Устройство для контроля знаний обучаемых

 

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для контроля знаний обучаемых, и может быть использовано и автоматизированных системах обучения и контроля. Цель изобретения состоит в расширении дидактических возможностей устройства путем реализации функций анализа идентификационных признаков, обучаемых и формирования массивов данных ответов обучаемых. Поставленная цель достигается за счет введения дешифратора 6, группы элементов И 15-17, селектора 19 адреса, блока 20 формирования адреса, блока 23 синхронизации, двух блоков 4, 5 памяти и мультиплексоров 21 и 22. Устройство также содержит регистры 1,2, блок 3 памяти, дешифратор 7, элементы ИЛИ 8 и 9, элементы И 10, сумматор 11, элементы И 12-14, триггер 18 и элементы 24-26 задержки. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (505 G 09 В 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4759849/24 (22) 03.10.89 (46) 23.09.91. Бюл. М 35 (72) А,H.Ðîìàíîâ и А,А.Филимонов (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

bL 1513437; кл, G 09 В 9/00, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ- 3НАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ (57) Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для контроля знаний обучаемых, и может быть использовано.

6 автоматизированных системах обучения и контроля. Цель изобретения состоит в расИзобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для контроля знаний обучаемых, и может быть использовано в автоматизированных системах обучения и контроля.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем реализации функции анализа идентификационных признаков обучаемых и формирования массивов данных ответов обучаемых.

На фиг.1 представлена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг.2— блок формирования текущего адреса; на фиг.3 и 4 — мультиплексоры; на фиг.5 — блок синхронизации (считывания); на фиг.6 — селектор адреса.

Устройство содержит первый 1 и второй

2 регистры, первый 3, второй 4 и третий 5 блоки памяти, второй 6 и первый 7 дешифраторы, первый 8 и второй 9 элементы ИЛИ, первый элемент И 10, сумматор 11, первую

12-14 и вторую 15-17 группы элементов И, триггер 18, селектор 19 адреса, блок 20 фор„„. Ж „„1679523 А1 ширении дидактических возможностей устройства путем реализации функций анализа идентификационных признакоц обучаемых и формирования массивов данных ответов обучаемых, Поставленная цель достигается за счет введения дешифратора 6, группы элементов И 15-17, селектора 19 адреса, блока 20 формирования адреса, блока 23 синхронизации, двух блоков 4, 5 памяти и мультиплексоров 21 и 22. Устройство также содержит регистры 1,2, блок 3 памяти, дешифратор 7, элементы ИЛИ 8 и 9, элементы

И 10, сумматор 11, элементы И 12 — 14, триггер 18 и элементы 24 — 26 задержки. 6 ил. мирования адреса, мультиплексоры 21, 22, блок 23 синхронизации, первый 24, второй

25 и третий 26 элементы задержки.

Блок 20 (см.фиг,2) содержит счетчики 27, элементы И 28 и 29 группы, элементы ИЛИ группы 30 и элемент ИЛИ 31, Мультиплексоры 21, 22 (см. фиг.3 и 4) содержат группы элементов И 32, 33, элемент И 34, группу 35 элементов ИЛИ; группы 36 и 37 элементов. № элемент И 38 и группу 39 элементов ИЛИ.

Блок 23 синхронизации (см. фиг.5) содержит счетчик 40, триггер 41, элемент ИЛИ

42 и элементы 43 и 44 задержки.

На фиг.1 также показаны информационный вход 45, синхровыход 46, адресный вход

47, синхровход 48, информационные выходы 49 — 53 и синхровыход 54.

Селектор 19 имеет информационные входы 55-57, синхровход58 и выходы 59-61, блок 20 — синхровходы 62-64, информационный вход 65, синхровыход 66, мульти1679523

15 ционный вход 45 и записываются в регистр, 20

50 плексор 21 — управляющий вход 67, информационные входы 68 и 69, управляющий вход 70, синхровходы 71 и 72, информационный выход 73, синхровыход 74, мультиплексор 22 — информационный выход 73, синхровыход 74, информационные входы 75 и 76, управляющие входы 77 и 78, синхровходы 79 и 80, блок 23 — информационный выход 81, синхровыходы 82 и 83, селектор

19 — выходы 84 — 86, а также триггеры 87-89, элементы И 90 — 92, элементы ИЛИ 93-95.

Устройство работает следующим образом.

В процессе обучения обучаемому и редъя вля ются кадры изображения с вопросами, на которые обучаемый должен дать совокупность ответов, описывающих предьявляемую обучаемому входную ситуацию.

Ответы обучаемого поступают на инфопма1 синхроимпульсами, поступающими на вход 46.

Структура кода ответа имеет следующий вид:

Идентификационный Код содержательной код обучаемого части ответа обучае" мого

Дешифратор 6 расшифровывает идентификационный код обучаемого и открываетсоответствующий ему один из элементов И

15 — 17, например элемент И 16, на другой вход которого поступает синхроимпульс, задержанный элементом 26 на время срабатывания регистра 1.

Зтот синхроимпульс проходит через элемент И 16 и одновременно поступает на вход 56 селектора 19 адреса, на вход элемента ИЛИ 8 и на вход считывания фиксированной ячейки блока 3, выполненного в виде постоянного запоминающего устройства.

При поступлении на вход считывания фиксированной ячейки блока 3 ее содержимое считывается в регистр 2, куда оно заносится синхроимпульсом с выхода элемента

24, задерживающего синхроимпульс на время считывания кода из блока 3 s регистр 2.

В каждой из фиксированных ячеек блока 3 хранится информация о номере табло отображения ответов, где должна быть отображена поступившая информация, и о базовом адресе данной базы данных, через который осуществляется прием данных в упомянутую базу;

Код номера табло Код базового адреса в памяти, куда заносится поступившие данные

Дешифратор 7 расшифровываеткод номера табло, на которое должен поступить ответ обучаемого, и открывает одну иэ групп

45 элементов И 12-14 к входам которой подключен выход регистра 1.

Синхроимпульс с выхода элемента 24 проходит через элемент ИЛИ 9 и после задержки элементом 25 на время срабатывания регистра 2 поступает на входы элементов И

12-14, передавая через них содержимое регистра 1 на то табло отображения, где идет визуальный контроль ответов обучаемого.

Параллельно с описанным выше процессом адресации ответов на выделенное табло обучаемого решается задача формирования контрольного файла данных, позволяющего документировать весь ход контроля действия обучаемого.

С этой целью выходы дешифратора 7 и селектора 19 соединены с входами 62-64 блока 20 и на вход 63 для данного примера подаетоя высокий потенциал.

Так как в рассматриваемом случае открыт элемент И 16, то импульс с его выхода поступает через вход 56 на единичный вход триггера 88 (см. фиг.6) и устанавливает его в

° t 1 Il

Кроме того, на фиг.6 показано, что этот же импульс через элементы ИЛИ 93 и 95 поступает на нулевые входы триггеров 87 и

89, сбрасывая их (или подтверждая) в исходное состояние.

Низким потенциалом с инверсного выхода триггера 88, подаваемого через выход

85 на третий вход элемента И 16, последний запирается по третьему входу.

Наоборот, высоким потенциалом с входа 63 блока 20 будет открыта по управляющему входу группа 28 элементов И 28, через которые к входам группы 30 элементов ИЛИ будут подключены выходы соответствующего счетчика 27, находящегося в исходном состоянии.

Выходы счетчика 27, через элементы И

28 и ИЛИ 30 и выход 65 блока 20 (см, фиг.2) подключены к одному входу комбинационного сумматора 11, на другой вход которого поступает код базового адреса с выхода регистра 2.

Сумматор 11 прибавляет к базовому адресу текущий адрее — число полученных ответов от данного обучаемого (в данный момент времени оно равно нулю) и на адресных входах блоков 4 и 5, выполненных в виде

ОЗУ, устанавливается адрес ячейки памяти, куда должно быть записано сообщение.

В качестве импульса записи используется тот же импульс синхронизации с выхода элемента 25 задержки, который поступает на входы двух элементов И 10 (верхний и нижний на чертеже), à с их выхода — на входы соответствующего блока 4 или 5 памяти, 20

50

Тогда очередной импульс с выхода переполнения счетчика 27 (cM, фиг.3) проходит 55

Так как, триггер 18 находится в нулевое состояние, то высоким потенциалом с инверсного выхода триггера 18 будет открыт (верхний на чертеже} элемент И 10 и импульс записи поступит только на вход записи блока 4.

Необходимость двух блоков памяти 4 и

5 обусловлена тем, что после заполнения соответствующих областей памяти один из них отключается от режима записи ответов обучаемых и переходит в режим считывания файла данных, а другой, наоборот, из оежима считывания переходит в режим записи, Задача управления работой блоков 4 и

5 реализуется мультиплексорами 21, 22, Адрес ячейки записи, сформированный сумматором 11 описанным выше образом, поступает на одни входы 68 и 75 мультиплексоров 21 ° 22, а адрес ячейки считывания — на их другие входы 69, 76. Подключение блоков

4 и 5 к цепям записи и считывания информации осуществляется с помощью элементов И 32, 33, ИЛИ 35 блока 21 и элементов

И 36, 37, ИЛИ 39, управляемых потенциалами с прямого и инверсного выходов триггера 18, В рассматриваемом примере на адресный вход блока 4 с выхода 73 поступает код адреса с выхода сумматора 11, Так на входы элементов И 32 подается разрешающий потенциал. Элементы И 33 по одному входу блокированы низким потенциалом с прямого выхода триггера 18 (вход 70 блока 21), Заперт будет и элемент И 34 тем же отрицательным потенциалом, В то же время у мультиплексора 22 элементы И 36 будут блокированы низким потенциалом с прямого выхода триггера 18; а элементы И 37, на входы которых с входа 76 поступает код адреса считывания с блока 23, будут открыты высоким потенциалом с инверсного выхода триггера 18. Этим же потенциалом будет открыт элемент И 38, через который на вход управления считывания блока 5 поступают импульсы с выхода блока 23.

Таким образом, блок 4 будет находиться в режиме записи данных, а блок 5 — в режиме считывания данных до тех пор, пока любой из счетчиков 27 (числа ответов) не за .1ксирует заполнение блока 4 данными с соответствующим идентификационным признаком, через элемент ИЛИ 31 на вход 66 блока 20 и затем поступает на счетный вход триггера

18, который, переходя в противоположное состояние, переводит блок 4 в режим считывания, а блок 5 — в режим записи.

Установка всех счетчиков 27 в исходное состояние осуществляется тем же импульсом с выхода 66 блока 20, Управление считыванием информации из соответствующего блока 4 и 5 осуществляется блоком 23, для чего на его вход 47 дается адрес считывания, а на вход 48— импульс считывания.

По сигналу с входа 48 код адреса с входа

47 записывается в счетчик 40 и по кодовым шинам с выхода 81 (см. фиг.6) поступает на входы 69 и 76 мультиплексоров 21 и 22, Кроме того, тот же импульс с входа 48 проходит на вход элемента 43, где задерживается на время занесения кода в счетчик

40, и на единичный вход триггера 41, переводя его в единичное состояние и выдавая тем самым высокий потенциал на выход 83, После задержки на время занесения кода в счетчик 40 и срабатывания триггера 41 на выходе 82 появляется импульс считывания, который через входы 71 и 79 поступает на входы считывания мультиплексоров 21, 22.

Как только адреса ячеек памяти по выбранному идентификационному признаку будут просмотрены, счетчик 40 (см, фиг,6) переполняется и на его выходе переполнения появляется импульс, который возвращает триггер 41 в исходное состояние и с выхода 83 снимается разрешаюший потенциал.

Изобретение существенно расширяет функциональные возможности устройства, позволив не только визуально проконтролировать действия обучаемого, но и получить детальное описание всех его действий в процессе контроля знаний.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее первый регистр, информационный вход и синхровход которого являются инфорMàöèoííым входом и первым синхровходом устройства соответственно, первый элемент задержки, вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, а выход. — с входом второго элемента ИЛИ и синхровходом второго регистра, информационный вход которого подключен к выходу первого блока памяти, а один выход — к входу первого дешифратора,выходы которого соединены с первыми входами соответствующих элементов И первой группы, вторые входы которых подключены к одним входам первого и второго элементов И и к выходу второго элемента задерж. и, вход которого соединен с выходом второго элемента ИЛИ, другие входы первого и второго элементов И подключены к нулевому и единичному выходам триггера

1679523 соответственно, сумматор и третий элемент задержки, вход которого соединен с синхровходом первого регистра, причем выходы элементов И первой группы являются соответствующими информационными выходами группы устройства, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены второй дешифратор, вход которого соединен с первым выходом первого регистра, элементы И второй группы, первые входы которых подключены к соответствующим выходам второго дешифратора, вторые входы — к выходу третьего элемента задержки, а выходы — к соответствующим входам первых блока памяти и элемента NflM, селектор адреса, информационные входы и выходы первой группы которого соединены соответственно с выходами и с третьими входами соответствующих элементов И второА руппы, а синхровход — c Bb""ходом Tp8iber0 элемента задержки, блок формирования адреса, синхровходы которого подключены к соответствующим выходам второго дешифратора, информационные входы — к соответствующим выходам второй группы селектора адреса и к соответствующим входам группы второго элемента ИЛИ, синхровыход — к счетному входу триггера и является синхровыходом устройства, а и формационный выход — к одному входус,умматора, другой вход которого соединен с соответствующим

5 выходом второго регистра, блок синхронизации, информационный вход и синхровход которого являются адресным входом и вторым синхровходом устройства coQTBGTGTвенно, первый и второй мультиплексоры, 10 первые информационные и первые и вторые синхровходы которых подключены к соответствующим выходам блока синхронизации, первые и вторые управляющие входы— к нулевому и единичному выходам триггера

15 соответственно, а вторые информационные входы — к выходу сумматора, и второй и третий блоки памяти, информационные и адресные входы, входы записи и считывания которых соединены с вторым выходом

20 первого регистра и третьими входами элементов И первой группы, информационными выходами первого и второго мультиплексоров соответственно, выходами соответственно первого и второго элементов И и синхровыходами

25 первого и второго мультиплексоров соответственно, а выходы второго и третьего блоков памяти являются соответственно первым и вторым информационными выходами устройства.

1679523

1679523

ФО2. 4

1679523

Составитель А.Карлов

Редактор Т.Иванова Техред М,Моргентал Корректор M.Màêñèìèøèíåö

Заказ 3217 Тираж 275 Подписное

ВЙИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам , и может быть использовано при профессиональном отборе и проведении различных психофизиологических исследований

Изобретение относится к техническим средствам обучения и является усовершенствованием устройства по а

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам имитационного моделирования функциональной символики при обучении операторов, и может быть использовано в диалоговых системах общения оператора с ЭВМ

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано в системах профотбора и управления охраной труда

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения операторов общению с ЭВМ, и может быть использовано в диалоговых системах обучения

Изобретение относится к технике моделирования систем передачи дискретной информации и может быть использовано в тренажерах

Изобретение относится к тренажерам для обучения управлению кордовой авиамоделью и позволяет повысить технологичность

Изобретение относится к тренажерам для обучения управлению кордовой авиамоделью и позволяет повысить технологичность

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх