Подшипниковый узел скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин, работающих в тяжелонагруженных условиях. Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения безотказности и долговечности. Подшипниковой узел скольжения, содержащий охватываемую цапфу, втулку с каналом для подвода рабочей среды и твердосмазочный брикет со средством его поджатия, снабжен тягами, установленными с возможностью продольного перемещения в параллельных сквозных радиальных отверстиях, выполненных в цапфе вала и проходящих через ее ось, и грузом, закрепленным на одном конце тяг, а твердосмазочный брикет установлен на другом конце тяг и направлен к поверхности трения втулки. Узел обеспечивает реализацию рационального, комбинированного режима смазки в соответствии с л режимом работы машины. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. 5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю F 16 С 33/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ (21) 4745448/27 (22) 05.10.89 (46) 07.10.91. Бюл. М 37 (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) M.È, Бурда, 3.Д. Василечко, B.Ì. Филипенко и M.Â. Ш и а к (53) 621.822,5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N- 1439310, кл. F 16 С 33/10, 1988, (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин, работающих в тяжелонагруженных условиях. Целью изобретения являИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин, работающих в тяжелонагруженных условиях.

Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения безотказности и долговечности.

На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипниковый узел; на фиг. 2 — то же, с двойным количеством смазочных брикетов.

Подшипниковый узел скольжения содержит втулку 1, охватывающую цапфу 2 вала. Во втулке 1 выполнен канал 3, предназначенный для подачи масла в рабочую зону подшипникового узла. На цапфе выполнен продольный осевой паэ 4, в котором размещается твердосмазочный брикет 5, прижимаемый к рабочей поверхности втулки 1 средством поджатия, выполненным в виде пружины 6. Твердосмазочный брикет 5

Я2„„1б82бб2 А1 ется повышение надежности путем обеспечения безотказности и долговечности. Подшипниковой узел скольжения, содержащий охватываемую цапфу, втулку с каналом для подвода рабочей среды и твердосмаэочный брикет со средством его поджатия, снабжен тягами, установленными с возможностью продольного перемещения в параллельных сквозных радиальных отверстиях, выполненных в цапфе вала и проходящих через ее ось, и грузом, закрепленным на одном конце тяг, а твердосмазочный брикет установлен на другом конце тяг и направлен к поверхности трения втулки. Узел обеспечивает реализацию рационального, комбинированного режима смазки в соответствии с режимом работы машины. 1 э.п. ф-лы, 2 ил. с помощью тяг 7, которые установлены с возможностью перемещения в параллельных сквозных радиальных отверстиях, выполненных в цапфе вала и проходящих через ее ось, соединяется с грузом 8, выполненным из материала с большим удельным весом (меди, свинца, олова или их сплавов), и размещается в продольном осевом пазе 9 (фиг. 1),выполненном.в цапфе 2 в диаметрально противоположном месте относительно паза 4, в котором расположен твердосмазочный брикет 5, Паз

9 закрывается крышкой 10.

При выполнении подшипникового узла скольжения с двойным количеством твердосмаэочных брикетов 5 (фиг. 2) пазы 4 и 9 используются для совместного размещения в.них твердосмазочных брикетов 5 и грузов

11 и 12 соответственно.

Подшипниковый узел работает следующим образом, 1682662

В начальный момент времени, когда машина работает на этапе неустановившегося режима работы, цапфа 2 непосредственно контактирует с рабочей поверхностью втулки 1, Твердосмазочный брикет 5, размещенный в продольном пазу 4, прижимается к шероховатой рабочей поверхности втулки 1 с помощью пружины 6. При вращении вала это вызывает трение брикета 5 о поверхность втулки, в результате чего образуются продукты износа — порошкообразная твердая смазка, обеспечивающая разделение трущихся поверхностей.

По мере выхода машины на установившийся режим работы возрастает частота вращения вала и увеличивается давление масла в системе смазки, Масло поступает в межконтактное пространство через канал 3. Эти два фактора способствуют реализации эффекта гидродинамической смазки; образуется масляный клин, разделяющий трущиеся элементы, например втулку 1 и цапфу 2.

Одновременно при увеличении частоты вращения вала возрастает центробежная сила, воздействующая на груз 8, размещенный в пазу 9, Поскольку груз 8 с помощью тяг 7 соединен с твердосмазочным брикетом 5, то это приводит к перемещению брикета в направлении к оси вала и отвода его от поверхности трения втулки.

Чем больше частота вращения, тем с меньшей силой брикет 5 прижимается к поверхности втулки 1, и меньше он изнашивается. Таким образом, в подшипниковом узле скольжения реализуется комбинированный режим смазки: твердая смазка в переходных режимах работы, когда частота .вращения вала ниже номинальной, и гид родинамическая смазка при выходе на стационарный режим работы. Крышка 10 закрывает продольный паз 9, Возможно выполнение подшипникового узла скольжения с двойным количеством твердосмазочных вкладышей (фиг. 2). В этом случае продольные пазы 4 и 9 служат для одновременного расположения в них твердосмазочного брикета и груза.

5 Узел обеспечивает реализацию рационального, комбинированного режима смазки в соответствии с режимом работы машины, Это значительно повышает долговечность путем обеспечения безотказности

10 и надежности подшипникового узла скольжения.

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел скольжения, со15 держащий охватывающую цапфу вала, втулку с каналом для подвода рабочей среды, твердосмазочный брикет, размещенный в пазу, и средство его поджатия к поверхности трения, выполненное в виде пружины, 20 отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен тягами, установленными с воэможностью продольного перемещения в параллельных сквозных радиальных отверстиях, выпол25 ненных в цапфе вала и проходящих через ее ось, и грузом, закрепленным на одном конце тяг, а твердосмазочный брикет установлен на другом конце тяг, причем груз и твердосмазочный брикет установлены s

30 продольных относительно оси цапфы пазах, выполненных с диаметрально противоположных сторон, при этом твердосмазочный брикет поджат к поверхности трения втулки.

35 2,узел поп.1, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, он содержит парное количество твердосмазочных брикетов, грузов и стержней, причем в каждом диаметрально расположенном пазу

40 цапфы установлено по одному смазочному брикету и грузу, а каждая тяга со стороны смазочного брикета установлена в выполненном для нее отверстии в грузе с воэможностью осевого перемещения.

1682662

9

If

Е

7 б б

08. Г

Составитель А. Долинский

Редактор М..Стрельникова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С. Шевкун

Заказ 3396 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Произ аодстеенно-иадательскиа комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения

Изобретение относится к машиностроению , точнее к подшипникам скольжения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тяжелонагруженным опорам скольжения, работающим на консистентной смазке

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тяжелонагруженным опорам скольжения, работающим на консистентной смазке

Изобретение относится к машиностроению , в частности к тяжелонагруженным опорам скольжения, работающим на консистентной смазке

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорным подшипникам скольжения

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх