Устройство для управления шаговым двигателем

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе. Цель изобретения - повышение производительности путём снижения времени торможения шагового двигателя. Устройство для управления шаговым двигателем содержит блок 2 формирования импульсов , счетчик 10 шагов, формирователь 7 сигналов запрета, блок 8 торможения, шину

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s»s Н 02 P 8/00

ГОСУДАРСТВЕ0%ЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4681254/07 (22) 20.04.89 (46) 23.03.92. Бюл, М 11 (71) Научно-исследовательский институт полупроводникового машиностроения (72) С.И.Кармызов и fl.Н.Петров (53) 621.313.525 (088.8) с (56) Авторское свидетельство СССР

N 1050087, кл, Н 02 Р 8/00, 1983, Авторское свидетельство СССР

М 1233258, кл. Н 02 P 8/00, 1986, „„. Ж „„1721783 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано а дискретном электроприводе. Цель изобретения — повы- шение производительности путем снижения времени торможения шагового двигателя.

Устройство для управления шаговым двигателем содержит блок 2 формирования импуп ьсо в, счетчи к 10 ш а гов, форми рователь 7 сигналов запрета, блок 8 торможения, шину

1721783

"Пуск", формирователь 1 сигналов управления, коммутатор 3, соединенный первым входом с первым выходом блока 2 формирования импульсов, а выходами через блок 4 усилителей мощности — с обмотками шагоИзобретение относится к электротехнике и может быть использовано в аналоговых и цифровых следящих системах с дискретным электроприводом.

Известно устройство для управления шаговым двигателем (ШД), содержащееприемник кода и кодовый датчик положения, схему сравнения, которая управляет вместе с генератором тактовых импульсов схемой блокировки, выход которой соединен с тактовым входом распределителя импульсов, переключающего обмотки ШД.

При работе каждый тактовый импульс с выхода генератора проходит на тактовый вход распределителя импульсов, вызывая его срабатывание и переключение обмоток шагового двигателя. Устройство обеспечивает работу ШД в заданном направлении до начала торможения, пока с датчика положения не поступит код, совпадающий с внешним кодом, при этом ШД не получит команд на движение, Однако ротор ШД по инерции продолжает совершать перемещение, при этом блокируются тактовые импульсы на время, пока ротор

ШД совершает затухающие колебательные движения, тем самым предотвращаются asтоколебания в системе. При этом происходит останов ШД.

Основным недостатком данного устройства является пассивное ожидание затуханий колебательного процесса ротора при ,останове ШД. Если при этом имеется высокопроизводительнаяя механическая система с большой механической нагрузкой на ротор.ШД, работающего на максимальных частотах, превышающих частоты приемистости двигателя, обеспечить эффективное торможение и точный останов двигателя невозможно, так как кинетическая энергия вала ротора вращающегося двигателя имеет величину, значительно превышающую силы магнитного сцепления ротора ШД со статором, и при отсутствии команд на движение механическая система с ШД будег иметь значительную линейную ошибку при остановке..Необхо.димо погасить эту энергию путем торможения ШД подачей серии тормозящих импульсов на распределитель. К тому же вого двигателя 5, снабженного датчиком 6 шага. При торможении изменяется направление коммутации фаз и двигатель тормозится противовключением. 1 ип. отсутствует управление частотой генератора тактовых импульсов, обеспечивающее плавный разгон ШД с минимальной частотой, которая должна быть значительно

5 ниже частоты приемистости двигателя, что необходимо для систем с большой механической нагрузкой на ротор, что повышает устойчивость работы и снижает резонансные нагрузки всей механической

10 системы с ШД.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для управления шаговым двигателем, содержащее блок формирования импульсов

15 торможения, счетчик шагов, блок запрета, блок формирования сигналов датчика положения ротора, усилители мощности, коммутатор и триггер торможения.

При работе устройства сигналы с датчи20 ка через блок формирования, блок запрета разрешают работу коммутатора и усилителя, обеспечивая работу двигателя, Одновременно счетчик шагов с каждым шагом уменьшает свое значение на единицу. В ре25 жиме разгона и движения двигателя с постоянной скоростью триггер торможения сигналов "Пуск" устанавливается в состояwe, при котором блокируется прохождение импульсов на блок торможения. С поступле30 нием на счетчик сигнала торможения счетчик через блок запрета запрещает прохождение импульсов на коммутатор и усилитель ШД, а блок торможения выдает импульсы торможения, задержанные на

35 время. Т1, последний импульс торможения выдается через время Т2, после которого работа устройства заканчивается, Однако, если имеется высокопроизводительная механическая система с большой

40 нагрузкой на ротор ШД, работающего с частотой, превышающей частоту приемистости двигателя, необходимо задать значительное число импульсов торможения для погашения кинетической энергии на ва45 лу ротора ШД, что удлиняет путь торможения, снижая тем самым производительность системы в целом. При этом импульсы торможения воздействуют на двигатель. При уменьшении частоты вращения ротора не50 обходимо выждать, пока копебательные

1721783 процессы механической системы с ШД стабилизируются, при этом отсутствует изменение периода Т1 импульсов торможения в сторону увеличения во времени, что отрицательно сказывается на затухании механических колебаний системы и вынуждает увеличивать число импульсов торможения для уменьшения линейной ошибки при остановке ШД и четкой фиксации ротора на последнем импульсе торможения.

Цель изобретения — повышение производительности устройства путем снижения времени торможения шагового двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для управления шаговым двигателем, содержащее датчик шага, блок формирования импульсов, счетчик шагов, формирователь сигнала запрета, шину

"Пуск", формирователь. сигналов управле.ния, коммутатор, соединенный синхронизирующим входом с синхронизирующим выходом блока формирования импульсов, а выходами с блоком усилителей мощности, причем датчик шага соединен выходом с, управляющим входом формирователя сиг- налов управления, выход включения которого подключен к входу запуска блока формирования импульсов, вход блокировки которого соединен с соответствующим выходом формирователя сигналов запрета, вход прямого счета которого соединен с прямым выходом счетчика шагов, введены блок девиации частоты и блок торможения, два входа которого соединены с двумя выходами формирователя сигналов запрета, а выход — с входом направления коммутатора фаэ, вход девиации блока девиации частоты соединен с соответствуЮщим выходом формирователя сигналов управления, вход установки блока девиации — с выходом установки формирователя сигналов запрета, а выход — с задающим входом бгока формирования импульсов, три выхода которого соединены соответственно с входом сброса и двумя входами счета счетчика шагов, разрешающий вход которого соединен с соответствующим выходом формирователя сигналов управления, выход сброса которого соединен с соответствующим входом блока формиро- вания импульсов, вход обратного счета формирователя сигналов запрета соединен с обратным выходом счетчика шагов, а прямой выход — с прямым входом блока формирования импульсов.

Предлагаемое устройство для управления шаговым двигателем обладает высокой производительностью за, счет снижения времени торможения шагового двигателя, 5 Устройство для управления шаговым двигателем содержит шину "Пуск", форми20 плексорав, управляемый счетчиком.

25 Формирователь 7 сигналов запрета ментах И вЂ”.HE

50

40 что повышает устойчивость механической системы к резонансным явлениям.

На чертеже приведена функциональная схема устройства. рователь 1 сигналов управления, блок 2 формирования импульсов, коммутатор 3, блок 4 усилителей мощности, шаговый двигатель 5 с датчиком 6 шага, формирователь 7 сигналов запрета, блок 8 торможения, блок 9 девиации частоты и счетчик 10 шагов.

Формирователь 1 сигналов управления включает в себя формирователь сигнала датчика, выполненный на одновибраторе, RS-триггер, два элемента НЕ и три элемента

И вЂ” НЕ.

Блок 2 формирования импульсов содержит генератор импульсов, выполненный на микросхеме КР1006ВН1, устройство сброса счетчика шагав, выполненное на одновибратаре, пять элементов И вЂ” НЕ

Коммутатор 3 содержит блок мультивключает в себя RS-триггер запрета, один элемент НЕ и два элемента И-НЕ.

Блок 8 торможения собран на трех элеБлок 9 девиации частоты включает в себя RC-цепи с усилителем на транзисторах. .Все составные части устройства могут быть выполнены на интегральных схемах серий К561, К564.

Устройство работает следующим образом.

Для включения шагового двигателя на шине "Пуск", управляемой от ЭВМ, устанавливается уровень логической "1", при этом формирователь 1 сигналов управления на управляющем выходе включения элемента

1.3, соединенного с входом запуска элемента 2.2 блока 2 формирования,импульсов, устанавливает уровень логического

"0", на управляющем выходе разрешения элемента 1.2, соединенного с разрешающим входом СЕ1 счетчика 10 шагов. устанавливает уровень логического "0", блокирующий работу счетчика 10 шагов. на управляющем выходе сброса инвертора, подключенного к элементу 1.2 формирователя 1 сигналов управления, устанавливается уровень логической "1", запускающий через вход сброса одновибратор в блоке 2.формирования импульсов, на одном из выходов которого, соединенном с входом сброса R-счетчика, 10 шагов, вырабатывается положительный импульс напряжения, сбрасывающий счетчик 10 шагов в исходное состояние, при этом на обоих

1721783

15

30

40

50

55 выходах счетчика 10 шагов, соединенных с входами счета элемента?.1 формирователя

7 сигналов запрета. устанавливаются уровни логического "0", а на выходе элемента 7.1 формирователя 7 сигналов запрета, соединенного с блокирующим входом элемента

2,1 блока 2 формирования импульсов, устанавливается уровень логической "1", при этом синхронизирующий С-вход коммутатора 3, соединенный с элементами 2.4 и 2.1 блока формирования импульсов, подключается к выходу генератора импульсов в блоке 2, выходы формирователя 7 сигналов запрета, соединенные с входами блока

8 торможения, устанавливают в начальное состояние блок 8 торможения, который своим выходом на входе направления коммутатора 3 задает рабочее направление вращения шагового двигателя 5, обмотки статора которого через усилитель 4 подключены на выход коммутатора 3, одновременно на управляющем выходе девиации частоты буфера элемента 1.1 формирователя 1 сигналов управления, соединенного с входом девиации блока 9 де-. виации частоты, устанавливается уровень логического "0". Блок 9 девиации частоты, выход которого соединен с задающим входом генератора импульсов блока 2 формирования импульсов, запускает генератор, частота выходных импульсов которого плавно увеличивается до рабочего значения, при этом на синхронизирующем С-входе коммутатора 3 формируются

Синхронизирующие импульсы, частота которых определяет скорость вращения шагоcolo двигателя.

Таким образом, происходит разгон и вращение ротора шагового двигателя нa рабочей частоте, при этом шаговый двигатель стартует с частотой коммутации обмоток намного ниже частоты приемистости двигателя, что обеспечивает необходимый момент нагрузки, и выходит на рабочий режим, частота которого значительно выше частоты приемистости. Плавный разгон и время выхода на рабочий режим определяются параметрами блока 9 девиации частоты. В режиме работы в области высоких частот колебания ротора шагового двигателя носят характер вынужденных колебаний с частотой следования синхронизирующих импульсов, Амплитуда этих колебаний уменьшается с ростом частоты, Движение ротора приближается к синхронному вращению, резонансные колебания при этом устраняются, что повышает устойчивость работы механической системы, При останове механического устройства с шаговым двигателем формирователь 1 сигналов управления по командам от датчика 6 или по шине "Пуск", управляемой от

ЭВМ, на управляющем выходе разрешения элемента 1,2 устанавливает уровень логической "1", включающий счетчик 10 шагов, одновременно формирователь 1 сигналов управления изменяет состояние входа девиации блока 9 девиации частоты на противоположное, изменяя режим его работы на входе генератора импульсов в блоке 2 формирования импульсов, который, в свою очередь, плавно увеличивает период синхронизации импульсов на С-входе коммутатора 3, которые также поступают на вход С1 счетчика 10 шагов. Начинается режим торможения шагового двигателя. На прямом выходе счетчика 10 шагов устанавливается уровень логической "1", при этом с выхода инвертора формирователь 7 сигналов запрета включает блок 8 торможения, который на входе направления коммутатора 3 изменяет на противоположное состояние вход управления счетчика коммутатора 3, при этом блок мультиплексоров коммутатора через усилитель 4 изменяет фазу коммутации обмоток статора шагового двигателя 5, изменяя на обратное направление вращения магнитного поля шагового двигателя. Происходит форсированное торможение двигателя и механической системы в целом. При этом на роторе шагового. двигателя вращающимся магнитным полем создается обратное усилие, которое преодолевает инерцию момента нагрузки на ротор механической системы. Происходит быстрое затухание кинетической энергии механической системы, путь торможения резко сокращается, а время торможения и точность останова определяются работой блока 9 девиации частоты и количеством тормозящих импульсов. установленных в счетчике 10 шагов.

После заполнения счетчика 10 шагов тормозящими импульсами на обратном выходе его устанавливается уровень логической "1", при этом на блокирующем выходе элемента 7,1 формирователя 7 сигналов запрета устанавливается уровень логического "0", блокирующий прохождение синхронизирующих импульсов на коммутатор

3 и счетчик 10 шагов с помощью элементов

2.1 и 2,4 в блоке 2 формирования импульсов. Прекращается возбуждение вращающегося магнитного поля в статоре шагового двигателя, ротор двигателя фиксируется статическим магнитным полем статора, а с выхода установки элемента 7,2 формирователя 7 сигналов запрета уровень логического "0" форсирует переход в исходное состояние блока 9 девиации частоты, 10

1721783 с

Составитель С; Новикова

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор M. Кучерявая

Редактор Н, Тупица

Заказ 962 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский коМбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Торможение механической системы с шаговым двигателем ведется в области высоких частот, при этом вращающееся магнитное поле статора воздействует на ротор, создавая незначительную амплитуду колебаний 5 синхронизирующего момента всей механической системы, что исключает резонансные явления и повышает надежность работы как двигателя, так и всей механической системы. Режим работы блока 9 деви- 10 ации частоты, а также выбор количества тормозящих импульсов определяются путем моделирования системы математическими методами или экспериментальными работами. 15

По сравнению с известным предлагаемое устройство позволяет сократить время торможения на 20 — 30,.

Таким образом, применение предлагае-. 20 мого устройства для управления шаговым двигателем позволяет повысить производительность за счет снижения времени торможения шагового двигателя, что положительно влияет на устойчивость механиче- 25 ской системы к резонансным явлениям.

Формула изобретения

Устройство для управления шаговым двигателем, содержащее датчик шага, блок 30 формирования импульсов, счетчик шагов, формирователь сигнала запрета, шину

"Пуск", формирователь сигналов управления, коммутатор, соединенный синхронизирующим входом с синхронизирующим 35 выходом блока формирования импульсов, а выходами — с блоком усилителей мощности, причем датчик шага соединен выходом с управляющим входом формирователя сиг- . налов управления,:выход включения которого подключен к входу запуска блока формирования импульсов, вход блокировки которого соединен с соответствующим выходом формирователя сигналов запрета, вход прямого счета которого соединен с прямым выходом счетчика шагов. о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности путем снижения времени торможения шагового двигателя, введенй блок девиации частоты и блок торможения, два входа которого соединены с двумя выходами формирователя сигналов запрета, а выход с входом направления коммутатора фаз, вход девиации блока девиации частоты соединен с соответствующим выходом формирователя сигналов управления, вход установки блока девиации — с выходом установки формирователя сигналов запрета. а выход— с задающим входом блока формирования импульсов, три выхода которого соедине.ны соответственно с входом сброса и двумя входами счета счетчика шагов, разрешающий вход которого соединен с соответствующим выходом формирователя сигналов управления. выход сброса которого соединен с соответствующим входом блока формирования импульсов, вход обратного счета формирователя сигналов запрета соединен с обратным выходом счетчика шагов, а прямой выход — с прямым входом блока формирования импул bcoB.

Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем Устройство для управления шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для многорежимного управления любым четырехфазным реверсивным шаговым двигателем

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электрическим приводам шаговых двигателей систем управления и регулирования

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электрическим приводам шаговых двигателей систем управления и регулирования

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим приводам шаговых электродвигателей систем управления и регулирования

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в шаговом Строй / электроприводе на базе четырехфазных двигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электрическим дви телем

Изобретение относится к электротехнике , в частности к управлению электрическими машинами, и может быть использовано 18 в автоматизированных системах с шаговым электроприводом на базе трехфазных шаговых двигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе станков, Целью изобретения является улучшение теплоэнергетических характеристик устройства путем динамического регулирования параметров кривой фазного тока с учетом частоты вращения вала двигателя Устройство содержит постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) 2J, генератор 25, триггер 26, счетчик 23

Изобретение относится к электротехнике , а именно к измерению характеристики гибридных шаговых электродвигателей (ШД)

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к шаговым двигателям (ШД)

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике, к системам, содержащим электрические приводы с шаговыми двигателями, требующими точного позиционирования исполнительного механизма, например графопостроители, станки с программным управлением и т.д

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе с ограниченным диапазоном перемещения подвижного элемента

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к электроприводу

Изобретение относится к способу управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широком диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент
Наверх