Аварийное уплотнительное устройство

 

Изобретение может быть использовано для судовых гребных валов, оснащенных уплотнительными устройствами. Цельизобре тения - повышение надёжности. Устройство устанавливается смежно с основным уплотнением гребного вала. Устройство содержит корпус, в котором размещено первое кольцо с возможностью осевого возвратно-поступательного перемещения. Сопряжение наружной поверхности кольца и внутренней поверхности корпуса уплотнено двумя радиальными резиновыми кольцами. В корпусе предусмотрено по меньшей мере одно радиальное отверстие или паз. который постоянно находится между указанными уплотнительными кольцами независимо от осевого положения первого кольца. Снаружи корпуса имеется привод, который кинематически связан через отверстие или паз корпуса с первым кольцом и осуществляет осевое перемещение последнего. Второе кольцо зафиксировано герметично на гребном валу. На его торце выполнены лопатки, которые при вращении гребного вала обеспечивает откачку уплотняемой среды из полости устройства со стороны основного уплотнения гребного вала. Это обеспечивает указанному уплотнению повышение надежности его работы (уменьшение протечек) благодаря снижению давления уплотняемой среды в районе основного уплотнения вала. 3 з.п. ф-лы, 23 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s F 16 J 15/34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4761074/29 (22) 24.11.89 (46) 07.03,92. Бюл. М 9 (75) M.Á.Ðóáèí, В.И.Намазбаев и П.М;Лы-. сенков (53) 62-762(088.8) (56) Заявка ФРГ М 2925244, кл. F 16 J 15/34, 1981. (54) АВАРИЙНОЕ УПЛОТНИТЕЛЪНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение может быть использовано" для судовых гребных валов, оснащенных уплотнительными устройствами. Цель изобре- тения — повышение надежности. Устройство устанавливается смежно с основным уплотнением гребного вала. Устройство содержит корпус, в котором размещено первое кольцо с воэможностью осевого возвратно-поступательного перемещения. Сопряжение наружной поверхности кольца и внутренней поверхности корпуса уплотнено двумя раИзобретение относится к уплотнительной технике, в частности.к уплотнениям судовых гребных валов.

Цель изобретения — повышение надежности аварийного уплотнительного устройства, На фиг.1 изображен вариант аварийно- го уплотнительного устройства торцового типа в положении "Открыто" и смонтированного в машинном отделении судна вместе с обычным уплотнением гребного валана фиг.2 — кольцо, герметично устанавливаемое на гребном валу; на фиг.3- сечение А-А на фиг.1; на фиг.4- сечение Б-Б на фиг.1; на фиг,5 — сечение В-В на фиг.3; на фиг.6— аварийное уплотнительное устройство тор. Ж 1718733 АЗ диальными резиновыми кольцами. В корпусе предусмотрено по меньшей мере одно радиальное отверстие или паз, который постоянно находится между указанными уплотнительными кольцами независимо от осевого положения первого кольца. Снаружи корпуса имеется привод, который кинематически связан через отверстие или паз корпуса с первым кольцом и осуществляет осевое перемещение последнего. Второе кольцо зафиксировано герметично на гребном валу. На его торце выполнены лопатки, которые при вращении гребного вала обеспечивает откачку уплотняемой среды из полости устройства со стороны основного уплотнения гребного вала. Это обеспечивает указанному уплотнению повышение надежности его работы (уменьшение протечек) благодаря снижению давления уплотняемой среды в районе основного уплотнения вала, 3 з.п. ф-лы, 23 ил. цового типа в положении "Закрыто"; на .фиг.7 — аварийное уплотнительное устройство радиального типа в положении "Открыто"; на фиг.8 — то же, в положении

"Закрыто"; на фиг.9 — верхняя часть другого варианта аварийного. уплотнительного устройства торцевого типа в положении "Закрыто", снабженного клапаном и расположенного в машинном отделении судна; на фиг.10 — аварийное уплотнительное устройство торцового типа (вариант) в положении "Открыто"; на фиг.11 — то же. в положении "Закрыто", где кинематическая связь между перемещаемым кольцом и приводом выполнена с использованием эксцентричных пальцев; на фиг.12 — аварийное

1718733

25

45

55 уплотнительное устройство торцового типа (вариант) в положении "Открыто"; на фиг.13 — то же, в положении "Закрыто", где кинематическая связь между перемещаемым кольцом и приводом выполнена с использованием перемещаемых вдоль устройства пальцев; на фиг.14 — вариант аварийного уплотнительного устройства торцового типа, установленного за бортом судна и смонтированного вместе с обычным уплотнением гребного вала, причем кинематическая связь между перемещаемым кольцом и приводом выполнена в виде зубчатого зацепления; на фиг.15 — сечение Г-Г на фиг,14; на фиг.16 — вариант устройства в положении "Закрыто"; на фиг.17 — вариант аварийного уплотнительного устройства торцового типа в положении "Открыто", установленного также за бортом судна; на фиг.18 — сечение Д-Д на фиг, 17; на фиг.19— вариант находящегося в машинном отделении устройства с приводом перемещения винтового типа; на фиг.20- вид Е на фиг.19; на фиг,21 — вид Ж на фиг.19; на фиг.22— вариант находящегося в машинном отделении устройства с ручным приводом перемещения штурвального типа; на фиг.23— сечение И-И на фиг.22, Первый вариант аварийного уплотнительного устройства (фиг.1) состоит из кольца 1, установленного во внутренней полости корпуса 2 с возможностью реверсивного перемещения вдоль оси полости (в данном варианте это движение винтовое), Кольцо 1 снабжено вторичными кольцевыми уплотнительными элементами 3, расположенными в канавках на наружной поверхности этого кольца и герметизирующих сопряжеНМе контактирующих поверхностей кольца

1 и полости корпуса 2. Возможна установка элементов 3 в канавках, выполненных на внутренней поверхности полости корпуса 2 (не показано).

На гребном валу 4 закреплено другое кольцо 5 (фиг.1,2), снабженное торцовым уплотнительным кольцом 6, установленным в .канавке на торце кольца 5, обращенном в сторону кольца 1.

Герметичность монтажа кольца 5 на валу 4 обеспечивается радиальным уплотнительным кольцом 7, расположенным в канавке отверстия кольца 5. Зто кольцо 5 оснащено условно изображенными на чертежах торцовыми лопастями 8, обращенными в сторону кольца 1 и образующими лопастной венец. Наружный диаметр венца из лопастей 8 имеет меньший размер, чем диаметр отверстия кольца 1, что обеспечивает кольцевой зазор между лопастями 8 и отверстием кольца 1 в положениях устройства "Закрыто" и "Открыто".

В корпусе 2 имеется сквозное отверстие

9 в форме наклонного паза 10 (фиг.3,4), который постоянно находится между вторичными кольцевыми элементами 3 независимо от того, в каком крайнем осевом положении расположено кольцо 1, На кольце 1 закреплен палец 11, который пропущен сквозь паз 10 наружу корпуса 2 и образует с этим пазом пару трения скольжения, Длина и наклон паза 10 (фиг.4) выполнены такими, чтобы при перемещении в этом пазу пальца 11 кольцо 1 имело бы осевое перемещение вдоль оси полости корпуса 2 в сторону кольца 5 на величину в. Указанная величина в должна быть гарантированно больше расстояния а между уплотнительным кольцом 6 и ближайшим к нему торцом кольца 1. Возможно использование сухаря, надетого на палец своим отверстием и контактирующего со стенками паза своими гранями (сухарь не показан).

Палец 11 может управляться снаружи кррпуса 2 оператором непосредственно вручную, как в случае варианта, представленного на фиг.1, Помимо ручного привода возможно использование электрического, гидравлического, пневматического или какого-либо другого периода, устанавливаемого снаружи корпуса 2 и перемещающего палец 11 в пазу 10 для обеспечения движения кольца 1 вдоль оси полости корпуса 2 (перечисленные приводы не показаны).

Кольцо 1 может иметь два наклонных паза 12 (фиг.3,5), выполненных на его наружной поверхности между элементами 3. В эти пазы 12 со стороны корпуса 2 введены жестко зафиксированные в этом корпусе пальцы 13, образующие с пазами пары трения скольжения и размещенные в пазах с возможностью относительного перемещения при винтовом движении кольца 1 вдоль оси полости корпуса 2. Длина и наклон пазов 12 выбраны такими, чтобы эти параметры обеспечили при повороте кольца 1 его перемещение на указанную величину в вдоль оси полости корпуса 2. Назначение пазов 12 и пальцев 13 — исключить вероятность перекоса кольца 1 в полости корпуса

2 при перемещении кольца 1 посредством пальца 11, имеющего движение вдоль паза

10 от связанного с ним привода (не показан), Пальцы 13, также как и палец 11, могут быть снабжены сухарями, одетыми своими отверстиями на эти пагьцы 13 и контактирующими со стенками пазов 12 своими гранями (сухари не показаны).

1718733

Выполнение пазов 10 и 12 с достаточно также могут быть выполнены аналогично вамалым углом наклона обеспечивает самоторможение в них пальцев 11 и 13 при порианту, представленному на фиг.1 — 6.

В корпусе устройства (фиг.9) предусмотрены отверстия 27,28, первое из которых и ытке самоп роиз вол ьн ого осевого сообщает трубопровод 29 с внутренней поключит случайное непредвиденное откры- лостью 30, находящейся слева от кольца 1 полостью 22, находящейся справа от кольца уплотнение гребного вала своим кольцевыи На фиг.10 и 11 изображен вариант изоэлементом 16. К торцу этого элемента под-. бретения с иным решением кинематики, жат кольцевой элемент 17, который может обеспечивающей поступательное перемебыть выполнен, например, из пластмассы. щение кольца 33 вдоль оси полости корпуса

2. Здесь на радиальной поверхности кольца ностью. осевого перемещения. Сопряжение

33 выполнен сплошной кольцевой паз 34, в поверхностей элемента 17 и вала 4 уплотне-: котором размещены эксцентричные пальцы но кольцом, установленным в канавке эле- 35 осей 36. Последние установлены в отвермента 17. Поджатие. торца элемента 17 к . стиях 37 корпуса 38, при этом отверстия 37 торцу элемента 16 осуществляется пружи25 постоянно находятся между вторичными упнами 18, установленными в гнездах опорно го элемента 19, который жестко закреплен лотнительными кольцевыми элементами 3 независимо от осевого положения перемена валу 4. B отверстии элемента 19 расположен поводок -20, зафиксированный в элещаемого кольца 33. Возможно использование подшипников скольжения, менте 17, Поджатые друг к другу торцы

30 установленных в отверстиях 37, причем оси при помощи буртиков 39 и подпятников 40, ройству. закрепленных на корпусе 38. Синхронное

На фиг.7 и 8 представлено аварийное: . вращение осей осуществляется от самостоуплотнительное устройство с радиальным ятельного привода (приводов), или это врапринципом уплотнения за счет установки . щение осуществляется оператором снаружи на зафиксированном на валу 4

40: вручную кольце 23 радиального уплотнительного кольца 24, с которым может контактировать

В данном варианте вместо одного кольцевого паза 34 могут быть выполнены два своею внутренней поверхностью кольцо 25,: коротких паза, лежащие в одной радиальной имеющее возможность перемещения вдоль . плоскости и сопряженные с эксцентричными оси полости корпуса 2. Когда аварийное уп-. 45 пальцами 35. Возможно использование сухалотнительноеустройство находится в поло- . рей, которые располагаются в пазу 34 и в жении "Открыто" (фиг.7), имеет место отверстиях которых размещены эксцентричкольцевой зазор 26 между деталями 23 и 25. ные пальцы 35(сухари не показаны), Перемещение кольца 25 из положения "От- На фиг.12 и 13 корпусе 41 выполнены два продольных паза 42, постоянно находяжет осуществляться при помощи тех.же -. щиеся между вторичными кольцевыми упсредств, что и в варианте по фиг.1-6, поэто- .. . лотнительными элементами. 3, му на фиг.7 и 8 указанные средства не пока-. установленными на кольце 43 независимо заны. or его осевого положения, Сквозь эти пазы пропущены снаружи корпуса 41 пальцы 44, жестко закрепленные на кольце 43, Указанне показаны кинематика и привод, обеспеные пальцы снаружи корпуса 41 связаны с чивающие перемещение кольца 1 вдоль оси . приводом (приводами), который обеспечи полости корпуса 2. Кинематика и привод ваетих синхронное реверсивное перемещение вдоль пазов 42 (привод (приводы) не поступательного смещения кольца 1, что ис-; 5 тие или закрытие устройства, Все детали 1.-13 в совокупности образуют аварийное уплотнительное устройство, которое своим корпусом 2 герметично кре-. 10 пится к торцу дейдвудной трубы 14, герме- тично закрепленной в корпусной. конструкции 15 судна (фиг.1).

К корпусу 2 аварийного уплотнительно-" го устройства герметично крепится обычное 15

Он расположен на гребном валу 4 с возмож- 20 элементов 16 и 17 образуют уплотнитель-: ный стык 21, который со стороны вала 4 сообщается с внутренней полостью 22, относящейся как к уплотнению гребного вала

4, так и к аварийному уплотнительному уст- 35 крыто" в положение "Закрыто" (фиг.8) мо- 59

В варианте изобретения, изображен- 55 ном на фиг.9 в положении "Закрыто", также. т.е. слева от вторичных уплотнительных кольцевых элементов 3. Второе отверстие

28 сообщает трубопровод 31 с внутренней

1 и от элементов 3. Трубопроводы 29 и 31 соединены через клапан 32; расположенный и управляемый снаружи корпуса 2 и находящийся обычно в закрытом положении.

36 в этом случае располагаются в указанных подшипниках (не показаны).

Оси 36 имеют воэможность вращения и зафиксированы от соевого перемещения .718733 показан). Возможно ручное управление оператором указанными пальцами. Возможно использование сухарей, одетых на пальцы 44 и расположенных в пазах 42 (cyхари не показаны), Корпус 45 (фиг.14) герметично закреплен на кормовом торце дейдвудной трубы

14, Кольцо 46 снабжено зубчатым сектором

47, зафиксированным в пазу на периферии кольца 46. Сектор 47 находится в зацеплении с зубчатым колесом 48, которое закреплено на конце вала 49. Вал установлен с возможностью вращения и герметично в соосных отверстиях корпуса 45, дейдвудной трубы 14 и судовой корпусной конструкции

50, Второй конец вала 49 находится внутри корпуса судна (не показан), например в машинном отделении. Там упомянутый конец вала кинематически связан с соответствующим механическим или ручным приводом вращения этого вала 49. Зубчатое колесо.48 имеет возможность вращения вместе с валом 49, на котором оно ограничено в осевом направлении втулками 51, также находящимися на этом валу.

Выполненное в корпусе 45 отверстие

52. в котором размещены детали 48, 49 и 51, сверху герметично закрыто крышкой 53, исключающей проникновение в это отверстие забортной воды, Снизу отверстие 52 сообщается с внутренней полостью корпуса 45 через паз 54, который служит для размещения в нем кинематической связи между кольцом 46 и приводом его осевого перемещения (привод не показан). В данном варианте кинематическая связь выполнена в виде зубчатого зацепления между сектором

47 и колесом 48.

На наружной поверхности кольца 46 выполнены три одинаковых наклонных паза

55, расположенных равномерно по окружности кольца 46. Конфигурация этих пазов аналогична конфигурации пазов 12 на фиг.3 и 5. 8 каждом из пазов 55 размещен палец

56, закрепленный в корпусе 45. Герметичность установки пальцев 56 в корпусе 45 обеспечена уплотнительными кольцами 57, исключающими проникновение забортной воды внутрь корпуса, Каждый паз 55 образует с помещенным в нем пальцем 56 пару скольжения. Возможно использование сухарей, располагаемых в пазах 55 и одетых на пальцы 56 (сухари не показаны).

Длина зубчатого сектора 47, габариты паза 54, угол наклона и длина пазов 55 выбраны такими, чтобы при вращении кольца

46 оно могло перемещаться вдоль оси полости корпуса 45, на величину, обеспечивающую герметичный уплотнительный контакт между торцом кольца 46 и уплотнительным кольцом 6 (фиг.16). При этом пазы 55 и пальцы 56 необходимы для преобразования вращательного движения кольца 46 в винтовое движение, а также для направления кольца

46 вдоль оси полости корпуса 45, т.е. для исключения перекоса на всем протяжении его движения, Возможно иное расположение пазов и пальцев: пазы могут быть выполнены в корпу10 се, а располагаемые в них пальцы в этом случае должны быть закоеплены на кольце 46.

Размеры паза 54 обеспечивают свободное перемещение в нем зубчато о сектора

47 при перемещении кольца 46 из положе15

55 ния "Открыто" в положение "Закрыто", и наоборот.

Слева от рассматриваемого варианта аварийного уплотнительного устройства смонтировано обычное уплотнение гребного вала в составе элементов 16 — 20 (фиг.14. 16), Следующий вариант устройства изображен на фиг.17 и 18. Данное аварийное уплотнител ьное устройство также установлено за бортом судна и во многом схоже с вариантом по фиг,14-16. Особенностью является резьба, выполненная на кольце 58 и полости корпуса 59 взамен пар наклонный паэ-палец. Зубчатый сектор 60, находящийся в зацеплении с зубчатым колесом 48, выполнен непосредственно на наружной поверхности кольца 58, где предусмотрена резьба.

Вариант аварийного уплотнительного устройства с винтовым приводом показан на фиг.19-21. В нем на кольце 1 (фиг.19), установленном в полости корпуса 2 с возможностью винтового, перемещения. вдоль оси полости, закреплен пропущенный сквозь наклонный паз 10 палец 11, образующий с пазом пару трения скольжения, В устройстве могут быть предусмотрены еще несколько наклонных пазов и пальцев (не показаны), например таких, как на фиг,3 или

15. Возможно использование сухарей, одетых на пальцы и размещенных в пазах, На конце пальца 11 закреплена вилка 61, имеющая фронтальный и боковые проемы. Во фронтальном проеме расположена гайка 62, имеющая по бокам две оси 63 (фиг,20,21), выполненные за одно целое с гайкой. Каждая иэ осей 6 помещена в отверстие сухаря

64, который образует пару трения скольжения как с соответствующей осью 63, так и со стенками соответствующего бокового проема вилки 61. При этом сухари 64 установлены в проемах вилки 61 только с возможностью движения вдоль них.

Гайка 62 сопряжена с ходовым винтом

65, установленным над наклонным пазом 10 корпуса 2 с возможностью вращения в под1? 1:87.33 шипниках 66, которые закреплены на корпу- ный контакт правой торцовой поверхности се 2. Винт снабжен маховиком 67.. кольца 1 и уплотнительного кольца 6(фиг.6).

Вариант устройства с приводом штур- В результате полость 22 со стороны обычновального типа представлен на фиг.22 и 23. го уплотнения гребного вала изолирована

В этой конструкции на кольце 1, установлен- 5 от уплотняемой жидкости, находящейся в ном в полости корпуса 2 с возможностью дейдвудной трубе и,в сообщающейся с ней винтового движения вдоль оси полости, за- внутренней полости аварийного уплотникреплены пропущенные сквозь три наклон- тельного устройства, Это поэволитдемонтиных паза 10 корпуса 2 три пальца 11. Пазы . ровать частично или полностью обычное

10 и пальцы 11 образуют между собой пары 10 уплотнение гребного вала. состоящее из трения скольжения и расположены равно- "элементов 16 — 20. мерно по окружности корпуса 2 и кольца 1. После окончания осмотра, ремонта или

Внешние концы пальцев 11 связаны со замены обычного уплотнения его устанавштурвалом 68. ливают в исходное положение (фиг,61. Палец

Возможно использование сухарей, оде-. 15 11 вручную перемещают в пазу 10 также в тых на пальцы 11. и помещенных в пазах 10; исходное положение (фиг.4), что вызовет

Работают предлагаемые варианты ава- винтовое перемещение кольца 1 вдоль оси рийного уплотнительного устройства:следу-, корпуса 2 в направлении от кольца 5, Конющим образом, ....такт между кольцами 1 и 6 разомкнется и

Когда устройство находится в положе- -20 полость 22 заполнится уплотняемой жидконии "Открыто",.кольцо 1 расположено на стью (фиг,1), Обычное уплотнение гребного расстоянии а от торцового уплотнительного вала вновь готово к работе, кольца 6. установленного на кольце 5. Па-: Принцип работы варианта устройства, лец 11 находится в правой части паза 10 изображенного на фиг,7 и 8, во многом схож (фиг.3), пальцы 13 также находятся в правых 25 с описанным. Когда устройство находится в частях пазов 12. положении "Открыто" (фиг.7), вращение

Зафиксированное на гребном валу. 4 кольца 23 вместе с гребным валом обеспекольцо 5 вращается вместе с ним. Вследст- чит насосный эффект благодаря лопастям 8. вие этого торцовые лопасти 8 (фиг.1,2), ра- Уплотняемая жидкость перекачивается от ботают как лопастной венец, перегоняя. 30 обычного уплотнения гребного вала(на черуплотняемую жидкость иэ полости 22 через теже показана только часть элемента 16 кольцевой зазор 9 в сторону дейдвудной : обычногоуплотнения)всторонудейдвудной трубы 14. В результате в полости 22 пони- трубы. Это повысит надежность работы женное давление этой жидкости и уплотни- обычного уплотнения и улучшит смазку и тельный стык 21 обычного уплотнения 35 охлаждение дейдвудных подшипников. гребного вала работает в более благоприят- Когда возникает необходимость осмотных условиях и с повышенной надежно- реть, отремонтировать или заменить упомястью, Кроме того, улучшится прокачка нутое обычное уплотнение, останавливают уплотняемой жидкости через дейдвудную вращение вала. Затем перемещают палец трубу, что улучшит смазку и охлаждение 40 вдоль наклонного паза 10 (палец не покадейдвудных подшипников. зан), что вызовет осевое движение кольца 25

При необходимости осмотра новерхно- вдоль полости корпуса 2 из положения фиг.7 стей уплотнительного стыка 21, ремонта или в положение фиг.8, где кольцо 25 своей внутзамены элементов 16-20, входящих в состав ренней поверхностью войдет в уплотни-" обычного уплотнения гребного вала, оста-. 45 тельный контакт с уплотнительным кольцом навливают вращение этого вала 4 и.приво- 24. Это условие обеспечит герметизацию дят аварийное уплотнительное устройство в внутренней полости дейдвудной трубы и наположение "Закрыто". Для этого палец 11 . ходящейся там смазочной жидкостью от вручную перемещают вдоль паза 1О обычного уплотнения гребного вала (пока(фиг.1,3,4) в противоположную часть паза, 50 эан элемента 16 уплотнения), т.е. возможен

10. Так как палец 11 образует со стенками осмотр, ремонт или замена обычного уплотпаза 10 пару скольжения, то перемещение: нения. пальца, закрепленного на кольце 1, вдоль. Вариант аварийного уплотнительного наклонного паза 10 вызовет винтовое дви« устройства (фиг.9) во время рабаты требует жение кольца 1 вдоль оси полости корпуса. 55 манипуляции клапаном 32, но в остальном

2 в направлении кольца 5 на расстояние в, принцип.его работы такой же, как у варианкоторое определено углом наклона. и дли-::та по фиг.1-6, ной пазов 10 и 12 (фиг.4.5). Так как расстояние в задано больше расстояния а(фиг.1),тО . В рассматриваемом варианте, когда он произойдет гарантированный уплотнитель- находится в положении "Открыто", клапан

l718733

32 может быть в любом положении: открыт или закрыт.

Когда рассматриваемый вариант устройства приводят в положение "Закрыто" (фиг.9), клапан 32 необходимо закрыть.

После осмотра, ремонта или замены обычного уплотнения в полости 22 смазочная жидкость отсутствует, а в полости 30 она присутствует, Поэтому со стороны полости

30 на кольцо 1 действует давление смазочной жидкости, в то время как со стороны полости 22 аналогичное давление отсутствует, В результате кольцо 1 указанным давлением смазочной жидкости дополнительно поджиматься в сторону кольца 5. Это затрудняет приведение устройства в положение "Открыто", т,е. затрудняет перемещение кольца 1 в направлении от кольца 5.

Если открыть в данной ситуаций клапан

32, то смазочная жидкость из.полости 30 через отверстие 27, трубопровод 29, клапан

32, трубопровод 31 и отверстие 28 поступит в полость 22, уравновесив тем самым давление в обеих полостях. Это исключит дополнительный поджим кольца 1 в направлении кольца 5 и облегчит его перемещение в положение "Открыто".

Вариант устройства (фиг.10 и 11) работает следующим образом. Для приведения его в положение "Закрыто" необходимо синхронно повернуть оси 36 на 180 (фиг.10). Привод (приводы) поворота осей находится снаружи корпуса 38 и на чертежах не показан. Находящиеся в пазу 34 эксцентричные пальцы 35 этих осей обеспечат осевое перемещение кольца 33 в сторону кольца 5 до контакта с уплотнительным кольцом 6 (фиг.11).

Для приведения. устройства в положение "Открыто" необходимо оси 36 повернуть синхронно еще раз на 1800, Тогда эксцентричные пальцы 35 (фиг.11), воздействуя на стенки паза 34, сместят кольцо 33 в исходное положение (фиг.10).

Используемые в данном варианте кинематические элементы паз 34- эксцентричные пальцы 35 не обеспечивают надежного самоторможения кольца 33 в положениях "Открыто" и "Закрыто". Поэтому в данном варианте должен быть применен самотормозящийся привод (приводы) поворота осей 36.

На фиг.12 и 13 осевое перемещение кольца 43 иэ положения "Открыто" (фиг.12) в положение "Закрыто" (фиг.13) и обратно осуществляется путем синхронного перемещения пальцев 44 вдоль продольных пазов

42 при помощи расположенного снаружи корпуса 41 привода (приводов).

В этом варианте также отсутствует самоторможение кольца 43, поэтому используемый привод (приводы) должен быть самотормозящимся.

Вариант устройства (фиг,14.15 и 16) функционирует с помощью привода, расположенного внутри судна (не показан), в то время как само устройство находится снаружи судна.

При вращении приводом вала 49 зубчатое колесо 48 передает это вращение через зубчатый сектор 47 кольцу 46, Так как последнее имеет наклонные пазы 55, в которых находятся пальцы 56, образующие с ними пары скольжения, вращение кольца 46 преобразуется в винтовое движение кольца вдоль оси полости корпуса 45, Благодаря этому кольцо 46 из положения "Открыто" (фиг.14) переместится в положение "Закрыто" (фиг.16), что позволяет выполнить необходимые работы с обычным уплотнением гребного вала, состоящим из элементов 1620.

Достаточно малый наклон пазов 55, в которых находятся пальцы 56, обеспечивает условие самоторможения кольца 46 как в положении "Открыто" (фиг,14), так и в положении "Закрыто" (фиг.16), Работа варианта устройства, изображенного на фиг.17 и 18, аналогична работе варианта на фиг.14-16, При помощи расположенного внутри судна привода вал 49 приводится во вращение. Зубчатое колесо 48 передает это вращение через зубчатый сектор 60 кольцу 58, Последнее, вращаясь в резьбе корпуса 59, начинает совершать винтовое движение вдоль оси его полости и в зависимости от направления вращения становится в положение "Открыто" или "Закрыто", Наличие резьбового соединения между кольцом 58 и полостью корпуса 59 исключает самопроизвольное смещение кольца 58 из указанных положений и его перекос при перемещении от привода.

Работа варианта устройства, представленного на фиг.19 — 21, заключается в следующем. При необходимости установить кольцо 1 в положение "Закрыто" приводят во вращение маховик 67 (фиг,20), Это вызовет вращение зафиксированного в осевом направлении винта 65 и, как следствие, перемещение вдоль него гайки 62. Так как последняя связана с вилкой 61 пальца 11 через оси 63 и сухари 64, то прямолинейное, .перемещение гайки 62 вызовет перемещение вилки 61 по дуге, которую вилка 61 описывает, двигаясь вместе с пальцем 11.

Перемещение пальца 11 в наклонном пазу

10 обеспечивает винтовое движение кольца

1718733

14

1 вдоль оси полости корпуса 2 в сторону ния гребного вала и повышенную смазку и кольца 5 до уплотнительного контакта.е охлаждение этой жидкостью дейдвудных кольцом 6. подшипников.

Приведение устройства в положение Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

"Открыто" осуществляется вращением ма-. 5 1. Аварийное уплотнительное устройстховика 67 в обратном направлении, что вы-. во гребного вала судна, содержащее корпус зовет реверсивное движение пальца "l1 споменьшеймереоднимотверстием, выховдоль паза 10 и реверсивное винтовое дви- . дящим в его внутреннюю полость, в которой жение кольца 1.. .... расположено кольцо с возможностью его

Вариант устройства, изображенный на 10 перемещения вдоль оси полости для введефиг.22 и 23, работает следующим образом. . ния и выведения его из уплотнительного

Для осуществления положения ".Закры го." контакта с герметично зафиксированным на вращают вручную штурвал 68 для переме-.. валу вращающимся кольцом и два вторичщения пальцев 11 вдоль наклонных пазов . ных уплотнительных кольцевых элемента, .

10, Это вызовет винтовое перемещение 15 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью кольца 1 вдоль оси полости корпуса 2 до повышения надежности, оноснабженоприконтакта с кольцом.6, находящимся на коль- . водом осевого перемещения расположенце 5.. . ного в полости кольца, установленным

Установкаустройства в положение "От- . снаружи корпуса и кинематически связанкрыто" обеспечивается вращением штурва- 20 ным с упомянутым кольцом через отверстие ла 67 в обратном направлении, что вызовет в корпусе посредством зубчатого зацепления реверсивное винтовое перемещение кольца или при помощи по меньшей мере одного

1 в направлении от кольца 5.. пальца, причем вторичные уплотнительные

Такимобразом,предлагаемоеаварийиое кольцевые элементы установлены между уплотнительное: устройство характеризуется 25 смежными поверхностями полости корпуса и следующимитехнико-экономическими харак- перемещаемого кольца по разные стороны от теристиками. отверстия в корпусе.

Оператор может осуществлять непос- 2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ередственный контроль положений "Откры- с я тем, что отверстие в корпусе выполнено то" и "Закрыто". В вариантах., 30 в виде наклонного паза, представленных на фиг,1 — 9. 15-23, исклю- 3, Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ечена вероятность перекоса и заклинивания .: с я тем, что на наружной поверхности переперемещаемого кольца. Имеется возмож-;. мещаемого кольца или.на смежной поверхность устранения протйводавления жидко-.. ности полости корпуса выполнен по сти, препятствующего . открытию 35. меньшей мере один наклонный паз, в котоустройства, за счет использования клепка,; ром размещен закрепленный на другой из управляемого снаружи устройства. Конст-: — указанных поверхностей палец. рукция изображенных на фиг.15 — 18 вариантов устройства позволяет осуществлять 4. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ e едистанционное управление им изнутри суд-.. 40 с я тем, что в корпусе выполнены дополнина, если устройство находится снаружи; тельно два отверстия, выходящие в полость

Предусмотренные в конструкции лопасти, корпуса перед и после вторичных уплотнипринадлежащие зафиксированному на:-тельных кольцевых элементов и сообщенгребном валу кольцу. обеспечивают при ные между собой снаружи корпуса через вращении вала снижение давления смазоч- 45 клапан или кран, управляемый снаружи корной жидкостй в районе обычного уплотне-. nyca.

1718733

1718733

1718733

1718733

38

37

Зб

ЗЗ

1718?33 1718733

1718733

1718 133

1718733

17187 33

Йа. 19

Ваде

Риз.Л

1718733

1718733

Составитель И;Пащенко

Техред ММаргентал Корректор М,Максимишинец

Редактор С.Патрушева

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Заказ 893 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-.35, Раушская наб., 4/5

Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство Аварийное уплотнительное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к устройствам для герметизаций подшипников вращающихся валов

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в

Изобретение относится к уплотнительной технике, а именно к торцовым уплотнениям вращающихся валов, и может быть использовано в машиностроении , химической, биологической и других отраслях промышленности

Изобретение относится к уплотнительной технике, а именно к торцовым уплотнениям и может быть использовано в химической и других от- ,раслях промышленности

Изобретение относится к уплотнительной технике, а именно к торцовым уплотнениям вращающихся валов, Цель изобретения - повышение надежности уплотнения за счет обеспечения регулирования величины торцового зазора при изменении режима трения

Изобретение относится к уплотнительной технике и позволяет повысить надежность уплотнения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для перекачивания жидких водных и эмульсионных составов, нефтепродуктов, слабых щелочей и кислот, молока и жидких молочных продуктов

Изобретение относится к торцевому уплотнению

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для герметизации вращающихся валов и механизмов

Изобретение относится к уплотняющим устройствам вращающихся валов насосов машин и аппаратов химической, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности

Изобретение относится к уплотнениям между подвижными относительно друг друга валом и корпусом гидравлической машины
Наверх