Способ изготовления двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и позволяет обеспечить заданную величину надпоршневого зазора с малой трудоемкостью селективной сборки шатунно-поршневых групп. Способ осуществляют путем установки в блок-картер 1 двигателя гильз цилиндров 2 и шатунно-поршневых групп с шатуном 3 и поршнем 4, в котором заданную величину надпоршневого зазора формируют путем селективной сборки шатунно-поршневых групп с помощью промежуточных элементов в виде плоских накладок 7, которые устанавливают на торцовой поверхности 5 днища поршня 6. Накладки 7 изготавливают из материала днища поршня 6 по меньшей мере двух размерных групп по толщине, маркируют их и после установки гильз цилиндров 2 и шатунно-поршневых групп замеряют расстояние между торцовой поверхностью гильзы цилиндра 2 и торцовой поверхностью 5 днища поршня 6 при положении последнего в верхней мертвой точке, после чего выбирают накладку 7 соответствующей размерной группы, устанавливают и прикрепляют ее к днищу поршня 6 клеем марки ВК-49 с диапазоном рабочих температур от -60 до +400°С. 1 з.п.флы, 3 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ гЕСПУБЛИК (51>5 F 02 F 3/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1аз с 3 (21) 4747246/06 (22) 22,09.89 (46) 15.03,92. Бюл. ¹ 10 (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей и Завод

"Мотордеталь", г.Кострома (72) В.П.Горбунов, В.Г.Шумарин. В.А.Таранта. В,П.Задворнов, В.К.Шатунов и С.И.Малышев (53) 621.43-242.3(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1650939, кл. F 02 F 3/00, 1989. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и позволяет обеспечить заданную величину надпоршневого зазора с малой трудоемкостью селективной сборки шатунно-поршневых групп. Способ осуществляют путем установки в блок-картер 1 двигателя гильз цилиндров 2 и шатунI

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления и сборки двигателя внутреннего сгорания.

Известны способы изготовления двигателя внутреннего сгорания, содержащего блоккартер с гильзами цилиндров и шатуннопоршневыми группами, согласно которым заданную величину надпоршневого зазора в цилиндрах обеспечивают путем селективной сборки шатунно-поршневых групп.

Известен способ изготовления двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что коленчатый вал устанавливают в

„„Я2„„1719688 Al но-поршневых групп с шатуном 3 и поршнем 4, в котором заданную величину надпоршневого зазора формируют путем селективной сборки шатунно-поршневых групп с помощью промежуточных элементов в виде плоских накладок 7, которые устанавливают на торцовой поверхности 5 днища поршня 6. Накладки 7 изготавливают из материала днища поршня 6 по меньшей мере двух размерных групп по толщине, маркируют их и после установки гильз цилиндров 2 и шатунно-поршневых групп замеряют расстояние между торцовой поверхностью гильзы цилиндра 2 и торцовой поверхностью 5 днища поршня 6 при положении последнего в верхней мертвой точке, после чего выбирают накладку 7 соответствующей размерной группы, устанавливают и прикрепляют ее к днищу поршня

6 клеем марки ВК-49 с диапазоном рабочих температур от -60 до +400 С. 1 з.п,флы, 3 ил. блок-картер, замеряют расстояние между, О верхней плоскостью блока цилиндров и ша- О© тунной шейкой коленчатого вала при ее вер- ОО хнем положении, подбирают шатун и поршень с размерами, соответствующими замеренному расстоянию, и устанавливают . д их в цилиндр.

Известен способ изготовления двигателя внутреннего сгорания, согласно которому для формирования надпоршневого зазора при селективной сборке применяют эксцентричные вкладыши шатунных подшипников, 1719688

Недостатками известных способов изготовления двигателя внутреннего сгорания с селективной сборкой шатунно-поршневых групп являются большая трудоемкость подбора шатуна и поршня с 5 соответствующими размерами, обеспечивающими заданный надпоршневой зазор, и невозможность получения идентичных надпоршневых зазоров как в цилиндрах одного двигателя, так и в цилиндрах разных двига- 10 телей. Применение эксцентричных шатунных вкладышей хотя и уменьшает трудоемкость свлективной сборки шатуннопоршневых групп, однако оно затруднено вследствие снижения несущей способности 15 биметаллических подшипников при увеличении толщины антифрикционного слоя и необходимости „àñøèðåíèÿ номенклатуры вкладышей, что неприемлемо при массовом производстве двигателей. 20

Цель изобретения — обеспечениезаданной величины надпоршневого зазора с меньшей трудоемкостью селективной сборки шатунно- поршневых групп. 25

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу изготовления двигателя . внутреннего сгорания, заключающемуся в установке в блок-картер двигателя цилиндров и шатунно-поршневых групп, причем 30 заданную величину надпоршневого зазора обеспечивают путем селективной сборки шатунно-поршневых групп с помощью промежуточных элементов, заданный надпоршневой зазор формируют посредст- 35 вом установки на торцовой поверхности днища поршня промежуточных элементов в виде плоских накладок, которые предварительно изготавливают из материала днища поршня по меньшей мере двух 40 размерных групп.по толщине, и после установки гильз цилиндров, шатунно-поршневых групп и замера расСтояния между торцовыми поверхностями гильзы цилиндра и днища поршня при положении по- 45 следнего в верхней мертвой. точке выбирают накладку соответствующей размерной группы, устанавливают и прикрепляют ее к торцовой поверхности днища поршня клеем марки ВК-49 с диапазоном 50 рабочих температур от -60 до + 400 С.

На фиг.1 представлен двигатель внутреннего сгорания, изготовленный предлагаемым способом; на фиг,2 — то же, при установке накладки в зоне верхнего комп- 55 рессионного кольца над прокладкой из материала с большей износостойкостью, чем материал днища поршня; на фиг,3 — то же, при установке накладок над кольцевой полостью для охлаждающего масла.

Двигатель внутреннего сгорания (фйг.1) содержит блок-картер 1, в который устанавливается гильза цилиндра 2, шатунно- поршневая группа, включающая шатун 3, поршень 4, имеющий на торцовой поверхности 5 днища 6 промежуточный элемент в виде плоской накладки 7, Накладку 7 изготавливают из материала днища 6 как минимум двух размерных групп по толщине и прикрепляют ее к торцовой поверхности 5 днища 6 поршня 4 клем ВК-49 с диапазоном рабочих температур от -60 до +400 С, Расстояние а между торцовой поверхностью 8 гильзы цилиндра 2 и торцовой поверхностью 5 днища 6 поршня 4 в положении последнего в верхней мертвой точке равно сумме размеров Ь (толщина накладки 7 соответствующей размерной группы), и с (заданная величина надпоршневого зазора 9).

Накладка 7 (фиг.2) может быть установ.лена и приклеена к поршню 4 в зоне распо.ло>кения верхнего компрессионного кольца

10 над прокладкой 11, выполненного из материала с большей износостойкостью, чем материал. днища 6 поршня 4.

Накладка 7 (фиг.3) может быть также установлена и приклеена к поршню 4 в виде крышки при размещении в днище 6 поршня

4 кольцевой полости 2 для охлаждающего масла, ограниченного с двух сторон телом поршня 4, а с двух других его сторон-накладкой (крышкой) 7 и прокладкой 10, Изготовление двигателя внутреннего сгорания осуществляется следующим образом.

В блок-картер 1 устанавливают гильзу цилиндра 2 и шатунно-поршневую группу, состоящую из шатуна 3 и поршня 4, после чего замеряют расстояние а между торцовой поверхностью 7 гильзы цилиндра 2 и торцовой поверхностью 5 днища 6 поршня в положении последнего в верхней мертвой точке. По полученному в результате замера расстоянию а в соответствии с заданной величиной с надпоршневого зазора 9 выбирают накладку соответствующей размерной группы по толщине Ь. Затем производят установку и крепление накладки 7 к днищу 6 поршня 4 клеем марки ВК-49.

Для двигателя внутреннего сгорания с высоким моторесурсом накладку 7 крепят к днищу 6 поршня 4 в зоне расположения верхнего компрессионного кольца 10 над прокладкой 11 из материала с большей износостойкостью, чем материал днища 6 поршня 4, что позволяет избегать применения трудоемких, энергоемких и экологически вредных технологических процессов упрочнения днища 6 поршня 4 в зоне верхнего

1719688 компрессионного кольца 10 (например, заливки вставки из инрезистового чугуна либо переплава зоны днища 6 поршня 4 с легированием).

При повышенной тепловой напряжен- 5 ности поршня 4 двигателя внутреннего сгорания накладку 7 устанавливают и приклеивают в виде крыши при размещении в днище 6 поршня 4 кольцевой полости

2 для охлаждающего масла, что позволяет 10 отказаться от изготовления ее, например, литейным способом, с помощью солевых вкладышей либо применения сварки отдельных частей днища 6 поршня 4.

Использование предлагаемого способа 15 изготовления двигателя внутреннего сгорания позволяет снизить трудоемкость селективной сборки .шатунно-поршневых групп, обеспечить заданную величину надпоршневого зазора как в цилиндрах одного двига- 20 теля, так и в цилиндрах раЗных двигателей при массовом их производстве, упростить технологию упрочнения днища поршня в зоне расположения верхнего компрессионного кольца для двигателя с высоким 25 моторесурсом и изготовления в поршне кольцевой полости для охлаждающего масла при повышенной тепловой напряженности.

Формула изобретения.

1, Способ изготовления двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в установке в блок-картер гильзы цилиндра и шатунно-поршневой группы, причем заданная величина надпоршневого зазора обеспечивается путем селективной сборки шатунно-поршневой группы при помощи промежуточных элементов, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью снижения трудоемкости и повышения точности, заданный надпоршневой зазор формируют посредством установки промежуточных элементов в виде плоских накладок на торцовой поверхности днища .поршня, причем накладки предварительно изготавливают из материала днища поршня по меньшей мере двух размерных групп по толщине, маркируют их и после установки гильзы цилиндра и шатунно-поршневой группы, замеряют расстояние между торцовыми поверхностями гильзы цилиндра и днища поршня при положении последнего в верхней мертвой точке выбирают накладку соответствующей размерной группы и крепят ее к торцовой поверхности днища поршня.

2, Способ по п.1, о т л и ч а ю.шийся тем, что накладку крепят к днищу поршня клеевым составом.

1719688

308.2

12

17

Составитель А.Гладких

Редактор Л, Веселовская Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор M.Màêñèìèøèíeö

Заказ 754 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 t3035, Москва, Ж-35, Раушскэя наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ изготовления двигателя внутреннего сгорания Способ изготовления двигателя внутреннего сгорания Способ изготовления двигателя внутреннего сгорания Способ изготовления двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и предназначено для использования в поршнях форсированных дизелей

Изобретение относится к машиностроению , в частности k двигателестроению

Изобретение относится к двигателестроению, регулированию теплового режимапоршня двигателя Внутреннего сгорания (две)

Изобретение относится к двигателестроени р, может быть использовано при про00 ,7 von Д ектировании поршней двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность эксплуатации поршней с пространственно разделенными головкой и юбкой, шарнирно связанными только, при помощи поршневого пальца

Изобретение относится к двигателестроени р, может быть использовано при про00 ,7 von Д ектировании поршней двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить надежность эксплуатации поршней с пространственно разделенными головкой и юбкой, шарнирно связанными только, при помощи поршневого пальца

Поршень // 1710806
Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению, и позволяет повысить надежность стопорения пальца в бобышке

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к составным охлаждаемым поршням двигателей

Изобретение относится к двигателестроению, улучшает пусковые качества двигателя и ускоряет прогрев поршня

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно к поршням ДВС, преимущественно дизельным и может быть использовано в большинстве устройств подобного рода, имеющих поршневые группы

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности к поршням, выполненным из алюминиевого сплава литьем в кокилях

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а именно к шатунно-поршневым группам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а именно к уплотнениям цилиндро-поршневых групп двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), оснащенным поршнем

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к камерам сгорания с теплоизоляцией

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в конструкциях поршней различных ДВС (кроме двухтактных)

Изобретение относится к двигателестроению и может найти применение при проектировании и изготовлении штампованных поршней для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к двигателестроению, и может быть использовано в поршневых двигателях внутреннего сгорания (ДВС) с искровым зажиганием и дизельных
Наверх