Передача с промежуточными звеньями

 

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в приводах высокоточных и тяжело нагруженных машин. Целью изобретения является повышение точности передачи путем регулирования зазоров в ней. Передача содержит корпус 1 с центральным зубчатым колесом 2, где на опоре 3 установлен ведущий вал 4, выполненный заодно с коническим эксцентричным кулачком 5, взаимодействующим с шариками 6, которые размещены в радиальных пазах обоймы 7, соединенной с выходным валом 8. Регулирование зазоров в зацеплении, обусловленных неточностью изготовления или износом рабочих поверхностей , обеспечивается установкой элемент осевого регулирования, выполненного, например , в виде дистанционной шайбы 9. -Зил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 57/12,, 1/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ ССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4753303/28 (22) 23.10.89 (46) 29.02.92. Бюл. М 8 (71) Томский филиал Научно-исследовательского института технологии машиностроения (72) С.И.Бакалов, В.В.Мужипов и Б.Г.Хохряков (53) 62 1 .833.6(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1335757, кл. P 16 Н 1/00, 1985.

Авторское свидетельство СССР

М 1392285, кл. F 16 H 1/00, 1986. (54) ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ

ЗВЕНЬЯМИ, (57) Изобретение относится к машиностроению и может применяться в приводах высоИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах высокоточных и тяжело нагруженных машин.

Известна передача с промежуточными звеньями, содержащая корпус, двухдисковое водило, установленное на входном валу, промежуточные звенья в виде трехрядной роликовой цепи, взаимодействующей первым и вторым рядами с дисками и с закрепленной на корпусе двухвенцовой звездочкой с внутренними зубьями. При этом каждое звено первого и второго рядов цепи выполнено с дополнительным роли-. ком, контактирующим соответствующим диском водила, а ось дополнительного ролика, параллельная осям основных роликов, раз,, SU „, 171б227А1 коточных и тяжело нагруженных машин.

Целью изобретения является повышение точности передачи путем регулирования зазоров в ней. Передача содержит корпус 1 с центральным зубчатым колесом 2, где на опоре 3 установлен ведущий вал 4, выполненный заодно с коническим эксцентричным кулачком 5, взаимодействующим с шариками 6, которые размещены в радиальных пазах обоймы 7, соединенной с выходным валом 8. Регулирование зазоров в зацеплении, обусловленных неточностью изготовления или износом рабочих поверхностей, обеспечивается установкой элемент осевого регулирования, выполненного, например, в виде дистанционной шайбы 9.

3 ил. мещена в плоскости симметрии звена и смещена к центру передачи;

Недостатком этой передачи является ее невысокая кинематическая точность, обусловленная наличием в ней мертвого хода, величина которого зависит от погрешностей изготовления, сборки и износа несущих элементов передачи. Кроме того, величина мертвого хода в этой передаче дополнительно увеличивается за счет зазоров, имеющихся в многочисленных сопряжениях роликов с боковыми пластинами цепи.

Наиболее близкой к предлагаемой является передача с промежуточными звеньями, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, кулачок, установленный на ведущем валу, неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями и обойму, жестко свя1716227 занную с ведомым валом. В пазах обоймы рядами в шахматном порядке размещены промежуточные звенья для взаимодействия с кулачком и центральным колесом, при этом соседние ряды смещены в окружном направлении на угол, меньший углового шага промежуточных звеньев, а центральное колесо выполнено в виде набора колец, крайние из которых смещены в окружном направлении относительно средних на тот же угол.

Недостатком этой передачи является ее низкая кинематическая точность, обусловленная тем, что суммарный зазор между зубьями центрального колеса, промежуточными звеньями, пазами обоймы и кулачком приводит к появлению мертвого хода в передаче, в пределах которого отсутствует кинематическая связь входного и выходного валов, т.е. на этом участке передача неуправляема. Величина мертвого хода непостоянна и зависит от погрешностей изготовления несущих элементов передачи и от их износа в процессе работы. Исключить зазоры, появляющиеся при сборке передачи нельзя, так как при отсутствии зазоров между несущими элементами ее практически невозможно собрать, а полностью устранить явление износа также не представляется возможным, Таким образом, невысокая кинематическая точность известных передач с промежуточными звеньями, обусловленная наличием мертвого хода, ограничивает их широкое применение в приводах, например космических аппаратов, промышленных роботов, дозирующих устройств химических производств и т.п„где требуется сочетание высокой кинематической точности с большей несущей способностью.

Цель изобретения — повышение точности передачи с промежуточными звеньями путем регулирования зазоров в ней.

Указанная цель достигается тем, что передача, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, кулачок, установленный на ведущем валу, центральное колесо с внутренними зубьями, неподвижно закрепленное в корпусе, обойму, жестко связанную с ведомым валом, и промежуточные звенья, расположенные в пазах обоймы, для взаимодействия с кулачком и центральным колесом, снабжена элементом осевого регулирования, размещенным между корпусом и кулачком, причем последний имеет возможность осевого перемещения, а его рабочая поверхность выполнена конической., Для автоматического устранения зазоров в передаче с небольшими передающими усилиями может быть использован элемент осевого регулирования в виде пружины.

Предлагаемое устройство обеспечивает .

5 повышение точности передачи путем устранения зазоров, появляющихся по причине неточностей изготовления деталей передачи, ее сборки и последующего износа в процессе работы.

10 Выполнение рабочей поверхности кулачка конической позволяет изменить геометрические места контакта и размеры траекторий движения примежуточных,тел.

Осевое перемещение кулачка, имеюще15 ro коническую рабочую поверхность, позволяет изменять положение промежуточных тел относительно зубьев центрального колеса, устраняя зазоры между ними и обеспечивая их постоянный контакт.

20 Элемент осевого регулирования, устанавливаемый между корпусом и кулачком, обеспечивает сохранение полученного взаимного положения кулачка, промежуточных тел и зубьев центрального колеса (т.е. поло25 жения, исключающего зазоры).

На фиг. 1 изображена планетарная передача с промежуточными звеньями; на фиг.

2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг, 3 — передача с промежуточными звеньями, осна30 щенная элементом осевого регулирования, выполненными в виде пружины.

Передача с промежуточными звеньями (фиг. 1) содержит корпус 1 с неподвижно закрепленным в нем центральным зубчатым

35 колесом 2 с внутренними зубьями, В корпусе 1 на опоре 3 установлен ведущий вал 4, выполненный заодно с эксцентрично размещенным на нем кулачком 5, имеющим коническую рабочую поверхность. Кулачок 5

40 взаимодействует с шариками 6 (промежуточными звеньями), которые размещены в различных пабах обоймы 7, совмещенной с ведомым валом 8. Между опорой 3 и кулачком 5 установлен элемент осевого регулиро45 вания, выполненный в виде дистанционной шайбы 9. Элемент осевого.регулирования может быть выполнен, например, и в виде пружины 10 (фиг. 3), Передача работает следующим образом.

50 При вращении ведущего вала 4 вместе с ним перемещается кулачок 5, совершающий орбитальное движение по окружности с радиусом, равным эксцентриситету этого кулачка, при этом шарикам 6 сообщается

55 радиальное перемещение и они, взаимодействуя с наклонными поверхностями внутренних зубьев центрального колеса 2, смещаются еще и в окружном направлении.

Смещаясь относительно неподвижного кор-.

1716227

А. пуса 1 и центрального зубчатого крлеса 2,, шарики 6 увлекают вместе с собой в окружном направлении и обойму 7, в пазах которой они расположены. При этом вместе с обоймой 7 происходит поворот ведомого вала 8. 5

Зазоры в передаче устраняются в следующем порядке: кулачок 5 перемещается в, осевом направлении к ведомому валу 8, при этом его коническая рабочая поверхность:. раздвигает шарики 6 до момента их сопри- 10 косновения с поверхностями зубьев центрального колеса 2, выбирая тем самым зазоры в зацеплении; в образовавшееся пространство между кулачком 5 и опорой 3 устанавливается дистанционная шайба 0 15 соответствующей толщины, обеспечиваю- щая сохранение взаимного положения всех элементов передачи после регулировки, Элемент осевого регулирования может 20 быть выполнен и в виде упругого элемента, например пружины 10(фиг. 3). В этом случае обеспечивается автоматическое устранение зазоров в передаче.

Ф о р мул а изобретения

Передача с промежуточными звеньями, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, кулачок, установленный на ведущем валу; центральное колесо с внутренними зубьями, неподвижно закрепленное в корпусе, обойму, жестко связанную с ведомым валом, и промежуточные звенья, расположенные в пазах обоймы для взаимодействия с кулачком и центральным колесом, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения точности путем регулирования зазоров в передаче, она снабжена элементом осевого регулирования, размещенным между корпусом и кулачком, последний имеет возможность осевого перемещения, а его рабочая поверхность выполнена конической.

1716227

4-А

Pgz3

Составитель Б. Хохряков

Редактор Л. Веселовская Техред М,Моргентал Корректор Л. Бескид

Заказ 599 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Передача с промежуточными звеньями Передача с промежуточными звеньями Передача с промежуточными звеньями Передача с промежуточными звеньями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах для промышленных роботов

Редуктор // 1670271
Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано пои проектировании устройств для задания равномзрной скорости вращения и устройств, содержащих точные кинематические цепи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве редуктора, имеющего большое передаточное отношение

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах, к которым предъявляют высокие требования по точности зацепления, и позволяет повысить точность зацепления и снизить материалоемкость передачи

Изобретение относится к машиностроению, в частности к беззазорным планетарным передачам с упругой деформацией зубчатых венцов, и позволяет повысить долговечность и уменьшить габариты планетарной беззазорной передачи

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам низкой точности

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , к переключаемым косозубым зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , а именно к дифференциальным во л новым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовыхзубчатых передачах

Изобретение относится к механическим передачам, а именно к волновым герметичным передачам, и может найти применение для передачи движения в герметизированное пространство

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях приводов роботов-манипуляторов и следящих приводов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в планетарных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Наверх