Опора скольжения

 

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности. Опора скольжения содержит корпус 1 с размещенной в нем втулкой 3. Втулка 3 охватывает вал 2. Между корпусом 1 и втулкой 3 установлены раструбчатые элементы 5. Внутренняя поверхность элементов 5 и наружная поверхность втулки 3 выполнены многогранными. Элементы 5 контактируют с механизмом сжатия и имеют прорези. Раструбчатые элементы 5 отстоят от торцов втулки 3. При работе опоры между втулкой 3 и валом 2 посредством элементов 5 обеспечивается натяг. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э F 16 С 27/02, 33/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4696350/27 (22) 29.05.89 (46) 07.10.91. Бюл. М 37 (71) Таллинский политехнический институт (72) М.И. Тамре (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1278505, кл. F 16 С 17/02, 1985. (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения. Цель изобретения — по5U; 16826бО А1 вышение надежности и долговечности. Опора скольжения содержит корпус 1 с размещенной в нем втулкой 3. Втулка 3 охватывает вал 2. Между корпусом 1 и втулкой 3 установлены раструбчатые элементы

5. Внутренняя поверхность элементов 5 и наружная поверхность втулки 3 выполнены многогранными, Элементы 5 контактируют с механизмом сжатия и имеют прорези. Раструбчатые элементы 5 отстоят от торцов втулки 3. При работе опоры между втулкой

3 и валом 2 посредством элементов 5 обеспечивается натяг. 1 э.п. ф-лы, 2 ил.

1682660

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности за счет уменьшения потерь на трение.

На фиг, 1 представлена опора скольжения, общий вид; на фиг. 2 — раструбчатый элемент.

Опора скольжения содержит корпус 1 с размещенным в нем валом 2 и втулкой 3, На последней выполнены упоры 4, Между корпусом 1 и втулкой 3 установлены раструбчатые элементы 5, в которых выполнены радиальные пазы 6. Внутренняя поверхность 7 раструбчатых элементов 5 и соответственно наружная поверхность втулки

3 выполнена многогранной. Втулка,3 охватывает вал 2 своей внутренней поверхностью, По крайней мере один из раструбчатых элементов 5 взаимодействует с губками механизма 8 сжатия. Расстояние Lz между опорными поверхностями раструбчатых элементов 5 и торцами втулки

3 в два раза меньше. расстояния L> между опорными поверхностями двух раструбчат ых элементов.

Опора скольжения работает следующим образом.

Сопряжение вал 2 — втулка 3 имеет переходную посадку, которая делает Возможным легкую сборку и разборку сопряжения и увеличивает дозу расположенного между валом 2 и втулкой 3 смазочного материала.

При осевом сжатии опоры механизмом сжатия раструбчатые элементы 5 упруго деформируются, Своим посадочным отверстием они стремятся сжать втулку 3, в результате чего первоначальное (до сжатия) распределение натягов по длине и в поперечном сечении сопряжения вал 2— втулка 3 изменяется. Сжатие втулки 3 является результатом воздействия сосредоточенных сжимающих сил, число которых равно числу углов внутренней поверхнбсти

7 и числу пазов 6 раструбчатых элементов 5.

Новое (после сжатия) распределение характеризуется образованием натягов на некотором расстоянии от торцов втулки 3 и образованием продольных волн натягов (параллельно оси втулки), причем натяги у торцов втулки 3 и в центре ее практически равны. Намеченное равенство достигается расположением раструбчатых элементов 5 не ближе торцов втулки 3, чем половина расстояния между раструбчатыми элементами 5 (L2 0,5 Ll), При меньщих расстояниях между торцовой поверхностью втулки 3 и основанием раструбчатого элемента 5 Ы натяги у торцов втулки быстро растут, что приводит к увеличенному износу в сопряжении. При больших расстояниях между то рцовой поверх ностью втулки 3 и основанием рэструбчатого

5 элемента 5 Lz часть втулки у торцов его работает с минимальным натягом, выполняет роль своеобразного "уплотнения" и не воспринимает значительных нагрузок.

Так,расстояние Lz ограничено сверху гэба10 ритами опоры, хотя положительного эффекта "уплотнения" увеличение расстояния

12 более чем 0,6 Li не дает.

Образованные в процессе работы опоры скольжения частицы износа мигрируют в на15 правлении трения, В опоре отсутствует постоянный макрозазор и в направлении трения имеется периодическое увеличение натягов, что способствует периодическому прилипанию частиц износа к поверхности

20 трения, т.е. прилипание становится строго периодическим процессом, в ходе которого восстанавливается периодическая картина увеличения и уменьшения натягов и частицы износа многократно используют25 ся в качестве. несущих элементов. Так как сборка сопряжения вал 2 — втулка 3 происходит без натяга, между цапфой и втулкой 3 сохраняется существенное количество смазочного материала, который после сжатия

30 втулки 3 накапливается в зонах, где натяг минимальный. При вращении вала 2 относительно втулки 3 образуется регулярная структура микроклиньев смазочного материала, которая служит также в качестве

35 несущего элемента, Продольные волны натягов, способствующие эффективному образованию микроклииьев смазочного материала, образуются, если

40 мин 3 мэкс где Ямин — минимальная толщина стенки втулки в поперечном сечении, определяемая из условия прочности; смаке — максимальная толщина втулки.в

45 поперечном сечении.

Минимальная толщина втулки зависит от внешних нагрузок, температурного режима и других факторов. При больших значениях минимальной толщины стенки втулки

50 образование продольных волн натягов выражено менее ярко и эффект возникновения микроклиньев быстро убывает с уменьшением этой разницы, т,е. распределение в поперечном сечении переходит в равномер55 ное.

Формула изобретения

1. Опора скольжения, содержащая корпус с размещенными в нем валом, втулкой и раструбчатыми элементами, размещенными на концах втулки, при этом по крайней

1682660

Составитель А. Бабенко

Техред М.Моргентал Корректор И.Муска

Редактор И. Горная

Заказ 3396 - Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва; Ж-35, Раушская наб;, 4/5

Производственно-иедвтельскид комбинат "патент", г. Ужгород, ул.Гвгерине, 101 мере один из раструбчатых элементов взаимодействует с губками механизма сжатия и его наружные поверхности установлены в контакте с корпусом, а внутренние поверхности раструбчатых элементов охватывают наружную поверхность втулки, внутренняя поверхность которой охватывает вал, о тл и чаю щая ся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, наружная поверхность втулки и внутренняя поверхность по крайней мере одного раструбчатого элемента выполнена многогранной, причем в раструбчатых элементах выполнены радиальные пазы, размещенные на гранях многоугольника со стороны наружной поверхности втулки.

2, Опора скольжения по и. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что опорные поверхности

5 раструбчатых элементов, размещенные на наружной поверхности втулки, расположены отстоящими от торцов втулки,. причем расстояние от торца втулки до опорной поверхности каждого из раструбчатых элемен10 тов по меньшей мере в два раза меньше расстояния между опорными поверхностями двух раструбчатых элементов.

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , точнее к подшипникам скольжения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тяжелонагруженным опорам скольжения, работающим на консистентной смазке

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тяжелонагруженным опорам скольжения, работающим на консистентной смазке

Изобретение относится к машиностроению , в частности к тяжелонагруженным опорам скольжения, работающим на консистентной смазке

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упорным подшипникам скольжения

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при разработке и выборе смазочных материалов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах турбин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках скольжения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в качестве опор турбомашин и агрегатов

Изобретение относится к высокооборотным турбомашинам с газовыми подшипниками

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах турбомашин
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС
Наверх