Цепная волновая передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве волнового редуктора. Целью изобретения является расширение технологических возможностей , уменьшение массы и габаритов волновой передачи, улучшение характеристик привода машин. Гибкое колесо 1 прижимается к впадинам колеса 6 и звездочки 7 наружными прижимами 2 с диаметрально противоположных сторон и отводится от них по внутренним направляющим 3. Прижимы 2 и направляющие 3 вращаются вместе с ведущим валом 4. Гибкое колесо 1 обегает звездочку 7 и колесо 6. При этом из-за разницы чисел зубьев звездочки 2.2 и колеса Zi, за один оборот ведущего вала 4 подвижная звёздочка 7 вместе с ведомым валом 8 поворачивается на (Z2 - Zi) угловых шага. Таким образом, вращение ведущего вала 4 передается ведомому валу 8 с передаточным отношением /(). 1 ил. fe

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 Н 1/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

С:

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4817766/28 (22) 13.02.90 (46) 15.04.92. Бюл. М 14 (71) Ковровский филиал Владимирского политехнического института (72) Г.К.Рябов, С.В.Бушев и Е.В,Каратанов (53) 621.833.7(088.8) (56) Волков Д.П., Крайнев А.Ф. Трансмиссии строительных и дорожных машин. М.: Машиностроение, 1982.

Сычев А.А. Создание и исследование волновых передач с гибким колесом в виде стандартной многорядной роликовой цепи, Автореферат. Пермь, ППИ, 1972, (54) ЦЕПНАЯ ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве волнового редуктора. Целью изобретения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве волнового редуктора.

Известны волновые передачи, в которых используются гибкие колеса.

Известна также конструкция волновой передачи с гибким колесом. В известной волновой передаче в качестве гибкого колеса используется трехрядная роликовая цепь. Генератор волн деформаций выполнен в виде двух дисков большого диаметра, эксцентрично насаженных на вал. Ролики первых двух рядов цепи зацепляются с внутренними зубьями неподвижного жесткого колеса, выполненного заодно с корпуСом редуктора, а ролики третьего ряда соответственно с внутренними зубьями подвижной

„„. Ы„„1726870 Al является расширение технологических возможноотей, уменьшение массы и габаритов волновой передачи, улучшение характеристик привода машин. Гибкое колесо 1 прижимается к впадинам колеса 6 и звездочки

7 наружными прижимами 2 с диаметрально противоположных сторон и отводится от них по внутренним направляющим 3. Прижимы 2 и направляющие 3 вращаются вместе с ведущим валом 4. Гибкое колесо 1 обегает звездочку 7 и колесо 6. При этом из-за разницы чисел зубьев звездочки Zz и ( колеса 21, за один оборот ведущего вала 4 подвижная звездочка 7 вместе с ведомым валом 8 поворачивается на (22 — 21) угловых шага. Таким образом, вращение ведущего вала 4 передается ведомому валу 8 с пере- Я даточным отношением U =-22 / (2г — 21), 1 ил, звездочки, сидящей на выходном валу. Количество звеньев цепи меньше числа зубьев неподвижного жесткого колеса на величину, равную числу волн деформации, и равно числу зубьев подвижной звездочки.

Известная волновая передача нетехнологична в изготовлении, так как для изготовления звездочек с внутренними зубьями требуется специальный инструмент. Из-за использования генератора волн в виде дисков большого диаметра, эксцентрично посаженных на вал, передача имеет большие габариты.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков.

Для достижения этой цели в известной волновой передаче, содержащей гибкое ко1726870 лесо в виде трехрядной роликовой цепи, неподвижное зубчатое колесо, входящее в зацепление с двумя первыми рядами роликов цепи, установленную на входном валу, подвижную звездочку, входящую в зацепление с третьим рядом роликов цепи, и генератор волн деформаций, генератор волн деформаций выполнен в виде наружных прижимов и внутренних направляющих. Неподвижное зубчатое колесо и подвижная звездочка установлены внутри гибкого колеса, при этом соотношение их шагов определяется по формуле; ц/tz = э! пД2 )/sin(zPz), где t> —; т — шаг подвижной звездочки; Z> — число зубьев неподвижного колеса; 22 — число зубьев подвижной звездочки; Zz = 2> + n, где и — число волн деформаций.

За счет использования звездочек с различными числами 2> и 22 зубьев с соблюдением соотношения шагов t< и tz между ними по выражению t1/t2 = sin(x/Z /sin(ëÙ обеспечивается равенство диаметров их дел ител ьн ых окружностей и окружностей впадин, что дает возможность установить эти звездочки внутри гибкого колеса и обеспечить зацепление всех зубчатых венцов с многорядной роликовой цепью одновременно в нескольких зонах по окружности звездочек, в соответствии с числом волн деформации гибкого колеса (цепи).

Надежность этого зацепления обеспечивается наружными признаками генератора волн, поджимающими ролики цепи к впадинам зубьев звездочек.

Внутренние направляющие отводят цепь из зоны зацепления от зубьев звездочек и одновременно компенсируют вытяжку цепи из-за износа. Кроме того, за счет расположения звездочек внутри гибкого колеса появляется возможность использования звездочек с наружными зубьями со стандартным профилем.

На фиг.1 изображена кинематическая схема волновой передачи; на фиг,2 — разрез

А — А на фиг.1.

Передача содержит гибкое колесо 1, в качестве которого использована трехрядная роликовая цепь. Генератор волн, выполненный в виде наружных прижимов 2 и внутренних направляющих 3, закреплен на валу 4 с возможностью вращения в корпусе

5. Ролики первых двух рядов цепи зацепляются с зубьями неподвижного двухзвенного зубчатого колеса 6, а ролики третьего ряда — с зубьями подвижной звездочки 7, сидящей на ведомом валу 8, Для обеспечения передачи вращательного движения от

55 ведущего вала 4 на ведомый вал 8 колесо 6 и звездочка 7 имеют разные числа зубьев 21 .и Zz. Одновременное зацепление гибкого колеса 1 с колесом 6 и со звездочкой 7 достигается выравниванием диаметром делительных окружностей последних путем соблюдения соотношения между шагами колеса 6 и звездочки 7 по выражению

t1/tz = sin(sr >)/э п(д2г)

Передача работает следующим образом.

Гибкое колесо 1 прижимается к впадинам колеса 6 и звездочки 7 наружными прижимами 2 с диаметрально противоположных сторон и отводится от них по внутренним направляющим 3. Прижимы 2 и направляющие 3 вращаются вместе с валом

4. Гибкое колесо 1 обегает звездочку 7 и колесо 6 на один оборот, При этом из-за разницы чисел зубьев звездочки Zz и колеса

Z> подвижная звездочка отстает íà (Zz — Z>) угловых шага. B связи с этим между ведущим 4 и ведомым 8 валами создается передаточное отношение, которое определяется по выражению 0 = 2г/(22 — 21) где 22 — число зубьев подвижной звездочки, а 2< — число зубьев неподвижного зубчатого колеса.

Таким образом, вращение от ведущего вала 4 с угловой скоростью Ui передается ведомому валу 8 с заданным передаточным отношением U и с угловой скоростью

N2 =в1/U.

За счет использования звездочек с различными числами зубьев с соблюдением соотношения шагов между ними по выражению t1/tã = sin (zt/2 )/sin (X/2 ) обеспечивается равенство диаметров их делительных окружностей и окружностей впадин, то дает возможность установить эти звездочки внутри гибкого колеса и обеспечить зацепление всех зубчатых венцов с многорядной роликовой цепью одновременно в нескольких зонах по окружности звездочек в соответствии с числом волн деформации гибкого колеса (цепи), Надежность этого зацепления обеспечивается наружными прижимами генератора волн, поджимающими ролики цепи к впадинам зубьев звездочек.

Внутренние направляющие отводят цепь из зон зацепления от зубьев звездочек и одновременно компенсируют вытяжку цепи из-за износа, Такая компоновка позволяет уменьшить габариты передачи по сравнению с прототипом примерно в 1,5 раза.

Кроме того, за счет расположения звездочек внутри гибкого колеса(цепного контура) появляется возможность использования

1726870

50

55 звездочек с наружными зубьями со стандартным профилем, изготовление которых обеспечивается более технологичными методами с использованием стандартных инструментов. Это, в конечном итоге, спо- 5 собствует повышению технологичности конструкции по сравнению с прототипом, в котором используются звездочки со специальными профилем зубьев.

Формула изобретения 10

Цепная волновая передача, содержащая гибкое колесо, представляющее собой многорядную роликовую цепь, неподвиж-ное зубчатое колесо для зацепления с роликами нескольких рядов цепи, подвижную 15 звездочку для зацепления с остальными рядами роликов цепи и генератор волн, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, уменьшения массы и габаритов, генератор волн выполнен в виде наружных прижимов и внутренних направляющих, неподвижное зубчатое колесо и подвижная звездочка установлены внутри гибкого колеса, их шаги связаны соотношением t1/t2 = sin (и/Z1)/sin (тг/Zz), где t> —; tz — шаг подвижной звездочки; Z> — число зубьев неподвижного колеса, Z2 — число зубьев подвижной звездочки.

1726870 я-А

Составитель Г. Рябов

Редактор В. Трубченко Техред М.Моргентал Корректор M. Шароши

Заказ 1266 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Цепная волновая передача Цепная волновая передача Цепная волновая передача Цепная волновая передача 

 

Похожие патенты:

Вариатор // 1724972

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к дифференциальным передачам,устанавливаемым в ведущих мостах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению

Вариатор // 1719751
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к станкостроению, и можетбыть использовано в станках в качестве последнего звена цепи приводов подач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании и изготовлении глобоидных червячных передач

Изобретение относится к машинострое;- нию и найдет применение при производстве и эксплуатации червячных редукторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических системах

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в приводах высокоточных и тяжело нагруженных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх