Устройство для разметки осей симметрии строительных конструкций

 

Изобретение относится к разметочным инструментам и может найти применение в строительстве и машиностроении для разметки осей симметрии строительных конструкций и несущих балок машинных агрегатов. Целью изобретения является повышение точности и удобства разметки осей симметрии и расширение области применения . Узел перемещения каретки выполнен в виде винта, установленного в одном из упоров корпуса, с двумя участками резьбы, причем шаг резьбы выходного участка в 2 раза больше шага резьбы среднего участка. Устройство снабжено направляющими, предназначенными для перемещения каретки, и установленной в корпусе с возможностью осевого перемещения втулкой с выступами на наружной поверхности, входящими в пазы , выполненные в корпусе, и резьбой на внутренней поверхности, взаимодействующей с выходным участком резьбы винта узла перемещения каретки, средний участок резьбы которого .взаимодействует с резьбой , выполненной на каретке. Маркер выполнен в виде подпружиненного в осевом направлении керна, установленного в продольном пазу, выполненном в корпусе. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 В 5/25

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4776645/28 (22) 02.01.90 (46) 07.02.92. Бюл. ЬЬ 5 . (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) А.А. Кычма, В.г. Домбровский, И.Т. 3еленый и Ю,Ю. Максимчук (53) 531.717 (088.8) (56) Мирошниченко Б,Я. Современный инструмент и приспособления разметчиков ма-. шиностроителей: Справочное пособие. — Л.:

Машиностроение, 1972, с. 109.

Авторское свидетельство СССР

М 396538, кл, 6 01 В 5/25, 1973. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗМЕТКИ ОСЕЙ

СИММЕТРИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТ РУКЦИЙ (57) Изобретение относится к разметочным инструментам и может найти применение в строительстве и машиностроении для разметки осей симметрии строительных конструкций и несущих балок машинных

Изобретение относится к разметочным инструментам и может найти применение в строительстве и машиностроении для разметки осей симметрии строительных конструкций и несущих балок мааинных агрегатов.

Известен штангенциркуль, состоящий из неподвижной губки с линейкой и подвижной губки с кареткой и нониусом. Определение осей симметрии балок и строительных конструкций с помощью штангенциркуля заключается в следующем. Замеряют полную ширину балки, размер снятый по нони!

Ж, „1710992 А1 агрегатов. Целью изобретения является повышение точности и удобства разметки осей симметрии и расширение области применения. Узел перемещения каретки выполнен в виде винта, установленного в одном из упоров корпуса, с двумя участками резьбы, причем шаг резьбы выходного участка в 2 раза больше. шага резьбы среднего участка. Устройство снабжено направляющими, предназначенными для перемещения каретки; и установленной в корпусе с возможностью осевого перемещения втулкой с выступами на наружной поверхности, входящими в пазы, выполненные в корпусе, и резьбой на внутренней поверхности, взаимодействующей с выходным участком резьбы винта узла перемещения каретки, средний участок резьбы которого .взаимодействует с резьбой, выполненной на каретке. Маркер выполнен в виде подпружиненного в осевом направлении керна, установленного в продольном пазу, выполненном в корпусе. 1 з. 2 и. ф-лы, 3 ил.

О усу разделяют на два и полученную величи ну откладывают от одного из краев балки.

Однако определение осей симметрии балок с помощью данного щтанганцнркуля требует довольно больших затрат времени, дополнительных расчетов и технологиче- . ских операций при проведении разметки осей симметрии строительных конструкций и балок.

Наиболее близким к описываемому по технической сущности является устройство для разметки осей строительных конструкций, в котором имеются корпус, неподвиж1710992 l0 ный и подвижный упоры, каретка с расположенным.на ней блоком и двумя тросами, первый из которых переброшен через блок тзк, что один его конец закреплен нз корпусе, а другой — на подвижном упоре, и концы второго троса закреплены на каретке и пружине. соединенной с корпусом.

Однако в известном устройстве происходит изменение длины тросе за счет тем. пературных и силовых деформаций. что снижает точность определения осей симметрии несущих балок. Магнитные накладки позволяют фиксировать устройство только на металлических колоннах и балках, в случае неметаллических колонн и балок устройство необходимо поддерживать, что создает неудобство при определении осей симметрии.

Целью изобретения является повышение точности и удобства разметки осей симметрии и расширение области его применения, Поставленная цель достигается тем, что устройство для разметки осей симметрии строительных конструкций, содержащее корпус с двумя упорами, каретку с маркером и узел перемещения каретки, узел перемещения каретки выполнен s виде винта, установленного в одном из упоров. корпуса, с двумя участками резьбы разного шага, шаг резьбы выходного участка которого в два раза больше шага резьбы среднего участка, а устройство снабжено направляющими, установленными на корпусе и предназначенными для перемещения каретки, и установленной в корпусе с. воэможностью осевого перемещения втулкой с выступами нв наружной поверхности, входящими в пазы,. выполненные в корпусе, и резьбой на внутренней поверхности, взаимодействующей е выходным участком резьбы винта узла перемещения каретки, средний участок резьбы которого взаимодействует с резьбой, выполненной на каретке. а маркер выполнен в виде подпружиненного в осевом направлении керна, установленного в продольном пазу, выполненном в корпусе.

Установка s одном иэ упоров корпуса винта с двумя участками резьбы разного шага, в ко ором шаг резьбы выходногоучасткз а два раза больше шага резьбы среднего участка, позволяет с высокой точностью перемещаться втулке и каретке в осевом направлении, при этом каретка со сменным и4цйквром перемещается на расстояние, в

- два фаза меньшее, чем втулка. Сила трения между торцовой поверхностью втулки и балкой позволяет надежно закреплять устройство в любом положении, при этом маркер устанавливается на продольной оси сим15

55 метрии измеряемой балки или колонны. Замена маркера подпружиненным керном, расположенным в продольном пазу корпуса устройства, облегчает процедуру разметки осей симметрии строительных конструкций и несущих балок машинных агрегатов

Нз фиг. 1 показано устройство для разметки осей симметрии строительных конструкций, осевое сечение; на фиг. 2 — сечение

А-А на фиг. 1 (с установленным подпружиненным керном); на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1.

Устройство для разметки осей симмет.— рии строительных конструкций содержит корпус 1 с двумя упорами 2 и 3, каретку 4 с маркером 5 и узел 6 перемещения каретки, выполненный в виде винта 7, ко горый установлен в одном иэ упоров корпуса, например 3, с выходным 8 и средним 9 резьбовыми участками и рукояткой 10, причем шаг резьбы выходного участка винта в два раза больше шага резьбы среднего участка.

Средний участок резьбы винта взаимодействует с резьбой, выполненной на каретке 4, а выходной участок резьбы винта взаимодействует с резьбой, выполненной на внутренней поверхности втулки 11, установленной в корпусе с возможностью осевого перемещения, причем втулка 11 имеет выступы 12 на наружной поверхности, входящие в пазы 13, выполненные в корпусе 1.

Перемещение. каретки 4 происходит по направляющим 14, которые установлейы на корпусе 1. Нз свободном конце каретки 4 установлен маркер 5. Для повышения удобства разметки осей симметрии маркер выполнен в аиде керна 15 с пружиной 16,. расположенного в продольном пазу 17 корпуса 1.

Устройство для разметки осей симметрии строительных конструкций работает следующим образом.

Устройство. рассчитанное. на определенный типоразмер балки или колонны, устанавливается таким образом, чтобы один из упоров, например 2, касался боковой поверхности балки 18, з опорные поверхности

19 и 20 корпуса 1 касались нижней поверхности балки 18. Вращая рукоятку 10, перемещая втулку 11 таким образом, чтобы силы трения между торцовой поверхностью втулки 11 и балкой 18 надежно зафиксировали устройство.

При вращении рукоятки 10 средний участок резьбы 9 винта 7 взаимодействует с резьбой, выполнеиной на каретке 4, перемещая ее в осевом направлении по направляющим 14, установленных на корпусе 1, Так как шаг резьбы выходного участка 8 в два раза больше шага резьбы средне о уча5 1710992 6 стка 9, каретка 4 с маркером 5 перемещают- . ся на расстоянии, в два раза меньшее, чем осевое перемещение втулки 11. Если в крайнем правом положении втулки 11маркер 5 установить на расстоянии, равном полови- 5 не расстояния от боковой поверхности упора 2 до внешней торцовой поверхности втулки 11, то после фиксированной установки устройства маркер 5 устанавливается по оси симметрии балки 18. Ударяя по маркеру 10

5, который выполнен в виде керна 15 с пружиной 16, наносим отметку на продольной оси симметрии балки I8. Перемещая и фиксируя предлагаемое устройство по длине балки 18, аналогично с помощью керна 15 15 наносят точки на поверхности балки, последовательно соединяя которые осуществляют разметку ее оси симметрии.

Таким образом, предлагаемое уст ройство позволяет повысить|точность оп- 20 ределения осей симметрии и облегчить процедуру разметки осей симметрии строительных конструкций и несущих балок машинных агрегатов.

Все это уменьшает время на разметоч- .25 ные работы и улучшает удобство при эксплуатации предлагаемого изобретения, более. точный монтаж несущих колонн и балок позволяет уменьшить вибрации здания и технологического оборудования, продлить ЗО срок их службы и получить экономию в народном хозяйстве.

Формула изобретения

1. Устройство для разметки осей симметрии строительных конструкций, содержащее корпус с двумя упорами, каретку с маркером и узел перемещения каретки, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности разметки и расширения области применения, узел перемещения каретки выполнен в виде винта, установленного в одном из упоров корпуса, с двумя участками резьбы разного шага, шаг резьбы выходного участка которого в два раза больше шага резьбы среднего участка, а устройство снабжено направляющими, установленными на корпусе и предназначенными для переме щения каретки, и установленной в корпусе с воэможностью осевого перемещения втулкой с выступами на наружной поверхности, входящими в пазы, выполненные в корпусе, и резьбой на внутренней поверхности, взаимодействующей с выходным участком резьбы винта узла перемещения каретки, средний участок резьбы которого взаимодействует с резьбой, выполненной на каретке.

2. Устройство поп. 1, отличающеес я тем, что, с целью повышения удобства разметки, маркер выполнен в виде подпружиненного в осевом направлении керна, установленного в продольном пазу, выполненном в корпусе, 1710992

1

2, г.5

Редактор Л.Гратилло

Заказ 332 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

М

I(!

Составитель А.Кычма

Тех ред M. Морге нтал Корректор Т.Малец

Устройство для разметки осей симметрии строительных конструкций Устройство для разметки осей симметрии строительных конструкций Устройство для разметки осей симметрии строительных конструкций Устройство для разметки осей симметрии строительных конструкций 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к инструментальному производству и может быть использовано для выверки валов на вертикально-фрезерных станках, например при фрезеровании шпоночных пазов концевыми (шпоночными) фрезами

Изобретение относится к измерительной технике и может.быть использовано для контроля соосности отверстий, Целью изобретения является повышение точности и достоверности контроля соосности отверстий , одно из которых глухое, Калибр состоит из электропроводной обоймы т и диэлектрической обоймы 2, скрепленных с помощью фигурных выступов 3 v законтренных фиксаторами 4

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для перемещения устройства, определяющего ось симметрии поверхности детали

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к к станкостроению , а именно к устройствам для центрирования детали типа втулка относительно детали типа вал и наоборот

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для измерений несоосности валов

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области контре льно-измерителоной техники и может бит-, использовано для выверки и центровки валов, находящихся на значительном удалении друг от друга

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для центрирования и нивелирования детали на поворотном столе, преимущественно в метрологической аппаратуре

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения величины несоосности двух валов

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх