Способ исследования триботехнических характеристик узла трения

 

Изобретение касается испытания материалов на трение при воздействии динамических и фрикционных нагрузок. Целью изобретения является повышение достоверности результатов. На узел трения, состоящий из образца 5 и контр9бразца 2, воздействуют фрикционной нагрузкой и динамической нагрузкой с помощью излучателей 7. Регистрируют с помощью датчика 3 триботехнические характеристики узла трения . Последние сравнивают с эталонными, полученными обработкой существующих фрикционных механических систем, и по результатам измеряют соответствующим образом амплитуды и частоты спектра колебаний излучателей 7. 3 ил.

1700439 А1

СОЮЗ- СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ .РЕСПУБЛИК (я)ю G 01 N 3/56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4756801/28 (22) 09.11.89 (46) 23.12.91, Бюл. ¹ 47 (71) Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В,Л,Заковоротный, В. B. Шаповалов, B.À.Í0âûéäàðñêîâ, А.B.Øàáàíîâ и С.П,Чередниченко (53) 620.178,162 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1237949, кл. G 01 М 3/56, 1986. (54) СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УЗЛА ТРЕНИЯ (57) Изобретение касается испытания материалов на трение при воздействии динамических и фрикционных нагрузок. Целью изобретения является повышение достоверности результатов. На узел трения, состоящий иэ образца 5 и контробраэца 2, воздействуют фрикционной нагрузкой и динамической нагрузкой с помощью излучателей 7. Регистрируют с помощью датчика 3 триботехнические характеристики узла трения. Последние сравнивают с эталонными, полученными обработкой существующих фрикционных механических систем, и по результатам измеряют соответствующим образом амплитуды и частоты спектра колебаний излучателей 7. 3 ил, 1700439

45

Изобретение относится к области испытания материалов на трение, в частности, и ри воздействии динамических и фрикционных нагрузок, Наиболее близким по технической сути и достигаемому эффекту является способ

on ределения триботехнических характеристик, заключающийся в том, что воздейству-!,ют на узел трения нагрузкой. изменяют ! жесткость одной из связей узла трения и

, регистрируют триботехнические характери стики.

Недостатком известного способа явля ется осутствие учета влияния динамического воздействия механической системы на узел трения.

Целью изобретения является повышение достоверности результатов путем учета динамического воздействия на узел трения механической системы.

Согласно способа исследования трибо технических характеристик узла трения, заключающемся в том, что воздействуют на узел трения нагрузкой, изменяют жесткость одной из связей узла трения и регистрируют

) его триботехнические характеристики, до полнительно воздействуют на узел трения спектром колебаний с переменными частотами и амплитудами, сравнивают триботех.нические характеристики с эталонными и по результатам сравнения изменяют амплитуды и частоты спектра колебаний, обеспечивая совпадение триботехнических. характеристик с эталонными.

На фиг.1 представлена установка для исследования триботехнических характеристик узла трения; на фиг,2 — сечения А — А и,Б — Б на фиг.1; на фиг,3 — схема автоматиче ского контроля триботехнических характе-! ристик.

Установка содержит корпус 1 с закрепленныМ на нем контробразцом 2, датчик 3 регистрации сил фрикционного взаимодействия, маховик 4, предназначенный для размещения образца 5.. Маховик 4 является одновременно ротором электродвигателя, статорные обмотки 6 которого размещены на корпусе. Многоканальные электромагнитные излучатели 7 расположены на корпусе 1 и над маховиком 4. Датчик 3 соединен с усилителем 8, аналого-цифровым преобразователем 9, ЗВМ 10, которая включает блок-программу 11 определения триботехнических характеристик узла трения, включающего образец 5 и контроб разец 2, блок-программу 12, содержащую эталонные триботехнические характеристики, блок-программу 13 сравнения характеристик. К ЗВМ 10 подключены цыфроаналоговый преобразователь 14, управляемые

30 полосовые фазочастотные фильтры 15, генератор 16 "белого шума". Многоканальный усилитель 17 соединяет полосовь.е фильтры

15 и электромагнитные излучатели 7.

Способ осуществляется следующим образом, В корпус 1 устанавливают контробразец 2, а в маховик 4 — образец 5, имеющие конструкци,о исследуемого узла трения, например опоры скольжения, Образец 5 и контробразец 2 могут состоять из одного или нескольких элементов, Ма.;овик 4 устанавливают в корпус 1, приводя в сопряжение образец 5 и контробразец 2. Устанавливают и закрепляют в корпусе многоканальный излучатель 7 колебаний, Задаютдвижение маховику 4 с закрепленным в нем образцом 5.

Регистрируют колебания сил фрикционногс взаимодействия образца 5 с контробразцом

2 датчиком 3, установленным на контробразце 2. Сигналы, снимаемые с датчика 3, падают через усилитель 8, аналого-цифровой преобразователь 9 для дальнейшей обработки на ЭВМ 10.

Преобразованные в цифровую форму сигналы попадают в блок-программу 11, в которой определяются триботехнические характеристики узла трения, В блок-программу 12 перед проведением испытаний вводятся эталонные триботехнические характеристики, полученные на базе обработки априорной информации существуюших фрикционных механических систем, характеристики которых соответствуют выбранным критериям оптимальности (наг1ример, заданные зоны условий устойчивости

АФЧХ, надежности и т.п.), Полученные в блок-программах 11 и 12 характеристики поступают в блок-программу 13, где проводится их сравнение по выбранным критериям, например частотным спектрам, Пры этом анализ и сравнение проводят по дискретным частотам, Результагы сравнения по дискретным частотным полосам, например, в виде коэффициентов усиления в дискретной полосе преобразуются в цифроаналоговом преобразователе 14 в аналоговую форму и поступают на управляющие входы полосаsûх фазочастотных фильтров 15. При этом на входы этих фильтров подается сигнал с генератора 16, а на выходе фильтров 15 формируется разностная АФЧХ по дискретным частотным полосам. С выходов фильтров 15 через многоканальный усилитель 17 сигналы поступают Н8 каналы многоканального излучателя 7, которые моделируют влияние динамических процессов в механических системах.

1700439

Таким образом, по результа. ам сравнения триботехнических характери;.тик с эталонными изменяют амплитуды и частоты спектра колебаний. обеспечивая совпадение характеристик.

Формула изобретения

Способ исследования триботехнических характеристик узла трения, заключающийся в том, что воздействуют на узел трения нагрузкой, изменяют жесткость одной из связей узла трения и регистрируют его триботехнические характеристики. о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения достоверности результатов, дополнительно воздействуют на узел трения

5 спектоом колебаний с переменными частогами и амплитудами, сравнивают триботехнические характеристики с эталонными и по результатам сравнения изменяют амплитуды и частоты спектра колебаний, обес10 печивая совпадение триботехнических характеристик с эталонными.

1700439

Составитель В, Данилов

Техред М,Моргентал Корректор Э, Слиган

Редактор И, Шулла

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4462 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ исследования триботехнических характеристик узла трения Способ исследования триботехнических характеристик узла трения Способ исследования триботехнических характеристик узла трения Способ исследования триботехнических характеристик узла трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости и задиростойкости трущихся сопрягаемых поверхностей

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к машинам трения, позволяющим оценить эффективность смазочных материалов

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для испытаний и контроля на износоустойчивость электрического соединения

Изобретение относится к общему машиностроению , в частности к способам формирования износостойких поверхностей трения

Изобретение относится к исследованию физико-механических свойств материалов, в частности абразивного изнашивания материалов в запыленных потоках, и может быть использовано при проектировании воздуховодов и систем газоочистки

Изобретение относится к триботехническим испытаниям материалов при воздействии газоабразивной струи

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх