Способ сборки под сварку плавлением разнотолщинных деталей

 

Изобретение относится к сварке, а конкретно к способам сборки внахлестку тонкостенных оболочек с массивными деталями под сварку плавлением, например, сильфонов с арматурой. Цель изобретения - повышение производительности процесса сварки и качества сварных соединений. Способ позволяет осуществлять сборку нахлесточных соединений деталей различных толщин под сварку. Сопрягаемая часть толстостенной детали выполняется конусной с углом уклона 1-3°. При сопряжении торец тонкостенной детали находится на большем или меньшем диаметрах конуса соответственно при внешнем и внутреннем расположении тонкостенной детали. Диаметр конуса со стороны сопрягаемого торца толстостенной детали выбирается в случае внешнего расположения тонкостенной детали на 0.1-0,5 мм меньше внутреннего, в случае внутреннего расположения - на такую же величину больше внешнего диаметра тонкостенной детали. В случае внешнего расположения тонкостенной детали у основания конуса на толстостенной детали выполняют канавку и завальцовывают в нее торцовую часть тонкостенной детали. Больший диаметр конуса при внешнем расположении тонкой детали и меньший диаметр конуса при ее внутреннем расположении рассчитывают по формулам, указанным в тексте описания. 1 з.п. ф-лы. 2 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л В 23 К 31/00. 33/00

ГОСУДАРСТВЕНМЫИ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Э м а

1:.:=,- + си, °

r g;)( .:- !" !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4800372/27 (22) 11.03.90 (46) 15.01.92. Бюл. М 2 (71) Тольяттинский политехнический институт (72) Ю.В.Казаков и П.В.Корчагин (53) 621.791.75,021(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 194205, кл. В 23 К 9/02, 1965.

Авторское свидетельство СССР

М 1127721, кл, В 23 К 9/16, 1983. (54) СПОСОБ СБОРКИ ПОД СВАРКУ ПЛАВЛЕНИЕМ PA3HOTOЛЩИННЫХ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к сварке, а конкретно к способам сборки внахлестку тонкостенных оболочек с массивными деталями под сварку плавлением. например, сильфонов с арматурой. Цель изобретения — повышение производительности процесса сварки и качества сварных соединений.

Способ позволяет осуществлять сборку нахлесточных соединений деталей различных

Изобретение относится к сварке, а именно к способам сборки под сварку соединений тонкостенных оболочек с массивными деталями, например, сильфонов с арматурой.

Известен способ сварки разнотолщинных деталей, при котором сборку сосдинения ведут следующим образом. На более толстой детали вblnoëняют наклонный бурт.

Затем устанавливают под этот бур1 бол„ à тонкую дсталь и производят сварку пу ем оплавления бурта, „„SU„„1704991 A1 . толщин под сварку. Сопрягаемая часть толстостенной детали выполняется конусной с углом уклона 1 — Зо. При сопряжении торец тонкостенной детали находится на большем или меньшем диаметрах конуса соответственно при внешнем и внутреннем расположении тонкостенной детали, Диаметр конуса со стороны сопрягаемого торца толстостенной детали выбирается в случае внешнего расположения тонкостенной детали на 0.1-0,5 мм меньше внутреннего, в случае внутреннего расположения — на такую же величину больше внешнего диаклетра тонкостенной детали. В случае внешнего расположения тонкостенной детали у основания конуса на толстостенной детали выполняют канавку и завальцовывают в нее торцовую часть тонкостенной детали. Больший диаметр конуса при внешнем расположении тонкой детали v. м еoнHtь fшfttиfй диаметр конуса при ее внутреннем расположении рассчитыва|от по формулам, укаэанным в тексте описания. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Этот способ позволяет получать качественные сварные соединения. Однако в связи с тем, что контактное давление по всей поверхности сопряжения деталей не обеспечивается, в процессе сварки участки гонг кой детали, не имеющие плотного контакта с массивной деталью, персгреваются. Б рсэультате происходит npowoc Tott hot1 hpot4Kt1.

Известный способ не позволяет такгке в;сти процесс сварки нэ больших скоростях, т, к как поь шснис скорости cf.арк11осде1 к увеличению оплавляe 1ого участка буртл, то выэы во T перегрев totfKotl к р0 "1ки. of. р 1 30

1704991 оа>1ио прожогоо и пзл,енепие стру туры и сно tcTrI металла охолошоопо11 зопы.

Изаестеп TQI:»ге способ c>!аГ3к11 разно1îлщ«;1пых деталс11. пр«которо;1 сборку соединоI «It ведут следующим образом, На г;онер»ности более телстой детали оыполняtor tIQK3IotIttuй бурт. locQpto itiy>o часть тонкостенной оболоч Lt надева>от па более толсту1о деталь, Бурт эанэльцонывают на более тонкую деталь, после чего опланля1от заоальцонанпый участок. Электрод при этом г3асполагаюг пад местом сопряжения деталей. Способ позволяет уое>1«чить произнодительносгь процесса сварки н 3-4 раза и л1ожет обеспечить хорошее качество сварных соеди. Iotitté, Однако неро3г1 ность дефектов при этом сllособе не исключастся. Это связано с тем, ч1о пр«посадке цилиндрической части оболочки пэ цилипдр« IQGKQIO поверхность более толстой детали неизбежен зазор между сспрягаемыми поверхностями. При завальцонке бурта этот зазор будет уменьшаться с одной стороны посадочной части оболочки и унели1иваться с другой, что создает не од«накооые условия теплоотвода от тонкой кромки па различных ее участках. Вероят11ость местного персгрена и прожога кромки при этол1 увеличивается. Это не позволяет еще более увеличигь производительность процесса сварки. При увеличении скорости сварки необходимо увеличивать силу сваро1пого тока, чго приводит к увеличению и11.енсинпости газового потока с электрода.

Изосс1но, что этот газовый поток переносит

30-40Д полной тепловой мощности дуги.

Поскольку согласно прототипу электрод располагается под углом со стороны сильфопа нэ расстоянии 0,5-1 л1м от начала эавальцооанпого участка, то при увеличении скорости сварки 1еплоное воздействие газового потока па топкую кромку резко увеличивается, что приводит к ее перегреву и образооа>пно прожо1ов.

Цель изобретения — повышение произ. водительности процесса сварки и качества сварных соединений.

Поставленная цель достигается тем, что часть болев толстой,,етали, с которой сопрягается тонкостенная оболочка, нь;полняют I.oitócíoé с углол1 уклона 1-3, при этом

- в случае внешнего рзсположсния тонкостенной детали больший диамегр конуса толстостенной детали определяют иэ соотt tOtuPIi«»

О((!)6 dt2d2

dt к — dl + —dt Е(ri) — d/) а меньший д. аметр рао1 ым г11>л = 01к — (0,1--0,5) мм, 5 н случае нпу11.otltiего расположе1о1я тонкостенной де1;3ли меньший диаметр. конуса определя:от иэ соотношения

072д 2 d)dt

2д/ 2

10 d1k =г32

d l2(d(-d j) а больший диаметр

15 d2Á = d2K + (0,1 0,5) мм, где dlK — больший диаметр конуса при внешнем расположении TO>IKOCTBttHOLTI дЕтали; б2к — меньший диаметр конуса прй внутреннем расположении тонкостенной детали;

01 — внутренний диаметр тонкостенной детали;

d2 - наружный диаметр тонкостенной детали; д — толщина стенки тонкостенной детали;

Š— модуль! Онга;

f о ) — допустимое напряжение.

8 процессе сборки деталей сопрягаеvyto часть тонкостенной детали натягивают на конусную часть толстостенной детали либо вставляют н нее таким образом, чтобы торец посадочной части тонкостенной детали находился соответственно на большем или на меньшем диаметрах конусной части более толстой детали.

При внешнем расположении тонкостенной детали па толстостенной у основания конуса толстостенной детали оыполпя>от канавку и после сборки кромку тонкостанной детали завальцооынают н канавку.

На >1>иг.1 покззапо внутреннее располо>жение тонкостенной оболочки 1 относительно более толстой детали 2, в которой посадочная часть выполнена о ниде конуса подуглома; на фиг.2 — внешнее расположеttLte тонкостенной оболочк«1 относительно более толс1ой детали 2: у основания конусэ, еыполпеппого под углол1 а, расположена

KQtIQt3KQ 4, о которую заоальцонапа кромка 5 оболочки; электрод соарочпой горелки 3 о обоих слугаях расположен пад посадочной пастью тонкос1cliiicti оболоч.".«, Выг1олнепис посэдочпо; части более

ТОЛ CTuLI /1нтал11 II 13> (Е КОНУС I ПОЗ:3ОЛЯЕТ CO здать о процессе гборк«дет;..">ей под сварку

LIK озQLth1IIoo ко«1актпое да.3>>и<не по гсей сог1оягзе>лой поверхности. Это обеспечиоает плотное, без з нора. пр1. l I а;1;:е iloco. o÷1704001 ной части оболочки к боле. толстой детали. кой кромке в процессе сварки, склэдывэютВ процессе сварки контактное давление ся с напряжениями, вызванными сборкой, предотвращает образование эаэсроо, что что способствует плотному прплеганию сосоздает условия для отоода тепла от тонкой прхгаемых поверх«с creA и прер прэждэ1 к ромки, уменьшает ес перегрев, Это умень- 5 возникн ление зээо э между,«. ми. Однако

t шает вероятность структурных изменений при наружном расположении посадочной металла в околошовной зоне кромки обо- части оболочки на более толстой,,: гали терлочки и исклю гает образование прожогоо. мичаские напряжения будут и;;3, ь обрэтОтсутствие зазоров дает воэ)ложность при- н ы и 3 I I 3 K относительно на г р я ж е н и й, менять более жесткие режимы сварки при 10 вызванных сборкой. повышенных скорости сварки и силе соа- Для придания большей жесткости пocaрочного.тока, что позволяет повысить про- дочной части тонкостенной обол.чки при ее изоодительность процесса. наружном расположении, у основания конуВыбор разности диаметров пссадочной са выпо няют канавку, при сборку сопрягачасти оболочки и диаметра конуса со сторо- 15 емую часть тонкостенной оболочки ны сопрягаемого торца более толстой дета- натягивают на конус ую часть тэк б ливп е л р делах 0,1-0,5 мм обусловлен тем, торцовая часть тонкостенной оболочки печто при.ее величине менее 0.1 мм затрудня- рекрывала накавку, после чего торцовую ется начальная стадия сборки, а более 0,5 часть оболочки заоэльцовывают вовнутрь мм — уменьшается площадь взаимного со- 20 канавки, Это обеспечивает резкое уоеличепряжения поверхностей деталей. на кото- ние жесткости посадочной части оболочки, рую действуют контактные давления. При что предупреждает возможность обрээооэограниченных размерах посадочной части ния за"ора вследс р в ледствие деистоия термичеоболочки сильфонов, нап им б у ф, апример 5- 10 мм, ских напряжений, возникающих пр«сварке, это может привести к прожогу части тонкой 25 При опробовании предлагаемого спосокромки, не поджатой к более толстой дета- ба производилась сборка и свэрка сильфонов 100х60х0,2 из стали 12Х18Н10Т с

Выбор угла наклона конуса в пределах арматурой из такой же стали, Посадочные

1-3 обусловлен тем. что при его величине части в массивных деталях изготавливались менее для достижения плотного сопря- 30 с различными углами уклона кон сэ: 0,5; 1: жениядеталейтребуются большие размеры 2; 3: 3,5О. При величине угла наклона 0,5 посадочных частей оболочки и более тол- посадочная часть с ф ть сильч она должна иметь стой детали, которые;-:огут превышать раз- величину 23 мм. У имеющихся стандартных меры, определяемые конструкцией этих сильфонов она равнялась 10 мм. Поэ1о.лу деталей, а при выборе yrna более 3 может 35 при угле уклона конуса 0,5 сварку изделия произойти самопроизвольное разьедине- произвести не удалось. При у пах 1, 20 3 ние сопрягаемых еталей после

Выбо б л р - д после сборки. получены качественные сварные соед1 ер большего диаметра конуса d>y ния. При угле уклона конуса 3,5 и не достипосле б . инпри наружном расположении оболочки и галась надежная фиксация сильфона в меньшегодиаметра конуса dye, при внутрен- 40 массивной детали. Диаметр конуса со стог мого торца массивной детали нем расположении оболочки по предлагае- роны сопрягаемого пе вом сл ча мым формулам обусловлен тем, что в изготавливали равным наружном р у е увеличение диаметра от зна- посадочной части тонкостенной оболочки, а мм ольше. При чения внутреннего диаметра оболочки dt также нэ 0,1; 0.3: 0.5; 0,6 б ограничивается величиной допустимого на- 45 равных диаметра

1 м тнах затруднена начальная пряжения о посадочной части тонкой дета- r»a«> сбор:и с рки соединения. ри разницах о ли, за пределом которого кромка оболочки диаметрах 0,1; 0,3: 0,5 мм получены кэчестможет разрушаться. а во втором случае венные сварные соединения. При разнице о уменьшение диаметрз от наружного диа- диаметрах 0,6 мм наблюдались отдельные метра оболочки dz ограничено величиной. 50 прожоги тонкой к о . ки. В о при превышении которой наступает потеря меньший ди "метр о "9,6 . Гтн конуса равен I J,о мм. l еустойчивости тонкой кромки, вследствие че- ред сваркой с гонанейоб а аркой сопрягэемые поверхности го на ней о разуются волны, что приводит к деталей обрабатывались тампоном, смоченоозникновени нию местных эээороо в сопря- ным всп«рте. В качестве исто <ника питэ к х жении деталей и у прожогам 1онкой кромки 55 дуги испольэовали сварочный оы р.:t.,«ель в процессе соэрки. ВСВУ-80, При сварке по предлагаемому способу о сл чае асп у . р оложсния посэдочной части тока l;„, А 90: скорость с;;; ки V„,. ь.!ч 100;

oGo.",о.ки внутри более толстой детали тер- длина дуги (л, мм 1; расход аргонэ, л/M«H мическ«е напряже.«я, воэнпкэ ощ«е о тон- 5.

1704991

По сравнению с извсстными предлагаемый спс,соб позволяет упростить процесс сборки соединений под сварку, обеспсчивает плотнос, без зазоров. прилсгание сопрягаемых поверхностей, прост и экономичен, flD:-воляст получать ка 1ествснные cBopHblc соединсния на серийном сварочном оборудовании. Способ сборки практически исключает грсжоги тонкой кромки в процессе сварки и позволяет повысить производительность сварки в 2-Э раза.

Формула изобретения

1. Способ сборки под сварку плавлением разнотолщинных деталей, преимущественно тонкостенной оболочки с массивной деталью, при котором свариваемые кромки тонкостенной детали и толстостенной детали собирают внахлест, располагая сопрягаемую часть тонкостенной детали на толстостенной детали или внутри нее, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения производительности процесса сварки и качества сварных соединений, сопрягаемую часть сваривасмых кромок толстостенной детали выполняют конусной с углом уклона 1-3, при этом в случае внешнего расположения тонкостенной детали больший диаметр конуса толстостенной детали определяют из соотношения

8(0)5d1 d2 а меньший диаметр равным

0щ - б1к — (0,1-0,5) мм, в случас внутреннего расположения тонкостенной детали мсньший диаметр конуса опрсдсляют из соотношения у 02 б 2(d)-d)) а больший диаметр

025 б2к + (0.1 — 0,5) мм, ГДС 01К- больший диаметр конуса при внешнем расположении тонкостенной детали;

dr< — меньший диаметр конуса при внутреннем расположении тонкостенной детали;

Ф

d1 — внутренний диаметр тонкостенной детали; бг — наружный диаметр тонкостенной детали; д — толщина стенки тонкостенной детали;

Š— модуль!Онга; (о) — допустимое напряжение.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при внешнем расположении тонкостенной детали на толстостенной у основа30 ния конуса толстостенной детали выполняют канавку и после сборки кромку тонкостенной детали завальцовывают в канавку.

1704991 г. 1, Составитель Л.Назарова

Тсхред М.Моргснтал Корре ктор M. Êó÷å ðÿ Bàÿ

Редактор И.Еасардз

Про:. зло,",стнен««о-издательский комбинат "Пате««т", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 153 Тираж Подписное

БНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открь«т««ям при ГКНТ СССР

113035, Москаа, Ж-35, Раушская «аб., 4/5

Способ сборки под сварку плавлением разнотолщинных деталей Способ сборки под сварку плавлением разнотолщинных деталей Способ сборки под сварку плавлением разнотолщинных деталей Способ сборки под сварку плавлением разнотолщинных деталей Способ сборки под сварку плавлением разнотолщинных деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сварке, в частности к производству сварных, клееных, паяных соединений разнородных материалов либо к изделиям, полученным путем наплавки , напыления и др., работающих в условиях вибрации, коррозионно-механического и усталостного нагружений, а также при хрупком разрушении под действием статической нагрузки

Изобретение относится к области сварки, в частности к сварке неплавящимся электродом в среде защитного газа изделий замкнутого контура многогранных труб в вертикальном положении, и может найти применение в любой отрасли народного хозяйства

Изобретение относится к области аргонодуговой сварки и может быть использовано в энергетической, химической промышленности, где применяются , двухслойные переходники, сварепные с трубами

Изобретение относится к изготовлению сварных конструкций, а именно к изготовлению цилиндрических днищ, и может быть использовано в машиностроении, в химическом машиностроении при изготовлении аппаратов

Изобретение относится к сварке, в частности к способам получения сварного соединения сильфона с арматурой

Изобретение относится к способам многослойной дуговой сварки кольцевых стыков труб, фланцев и может быть использовано в энергетическом, химическом машиностроении и других отраслях промышленности

Изобретение относится к сварке, а именно к способам подготовки деталей под сварку, обеспечивающим защиту конструкций, преимущественно крупногабаритных, от хрупкого разрушения, и может быть использовано при сооружении магистральных трубопроводов и сварных емкостей для транспортировки и хранения жидких и газообразных веществ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству сварных, паяных, клеевых соединений разнородных материалов и соединениям, получаемым путем наплавки или напыления, работающих в условиях вибрации, усталостного разрушения, а также при хрупком разрушении под действием статической нагрузки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способу повышения прочности соединений - сварных, паяных и клеевых разнородных материалов, работающих в условиях вибрации, усталостного разрушения, коррозионно-механического нагружения, а также при хрупком разрушении под действием статической нагрузки

Изобретение относится к сварке, в частности к способам приварки плоской заглушки к трубопроводу, и может найти применение при прокладке трубопроводов

Изобретение относится к контактной сварке металлов, а более конкретно к оборудованию для приварки контактов

Изобретение относится к технологии машиностроения, точнее к процессу разметки стыков труб перед их сваркой

Изобретение относится к сварочному производству, в частности к способам моделирования термического цикла сварки

Изобретение относится к микросварке, в частности к инструментам для микросварки , и может применяться в приборостроении

Изобретение относится к дуговой сварке плавящимся электродом и позволяет определить характер каплепереноса электродного металла при сварке и наплавке

Изобретение относится к конструированию магистральных трубопроводов высокого давления, в частности к получению ограничителей распространения трещин в сварных трубопроводах

Изобретение относится к сварке и может найти применение в машиностроении и строительстве при изготовлении сварных конструкций

Изобретение относится к дуговой электросварке , в частности к устройствам для сварки кольцевых швов, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может найти применение при изготовлении элементов силовых конструкций летательных аппаратов

Изобретение относится к соарке, используется при изготовлении срезных плашек превенторов наплавкой и может применяться в нефтяной и газовой промышленности
Наверх