов на втоpGM и третьем входах ключа 5, которые поступают с выходов первого 7 и второго

8 компараторов, Разрешающий сигнал на выходе первого компаратора 7 появляется при превышении величиной суммы выходных сигналов датчика 10 усилия и датчика 11 производной усилия заданного значения усилия в копающем механизме, которое устанавливается на задатчике 9 усилия копающего механизма и соответствует 0,75 — 0,85 от стопорного значения усилия.

1664981

Разрешающий сигнал на выходе второго компаратора 8 появляется при условии, что выходной сигнал датчика 13 скорости является меньше выходного сигнала задатчика 12 скорости копающего механизма, т.е. 5 при условии, что управляющие действия машиниста не направлены на уменьшение скорости копающего механизма. Таким образом, если величина суммы усилия и производной усилия в капающем механизме 10 больше его заданного значения, а скорость копающего механизма меньше его заданного значения, через ключ 5 на второй вход блока 3 управления электроприводом регулирующего механизма поступает выходной 15 сигнал сумматора 6, пропорциональный величине отклонения между заданной скоростью и измеренными значениями скорости и ускорения ковша. Под действием этого сигнала происходит изменение величины под- 20 ачи регулирующего механизма так, чтобы обеспечить стабилизацию заданной скорости движения ковша при копании.

Таким образом, способ управления процессом копания одноковшового экскавато- 25 ра позволяет повысить производительность экскаватора, надежность и долговечность

его рабочего оборудования и механизмов.

Формула изобретения

Способуправления процессом копания одноковшового экскаватора, основанный на измерении скорости, усилия и его производной в упругих элементах капающего механизма и формировании управляющего воздействия при условии, что скорость копающего механизма меньше заданной. а сумма величин усилия и ее производной в упругих элементах капающего механизма больше или равна заданному значению, о тл и ч а fo.ц и и с я тем, что, с целью повышения производительности экскаватора за счет сокращения длительности копания, определяют величину скорости ковша по формуле чх = чд (1/с) (c!Fy/г11)., где ч — скорость ковша; чд — скорость двигателя капающего механизма; с — жесткость упругой связи;

Fy — усилие в копающем механизме, ускорение движения ковша и формируют управляющее воздействие копающего механизма пропорционально сумме величины отклонения скорости движения ковша от заданного значения и ускорения движения ковша с учетом изложенных условий.

1664981

gygtt y

Iyg>Pp

Ilgt Р д

Составитель А, Мартынов

Редактор И, Шмакова Техред Vi,Moðãeêòàë Корректор В. Гирняк

Заказ 2373 Тираж 394 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ управления процессом копания одноковшового экскаватора Способ управления процессом копания одноковшового экскаватора Способ управления процессом копания одноковшового экскаватора Способ управления процессом копания одноковшового экскаватора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению землеройными машинами

Изобретение относится к технике управления крупными горными и строительными машинами с гидравлическим приводом механизмов

Изобретение относится к горной промети и м.б

Изобретение относится к горной промышленности и м.б

Изобретение относится к управлению копающим механизмом (КМ) одноковшового экскаватора, кранов и др

Изобретение относится к строительному и дорожному машиностроению

Изобретение относится к автоматическому управлению экскаватором и предназначено для защиты стрелы экскаватора с рабочим оборудованием механической лопаты от ударов рукоятью (Р)

Изобретение относится к автоматическому управлению строительными и мелиоративными машинами

Изобретение относится к автоматическому управлению экскаваторами и позволяет повысить эффективность ограничения динамических нагрузок

Изобретение относится к управлению электроприводом механизма поворота экскаватора-лопаты

Изобретение относится к дорожно-строительной технике, в частности к автогрейдерам

Изобретение относится к строительному производству и предназначено для определения местоположения рабочего органа, например пневмопробойника, в грунте при бестраншейной прокладке подземных коммуникаций

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для управления рабочим оборудованием экскаватора-драглайна

Изобретение относится к землеройной технике, используемой для рытья траншей и т.п

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам и позволяет автоматизировать процесс разработки грунта ими

Изобретение относится к управлению рабочими машинами, используемыми для земляных работ, в частности экскаваторами

Изобретение относится к устройствам управления копанием экскаватора и предназначено для автоматического контроля приближения ковша к массивным металлическим изделиям, в частности к поверхности трубопровода

Изобретение относится к экскаваторам, подъемным кранам, перегрузчикам и другим подобным устройствам с электрическим приводом, совершающим в процессе работы поворот вокруг своей вертикальной оси
Наверх