Тренажер оператора систем управления

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения и является усовершенствованием устройства по а. с. СССР fvfe 1535798. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера. Тренажер оператора систем управления включает в себя пульт оператора, содержащий блок 1 ввода начальных условий, блок 2 задания управляющих воздействий, блоки 5 - 7 задания нормативов, блок 23 включения технологического оборудования, блок 26 индикации , блок 3 предъявления информации, блок 4 моделирования реальных процессов, блок 8 оценок, триггеры 9. 22, блоки 10, 11, 12 компараторов, элементы И 13. 14, 16. регистры сдвига 15, 27, элементы ИЛИ 24, 29,31, формирователи импульсов 17, 19, 21, 30,счетчик импульсов 18, блок 20 управления , регистр 25 последовательности выполняемых операций и компаратор 28. Тренажер обеспечивает обработку навыков управления технологическими процессами с учетом степени обученности и индивидуальных свойств обучаемых, реализуя в зависимости от этих параметров различные масштабы времени моделирования реальных процессов. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s G 09 В 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В (61) 1535798 (21) 4692517/24 (22) 17.05.89 (46) 23.09.91. Бюл. ЬЬ 35 (71) Сибирский металлургический институт им. Серго Орджоникидзе (72) А.Ф. Сакун, А.Г. Падалко, С.П. Мочалов, Б.В. Иванов и А.С. Петров (53) 681.3:071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1535798, кл. G 09 В 9/00, 1987. (54) ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к техническим средствам обучения и является усовершенствованием устройства по а. с. СССР М

1535798. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера.

Тренажер оператора систем управления включает в себя пульт оператора, содержаИзобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения операторов систем управления. Целью изобретения является расширение дидактических воэможностей тренажера за счет обеспечения обработки навыков последовательного включения технологического оборудования, На фиг. 1 приведена структурная схема предлагаемого тренажера; на фиг. 2 — пример реализации блока включения технологического оборудования, регистра последовательности выполняемых операций и блока индикации; на фиг. 3 — реалиэа. Ж 1679520 А2 щий блок 1 ввода начальных условий, блок 2 задания управляющих воздействий, блоки 5 — 7 задания нормативов, блок 23 включения технологического оборудования, блок 26 индикации, блок 3 предъявления информации, блок 4 моделирования реальных процессов, блок 8 оценок, триггеры 9, 22, блоки 10, 11, 12 компараторов, элементы И 13, 14, 16, регистры сдвига 15, 27, элементы ИЛИ 24, 29. 31, формирователи импульсов 17, 19, 21, 30, счетчик импульсов 18, блок 20 управления, регистр 25 последовательности выполняемых операций и компаратор 28.

Тренажер обеспечивает обработку навыков управления технологическими п роцессами с учетом степени обученности и индивидуальных свойств обучаемых, реализуя в зависимости от этих параметров различные масштабы времени моделирования реальных процессов. 6 ил, ция сдвигающего регистра; на фиг. 4 — при- О мер выполнения компаратора и формирователя импульсов; на фиг, 5 — схема алгоритма Э работы блока моделирования реальных про- C) цессов; на фиг. 6 — схема алгоритма анализа состояния технологического оборудования.

Тренажер оператора систем управления содержит пульт оператора (на фиг. 1 не показан), включающий блок 1 ввода начальных условий и блок 2 задания управляющих воздействий, блок 3 предъявления информации, блок 4 моделирования реальных процессов, блоки 5 — 7 задания нормативов, входящие в состав пульта оператора, блок 8 оценок, первый триггер 9, блоки 10 — 12

1679520 компараторов, первый и второй элементы И

13, 14, регистр 15 сдвига, третий элемент И

16, первый формирователь 17 импульсов, счетчик 18 импульсов, второй формирователь 19 импульсов, блок 20 управления, третий формирователь 21 импульсов, второй триггер 22, блок 23 включения технологического оборудования, входящий в пульт оператора, первый элемент ИЛИ 24, регистр 25 последовательности выполняемых операций, блок 26 индикации, входящий в пульт оператора, сдвигающий регистр 27, компаратор 28, второй элемент ИЛИ 29, четвертый формирователь 30 импульсов и третий элемент ИЛИ 31.

Тренажер работает следующим образом.

Перед началом тренировки обучаемому задается технологическая цель управления.

Применительно к сталеплавильному переделу, например кислородно — конверторному процессу, целью управления является получение стали с требуемыми химическим составом и температурой металла в заданное время. Предварительно с помощью блока 1 в блок 4 вводятся необходимые исходные данные (начальный химсостав металла — содержание углерода, серы, фосфора, температура металла). Затем производится установка нормативов. Так, в блоке 7 задаются ограничения на текущие значения технологических параметров (содержание FeO в шлаке, температура охлаждающей воды и др.), которые могут превышаться в ходе процесса над заданными, в блоке 6 — ограничения на итоговые комплексные оценки (стоимость затраченных материалов, интегральные оценки отклонений от графиков нагрева и обезуглероживания металла и т. д,) в блоке

5 — целевые ограничения (верхние и нижние пределы по химсоставу и температуре металла, длительность плавки).

До запуска процесса моделирования по выходам блоков 10, 11 компараторов сформированы единичные уровни, триггер 22 также установлен в единичное состояние, в регистре 15 во всех разрядах установлены нули соответственно, содержимое счетчика .18 также равно нулю, что является признаком (кодом) начального масштаба моделирования. Перед началом моделирования технологическое оборудование (маслостанция, дымосос, циркуляционный насос и др.) выключено, поэтому триггеры регистров 25 и 27 находятся в нулевом состоянии, что соответствует отсутствию свечения светодиодов блока 26. На выходе компаратора 28 также нулевой уровень сигнала.

15 ческого оборудования индицируется посредством последовательной засветки

25

Запуск процесса моделирования осуществляется нажатием кнопки "Пуск" в пульте оператора. Затем обучаемый должен в определенной последовательности включить технологическое оборудование посредством нажатия соответствующих кнопок блока 23. При этом возможны две ситуации.

1. Обучаемый правильно реализует последовательность включения технологического оборудования, В этом случае в регистры 25 и 27 записываются одинаковые коды, в результате сравнения которых компаратор 28 остается в нулевом состоянии.

Последовательность включения технологисветодиодов блока 26. При правильном включении технологического оборудования осуществляется дальнейшая реализация алгоритма моделирования технологического процесса.

2. Обучаемый неправильно выполйяет включение технологического оборудования, т. е. нажатие кнопок осуществляется нэ в заданной последовательности. В этом случае в регистры 25 и 27 записываются разные коды(например, если первое включение было правильным, то в регистрах 25, 27хранятся коды 1000 и 1000, при втором включении обучаемый ошибочно нажал вместо второй кнопки четвертую, соответственно этому в регистре 27 запишется код 1100, а в регистре 25 — 1000, поскольку нет разрешения от третьего триггера регистра 25 на включение четвертого). Следовательно, в случае неправильной последовательности нажатия кнопок в регистре 25 будет всегда больший код, чем в регистре 27. При сравнении разных кодов компаратор 28 переходит из нулевого состояния в единичное, в результате чего формирователь 30 вырабатывает сигнал нулевого уровня, устанавливающий регистры

25 и 27 в исходное состояние. Нарушение последовательности включения кнопок фиксируется посредством светодиодов блока

26, т. е. по их состоянию можно оценить, на каком этапе произошла ошибка. При ошибочной последовательности включения технологического оборудования обучаемый должен снова повторить эти операции, и так до тех пор, пока не будет реализована правильная последовательность включения технологического оборудования, Число ошибок при выполнении этих операций фиксируется блоком 4 и отображается посредством блока 3.

Дальнейшая работа тренажера осуществляется следующим образом.

С помощью блока 2 обучаемый задает значения интенсивности кислородного

1679520 дутья и положения фурмы. В соответствии с алгоритмом функционирования блока 4 осуществляется в ЭВМ воспроизведение технологического процесса (кислородноконверторной плавки), в рамках которого реализуются ввод значений управляющих воздействий, решение уравнений, описывающих поведение моделируемого процесса, расчет экономических оценок и вывод текущих результатов на блоки 3, 10 — 12.

Обучаемый, пользуясь информацией блока 3, воздействует с помощью блока 2 на технологический объект управления, представленный в виде блока 4, так, чтобы перевести его из исходного состояния в конечное, определяемое целью управления.

В течение цикла моделирования блоком 12 осуществляется непрерывное сравнение текущих значений важных технологических параметров с заданными в блоке 7 ограничениями. Для рассматриваемого примера такими параметрами являются температура @оды,подаваемой на охлаждение фурмы, и давление отходящих из полости конвертора газов. При выходе хотя бы одного из них за пределы ограничений, даже на непродолжительное время, сигнал с соответствующей схемы сравнения блока 12 компараторов в виде логического нуля поступает на один из входов элемента И 14.

В результате на его выходе формируется нулевой уровень напряжения, устанавливающий триггер 22, а соответственно и элемент И 14 в нулевое состояние. В ходе цикла моделирования сигналы об итоговых комплексных оценках, рассчитываемые блоком

8, а также сигналы о химсоставе, температуре металла, длительности плавки, поступающие на входы блоков 11 и .10, сравниваются с нормативными их значениями, заданными блоками 5 и 6 соответственно. По завершении цикла моделирования обучаемый нажимает кнопку "Останов" блока 20, в результате чего на его выходах формируется два сигнала. Первый из них, сформированный в момент нажатия кнопки, является синхрониэирующим для регистра

16. При наличии этого импульса осуществляется запись информации, поступающей с выхода элемента И 14, в первый разряд регистра 15, а в последующих циклах моделирования — сдвиг предыдущей информации в старший разряд и запись новой — в младший разряд.

Второй сигнал, вырабатываемый блоком 20 в момент отпускания кнопки "Останов", поступает на вход формирователя 21 и устанавливает триггер 22 в единичное состояние, а также через элементы ИЛИ 29, 31 обеспечивает обнуление регистров 25, 27.

Если в момент останова процесса моделирования хотя бы одно из ограничений, заложенных в блоках 10 — 12, было превышено, то на выходе соответствующего из них появляется нулевой уровень напряжения и на выходе элемента И 14 также формируется логический нуль, Если все ограничения выполнены, то на выходе элемента И 14 появляется сигнал логической единицы. При нажатии кнопки "Останов" блока 20, что имеет место по окончании цикла моделирования, информация с выходов элемента И 14 переписывается в регистр 15.

Таким образом, в зависимости от того, выполнено или не выполнено задание в рамках технологического цикла, в регистр

15 записывается единица или нуль.

При условии выполнения задания íà определенном количестве плавок подряд (это количество задается числом входов элемента И 16), что выражается в появлении на выходе регистра 15, выдающего информацию в параллельном коде, соответствующего числа единиц (по числу входов элемента

И 16, элемент И 16 формирует на своем выходе единичный уровень, который в виде бита информации записывается в счетчик 18 и одновременно поступает в формирователь 17, сбрасывающий триггеры регистра

15 в нулевое состояние. При этом в счетчик

18 записывается код нового масштаба моделирования, большего, чем на предыдущем этапе обучения, Этот код поступает в блоки

3 и 4. При этом переход на новый масштаб времени осуществляется лишь при условии, что обучаемый при включении технологического оборудования не допускает ошибок.

С нажатием кнопки "Пуск" блока 20 начинается новый этап работы обучаемого в условиях другого масштаба времени, который продолжается до тех пор, пока не будет выполнено требование безошибочного выполнения задания на принятом количестве технологических циклов. В случае его выполнения вновь срабатывает элемент И 16, счетчик 18 изменяет свое состояние и формирует код нового масштаба времени, например, теперь уже ускоренного, что обеспечивает отработку навыков в условиях дефицита времени. В дальнейшем рассмотренный цикл может повторяться. Количество циклов зависит от принятого числа вариантов масштаба времени, определяемого, в частности, особенностями технологического объекта управления, задачами обучения и т, и.

По окончании обучения с помощью кнопки "Сброс" блока 20 счетчик 18 обнуляется, и устройство приходит в исходное состояние.

1679520, +5В

Фиг2

Изобретение обеспечивает отработку навыков последовательного включения технологического оборудования. Учет ошибочных действий обучаемых в выполнении этих операций при переходе к другим масштабам времени моделирования повышает внимание и ответственность обучаемых за свои действия по управлению технологическим процессом. Возможность воспроизведения операций по включению технологического оборудования приближает процесс обучения на транажере к реальным условиям.

Формула изобретения

Тренажер оператора систем управления по авт. св. М 1535798, о т л и ч а ю щ ий с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены компаратор, четвертый формирователь импульсов, первый, второй и третий элементы ИЛИ, сдвигающий регистр и регистр последовательности выполняемых операций, информационные входы которого соединены с соответствующими выходами шестой группы пульта оператора, соответствующими входами пятой группы

5 блока моделирования реальных процессов и соответствующими входами первого элемента ИЛИ., установочный вход — с выходом второго элемента ИЛИ, выходы одной группы — с входами пульта оператора, а выходы

10 другой группы — с первым входом первой группы компаратора, входы второй группы которого подключены к выходам сдвигающего регистра, а выход — к входу четвертого формирователя импульсов, выход которого

15 соединен с первыми входами второго и третьего элементов ИЛИ, вторые входы которых подключены к выходу второго формирователя импульсов, выход третьего элемента ИЛИ соединен с установочным

20 входом сдвигающего регистра, информационный вход которого подключен к выюду первого элемента ИЛИ.

1679520

1679520

Составитель А,Карлов

Редактор Т.Иванова Техред М.Моргентал Корректор Т.Малец

Заказ 3216 Тираж 278 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Лтент", г, Ужгород, ул.Гагарина. 101

Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления Тренажер оператора систем управления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам имитационного моделирования функциональной символики при обучении операторов, и может быть использовано в диалоговых системах общения оператора с ЭВМ

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано в системах профотбора и управления охраной труда

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения операторов общению с ЭВМ, и может быть использовано в диалоговых системах обучения

Изобретение относится к технике моделирования систем передачи дискретной информации и может быть использовано в тренажерах

Изобретение относится к тренажерам для обучения управлению кордовой авиамоделью и позволяет повысить технологичность

Изобретение относится к тренажерам для обучения управлению кордовой авиамоделью и позволяет повысить технологичность

Изобретение относится к механическому транспортному средству с аэродинамическими плоскостями и может быть использовано для предполетного обучения и спортивно-тренировочных заездов

Изобретение относится к медицинским моделям, может быть использовано для обучения пункции сустава студентов высших медицинских учебных заведений и позволяет обеспечить многократную отработку пункции суставных полостей

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при проведении психофизиологических исследований, профессиональном отборе и тренировке операторов

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх