Устройство для измерения расстояний на топографической карте

 

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для .измерения крутизны скатов и уклонов. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем измерения крутизны скатов и уклонов. Устройство содержит мерительное колесо 1, связанное через вал 2 и редуктор 3 с поворотной относительно круговой шкалы 4 указательной стрелкой 5 счетчика расстояний, узел коррекции с указателями крутизны скатов и уклонов. Узел коррекции с указателями включает цилиндрический барабан 6 с направляющим пазом 7 на боковой поверхности, установленный на валу 8 и подпружиненный пружиной 9, смонтированную с возможностью перемещения параллельно оси барабана 6 штангу 10 с роликом 11 на одном ее конце, разме

союз советских СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s )s G 01 В 5)02,5120

ГОСУДАРСТВЕН ЦЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4784188/28 (22) 18.01.90 (46) 17.02,92. 6юл, N 5 (71) Новосибирский филиал Научно-иссле-. довательского института авиационной технологии и организации производства (72) E.À. Коржавин (53) 531.717 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hh 1634974, кл. G 01 В 5/02, 1988. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЙ HA ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ (57) Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для .измерения крутизны скатов и уклонов. Цель. Ж 1710988 А1 изобретения — расширение функциональных возможностей путем измерения Kp s= ны скатов и уклонов. Устройство содержит мерительное колесо I, связанное через вал

2 и редуктор 3 с поворотной относительно круговой шкалы 4 указательной стрелкой 5 счетчика расстояний, узел коррекции с указателями крутизны. скатов. и уклонов. Узел коррекции с указателями включает цилиндрический барабан 6 с направляющим пазом

7 на боковой поверхности, установленный на валу 8 и подпружиненный пружиной 9, смонтированную с возможностью переещения параллельно оси барабана 6 штангу

10 с роликом 11 на одном ее конце, разме15.

1710988

10

45 щенным в пазу 7 барабана 6, и шарнирно связанную другим концом с выдвижным штифтом 12, расположенным в сквозном пазу валика 13 поворотной относительно круговой шкалы 14 указательной стрелки 15 указателя крутизны скатов, и механизм возврата барабана 6 в исходное положение, 8 направляющем пазу 23 барабана 6 размещен ролик 24 штанги 25. шарнирно связанИзобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения расстояний.

Известно устройство для измерения расстояний на топографической карте, содержащее мерительное колесо, связанные с ним счетчик расстояний и узел коррекции, выполненный в виде кинематически связанного с мерительным колесом цилиндрического барабана с направляющим пазом на его боковой поверхности, установленной с возможностью перемещения . параллельно оси барабана штанги с роликом на одном ее конце, размещенным в пазу барабана, и механизма возврата барабана в исходное положение, причем направляющий паз на боковой поверхности барабана выполнен по профилю кривой, корректирующей показания по рельефу местности.

Указанное устройство повышает точность измерения расстояний нэ топографической карте за счет учета рельефа местности, однако не позволяет измерять крутизну скатов (углы наклона скатов к горизонту) и уклоны (отношения высоты сечения рельефа топографической карты к расстоянию между горизонталями в плане) для оценки рельефа местности в зоне прохождения маршрутов и трасс различных протяженных инженерных сооружений (железнодорожных, автомобильных, электрических, трубопроводных и др.).

Целью изобретения является расширение функциональных воэможностей устройства путем измерения крутизны скатов и уклонов.

На чертеже изображена кинематическая схема устройства.

Устройство содержит мерительное колесо 1, связанное через вал 2 и редуктор 3 с .поворотной относительно круговой шкалы 4 указательной стрелкой 5 счетчика расстояний, узел коррекции с указателями крутизны скатов и уклонов.

Узел коррекции с указателями содержит цилиндрический барабан 6 с направляной вторым концом с выдвижным штифтом

26, расположенным в сквозном пазу валика

27 поворотной относительно круговой шкалы 28 указательной стрелки 29 указателя уклонов. Направляющий паз 7 барабана 6 выполнен по профилю кривой графика заложения топографической карты в угловых ме. рах, а направляющий паз 23 — в уклонах. 1 ил.

I ющим пазом 7 на боковой поверхности, установленный на валу 8 и подпружиненный пружиной 9, штангу 10 с роликом 11 на одном конце, который размещен в пазу 7 барабана 6, шарнирно связанную своим

BTopbtM концом с выдвижным штифтом 12, расположенным в сквозном пазу валика 13 поворотной относительно круговой шкалы

14 указательной стрелки 15 указателя крутизны скатов, и механизм возврата бараЦана 6 в исходное положение, выполненный в виде фрикционного диска 16, установленного на валу 2, второго фрикционного диска

17, установленного на валу 18, который через редуктор 19 связан с валом 8 барабана

6, и размещенного между дисками 16 и 17 промежуточного фрикционного диска 20, установленного на подпружиненном пружиной 21 стержне 22. В направляющем вазу 23 барабана 6 размещен ролик 24 штанги 25, шарнирно связанной вторым концом с выдвижным штифтом 26, расположенным в сквозном пазу валика 27 поворотной относительно круговой шкалы 28 указательной стрелки 29 указателя уклонов.

Направляющий паз 7 барабана 6 выполнен по винтовой линии, подъем которой апределяется кривой графика заложения топографической карты в угловых мерах, направляющий паз 23 — в уклонах.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом измерений стрелку 5 относительно шкалы и счетчика расстояний, стрелку 15 относительно шкалы 14 указателя крутизны. скатов и стрелку 29 относительно шкалы 28 указателя уклонов устанавливают в исходное положение, соответствующее началу отсчетов. При этом ролик 11 штанги 10 и ролик 24 штанги 25 находятся в начале направляющих пазов 7 и 23 барабана 6, При измерении мерительное колесо 1 устанавливают в начальную точку на карте и перемещают устройство по заданному маршруту. Число оборотов мерительного коле1710988 с измерением расстояний измерять значения крутизны скатов и уклонов на участках маршрута топографической карты.

Формуле изобретения

Состэеитвль Е.Коржэвин

Редактор Л,Гратилло Твхред М.Моргвмтэл Корректор T.Мэлвц

Заказ 332 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета но изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москве, Ж-35, Рэушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинэт "Патент", г. Ужгород, ул.Гэгэринэ, 101 са 1 через вэл 2, и редуктор 3 фиксируется отклонением стрелки 5 в виде показаний пройденного пути нэ шкале 4; Одновременно вращение мерительного колеса I через вэл 2, фрикционные диски 16, 20 и 17, вэл 5

18, редуктор 19 и вал 8 передается нэ вра-. щение барабана 6, что приводит к скручиванию пружины 9, перемещениям штэнг 10 и

25, величинэ перемещения которых через штифты 12 и 26, плэвающие в сквозных пэ- 10 зах валиков 13 и 27, фиксируется отклонением стрелок 15 и 29 в виде показаниИ крутизны скатов.и уклонов на шкалах 14 и 28. Когда мерительное колесо 1 достигает встречной горизонтали нэ карте. движение 15 устройства прекрэщэют. Сняв покэзэния крутизны ската и уклона пройденного участке, отключают привод узла коррекции, для чего. поднимая стержень 22 и сжимэя пружину 21, выводят диск 20 из контакта с дис- 20 кеми 16 и 17, в результате чего под действием пружины.9 барабан 6, штанги 10 и 25, штифты 12 и 26, валики 13 и 27 и указательные стрелки 15 и 29 возвращаются в исходное положение. По завершении укэ- 25 зэнных действий опускэют стержень 22, что приводит устройство в готовность для изме рения расстояния до пересечения следующей горизонтали и определения крутизны ската и уклона нэ этом участке маршрута. 30

Узел коррекции может быть выполнен с . двумя барэбэнэми, предназначенными от ! дельно для указателя крутизны скатов и ука- зателя уклонов.

Предлагаемое изобретение по сравне- 35 нию с известным позволяет одновременмо

Устройство для измерения расстояний нэ топогрэфической карте, содержэщее измерительное колесо, связанные с ним счетчик рэсстояний и узел коррекции, выполненный в виде кинематически связанного с измерительным колесом цилиндрического барабане с. выполненным мэ его боковой поверхности направляющим пазом коррекции покэзэний по рельефу местности, установленной с возможностью перемещения параллельно оси барабана штанги с роликом ма одном ее конце, размещенным в пазу бэрэбанэ, и мехэнизмэ возврата бэрвбэнэ в исходное положение, от л и ч э ющ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных воэможностей путем измерения крутизны скатов и уклонов, на боковой поверхности барабана выполнен второй. нэпрэвляющий пэз, э устройство снабжено энэлогично первой, второй штангой с роликом, размещенным во вто ром пазу, указателем крутизны скэтов. кинемэтически связанным с вторым концом первой штанги, и укэээтелвм уклонов, кинвмэтически связанным с вторым концом второй штанги, причем первый направляющий паэ выполнен в соответствии с профилем кривой графика заложения топографической карты в угловых мерэх; э второй мэправляющий пээ — в уклонах.

Устройство для измерения расстояний на топографической карте Устройство для измерения расстояний на топографической карте Устройство для измерения расстояний на топографической карте 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при исследовании торцовых уплотнений для вращающихся валов центробежных насосов и химических аппаратов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к исследованию колебательных процессов в зоне резания при обработке деталей на токарных станках

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в послеоперационном контроле валов и пальцев по наружному диаметру

Изобретение относится к области технических измерений

Изобретение относится к машиностроению , точнее к измерительной технике, и может быть использовано для механизации и автоматизации процессов контроля деталей различного назначения, Целью изобретения является повышение информативности способа за счет обеспечения возможности контроля формы поверхности

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, а именно техническим измерениям, и может быть использовано при механизации и автоматизации контроля размеров деталей

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к машиностроению , к области измерений, и может быть использовано при контроле затяжки шатунных болтов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения натуральных размеров и глубины залегания проекционно увеличенных изображений на пленке, в частности при проведении рентгенодиагностических исследований

Изобретение относится к машиностроению , точнее к измерительной технике, и может быть использовано для механизации и автоматизации процессов контроля деталей различного назначения, Целью изобретения является повышение информативности способа за счет обеспечения возможности контроля формы поверхности

Изобретение относится к акустоэлектроимке и может быть использовано в измерительных устройствах на поверхностных акустических волнах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для поверки установочных мер микрометров Цель изобретения - повышение производительности и точности и расширение диапазона поверяемых установочных мер

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при контроле железобетонных изделий, закладных деталей и расстояний между ними

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения линейных перемещений в автоматизированных системах контроля и управления

Изобретение относится к области контроля прямоугольности при производстве металлоконструкций крупных машин, в частности к контролю прямоугольности в плане металлоконструкций портальных, мостовых или козловых кранов и грузовых тележек этих кранов; оно может быть использовано для контроля прямоугольности в плане крупногабаритных металлоконструкций и в других областях тяжелого машиностроения
Наверх