Устройство для обучения операторов

 

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения операторов общению с ЭВМ, и может быть использовано в диалоговых системах обучения. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности обучения. Поставленная цель достигается путем адаптации функции клавиатуры к любой предметной области, что обеспечивается введением элементов ИЛИ 8, сумматора 7, счетчика 6, первого 12, второго 13 и третьего 14 элементов И, четвертого элемента 20 задержки. Устройство также содержит селектор 1 адреса, блоки 2, 3 памяти, дешифратор 4 адреса, регистр 5, триггер 9, элементы И 10, 11, элементы ИЛИ, элементы 17, 18, 19 задержки. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

csI)s G 09 В 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

29

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4738952/24 (22) 20.09,89 ((46) 23.08.91. Бюл, М 31 (71) Каунасский политехнический институт им,А. Снечкуса (72) B.É,Âåòåðèñ, Л.-Р.В.Монтвилайте, P.-A,В.Ветярис и Б.М.Паленис (53) 681.3.071(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 130540, кл. G 09 G 1/00, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ (57) Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения операторов общению с ЭВМ, и может быть ис„„ЯЯ„„1672511 А1 пользовано в диалоговых системах обучения. Цепь изобретения — расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности обучения, Поставленная цель достигается путем адаптации функции клавиатуры к любой предметной области, что обеспечивается введением элементов ИЛИ 8, сумматора 7, счетчика 6, первого 12, второго 13 и третьего

14 элементов И, четвертого элемента 20 задержки. Устройство также содержит селектор 1 адреса, блоки 2, 3 памяти, дешифратор

4 адреса, регистр 5, триггер 9, элементы И

10, 11, элементы ИЛИ. элементы 17, 18, 19 задержки. 5 ил, Х

1672511

Изобретение относи гся к автоматике, в частности к устройствам для обучения операторов общени«О с ЭВМ. и может быть использовано г«диало«овьlõ системах обучения. 5

Цель изобретения ра«в«ирение дидактических возможное«Ей у«)«Р«)йства путом адаптации фу:«к«,ии клавил;-ур«л v, лн3бой предметной i, ::. г О)ь«шепнем эффекги«)ности обу « f! Опе1.,-!! opoB. 10

На фиг, 1 предс эвг«е>«а блок-схема устройства:;«:1 ф,, .,: ««римеры конкретного кон«труктивноfo иii «л Iåfi!1я селектора адреса и дешнфр,- ора адреса; на фиг, 4 и 1-времен н;!е диаг1)а л«1ь«работь«устройства, 15

Усtро«лс. «)«1 с«держи« селектор 1 адреса, первый б.:!I 2;«лмя«и, Выполненный в ;ИДЕ ПО«.I » ;,;« :. ИнанэщЕгО уетРойства, B ГО«1ок1 «. 1 I Ilûf Ië Г!1, выполнен ныи В виде Оп«3«1»: I: i,". 3 ",,.ц«зшифра 1 ора 4 адре- 20 са, регис«р 5, с!Ii i . 6, умматор 7, группу элеме««гов И.«1И " .р« —.«Ор 9, г«ервун) 10 и вторую 11 груп« сл Oil I : ентоь И, перьь«и 12, второй 13 и «ре««. л «- ле«ле!Ib И, первь«й

15 и второи 16 . -.." .. . ИЛИ, первый 1, 25 второй 18, грет«««. 1" и -«е! Bf)plfi«1 20 эл;.1 нты задержки.

На фиг. 1 «а«,ж«:: «н) аз )f fbi Входы 2 I 29 и выходы 30- 35 ):, 1 «)o 1ст Ва.

Селектор 1 «др. с;, (фиг. 2) содержит эл=. 30 менты И 36- 14, н«е„енгь ИЛИ 45 48, где входы 49 54 явл„:«.:г. i 1)дами се. Ок)ора I, выход 55 Вь«хо,ш и i i..-::,пектора 1.

ДPIII!1 «3.;1 ) I ". ., .,I) ..o .) (фиг. 3(содержи г р;«истр 56,,3е гл- «).1-1 О«; 5 l, элементь« И 58 35

6II, три«гери 6 I 63, а.е«1енты ИЛИ 6 1- 66 и

-,, емент 67 задержки. Вход 68 является вхо»,"л селектора 1 (фи . 2), а выходы 69-82—

:. о выходами, «г«зициями 83--96 обозначе .,! сигналы « - 1>иг. - 1 и 5, 40

Устрп . с «н 1 1) )б«! I BP I следующим образом, В отличие от известного предлагаемое устройство позволяет л«обому обучаемому с 45 любым функциональным шаблоном, рассчитанным на соответствующую часть поля клавиатуры, работать с данным устройством.

С этой цел ю перед началом работы обучае«лог«э включается режим загрузки 50 функциональных клавиш ino предметной области обучения нажатием клавиши "Загрузка" (не показ,3на) При этом на вход 29 (фиг.

4 сигнал 83) поступает импульс, устанавливающий три гер 9 в единичное состояние, 55 при котором он высоким потенциалом с прямого выхода открывает элементы И 1013, а вход 21 блока 3 па«ляти подключаегся к информацион «ому выходу ЭВМ (фиг. 5, сигнал 84) Одновременно с этим на вход 22 подается код количества силлволов, которыми должна быть оцифрована клавиатура. а на ход 23 подается код адреса, начиная с которого в памяти блока 3 должны храниться коды символов спотве«ствую«цей предмет;-«ой облас ги.

Г1ри этом кОли ".Ос «е "., симВОЛОВ Г«о«сту («аю«цих B счет «ик б, !!pe!Зстав чо Обратным кодом, а код ll<3чального адреса устанавливается с уче«ом числа символов в счетчике б, Этот же импульс с входа 29 проходит через эле«лент ИЛИ 15 на элемент 17. где задерживается на время срабатывания триггера 9, затем поступает на синхронизиг«ующий вход ре«истра 5, записывая в него код,; «песп с Вход,; ).3 ч -:peB элементы И 11 и I1IIL I 8. а так.:е проходи« через элемент И

12 на синхронизи )ующии вхс; счетчика б, записывая в него код «иола г„мволов через элементы И 10 с входа 22 (фиг. "), си«нал 85), Коды счетчика 6 и регис! pf 5 суммиру «)тся сумматором 7 и с выхода сук)матс>1-I 7 код подается на адресныи вход блока,3, Задержанный импульс г; вход,«29 «ереэ элемент ИЛИ 16 поступает на Вход элемента

19 задержки, где задерживается на время суммирования кодов и через элемент И 13 поступает на вход блока 3, за«)ис«,«ва» код функционального символа «: входа 21 В блок

3 (фиг, 5, сигнал 86), Тот же импульс записи после задержки элементов 20 на время:)а«писи коу;а В блок 3 поступаег на вход счст «ика «3. увел 1«ивая его содержимое на единицу, 1 чеl)pз Выход

31 на вход прерывания ЭВМ, пер«.:водя ее на программу выдачи нового кода функционального символа на Вход 21 (фиг !;, с«лгнал

87), Кроме )ого. згог же импульс проходит через элемент ИЛИ 16 на вход элемента 19, где задерживается на время формирования очередного адреса записи и вновь через элемент И 13 проходит на вход блока 3, записывая в него очередной код (фиг.5, сигналы 86, 88), Описанная процедура записи (загрузки) кодов функциональных символов в блок 3 продолжается описанным выше Образом до тех пор, пока ««а выходе г«ерепол« ения счетчика б не появится импульс, который Выдается на вы од 30 как c»IIIBn окончания загрузки (фиг. 5, сигнал 89), Кроме того, этот же импульс поступает на нулевой вход триггера 9 и возвращает его в исходное состояние, при котором сигнал блокировки с инверсного выхода триг«ера 9 снимается с входа 68 селектора адреса и с входа элемента И 14 (фиг. 5, сиг. ап 84).

1672511

Устройство перешло в режим "Обучение".

Для обучения в выбранной предметной области обучаемый накладывает свой функциональный шаблон на поле клавиатуры в специально оборудованные пазы и на цифровой клавиатуре, расположенной справа от поля клавиатуры, набирает свой код, который с входа 27 поступает на информационный вход регистра 56 в дешифраторе 4 адреса.

Затем обучаемый нажимает клавишу

"Ввод", сигнал с выхода которой поступает на вход 28 и далее — на синхронизирующий вход регистра 56, записывая в него код с входа 27 (фиг, 6. сигнал 28).

Этот код расшифровывается дешифратором 57, который на одном из своих выходов устанавливает высокий пстенциал, соответствующий входному коду, и открывает один из элементов И 58-60. Допустим, это элемент И 60.

Тогда импульсом с входа?8, задержанным элементом 67 на время записи кода в регистр 56 и срабатывания дешифратора 57, проходящим через открыгый элемент И 60 (фиг. 6, сигнал 91), триггер 63 будет установлен в единичное состояние, так как упомянутый импульс пас гупает на его единичный вход, а триггеры 61 и 62, в каком-бы положении до этого они не находились, будут сброшены в ноль через элементITt, ИЛИ 64 и 65 тем же импульсом.

Высокий потенциал с единичного выхода триггера 63 (фиг. 6, сигнал 92) выдается с выхода 34 дешифратора адреса 4 на входы элементов И 38, 41 и 44, выходы которых через соответствующие выходы селектора

1 адреса соединены с входами соответствующих фиксированных ячеек ПЗУ 2. Входы этих элементов подключены к выходам соответствующих клавиш на клавиатуре. На эти же клавиши с выхода 34 выдается сигнал включения светодиодов и те клавиши, которые соответствуют установленному функциональному шаблону, будут подсвечены желтым цветом.

Таким образом, на поле клавиатуры для обучаемого выделяется определенная гонокупность клавишей, подсвеченных желтым цветом.

Нажатие обучаемым любой из клавишей выделенного поля будет формировать сигнал, который поступает на входы 24:26.

Допустим, этот сигнал поступит на вход 24 (фиг, 6, сигнал 93) и далее через вход ячейки

49 селектора 1 и элемент И 38 поступает на выход 76 фиксированной ячеики блока 2, где находится информация, которая должна быть выдана на экран дисплея, и считывает его на вход регистра 5 через элементы ИЛИ 8, Ва-вторых, этот же импульс с выхода элемента И 38, пройдя элементы ИЛИ 45 и

5 48. проходит на выход 55 селектора 1 и далее через элемент ИЛИ 15 поступает на вход элемента 17, где задерживается на время считывания содержимого фиксированной ячейки памяти блока 2 и поступает на синх10 ронизирующий вход регистра 5, записывая в него код адреса (фиг. 6, сигнал 94).

Код адреса с выхода регистра 5 поступает на один информационный вход сумматора 7. на другие входы которого подается код l5 с выхода счетчика 6.

Однако к этому моменту в этом режиме счетчик 6 обнулен, пг =,тому код адреса складывается с нулем и выдается на адресный вход блока 3, 20 Параллельно с этим импульс с выхода элемента 17 задержки, пройдя элемент ИЛИ

16 и элемент 19 задержки, через элемент И

14 поступает на вход считывания блока 3 (фиг. 6, сигнал 95).

25 Содержимое ячейки блока 3 выдается на выход 35 и далее — на экран дисплея.

После считывания данной ячейки импульс считывания задерживается элементом 18 на время считывания, и, поступая на нулевой

30 вход регистра 5, устанавливает его в исходное состояние (фиг. 6, сигнал 96).

Таким образом, введение новых узлов и элементов позволило существенно расширить функциональные возможности устрой

35 ства путем адаптации функций, выделяемых для каждой из клавиш, к типу операторапользователя и повысить эффективность обучения операторов, концентрируя их внимание только на тех символах, като40 рые непосредственно относятся к области обучения.

Формула изобретения

Устройство для обучения операторов,содержащее дешифратор адреса, информаци45 онный и управляющий входы которого являются соответственно входом шифра обучаемого и синхровходом устройства, а выходы соответствующими управляющими выходами устройства и подключены к соот50 ветствующим управляющим входам селектора адреса, информационные входы которого являются соответствующими входами устройства, информационные выходы соединены с соответствующими входами

55 первого блока памяти, а синхровыход — c первым входом первого Элемента ИЛИ, первый элемент задержки, вход которого подключен к выходу первого элемента ИЛИ, а выход — к синхровходу регистра, установочный вход которого соединен с выходом вто1672511 рого элемента задержки, второй элемент

ИЛИ, третий элемент задержки, первая и вторая группы элементов И, триггер и второй блок памяти, информационный вход которого является входом кодирования 5 символов, а выход — информационным выходом устройства, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства. в него введены счетчик, сумматор, группа элементов ИЛИ, 10 первый, второй и третий элементы И, четвертый элемент задержки, вход которого соединен с выходом второ о элемента И и входом записи второго блока памяти, а выход — со счетным входом счетчика, первым 15 входом второго элемента ИЛИ и является выходом прерывания устройства, информационный выход счетчика подключен к одному входу сумматора. синхровход — к нулевому входу триггера и является выхо- 20 дом окончания записи устройства, синхровход счетчика подключен к выходу первого элемента И, а информационные входы — к выходам соответствующих элементов И первой группы, одни входы которых являют- 25 ся соответствующими входами количества символов устройства, а другие входы соединены с единичным выходом триггера, подключенным к другим входам элементов " первой группы, одним входам первого и второго элементов И и одним входам элементов И второй группы, другие входы которых являются адресными входами устройства, а выходы соединены с одними входами соответствующих элементов ИЛИ группы, другие входы которых подключены к соответствующим выходам перьcro блока памяти, а выходы — к соответствующим информационным входам регистра, второй вход сумматора соединен с выходом регистра, а выход — с адресным входом второго блока памяти. вход считывания которого и вход второго элемента задержки подключены к выходу третьего элемента И, один вход которого соединен с нулевым выходом триггера и синхровхбдом селектора адреса, другие входы второго и третьего элементов И подклЮчены к выходу третьего элемента задержки, вход которого соединен с выходом второго элемента

ИЛИ, второй вход которого и другой вход первого элемента И подключены к выходу первого элемента задержки, второй вход первого элемента ИЛИ и единичный вход триггера являются входом записи устройства, 1672511

На ВыхИе

29

На прелое

Юьипде тр. Я

Иа выходе

Ж 17

На Выходе уп. зад. 1Ó

На Юь!ходе зп. зад 20

На дьиоде

Уп. яад. 19

На оьиоде перепоин.

С9,6

1672511

Составитель А. Карлов

Техред M.Моргентал Корректор О. Кундрик

Заказ 2843 Тираж 279 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Редактор В. Бугренкова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, у Гагарина, 101 е Э ф ф

СЭ

Ъ Ю,„ (ц

Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике моделирования систем передачи дискретной информации и может быть использовано в тренажерах

Изобретение относится к тренажерам для обучения управлению кордовой авиамоделью и позволяет повысить технологичность

Изобретение относится к тренажерам для обучения управлению кордовой авиамоделью и позволяет повысить технологичность

Изобретение относится к механическому транспортному средству с аэродинамическими плоскостями и может быть использовано для предполетного обучения и спортивно-тренировочных заездов

Изобретение относится к медицинским моделям, может быть использовано для обучения пункции сустава студентов высших медицинских учебных заведений и позволяет обеспечить многократную отработку пункции суставных полостей

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при проведении психофизиологических исследований, профессиональном отборе и тренировке операторов

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для профессионального отбора и тренировки внимания

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в устройствах для обучения операторов систем управления технологическими процессами

Тренажер // 1663617
Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано при разработке спортивно-игровых атракционов

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх