Устройство для оценки работы оператора

 

Изобретение относится к автоматике , в частности к устройствам для исследования внимания, и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности и тренировке операторов Цель изобретения - расши: рение дидактических возможностей устройства путем выявления и трени- - ровки навыка непроизвольного внимания , Устройство содержит распредели

5 А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

ЮЛЮ

РЕСПУБЛИК ае of) (И)5 6 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ll0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

5 (21) 4866888/24 (22) 30. 07.90 (46) 23. 05. 92. Бюл. М 19

- (72) Н.И. Кудряшов, А.В. Карлов, В.А, Кирюхин и В.В. Мухортов (53) 681.3. 071 (08 "8) (56) Авторское свидетельство СССР 709646, . . G 09 В 9/00, 1978.

Авторское свидетельство СССР

- 5 1418799, (ca. G 09 В 9/00, 1987.

Авторское свидетельство СССР

М 1141441, кл. G 09 В 9/00, 1983, 2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ

ОПЕРАТОРА (S7). Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для исследования внимания, и может быть использовано при оценке профессио" нальной пригодности и тренировке операторов. Цель изобретения - расши- рение дидактических возможностей устройства путем выявления и трени-: ровки навыка непроизвольного внимания. Устройство содержит распредели3 17 тель импульсов, формирователь 2 импульсов, блок 3 задания эталонов числа, сигналов, регистратор 4 выделе-; ния контрольного сигнала, блок 5 предъявления информации, звуковой регистратор 6 (указания выборки), блок

7 сравнения и пульт 8 обучаемого.

Введение в устройство блока 3 и ре35885

4 гистраторов 4,6 обеспечивает воэможность случайного предъявления групп сигналов-раздражителей с случайным указанием ; контрольного сигнала после предъявления всей группы и фиксацией верхних отаетов, что позволяет определить наличие навыка непроизвольного внимания. 8 ил.

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для исследования внимания, и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности и тренировке операторов.

Известен тренажер психофизиологических реакций человека, содержащий задающий генератор, узел регистрации реакций, блок счетчиков, блок коммутаторов, блок управления, генератор временных меток и логическую .схему ИЛИ. В этом устройстве раздражитель предъявляется в виде звуковых образцов функций Уолма и определяется время, затрачиваемое испытуемым на его восприятие и усвоение.

Известно устройство для тренировки памяти обучаемого, содержащее счетчик правильных ответов, табло информации, дешифратор, индикатор, кольцевой распределитель импульсов, блок управления, блек сравнения, регистр эталонных ответов, переключатель и пульт обучаемого. Это устройство позволяет судить о скорости наращивания объема оперативной памяти при зрительном поиске.

Известные устройства не позволяют выявить наличие навыка непроизвольного внимания.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является тренажер, содержащий последовательно включенные блок управления, блок программы, регистр памяти и электроакустический преобразователь и последовательно включенные пульт обучаемого и блок анализа ответos, входы другой группы которого и первый, второй выходы соединены соответственно с выходами группы и с первым, третьим входами блока управления второй вход которого подключен к вы. ходу пульта обучаемого, а первыйтрбтий выходы - к соответствующим входам регистра памяти.

Однако данное устройство не поз" .воляет выявлять и тренировать навы" ки непроизвольного внимания, что су20 жает его дидактические возможности.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем выявления и тренировки навыка непроизвольного внимания за д счет случайного указания выбора в каждой из предъявляемых групп конт" рольного сигнала, подлежащего воспроизведению.

Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство, со- . держащее последовательно включенные блок управления, блок формирования сигналов (блок программы и регистр памяти), блок звукового предъявления (электроакустический преобразоваЗ5 тель) и последовательно включенные пульт обучаемого, выход которого соединен с четвертым входом блока уп" равления, и блок совпадения (анализа ответов), введены блок выделения

4О контрольного сигнала, вход группы которого соединен с выходом группы блока формирования сигналов, а выход группы - с входами второй группы бло" ка совпадения, блок задания числа

45 сигналов и блок указания выборки, вход группы которого соединен с выходом группы блока задания числа сиг" налов, а выход - с первыми входами блока выделения контрольных сигна5О лов и блока задания числа сигналов, первый выход которого подключен к второму входу блока выделения конт-, рольных сигналов и к первому входу блока указания выборки, а второй выgg ход - к вторым входам блока звуково-. го предъявления и блока указания вы. борки, при этом второй, третий выхо.. ды и первый - третий входы блока yni равления соединены с соответствуащи5 17 ми входами и выходами блока Формиро —-вания сигналов, четвертый выходс вторым входом блока задания числа сигналов, пятый выход - с третьими входами блоков задания числа сигналов, звукового предъявления и указания выборки, а шестой выход - с четвертым входом блока указания выборки, пятый вход которого подклю" чен к выходу пульта обучаемого, а выход блока совпадения соединен с четвертым входом блока задания числа сигналов.

Указанные элементы и связи после предъявления группы сигналов (раздражителей) обеспечивают из нее случайную выборку одного сигнала, который испытуемый (обучаемый) должен воспроизвести, причем правильные ответы увеличивают число,сигналов в группе.

На Фиг.1 представлена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - функциональная схема расп-, ределителя импульсов; на фиг.3функциональная схема формирователя импульсов, на фиг,4 - функциональная схема блока задания эталонов; на фиг.5 - функциональная., схема первого регистратора; на фиг.6 - функциональная схема блока предъявления звуковой информации; на фиг.7 - функциональная схема второго регистратора; на Фиг.8 - временные диаграммы, поясняющие работу устройства.

Устройство содержит распределитель 1 импульсов (управления); фор-. мирователь 2 импульсов (раздражителей), блок 3 задания эталонов числа сигналов в группе, регистратор 4 выделения контрольного сигнала, блок

5 предъявления звуковой информации, регистратор 6 указания выборки сигнала, на который необходимо дать ответ, блок 7 сравнения и пульт 8 обучаемого.

Распределитель содержит генератор 9 тактовых импульсов (двухчастотный), элемент ИЛИ-HE 10, одновибратор 11, элемент И 1 2, первый 13 и второй 14 элементы ИЛИ и элемент 15 задержки.

Формирователь 2 включает счетчикдешифратор 16, шифратор 17, регистр

18 сдвига и первый 19 и второй 20 элементы задержки.

Блок 3 содержит первый - четвертый счетчики 21-24 (с регулируемым циклом счета), группу элементов И

35885 6

25«-25<, элемент ИЛИ 26, первый 27 и второй 28 элементы И, элемент

29 задержки и светодиоды 30«-30 (сигнальные).

Регистратор 4 имеет группу weментов И 311-31 и группу триггеров

32«-324.

Блок 5 включает генератор 33 тональной частоты (1000 и 500 Гц), первый 34 и второй 35 элементы И, элемент ИЛИ 36 и головные телефоны 37, Регистратор 6 содержит первый 38 и второй 39 счетчики, первую 40«-40 и вторую 41« -41 группы элементов И

15 группу триггеров 42«,-42, группу индикаторов 43«-43> (цифр), первыйтретий элементы ИЛИ 44-46 элемент

47 запрета и элемент 48 задержки.

Устройство работает следующим образом.

Включают питание. Счетчик-дешифра" тор 16, регистр 18, счетчики 21, 23 и 24 устанавливаются в исходное с ос25 тояние, триггеры 32 и 42 " в нулевое положение, счетчик 22 - в первое положение, засвечивая светодиод 301, указывающий на предъявление групп из трех сигналов (раздражителей) и готовность уотройства к работе.

Испытуемый (обучаемый) нажимает кнопку "Пуск" на пульте 8 (не пока зана), Импульс с ее выхода (фиг.8а) через элемент ИЛИ 44 и информационный вход элемента 47 запрета, íà yn-

35 Равляющии вход которого подан нуле вой потенциал с выхода элемента 48, время задержки которого несколько превышает длительность короткого импульса с выхода одновибратора 11, щ поступает на вход счетчика 21, обеспечивая появление на его выходе единичного потенциала, через элемент

ИЛИ 13 - на вход счетчика-дешифратора 16, вызывая появление на первом его выходе .логической единицы (Фиг,8б,1), которая подается на первый вход элемента И 31« и на соответствующие входы шифратора 17, обеспечивая на его выходе формирование

M двоичного числа "10101010". Одновременно этот же импульс через. элемент

ИЛИ 14 и элемент 19 задержки поступает на вход регистра 18, осуществ-: ляя перевод последнего в режим па- . раллельной записи, а пройдя -через элемент 20 задержки, поступает на вход С, регистра 18, обеспечивая параллельную запись двоичного формализованного числа с выхода шифратор

5885 8

173

17 в регистр 18, Тактовые импульсы, поступающие с первого выхода генератора 9 на вход С регистра t8, производят выдвижение двоичных комбинаций коротких импульсов (точек) с его последнего выхода на управляющий вход элемента И 34, Тональная частота с первого выхода генератора 33, поданная на. информационный вход элемента И 34, подается с его выхода в виде сигнала (Фиг.йе) из четырех коротких тональных импульсов, которые поступают через элемент ИЛИ 36, на вход головных телефонов 37.

Испытуемый воспринимает и запоминает предъявленную информацию.

По окончании предъявления первого сигнала группы на выходе элемента

ИЛИ-НЕ 10 появляется единичный импульс, который поступает на вход одновибратора 11. Передний фронт этого импульса вызывает появление на выходе одноеибратора 11 короткого импульса (Фиг.йг), который поступает на счетный вход счетчика 39, обеспечивая на его первом выходе единичного потенциала. Единичный потенциал с выхода счетчика 39 прикладывается к второму входу элемента И 40, к первому входу которого приложен единичный потенциал с nepeoro выхода счетчика 38, обеспечивая положение на его выходе единичного импульса, который подается на вход триггера

42», перебрасывая последний в единичное положение, т.е. подается единичный потенциал на первый вход элемента И 41» и через элемент ИЛИ 46 поступает на счетный вход счетчика

23, фиксируя подачу на контроль первого сигнала. Одновременно импульс с внхода одновибратора 11 поступает на вход элемента 15 задержки, через элемент И 31» - на вход триггера 32» обеспечивая появление единичного потенциала на его выходе, который прик ладывается к соответствующему входу блока 7, и на счетный вход счетчика

21, фиксируя поступление первого сигнала (раздражителя) группы.

Задержанный импульс с выхода эле-. мента 15 (фиг.8д) поступает на управляющий вход элемента И 12, на ин- 4

Формационный вход которого поданы. импульсы с второго выхода генератора

9 (их частота в 100 раз больше, чем на первом выходе), через элемент

ИЛИ 14 - на вход элемента 19 и на вход элемента И 27.

Импульсы с выхода элемента И 12

5 через элемент ИЛИ 13 поступают на вход счетчика-дешифратора 16, устанавливая последний в случайное положение, и через элемент ИЛИ 44 на ехоп элемента 47 запрета, но дальше не проходят, так как на его управляющий вход подан единичный потенциал с выхода элемента 48 задержки.

Задержанный импульс с выхода элемента 19 (после занятия счетчикомдешифратором 16 соответствующего по15 ложения), а затем с выхода элемента

20 обеспечивает появление на выходе регистра 18 следующего сигнала груп" пы.

Пусть счетчик-дешифратор 16 установился в четвертое положение (Фиг.8б,4),, На выходе регистра 18 появляется сигнал, состоящий из коротких (точек) и длинных (тире) им" пульсов, который начинается с длинно« го импульса. Испытуемый запоминает структуру сигнала и очередность предъявления.

Поступление следующего сигнала фиксируется аналогично.

30 После предъявления на слух третьего сигнала первой группы на первом выходе счетчика 21 появляется единичный потенциал, который через элементы И 25 » и ИЛИ 25 поступает на вход элемента И 35, обеспечивая подачу короткого сигнала (частоты 500 Гц), предупреждающего испытуемого о конце, первой группы и начале второй, на вторые входы элементов И 41, зас40 вечиеая на индикаторе 43 цифру н1н (Фиг.8е), указывающую испытуемому о воспроизведении первого сигнала-раздражителя в группе, и на первый вход элемента И ?7, подготавливая цепь для 5 сброса.

Испытуемый (обучаемый), восприняв светящуюся цифру "1" на индикаторе

43», вспоминает и воспроизводит первый сигнал группы, нажимая на соот5Q ветствующую кнопку ответа (не показана) на пульте Я.

При верном ответе поступление на соответствующий вход блока 7 импульса с кнопки ответа 8 пульта вызывает появление импульса на выходе блока 7, который поступает на вход счетчика 24, Фиксируя правильный ответ.

Неверные ответы на сигналы-раздражители не фиксируются.

5885

Ю 5формула изобретения

Устройство для оценки работы one ратора, содержащее формирователь импульсов, пЕрвый вход которого сое50 динен с соответствующим выходом раопределителя импульсов, а первый выходс соответствующим входом блока предьявления звуковой информации, пульт обучаемого, выход которого подключен к первому входу распределителя им" пульсов, а выходы группы - к соответ-, ствующим входам первой группы блока сравнения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидак55

9 173

Задержанный импульс с выхода элемента 15 (фиг.8д), поданный на второй вход элемента И 27, обеспечивает появление на выходе последнего импульса сброса, который возвращает счетчики 21, 38 и 39 и триггеры 32 и 42 в исходное состояние, а поступив на входы элементов И 12 и ИЛИ 14, предъявляет испытуемому первый сигнал-раздражитель следующей (второй) группы.

Импульсы с выхода элемента И 12, поданные на вход счетчика-дешифратора 16, одновременно подаются через элементы ИЛИ 44 и 47 запрета на сонетный вход счетчика 38, обеспечивая случайное появление единичного потенциала наодном из его выходов например. третьем. Единичный потен" циал с .третьего выхода счетчика 38 прикладывается к первому входу элемента И 40 5 и через элемент ИЛИ 45 к входу элемента 48 задержки. Задержанный импульс с выхода элемента 48 поступает на управляющий вход элемен.та 47, блокируя счетный вход счетчика 38.

После предъявления десяти групп сигналов-раздражителей на выходе счетчика 23 появляется импульс, который поступает на первый вход элемента И 28 и на вход элемента 29 задержки. Если испытуемый в каждой из двести групп сигналов дал верный ответ путем нажатия соответствующих кнопок ответа на пульте 8: "К" - короткие импульсы (точки), "Д" - длинные импульсы (тире), "КД" - смесь коротких и длинных импульсов, начинающаяся с длинного импульса, то на выходе счетчика 24 появляется импульс, который поступает на второй вход элемента И 28. Импульс с выхода элемента И 28 подается на счетный вход счетчика 22, обеспечивая появление на его выходе единичного потенциала, который поступает на второй вход элемента И 25<, высвечивает светодиод 30, и на управляющий вход счетчика 38, расширяя число выходов на один.

Задержанный импульс с выхс1а элемента 29 поступает на обнуляющие входы счетчиков 23 и 24, возвращая их в исходное положение.

Следующая группа, предъявляемая

t испытуемому, состоит из четырех сигналов-раздражителей.

Если после предъявления десяти групп число верных ответов, зафиксированных счетчиком 24, не соответствует числу предъявленных сигналов1 раздражителей, то импульса на выходе элемента И 28 не будет, т,е. счетчик

22 остается в том же положении. 3адержанный импульс с выхода элемента

29 возвращает счетчики 23 и 24 в исходное состояние. Испытуемому (обуча емому) в следующем цикле предъявляются группы, содержащие прежнее число сигналов-раздражителей.

По окончании испытаний (тренировки) горение соответствующего светодио да 30 указывает на нал .чие (тренируемость) навыка непроизвольного запоминания

Использование изобретения в устройствах для исследования психофизиологических реакций и оценки профессиональной пригодности позволит оценить и натренировать навыки непроизвольного внимания путем предъявления групп звуковых сигналов"раздражителей, различающихся длительностью импульсов, составляющих сигнал (короткие, длинные, их смесь, в которой необходимо запомнить также и первый импульс), размещенных в группе случайно, с последующим увеличением числа сигналов в. группе при верном различении и воспроизведении контрольного сигнала из группы, ука- . зываемого случайно после предъявления всей группы, Степень навыка непроизвольного внимания оценивается количеством сигналов в группах, которые верно воспроизвел обучаемый (испытуемый). Предлагаемый набор сигналов обеспечивает определение навыка непроизвольного запоминания у детей.

11 173 тических возможностей устройства, в него введены первый регистратор, входы группы которого соединены с со. ответствующими выходами формирователя импульсов, а выходы " с соответст вующими входами второй группы блока сравнения, блок задания эталонов и второй регистратор, входы группы которого соединены с соответствующими выходами блока задания эталонов, а выход - с первыми входами первого регистратора и .блока задания эталонов, первый выход которого подключен к второму входу первогорегистратора и к первому входу второго регистратора, а второй выход - к соответствующим входам блока предъявления звуковой информации и второго регистра, 5885 12 при этом второй и третий выходы и второй, третий и четвертый входы распределителя импульсов соединены соответственно с вторым и третьим входами и вторым, третьим и первым выходами формирователя, импульсов, четвертый- выход - с вторым входом блока задания эталонов, пятый выходО с третьими входами блока задания эталонов, блока предьявления информации,и второго регистратора, а шестой выход -, с четвертым входом второго регистратора,.пятый вход. которого, !

5 подключен к выходу пульта обучаемого, а. выход блока сравнения соединен с четвертым входом блока задания эталонов..

Фиг. Х

Фиа 7

Фиг.д

1735885

Составитель О, болдырев

ТекРеД М.Моргентал

Корректор Л. Пилипенко, Редактор И. Горная

° Ф ° В

Заказ 1818 Тираж Подписное . 3НЮЯЯ Государственного коваатета по ивобретенияи и открмтиян . к i КНТ СССР

1 13035, Москва, Ж-35 Раувская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для оценки работы оператора Устройство для оценки работы оператора Устройство для оценки работы оператора Устройство для оценки работы оператора Устройство для оценки работы оператора Устройство для оценки работы оператора Устройство для оценки работы оператора Устройство для оценки работы оператора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к эксплуатации автотранспорта и может быть использовано при подготовке и повышении квалификации водителей

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для психофизиологических исследований , и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности операторов различных систем управления

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для психофизиологических исследований , и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности операторов АСУ

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для тренировки памяти операторов различных систем управления

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке навыков внимания операторов АСУ

Изобретение относится к техническим средствам подготовки операторов и может быть использовано в тренажерах для обучения операторов систем управления

Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для применения при обучении водителей, в частности, вилочных погрузчиков

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к тренажерам для обучения водителей транспортных средств

Изобретение относится к техническим средствам подготовки операторов системы управления и может быть использовано для практического обучения операторов

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх