Устройство для обучения операторов

 

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано на начальном этапе подготовки операторов приему телеграфных знаков на слух. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности устройства путем адаптивного сокращения времени на опознание и запоминание Устройство содержит генератор 1, распределитель 2 импульсоа, формирователь 3 телеграфных кодов, блок 4 задания режима работы, блок 5 сравнения, блок 6 отображения символов, пульт 7 обучаемого, электроакустический преобразователь 8, реверсивный счетчик 9, дешифратор 10, делитель напряжения 11 и блок 12 предъявления учебной информации. Изобретение обеспечило визуальное предъявление символа одновременно со слуховым образом (мелодией) телеграфного знака и последующим адаптивным контролем его восприятия , обеспечивающими в зависимости от успешности освоения, определяемой способностью оператора, сокращение времени начального периода обучения 5 ил. сл С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s G 09 В 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Я (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4869767/24 (22) 26,09,90 (46) 30.05.92. Бюл. № 20 (72) Н.И,Кудряшов, А.В,Карлов,,В.В,Мухортов и В.А.Кирюхин (53) 681.3,071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1305759, кл. G 09 В 9/00, 1985.

Авторское свидетельство СССР

N 1267465, кл. G 09 В 9/00, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ (57) Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано на начальном этапе подготовки операторов приему телеграфных знаков на слух, Цель изобретения— расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности

„,. Ж„, 1737488 А1 устройства путем адаптивного сокращения времени на опознание и запоминание. Устройство содержит генератор 1, распределитель 2 импульсов, формирователь 3 телеграфных кодов, блок 4 задания режима работы, блок 5 сравнения, блок 6 отображения символов, пульт 7 обучаемого, электроакустический преобразователь 8, реверсивный счетчик 9, дешифратор 10, делитель напряжения 11 и блок 12 предъявления учебной информации, Изобретение обеспечило визуальное предъявление символа одновременно со слуховым образом (мелодией) телеграфного знака и последующим адаптивным контролем его восприятия, обеспечивающими в зависимости от успешности освоения, определяемой способностью оператора, сокращение времени начального периода обучения, 5 ил.

1737488

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано на начальном этапе подготовки операторов приему телеграфных знаков на слух.

ИзвеСтен тренажер, содержащий пульт обучаемого, блок анализа ответов, блок управления, блок программы, два регистра, генератор тактовых импульсов, одновибратор, аналоговый ключ, электроакустический преобразователь, индикаторы. Зто устройство при неправильном опознании знака включает подсказку — высвечивает структуру телеграфного кода неопознанного символа, но не учитывает временных возможностей обучаемого на его запоминание.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для обучения, содержащее генератор звуковой частоты, расп редел ител ь импульсов, последовател ьно включенные распределитель импульсов, формирователь телеграфных кодов, ключ, второй вход которого соединен с выходом генератора звуковой частоты, делитель напряжения, электроакустический преобразователь и последовательно включенные пульт обучаемого, вход которого связан с входом распределителя импульсов и подключен к первому выходу генератора импульсов, вторым выходом соединенного с соответствующим входом формирователя телеграфных кодов, блок сравнения, второй вход группы которого связан с информационным входом группы формирователя телеграфных кодов и подключен к выходам распределителя импульсов, реверсивный счетчик, выходы которого соединены с входами блока индикации, и дешифратор, выходы которого соединены с управляющими входами делителя напряжения, Однако данное устройство не имеет возможности изменения времени тренировки на запоминание и контроль результата в процессе обучения в зависимости от успешности усвоения оператором заданных знаков (букв, цифр) телеграфного знака, т.е, не учитывает индивидуальных способностей обучаемого, что снижает его эффективность.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности устройства путем изменения времени (сокращения или увеличения) тренировки на запоминание и контроль результата в процессе обучения в зависимости от успешности усвоения оператором заданных знаков (букв, цифр) телеграфного знака за счет выявления индивидуальных способностей. по5

55 зволяющих определить обучаемых, обладающих высокими навыками опознания знаков по мелодии, что сокращает время на их подготовку.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для обучения операторов, содержащее формирователь телеграфных кодов, первый вход которого соединен с соответствующим выходом первого генератора, а выход — с входом электроакустического преобразователя, пульт обучаемого, вход которого подключен ко второму выходу первого генератора, входу распределителя импульсов и второму входу формирователя телеграфных кодов, а выходы к соответствующим входам первой группы блока сравнения, входы второй группы которого соединены с соответствующими выходами распределителя импульсов и соответствующими входами группы формирователя телеграфных кодов, а выходы — с соответствующими входами реверсивного счетчика, дешифратор, входы которого подключены к соответствующим выходам реверсивного счетчика, а выходы — к соответствующим входам делителя напряжения. и блок предъявления учебной информации, введены второй генератор, управляющий вход которого соединен с выходом делителя напряжения. коммутатор, информационный вход которого подключен к выходу второго генератора, первый и второй индикаторы режима работы, входы которых соединены с соответствующими выходами коммутатора, переключатель, выход которого подключен к управляющему входу коммутатора, и блок отображения символов, информационные входы которого соединены с соответствующими выходами распределителя импульсов, а управляющий вход — с первым выходом коммутатора, третий выход которого подключен ко входу первого генератора и входу останова второго генератора, причем входы блока предъявления учебной информации соединены с соответствующими выходами дешифратора.

Визуальное предъявление символа (буквы, цифры) одновременно со слуховым образом (мелодией) телеграфного кода и последующим адаптивным контролем его восприятия позволяет сократить время начального периода обучения, отводимое на запоминание телеграфных кодовых знаков, На фиг,1 представлена блок-схема устройства; на фиг.2 -- функциональная схема блока задания режима работы; на фиг,3 — то же, блока отображения символов; на фиг,4— то же, электроакустического преобразователя; на фиг.5 — то же, распределителя импульсов, 1737488

55

Устройство для обучения операторов содержит генератор 1(импульсов), распределитель 2 импульсов, формирователь 3 телеграфных кодов, блок 4 задания режима работы, блок 5 сравнения, блок 6 отображения символов (знаков), пульт 7 обучаемого, электроакустический преобразователь 8, реверсивный счетчик 9, дешифратор 10, делитель напряжения 11 и блок 12 предъявления учебной информации со схемными соединениями, Блок 4 содержит генератор 13 (инфранизкой частоты — начальный период 5 мин), коммутатор 14, индикатор режима работы

15 (обучение) и 16 (контроль), переключатель 17 "Пуск".

Блок 6 имеет ключ 18 и светодиоды 191—

19р, возле которых устанавливаются шильдики с соответствующими символами (буквы, цифры).

Электроакустический преобразователь

8 включает генератор 20 тональной частоты, ключ 21 и головные телефоны 22.

Распределитель 2 содержит генератор

23 двоичных случайных чисел и дешифратор

24.

Устройство работает следующим образом.

Включают питание. На третьем выходе коммутатора 14 появляется нулевой потенциал, который блокирует выход генератора

1 и 13, Нажимают кнопку переключателя 17, импульс с выхода которой снимает блокировку с выходов генераторов 1 и 13, Первый импульс с выхода генератора 13 обеспечит появление на первом выходе коммутатора

14 нулевого потенциала, который засвечивает индикатор 15 (обучение) и открывает ключ 18, Одновременно на втором выходе генератора 1 появляется тактовый импульс, который, поступая на вход генератора 23, вызовет появление на одном из выходов дешифратора 24, например, первого единичного потенциала. Единичный потенциал с первого выхода дешифратора 24 засветит светодиод 19>,около которого имеется шильдик, например с буквой К, так как ключ

18 открыт, и, поступая на вход формирователя 3, обеспечит формирование этого знака в виде двоичного телеграфного кода, который выдвигается с его выхода тактовыми (сдвиговыми) импульсами, поступающими на вход с первого выхода генератора 1, и предъявляется обучаемому со скоростью

12 гр/мин (мелодия) для слухового запоминания посредством головных телефонов 22 электроакустического преобразователя 8.

Тактовый импульс со второго выхода генератора 1 устанавливает триггеры пульта 7 в исходное (нулевое) положение.

При появлении второго тактового импульса на втором выходе генератора 1 на одном из выходов дешифратора 24, например, третьем появится единичный потенциал, который обеспечит визуальное отображение символа, например буквы "и", посредством засвечивания светодиода 193 и звуковое отображение этого же знака в телеграфном коде в головных телефонах 22, По каждому тактовому импульсу со второго выхода генератора 1 в течение пяти минут, пока светится транспарант индикатора 15, знаки (буквы, цифры), чередуясь случайным образом, предъявляются оператору, отображаемые светодиодами 19 для зрительного опознания и одновременно воспроизводимые в виде звукового образа (мелодии) телеграфного кода головными телефонами 22 для слухового запоминания.

По окончании пяти минут генератор 13 сформирует второй импульс, который обеспечит появление нулевого потенциала на втором выходе коммутатора 14, прекратив его на первом выходе. Закрывается ключ 18, прекращается свечение светодиодов 19 при предъявлении знаков, гаснет транспарант индикатора 15. Нулевой потенциал с второго выхода коммутатора 14 включит транспарант индикатора 16 (контроль), предписывающий обучаемому приступить к опознанию ранее запомненных знаков, т.е, после прослушивания мелодии знака обучаемый должен опознать его и нажать соответствующую кнопку ответа на пульте 7.

Если при появлении единичного потенциала на первом выходе дешифратора 24 будет сформирована в формирователе 3 кодовая комбинация мелодии, например, знака "К" и обучаемый верно опознает его, то при нажатии соответствующей кнопки на пульте 7 в блоке 5 произойдет совпадение единичных потенциалов и на первом его выходе появится единичный импульс, который поступит на первый вход (прямого счета) реверсивного счетчика 9.. Импульс с выхода счетчика 9, воздействуя на соответствующий вход дешифратора 10, уменьшит сопротивление времязадающего резистора в делителе 11 напряжения.

Если знак был опознан неверно, т.е, нажата кнопка знака, не соответствующая его мелодии, то на втором выходе блока 5 появится единичный импульс неверного ответа, который поступит на второй вход (обратного счета) реверсивного счетчика 9.

Импульс с выхода счетчика 9, воздействуя на соответствующий вход дешифратора 10, увеличит сопротивление времязадающего резистора в делителе 11 напряжения.

1737488

Таким образом, в процессе контроля будет адаптивно изменяться частота генераl тора 13. При верных ответах время контроля будет сокращаться, при допущении ошибок — увеличиваться, При истечении максимально пяти минут, минимально полутора минут (только верные опознания) режим контроля заканчивается. На выходе генератора 13 появится импульс, который, поступая на информационный выход коммутатора 14, вызовет появление на третьем выходе последнего нулевого потенциала. Этот потенциал блокирует выходы (прекращая работу) генератора 1 и 13. Транспарант индикатора

16 гаснет. предупреждая оператора об окончании цикла, В блоке 12 отображается время, затрачиваемое обучаемым на опознание знаков.

Оператор (руководитель) в зависимости от успешности тренировки устанавливает на изучение новук группу из четырех знаков или оставляет прежнюю. Затем нажимает кнопку переключателя 17. обеспечивая появление нулевого потенциала на первом выходе коммутатора 14, При этом частота генератора 13 будет иметь значение, отображенное в блоке 12, например период между импульсами будет равен двум минутам. Следовательно, период обучения, т.е. одновременно зрительного и звукового предъявления (символа и мелодии телеграфного кода) знаков для запоминания будет продолжаться " мин. Затем произойдет переключение в коммутаторе 14 и переход в режим контроля. продолжительность которого будет адаптивно скорректирована в процессе опознания органом слуха мелодии запоминания знаков

Использование изобретения в устройствах для обучения операторов слуховому приему повышает эффективность в процессе изучения знаков телеграфной азбуки за счет визуального предъявления символа (буквы, цифры) одновременно со слуховым образом (мелодией) телеграфного кода и последующим адаптивным контролем его восприятия.

Для запоминания изучаемых знаков предъявляется порция информации из четырех символов, Время последующего периода обучения и контроля изменяется адаптивно и определяется успешностью усвоения первой и последующих порций предъявляемых знаков, т,е. способностями обучаемого, при этом время следующего периода на запоминание зависит от времени

55 предыдущего периода опознания и связано с проявлением индивидуальных навыков.

Это позволяет сократить время начального периода обучения, отводимое на запоминание телеграфных знаков, причем предъявле- ние мелодии знаков обеспечивает возможность более быстрого наращивания скорости приема после усвоения (запоминания) символов.

Формула изобретения

Устройство для обучения операторов, содержащее формирователь телеграфных кодов, первый управляющий вход которого соединен с первым выходом первого генератора, а выход — с информационным входом электроакустического преобразователя, пульт обучаемого, управляющий вход которого подключен к второму выходу первого генератора, входу распределителя импульсов и второму управляющему входу формирователя телеграфных кодов. а выходы — к информационным входам первой группы блока сравнения, информационные входы второй группы которого соединены с соответствующими выходами распределителя импульсов и информационными входами группы формирователя телеграфных кодов, а выходы с информационными Входами реверсивного счетчика, дешифратор, входы которого подключены к соответствующим выходам реверсивного счетчика, а выходы — к соответствующим управляющим входам делителя напряжения, и блок предьявления учебной информации, о т л и ч а ющ = е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены второй генератор управляющий вход которого соединен с выходом делителя напряжения, коммутатор, информационный вход которого подключен к выходу второго генератора. первый и второй индикаторы режимов работы. входы которых соединены с соответствующими выходами коммутатора, переключатель, вход которого подключен к шине питания, а выход — к управляющему входу коммутатора, и блок отображения символов, информационные входы которого соединены с соответствующими выходами распределителя импульсов, а управляющий вход — с первым выходом коммутатора, третий выход которого подключен к входу запуска первого генератора и входу останова второго генератора, причем входы блока предъявления учебной информации соединены с соответствующими выходами дешифратора..1 737488

Составитель О. Болдырев

Редактор Н. Горват Техред М.Моргентал Корректор С, Шевкун

Заказ 1894 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Мо-êâà,,Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано для тренажа и профессионального отбора операторов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для психологических исследований , и может быть использовано для Фиъ.1 психодиагностики и при проведении профессионального отбора

Изобретение относится к автомобильной технике, в частности к устройствам для управления сцепления и тормозом учебного автомобиля

Изобретение относится к автоматике , в частности к устройствам для психофизиологических исследований, и может быть использовано для выявления и тренировки задатков (навыка) высшего порядка при подготовке операторов Цель изобретения - расширение дидактических возможностей путем выявления и тренировки навыка высшего порядка ( восприятия групп как независимых единиц)

Изобретение относится к эксплуатации автотранспорта и может быть использовано при подготовке и повышении квалификации водителей

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для психофизиологических исследований , и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности операторов различных систем управления

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для психофизиологических исследований , и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности операторов АСУ

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для тренировки памяти операторов различных систем управления

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх