Электрическая машина

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в улучшении охлаждения. Электрическая машина содержит статор 2, ротор 1 с аксиальными и радиальными каналами, валом и вентиляторами 9 с кожухами 13. Благодаря тому, что между кожухрм вентилятора и торцом ротора над аксиальными каналами установлена перегородка 14 с отверстиями 15, соединяющими зону статора и ротора, обеспечивается достижение поставленной цели. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 Н 02 К 9/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.9 13 7 15 1б ry 17

Фиг.1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4030122/07 (22) 27.02.86 (46) 07.04,92. Бюл. М 13 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащищенного и рудничного электрооборудования (72) Н.Н.Конохов, Л.А.Збарский, И.Г.Ширнин и А.Н.Бурковский (53) 621.313.713(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР (Ф 851656, кл. Н 02 К 9/04, 1981.

Электродвигатель асинхронный серии

ВА02-560. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, СССР. М., Внешторгиздат, изд. М 1399У/83, с. 5, рис. 1. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в улучшении охлаждения. Электрическая машина содержит статор 2, ротор 1 с аксиальными и радиальными каналами, валом и вентиляторами 9 с кожухами 13. Благодаря тому, что между кожухом вентилятора и торцом ротора над аксиальными каналами установлена перегородка 14 с отверстиями 15, соединяющими зону статора и ротора, обеспечивается достижение поставленной цели.

1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1725322

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам с радиально-согласной системой вентиляции.

Целью изобретения является улучшение.процесса охлаждения.

На фиг. 1 показана электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 — вариант выполнения ее для короткозамкнутого ротора.

Электрическая машина содержит ротор

1 и статор 2, размещенные в корпусе 3.

Внутренняя торцовая полость электрической машины разделена на четыре зоны: в радиальном направлении — на внешнюю (статорную) 4 и 5 и внутреннюю (роторную)

6 и 7, а в аксиальном направлении на внешнюю 4 и 6 и внутреннюю 5 и 7. В радиально внешней (статорной) зоне 4 и 5 размещена лобовая часть 8 обмотки статора, а в радиально внутренней (роторной) зоне 6 и 7 размещен осевой вентилятор 9. Таким образом, граница раздела статорной и роторной зон проходит между лобовой частью обмотки статс ра и осевым вентилятором на уровне воздушного зазора электрической машины. Лобовая часть обмотки статора снабжена радиальной перегородкой 10. При этом головки 11 лобовых частей 8 располагаются в аксиально внешней статорной зоне 4, а прямые части 12 лобовых частей располагаются в аксиально внутренней статорной зоне 5, Осевой вентилятор 9 располагается преимущественно в аксиально внутренней роторной зоне 7 и уплотнен по отношению к радиальной перегородке 10 с помощью кожуха 13. Между кожухом 13 осевого вентилятора и торцом ротора 1 установлена аксиальная перегородка 14, разделяющая аксиально внутренние статорную 5 и роторную 7 зоны, В аксиальной перегородке 14 выполнены отверстия 15. Между отверстиями 15 на наружной поверхности конусной части перегородки 14 установлены радиальные лопатки-крыльчатки 16. Внутренняя замкнутая вентиляционная система, кроме того, содержит: аксиальные каналы 17 ротора, радиальные каналы 18 ротора и статора и теплообменник 19. В случае разомкнутой системы вентиляции теплообменник 19 отсутствует.

Для асинхронной электрической машины с литой короткозамкнутой обмоткой ротора аксиальная перегородка 14 может быть выполнена из короткозамыкающего кольца, а в качестве отверстий 15 и лопаток-крыльчаток 16 используют радиальные прорези в концевых частях упомянутого кольца.

Электрическая машина работает следующим образом, При вращении ротора осевой вентилятор 9 нагнетает хладагент в аксиально внутреннюю роторную зону 7, в которой поток разветвляется на две части: основная часть потока направляется аксиальной перегородкой 14 в аксиальные17, а затем радиальные вентиляционные каналы и далее поступает на вход теплообменника 19, вторая часть потока через отверстия 15 в аксиальной перегородке 14 с помощью лопаток-крыльчаток 16 подается в аксиально внутреннюю статорную зону 5, оттуда— к входу теплообменника 19. Далее оба потока соединяются в теплообменнике, проходя через который хладагент охлаждается и попадает в аксиально внешнюю роторную зону 6 и далее — на вход вентилятора 9. После этого цикл повторяется.

Описанная вентиляционная система имеет следующие преимущества. В результате разделяющего и направляющего действий аксиальной перегородки 14 становится возможным увеличить часть потока хладагента, поступающего через аксиальные каналы ротора для охлаждения основных источников тепловыделения; в том числе пазной части обмотки статора. Вместе с тем, через отверстия 15 путем соответствующего подбора их проходного сечения и количества вторую часть потока, идущего на охлаждение прямых участков лобовой части обмотки, можно ограничивать до необходимого минимума, так как перегрев обмотки в лобовой части ниже, чем в пазовой части, Таким образом, наличие разделительной перегородки 14 с отверстиями 15 позволяет оптимальным образом перераспределять хладагент между трактами пазовой и лобовой частей обмотки статора и добиться равномерного распределения температуры вдоль всей длины обмотки. Наличие лопаток-крыльча- . ток 16 на наружной поверхности конусной части перегородки 14, между отверстиями

15, создает дополнительный напор и придает необходимое направление движению потока к месту наименьшего аэродинамического сопротивления решетки лобовых частей. В резул ьтате улучшается эффективность вентиляции электрической машины.

Формула изобретения

1. Электрическая машина с радиальносогласной вентиляцией, содержащая статор с радиальными вентиляционными каналами, корпусом и обмоткой с лобовыми частями, ротор с аксиальными и радиальными вентиляционными каналами, валом и осевыми вентиляторами, снабженными направляющими цилиндрическими кожухами, о т л и1725322

Я у 7 15 16

Фиг. 2

45

Составитель А.Воинов

Редактор Т.Никольская Техред М.Моргентал . Корректор T.Малец

Заказ 1182 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения охлаждения, между кожухом вентилятора и торцом ротора над аксиальными каналами установлена перегородка с отверстиями, соединяющими зону статора и ротора.

2. Машина по п, 1, отличающаяся тем, что на наружной поверхности перегородки между отверстиями размещены радиальныеые лопатки-крыл ьчатки.

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в турбогенераторах с газовым охлаждением обмотки ротора

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к крупному электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх