Запорное устройство

 

Использование: в химическом машиностроении в загрузочных узлах емкостных фильтров. Сущность изобретения: корпус снабжен направляющими. На конце ходового винта выполнены два участка многозаходной резьбы с углом подъема, противоположным углу подъема резьбы винта. Участки разделены цилиндрическим участком. Поджимной узел выполнен в виде установленного с возможностью осевого перемещения стакана со ступицей. В полости стакана размещены обойма со шлицами, втулка с внутренней многозаходной резьбой и обгонная муфта. Муфта имеет наружное кольцо, звездочку и расположенные между ними ролики. В ступице со стороны полости выполнен ступенчатый глухой канал, на меньшей ступени к-рого, обращенной к полости, выполненамногозаходнаярезьба , взаимодействующая с резьбой винта. На наружной поверхности стакана выполнены выступы, взаимодействующие с направляющими корпуса, в полости - шлицы, взаимодействующие с шлицами обоймы. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Я)5 F 16 К 31/44

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4787254/29 (22) 30.01,90 (46) 07,04.92. Бюл. hL 13 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт мономеров с опытным заводом (72) И. П. Бубнов, И. С. Зарх и У. Г. ШамсутДИНОВ (53) 621,646(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N482586,,кл,,F 16 К 1/20, 1975, Авторское свидетельство СССР

М 1464003, кл. F 16 К 31/46, 1987. (54) ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Использование: в химическом машиностроении в загрузочных узлах емкостных фильтров. Сущность изобретения; корпус снабжен направляющими. На конце ходового винта выполнены два участка многозаИзобретение относится к химическому машиностроению, а именно к запорным устройствам, применяемым в выгрузочных узлах емкостных фильтров и в других аппаратах технологических систем, Целью изобретения является повышение надежности за счет беэамортизационного дожатия и фиксации заг.орного органа.

На фиг. 1 изобра:.<ено запорное устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

А — А на фиг. 1; на фиг; 3 — узел 1 на фиг. 1.

Запорное устройство содержит корпус

1, ходовой винт 2 с буртом 3, свободно установленный запорный орган 4, поджимной узел 5, взаимодействующий с ходовым винтом 2, привод 6 с червячным редуктором 7 и кры ш кой 8.. Ж» 1724992 А1 ходной резьбы с углом подъема, противоположным углу подъема резьбы винта. Участки разделены цилиндрическим участком. Поджимной узел выполнен в виде установленного с возможностью осевого перемещения стакана со ступицей. В полости стакана размещены обойма со шлицами, втулка с внутренней многозаходной резьбой и обгонная муфта. Муфта имеет наружное кольцо, звездочку и расположенные между ними ролики, В ступице со стороны полости выполнен ступенчатый глухой. канал, на меньшей ступени к-рого, обращенной к полости, выполнена многозаходная резьба, взаимодействующая с резьбой винта. На наружной поверхности стакана выполнены выступы, взаимодействующие с направляющими корпуса, в полости — шлицы, взаимодействующие с шлицами обоймы. 3 ил, Корпус 1 снабжен направляющими 9, на и конце ходового винта 2 дополнительно выполнены два участка многозаходной резьбы 4

10 и 11 с углом подъема, противоположным ЬЭ углу подъема резьбы ходового винта 2, раз- фь деленные между собой цилиндрическим К;) участком 12, Поджимной узел 5 выполнен в 40 виде установленного с возможностью осевого перемещения стакана 13 со ступицей

14, в полости 15 которого размещена обойма 16 со шлицами 17, втулка 18 с внутренней многоэаходной резьбой 19 и обгонная муфта 20. Последняя содержит наружное кольцо

21, звездочку 22 и расположенные между ними ролики 23. В ступице 14 стакана 13 со стороны его полости 15 выполнен ступенчатый глухой канал 24, на меньшей ступени

1724992 которого, обращенной к полости 15, выпол. нена многозаходная резьба 25, взаимодействующая с резьбой 10 на конце ходового винта 2. На наружной поверхности стакана

13 выполнены выступы 26, взаимодействующие с направляющими 9 корпуса 1, а в полости 15 стакана 13 — шлицы 27, взаимодействующие со шлицами 17 обоймы 16, жестко связанной с наружным кольцом 21 обгонной муфты 20. При этом звездочка 22 обгонной муфты 20 жестко соединена со свободно размещенной на ходовом винте 2 подвижной втулкой 18.

Конец ступицы 14 стакана 13 выполнен в виде шарового сегмента 28, с помощью которого он взаимодействует со свободно установленным на нем запорным органом 4.

Торцевая поверхность запорного органа 4 снабжена кольцевым пазом, в котором установлена прокладка 29. Ходовой винт 2 со стороны привода 6 обеспечен шлицами

30 для сопряжения с червячным колесом 31 редуктора 7 и основной многозаходной резьбой для сопряжения с неподвижной гайкой 32, установленной между корпусом 1 и редуктором 7.

Ходовой винт 2 обеспечен также гофрированным рукавом 33, жестко прикрепленным к неподвижной гайке 32 и крышке стакана 13. Корпус 1 имеет патрубок 34 для выгрузки осадка. К крышке 8 редуктора 7 прикреплено внешнее ограждение 35 ходового винта 2.

Устройство работает следующим образом.

Для закрытия люка корпуса 1 подается сигнал на привод 6, при этом червячное колесо 31 редуктора 7, связанное шлицевым соединением 30 с ходовым винтом 2, передает ему крутящий момент в направлении против часовой стрелки.

При вращении ходового винта 2, взаимодействующего с неподвижной гайкой 32, ему сообщается осевое перемещение в сторону выгрузочного люка аппарата. Вместе с ходовым винтом 2 перемещается в ту же сторону стакан 13 со свободно установленным на его ступице 14 запорным органом 4.

Стакан 13 совершает осевое перемещение не вращаясь, так как его выступы 26 взаимодействуют с направляющими 9, жестко связанными с корпусом 1.

При этом в начальный период стакан 13 с запорным органом 4 перемещается относительно ходового винта 2, поскольку подвижная втулка 18, взаимодействующая с многозаходной резьбой 11, перемещается в левую сторону, т. е. в сторону люка, до тех пор, пока она не выйдет на цилиндрический участок 2, 5

Перемещение втулки 18 в левую сторону обеспечивается за счет того, что участок многозаходной резьбы 11 и резьба ходового винта 2 выполнены с противоположным углом подъема.

Одновременно с этим конец ходового винта 2 с резьбой 10 ввинчивается в резьбу

25 глухого ступенчатого канала 24 ступицы

14.

Подвижная втулка 18, переместившись на цилиндрический участок 12 и упираясь во внутренний торец стакана 13, остается неподвижной относительно стакана 13, так как она жестко скреплена со звездочкой 22 обгонной муфты 20, ролики 23 которой при вращении ходового винта 2 в указанном направлении заклиниваются между пазом звездочки 22 и наружным кольцом 21 муфты. Кольцо 21 остается неподвижным, поскольку оно жестко соединено с обоймой 16, которая связана со стаканом 13 шлицевым соединением 17.

Осевое перемещение запорного органа

4 и стакана 13 прекращается после упора первого своей торцевой поверхностью, снабженной прокладкой 29, в кольцевой выступ выгрузочного люка. При этом ходовой винт 2, продолжая осевое перемещение и взаимодействуя резьбой 10 с внутренней резьбой 25 ступицы 14 стакана 13, передает через шаровой сегмент 28 усилие дополнительного прижатия запорному органу 4.

После этого подается сигнал на привод

6для остановки двигателя,,например,,с помощью токового реле (не показан). Самотормозящая резьба ходового винта 2, стакана

13 и неподвижной гайки 32 обеспечивает надежную фиксацию запорного органа 4 в прижатом положении.

Для открытия запорного органа 4 подается управляющий сигнал на привод 6, ходовой винт 2 начинает вращаться в направлении по часовой стрелке, совершая при этом осевое перемещение в обратную сторону. При этом в начальный период происходит ослабление усилия прижатия запорного органа 4, а затем перемещение его и стакана 13 относительно ходового винта 2 вправо, т. е. в направлении от люка, Конец вращающегося ходового винта 2 с резьбой

10 выходит из резьбы 25 и перемещается в торец глухого канала 24 ступицы 14 стакана

13, а перемещающийся вправо стакан своей внутренней торцевой стенкой сдвигает (по цилиндрическому участку 12) к участку многозаходной резьбы 11 подвижную втулку 18, которая навинчивается на резьбу 11 до упора в бурт 3 ходового винта 2. В данном положении подвижная втулка 18 вращается вместе с ходовым винтом 2 и жестко связан1724992

35

45

55 ной с ней звездочкой 22 обгонной муфты 20, так как ролики 23 выходят из заклинивающего положения между пазами звездочки

22 и неподвижным наружным кольцом 21, жестко соединенным с обоймой 16.

Осевое перемещение запорного органа

4 и стакана 13 происходит до перехода их в крайнее правое положение, по достижении которого подается сигнал на привод, например с помощью конечного выключателя (не показан) для остановки электродвигателя.

Осадок из люка может свободно выгружаться в патрубок 34, Формула изобретения

Запорное устройство. содержащее корпус, ходовой винт с буртом, свободно установленный запорный орган, поджимной узел, взаимодействующий с ходовым винтом, привод с червячным редуктором и крышкой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, корпус снабжен направляющими, на конце ходового винта дополнительно выполнены два участка многозаходной резьбы с углом подъема, противоположным углу подъема резьбы ходового винта, разделенные между собой цилиндрическим участком, а поджимной узел выполнен в виде установленного с

5 возможностью осевого перемещения стакана со ступицей, в полости которого размещена обойма со шлицами, втулка с внутренней многозаходной резьбой и обгонная муфта, содержащая наружное коль10 цо, звездочку и расположенные менсду ними ролики, причем в ступице стакана со стороны его полости выполнен ступенчатый глухой канал, на меньшей ступени которого, обращенной к полости, выполнена многоза15 ходная резьба, взаимодействующая с резьбой на конце ходового винта, на наружной поверхности стакана выполнены выступы, взаимодействующие с направляющими корпуса, а в полости стакана — шлицы, взаимо20 действующие со шлицами обоймы, жестко связанной с наружным кольцом обгонной муфты, при этом звездочка обгонной муфты жестко соединена со свободно размещенной на ходовом винте подвижной втулкой.

1724992

1724992 гг

Риг, 2

0

Составитель И. Зарх

Редактор Н, Лазаренко Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор И. Муска

Заказ 1165 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101.

Запорное устройство Запорное устройство Запорное устройство Запорное устройство Запорное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к арматуростроению и позволяет расширить функциональные возможности запорного устр-ва

Изобретение относится к области отбора проб из камеры сгорания двигателя, проходящего испытания

Изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре и может быть использовано для трубопроводов с диаметром условного прохода от 300 до 1600 мм

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для выполнения отбора проб из камеры сгорания двигателя, проходящего испытания

Изобретение относится к механическим приводам с поступательным перемещением отделяемого органа, к которому приложена осевая сила, и может быть применено в качестве приводов пневмогидравлически.х клапанов высокого давления в системах пожаротушения, в общем и химическом машиностроении

Изобретение относится к электромоторным приводам с ручным дублером и может быть использовано преимущественно для управления паропромышленной трубопроводной арматурой

Изобретение относится к запорным устройствам для использования в газовых сетях низкого и среднего давления до P - 1 кг/см2 перед бытовыми приборами и котельными установками

Изобретение относится к области уплотнительной технике и может быть использовано в трубопроводной арматуре

Изобретение относится к трубопроводной запорной арматуре и предназначено для использования в качестве запорной аппаратуры с приводом на технологических линиях трубопровода с жидкими агрессивными средами, паром, газом, с высокой температурой (T< 600°С) и давлением (P<400 ата)

Изобретение относится к механике и предназначено для управления шаровыми кранами, применяемыми в гидравлических системах

Клапан // 2282770
Изобретение относится к области арматуростроения, в частности к устройствам трубопроводной арматуры пара, воды, других газов и жидкостей, и предназначено для использования в приводной арматуре всех типов в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к устройству для позиционирования измерительной диафрагмы в корпусе, имеющем прямой канала потока

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для установки в устье газовой скважины

Изобретение относится к запорно-регулировочной арматуре

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для дисковых клапанов средних и больших диаметров, применяемых в технологических линиях ТЭЦ, АЭС и нефтехимического производства
Наверх