Устройство для определения физико-механических характеристик грунта

 

Изобретение относится к области исследования физико-механических характеристик грунта и может быть использовано для оперативного прогнозирования проходимости и оценки параметров движения транспортного средства в процессе его перемещения по трассе. Целью изобретения является снижение энергозатрат и повышение производительности. Устройство для определения физико-механических характеристик грунта включает жесткую опору , закрепленную на транспортном средстве, рычажный механизм в виде звеньев , последовательно соединенных между собой и с опорой посредством цилиндрических шарниров, механизм нагружения в виде сдвоенного многозвенного пантографа с упругими элементами, установленными между смежными звеньями, привод в виде электродвигателя, планетарной зубчатой передачи, фиксатора и упоров, размещенных в корпусе, индентор, датчики усилия и положения, измерительную аппаратуру и кабель связи. Привод установлен на последнем от опоры звене рычажного механизма и посредством барабана и трособлочной системы , установленной на звеньях рычажного механизма, взаимодействует с опорой, на которой установлен упорный башмак с возможностью взаимодействия с верхней частью пантографа, на нижней части которого закреплен индентор. 4 ил. у И

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Е 02 0 1/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 4664431/33 (22) 22.03,89 (46) 07.09,91. Бюл. %33 (71) Н аучно-исследо ва тел ьс кий институт специального машиностроения МГТУ им.Н.Э.Баумана (72) А.Ф.Батанов, Ю.А.Левин и В.Ю,Ярема (53) 624.131.381 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 203995, кл. Е 02 0 1/00, 1966.

Авторское свидетельство СССР

f4 1106874, кл. Е 02 0 1/00, 1983, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРУНТА (57) Изобретение относится к области исследования физико-механических характеристик грунта и может быть использовано для оперативного прогнозирования проходимости и оценки параметров движения транспортного средства в процессе его перемещения по трассе. Целью изобретения является снижение энергозатрат и поИзобретение относится к области исследования физико-механических характеристик грунта и может быть использовано для оперативного прогнозирования проходимости и оценки параметров движения транспортного средства в процессе его перемещения по трассе.

Целью изобретения является снижение энергозатрат и повышение производительности.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на

«. Я2 1675486 А1 вышение производительности. Устройство для определения физико-механических характеристик грунта включает жесткую опору, закрепленную на транспортном средстве, рычажный механизм в аиде звеньев, последовательно соединенных между собой и с опорой посредством цилиндрических шарниров, механизм нагружения в виде сдвоенного многозвенного пантографа с упругими элементами, установленными между смежными звеньями, привод в виде электродвигателя, планетарной зубчатой передачи, фиксатора и упоров, размещенных в корпусе, индентор, датчики усилия и положения, измерительную аппаратуру и кабель связи. Привод установлен на последнем от опоры звене рычажного механизма и посредством барабана и трособлочной системы, установленной на звеньях рычажного механизма, взаимодействует с опорой, на которой установлен упорный башмак с возможностью взаимодействия с верхней частью пантографа, на нижней части которого закреплен индентор. 4 ил. фиг. 3 — схема привода; на фиг. 4 — вид А на фиг. 3.

Устройство содержит опору 1, закрепленную на транспортном средстве 2, механизм нагружения в виде сдвоенного многозвенного пантографа 3 с упругими элементами 4, установленными между смежными звеньями, и датчиком 5 угла раскрытия смежных звеньев, рычажный механизм в виде звеньев 6 и 7 с закрепленными на них роликами 8, последовательно соединенных между собой и с опорой посредством цилиндрических шарниров 9 и 10, на

1675486

30 осях которых установлены датчики 11 и 12 положения звеньев. На конце звена 7 закреплен корпус 13 привода, в котором размещены электродвигатель 14, фиксатор 15, ограничительный упор 16 и планетарная зубчатая передача, центральное колесо 17 которой закреплено на валу электродвигателя 14, На втором центральном колесе 18 установлен барабан 19 с закрепленным на нем гибким тросом 20, пропущенным через ролики 8 вдоль звеньев 6 и 7 рычажного механизма и закрепленным свободным концом на опоре 1. Водило 21 планетарной ( передачи кинематически связано со звень1 ями пантографа в его верхней части, На втором центральном колесе 18 закреплен упор 22, а на водиле 21 — упор 23.

На нижней части многозвенного пантографа 3 установлен индентор 24 с крыльчаткой и датчиком 25 для измерения вертикального усилия и крутящего момента.

На опоре 1 закреплен упорный башмак 26 для восприятия реакции усилия внедрения индентора 24 в грунт.

Все датчики посредством кабеля связи (не показан) электрически связаны с контрольно-регистрирующими приборами 27, установленными на транспортном средстве

2, Устройство работает следующим образом, По сигналу оператора или системы управления начинает двигаться транспортное средство 2. Одновременно включается электродвигатель 14,,вал которого вращается против часовой стрелки. Упор 22, закрепленный на центральном колесе 18, воздействует на фиксатор 15 и расфиксирует механизм нагружения. После этого подается сигнал на остановку электродвигателя

14. Пантограф 3 механизма нагружения под действием сжатых упругих элементов 4 раскрывается и внедряет индентор 24 в грунт.

При этом реакция усилия внедрения индентора в грунт воспринимается упорным башмаком 26 и датчик 25 измеряет вертикальное усилие.

В процессе движения транспортного средства происходит раскладывание звеньев 6 и 7 относительно внедренного индентора 24. При этом датчики 11 и 12 фиксируют угол разворота звеньев и индентора, а датчик 25 измеряет сопротивление грунта сдвигу крыльчаткой индентора, поворачивающегося вокруг вертикальной оси на фиксируемый угол.

После разворота звеньев рычажного механизма на определенныйугол поступает сигнал на включение электродвигателя 14, вал которого вращается по часовой стрелке.

При этом начинает поворачиваться относительно подторможенного водила 21 второе центральное колесо 18, упор 22 которого взаимодействует с ограничительным упором 16, после чего оно продолжает поворачиваться совместно с водилом 21. При повороте водило 21 воздействует на рычаги пантографа 3 посредством кинематической пары, например зубчатых секторов (не показаны), в результате чего многоэвенный пантографный механизм, преодолевая сопротивление упругих элементов 4, начинает складываться, извлекая индентор 24 иэ грунта и поднимая его в исходное положение. В момент взаимодействия упора 23 с фиксатором 15 водило 2 стопорится, После этого электродвигатель 14 реверсируют на обратный ход, в результате чего вал начинает вращать центральное колесо

17 против часовой стрелки, приводя в движение относительно зафиксированного водила 21 второе центральное колесо 18, жестко связанное с барабаном 19. Гибкий трос 20, наматываясь на барабан, создает за счет роликов 8 момент относительно осей их крепления, в результате чего происходит складывание звеньев 6 и 7, При этом упор

22, закрепленный на втором центральном колесе 18, отходит от ограничительного упора 16 и, повернувшись вместе с барабаном

19 на некоторый угол, воздействует на фиксатор 15. Далее цикл повторяется, Результаты измерений регистрируются приборами 27, откуда поступают для дальнейшей обработки на ЭВМ.

Формула изобретения

Устройство для определения физикомеханических характеристик грунта, включающее жесткую опору, закрепленную на транспортном средстве, рычажный механизм, механизм нагружения, привод, индентор, датчики усилия и положения, измерительную аппаратуру и кабель связи, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения энергозатрат и повышения производительности, устройство снабжено упорным башмаком, барабаном с гибким тросом и роликами, рычажный механизм выполнен в виде звеньев, последовательно соединенных между собой и с опорой посредством цилиндрических шарниров, механизм нагружения выполнен в виде сдвоенного многозвенного пантографа с упругими элементами, установленными между смежными звеньями в каждом пантографе, привод выполнен в виде электродвигателя, фиксатора, ограничительного упора и планетарной зубчатой передачи с упорами, размещенных в корпусе, причем первое центральное колесо планетарной передачи

1675486 установлено на выходном валу электродвигателя, а упоры закреплены на втором центральном колесе планетарной передачи и на водиле, при этом своей верхней частью пантограф кинематически связан с водилом 5 планетарной передачи, а нижней частью — c индентором, корпус привода установлен на последнем от опоры звене рычажного механизма, барабан с гибким тросом жестко связан со вторым центральным колесом 10 планетарной передачи, ролики закреплены на осях цилиндрических шарниров и на звеньях рычажного механизма, гибкий трос закреплен одним концом на опоре, а другим на барабане и пропущен через ролики вдоль звеньев рычажного механизма, а упорный башмак жестко закреплен на опоре с возможностью взаимодействия с верхней частью панто графа.

1675488

1б р иг.4

Составитель Н, Евстигнеев

Редактор Г. Наджарян Техред M.Моргентал Корректор С. Черни

Заказ 2984 Тираж 384 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Устройство для определения физико-механических характеристик грунта Устройство для определения физико-механических характеристик грунта Устройство для определения физико-механических характеристик грунта Устройство для определения физико-механических характеристик грунта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения прочностных и деформационных характеристик грунтов при инженерных изысканиях в строительстве

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при определении несущей способности сваи в мерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства и позволяет вести дистанционное наблюдение за деформацией грунтового сооружения

Изобретение относится к строительной технике и может быть использовано для извлечения из грунта свай, шпунта и тому подобных элементов виброударным методом

Изобретение относится к строительству, в частности к устройствам для полевых испытаний и отбора проб грунта, и может быть использовано при инженерно-геологических изысканиях

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в качестве ограждающих стен при строительстве овощехранилищ, складов, гаражей и других зданий и сооружений

Изобретение относится к строительству и может использоваться для измерения деформаций и смещений грунтовых массивов

Изобретение относится к строительству и может использоваться для измерения смещения и деформации грунтового массива

Изобретение относится к области строительства, в частности к исследованию массивов грунта оснований зданий и сооружений

Изобретение относится к устройствам для исследования грунтов в строительстве

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для заполнения пазов между бетонными конструкциями путем впрессовывания впрыскиваемого материала

Изобретение относится к устройствам для исследования и определения характеристик грунта, позволяющим определить характеристики грунтов посредством непрерывно контролируемого и измеряемого вдавливания зондирующего стержня 1 в исследуемый грунт с помощью давления, создаваемого пиротехническим генератором газов 5

Изобретение относится к строительству и предназначено для определения прочности грунтов на сдвиг на оползневых склонах при проведении крупномасштабных инженерно-геологических (оползневых) съемок на ранних стадиях проектирования для обоснования схем инженерной защиты территории от опасных геологических явлений с прогнозами оползней

Изобретение относится к области строительства и может использоваться при производстве нулевого цикла работ для определения несущей способности грунта при забивке свай в данных грунтовых условиях

Изобретение относится к области строительства, а именно к способу укрепления земляного откоса и устройству для его осуществления

Изобретение относится к области исследования грунтовых оснований и может быть использовано для определения деформационных характеристик всех категорий грунтов в полевых условиях

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств грунтов в природных условиях путем динамического зондирования грунта

Изобретение относится к строительству, а именно к устройствам для замораживания грунта

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при инженерно-геологических испытаниях и в строительстве
Наверх