Устройство защиты системы двигатель-генератор от превышения частоты вращения

 

Использование: надежная и быстродействующая защита двигателя, например, диJr зельтурбины, работающего на генератор от превышения частоты вращения. Сущность изобретения: при частоте вращения вала двигателя больше заданной и скорости изменения частоты вращения больше нуля срабатывают компараторы 5, 6, что приводит к установке триггера 12 в состояние 1. Триггер 12 вырабатывает разрешающий сигнал на работу аналого-цифрового преобразователя (АЦП) 13, на отключение автоматического воздушного выключателя (ABB), запуск аварийного дизель-генератора (АДГ) и на разрешение подключения групп потребителей через блоки 4 логического умножения . Блок 4 умножения определяет необходимую мощность для предотвращения разноса. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Ы2» 1737609 А1 (5! ) 5 Н 02 Н 7/093

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ф «! 1т«- " «ц ° фф

2 (54) УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ СИСТЕМЫ

ДВИГАТЕЛЬ-ГЕНЕРАТОР ОТ ПРЕВЫШЕНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ (57) Использование: надежная и быстродействующая защита двигателя, например, ди(21) 4728282/07 (22) 08.08.89 (46) 30.05,92.Бюл, ¹ 20 (71) Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм. С.О.Макарова (72) А.B,Боричев, Д.Ю,Козлов и Д.В.Казунин (53) 621.316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1319152, кл. Н 02 Н 7/093, 1984.

Авторское свидетельство СССР № 1350742, кл. Н 02 Н 7/093, 1987.

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты двигателя, (например, дизель- турбины), работающего на генератор.

Известна система, содержащая двигатели постоянного тока, работающего на постоянную нагрузку и соединенные с нагрузкой кинематическими передачами с упругими элементами, каждый двигатель имеет блоки выделения первой и второй производных, Известно устройство, содержащее золотник аварийного закрытия направляющего аппарата турбины, пороговый элемент, два датчика превышения частоты вра«цения, элемент И, элемент деблокирования, Наиболее близким по технической сущности является устройство, содержащее формирователь импульсов, частота следовазельтурбины, работающего на генератор от превышения частоты вращения. Сущность изобретения: при частоте вращения вала двигателя больше заданной и скорости изменения частоты вращения больше нуля срабатывают компараторы 5, 6, что приводит к установке триггера 12 в состояние 1.

Триггер 12 вырабатывает разрешающий сигнал на работу аналого-цифрового преобразователя (АЦП) 13, на отключение автоматического воздушного выключателя (АВВ), запуск аварийного дизель-генератора (АДГ) и на разрешение подключения групп потребителей через блоки 4 логического умножения. Блок 4 умножения определяет необходимую мощность для предотвращения разноса, 1 ил. ния которых пропорциональна частоте вращения вала, триггер со счетным входом, логический повторитель с задержкой срабатывания по переднему фронту входного сигнала, одновибратор, двухвходовой элемент И.

Недостатком данного устройства, как и аналогов, является сравнительно малое быстродействие и надежность в работе, которая не обеспечивается, например, при неисправности топливной аппаратуры дизеля.

Цель изобретения — повышение быстродействия и надежности работы устройства.

Это достигается тем, что в устройстве, содержащем генератор, блок измерения частоты вращения, входом подсоединенный к генератору и первым выходом подключенным к блоку измерения производной, а вто1737609 рым и третьим выходами — соответственно к первому входу блока умножения и входу первого компаратора. Первым и вторым выходами блока измерения производной подсоединен к второму входу блока умножения и входу второго компаратора, а его выходом служит первый вход первого блока сравнения. Вторым входом первого блока сравнения служат последовательно подключенные через первый вход второго блока сравнения и первый выход преобразователя, подключенного к входу генератора, а через второй вход второго блока сравнения и вход блока памяти — к второму выходу преобразователя. Выход первого и второго компараторов подсоединены к входам первого элемента

И, выходом которого является S-вход триггера, а его R-входом — команда сброса к остальным устройствам, выход триггера подсоединен к С-выходу АЦП с динамической компенсацией, к первым выходам N элемента И и через последовательно соединенные усилитель — к бл0KироBке автоматического воздушного выключателя генератора (АВВ), запуску аварийного дизель-генератора (АДГ), Выход АЦП подсоединен к первому входу сумматора и первому входу ОЗУ, выход ОЗУ подсоединен ко второму входу сумматора, а вход АЦП через последовательно соединенный диод — к выходу первого блока сравнения. Выход сумматора подсоединен к входу регистра, а его вход — к вторым входам элемента И, которые своими выходами подсоединены через усилители к их контактам нагрузки. Выход АЦ1! "Конец счета" подсоединен к делителю частоты, первый выход которого соединен с С-входом сумматора, а второй с С-входом ОЗУ, регистра и блока памяти.

Такое конструктивное решение позволяет избежать аварийных режимов работы двигателя.

Существенность отличий устройства достигается тем, что оно позволяет увеличить нагрузку на двигатель за счет свободных потребителей, а значит момент сопротивления, следовательно, остановить разнос.

Именно эти существенные отличия приводят к тому, что повышается надежность и быстродействие работы устройства.

На чертеже представлена схема устройства.

Устройство включает генератор 1, блок

2 измерения частоты вращения, входом подсоединенный к входу генератора и первым выходом блока 3 измерения производной, а вторым и третьим выходом — к первому входу блока 4 умножения, к первому входу первого компаратора 5, вторым входом которого является заданное значе45 цы. Триггер 12 вырабатывает разрешающий сигнал на работу АЦП 13, на отключение

55

40 ние частоты вращения М/э. Первым и вторым входом блок измерения производной подсоединен к второму входу блока умножения и к входу второго компаратора 6, а третьим входом блока умножения является коэффициент К, а его выходом первый вход первого блока сравнения 7, Вторым входом первого блока 7 сравнения служит последовательно подключенные первый вход второго блока 8 сравнения и первый вход преобразователя 9, подключенного к входу генератора 1, а через второй вход второго блока 8 сравнения и вход блока 10 памяти— к второму входу преобразователя 9.

Вход первого и второго компараторов 5, б подсоединены к входам первого элемента

И 11, выходом которого является S-вход триггера 12, а его R-входом — команда сброса к остальным устройствам. Вход триггера

12 подсоединен к С-входу АЦП 13 с динамической компенсацией, к первым выходам элемента И 14 и через последовательно соединенный усилитель 15 к блокировке АВВ и запуску АДГ. Выход АЦП 13 подсоединен к входу сумматора 16 и первому входу ОЗУ

17, выход которого соединен с вторым входом сумматора 16, а вход АПЦ 13 через. диод

18 — с выходом первого блока 7 сравнения.

В ыход сумматора 16 подсоединен к входу регистра 19, а его выход — к вторым входам элемента И 14, которые своими выходами подсоединены через усилитель 20 к контактам нагрузки. Выход АЦП 13 "Конец счета" подсоединен к делителю 21 частоты, первый выход которого соединен с С-входом сумматора 16, а второй с С-входами

ОЗУ 17, регистра 19 и блока 10 памяти, Устройство работает следующим образом.

При частоте вращения вала двигателя

W больше W9 и скорости изменения частоты вращения W больше нуля срабатывают компараторы 5, 6, что приводит к установке триггера 12 в состояние логической единиАВВ, запуск АДГ и на разрешение подключения групп потребителей через элемента И

14, Сигнал блока умножения 4 сравнивается в первом блоке 7 сравнения с сигналом от второго блока 3 сравнения Л Р, в начальный момент времени выходной сигнал второго блока сравнения равен нулю, Входной сигнал первого блока 7 сравнения через диод 13, предотвращающий отключение избыточных потребителей (когда Р < Л Р) поступает на вход АЦП 13, в котором при

1737609

50

55 наличии разрешающего сигнала триггера 12 будут подключены М групп потребителей электроэнергии. АЦП 13, кроме того, вырабатывает сигнал "Конец счета", который поступает на делитель 21 частоты, который необходим для синхронизации работы сумматора 16, ОЗУ 17, регистра 19, блока памяти 10. Синхронизирующий сигнал в блок памяти необходим для обновления информации о мощности на шинах генератора после каждого подключения групп потребителей.

Синхронизации работы сумматора 16, ОЗУ 17, регистра 19 происходятследующим образом, Сначала происходит суммирование сигнала с АЦП 13 и ОЗУ 17 в сумматоре

16, а затем по импульсу со второго выхода делителя частоты 21 — перезапись состояния ОЗУ 17 и запись содержимого сумматора 16 в регистр 19. Таким образом ОЗУ 17 позволяет при новом подключении потребителей хранить предыдущую информацию. Делитель 21 частоты необходим для выдержки времени между подключением групп потребителей; Сигнал с выходов регистра 19 поступает на элемент И 14, управляет подключением контактов, обеспечивая подключение требуемой мощности, Устройство позволяет повысить надежность двигателя в работе и уменьшить время срабатывания до 50 мс, Формула изобретения

Устройство защиты системы двигательгенератор от превышения частоты вращения двигателя, содержащее блок измерения частоты вращения с выводами, предназначенными для подключения к генератору системы, первый элемент И и исполнительный орган, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения быстродействия и надежности устройства в работе, элемент И выполнен в виде. N элементов И, первый выход блока измерения частоты вращения подсоединен к входу введенного блока измерения производной, а второй и третий — к первому входу введенного блока

45 умножения и к входу введенного первого компаратора соответственно, первый и второй выходы блока измерения производной подсоединены к второму входу блока умножения и входу введенного второго компаратора, выход блока умножения соединен с первым входом введенного первого блока сравнения, второй вход которого подключен к выходу введенного второго блока сравнения, первый вход которого подключен к выходу введенного блока память, первый вход которого и второй вход второго блока сравнения подключены к клеммам для соединения с выходами генератора преобразователя системы, выход первого и второго компараторов подключены к входам введенного второго элемента И, выход которого подключен к S-входу R-S-триггера, а

его R-вход — к клемме команды сброса остальных устройств, выход R-S-триггера подсоединен к С-входу введенного аналого-цифрового преобразователя (АЦП) с динамической компенсацией, к первым входам N-элементов И и через усилитель— к клемме для соединения с блокировкой автоматического воздушного выключателя (АВВ) генератора и запуску аварийного дизель-генератора (АДГ), выход АЦП подсоединен к первому входу введенного сумматора и первому входу введенного блока запоминания (ОЗУ), выход которого подсоединен к второму входу сумматора, а вход

АЦП через введенный диод подключен к выходу первого блока сравнения, выход сумматора подключен к входу введенного регистра, выход которого подключен к вторым входам N-элементов И, выходы которых подсоединены к исполнительному органу, выполненному в виде контакторов электрических потребителей с усилителями на входе, кроме того выход АЦП "Конец счета" подсоединен к введенному делителю частоты, первый выход которого соединен с Свходом сумматора, а второй с С-входом

ОЗУ, регистра и вторым входом блока памяти.

1737609

Составитель А,Боричев

Редактор Л,Народная Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Заказ 1900 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Устройство защиты системы двигатель-генератор от превышения частоты вращения Устройство защиты системы двигатель-генератор от превышения частоты вращения Устройство защиты системы двигатель-генератор от превышения частоты вращения Устройство защиты системы двигатель-генератор от превышения частоты вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в микрогидроэлектростанциях

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты двигателей постоянного тока в режиме реверсирования

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления роботов и станков

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с нормированной допустимой скоростью вращения

Изобретение относится к приводам, в которых сигнал, пропорциональный скорости вращения двигателя, получается в форме напряжения датчика тахогенератора или в форме напряжения на выходе датчика ЭДС, выполненного по схеме тахометрического моста

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в системах релейной защиты и автоматики

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите

Изобретение относится к области электротехники и может найти применение в области защиты электродвигателей погружных электронасосов от аварийных режимов работы

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для предотвращения состояния перегрузки в двигателях, а именно в двигателях постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, используемых, например, в возвратно-поступательных или поворотных приводах

Изобретение относится к области техники газоразделительного производства и предназначено для защиты от несанкционированного использования газовой центрифуги (ГЦ) при обогащении урана

Изобретение относится к электротехнике, а более конкретно к способам защиты валогенераторов от снижения частоты вращения, и может быть использовано в судостроении при создании способов и систем защиты валогенераторов переменного тока, например на судах рыбопромыслового флота

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для защиты электродвигателя и питающего его кабеля от коротких замыканий и обрыва фазы без использования трансформаторов тока. Техническим результатом является повышение надежности и чувствительности к витковым замыканиям. Устройство для защиты электродвигателей и питающего его кабеля от коротких замыканий и обрыва фазы содержит девять блоков с магнитоуправляемым элементом, выполненных одинаково и установленных вблизи токопроводов фаз А, В, С со стороны ввода электродвигателя; девять блоков с магнитоуправляемым элементом расположены вблизи токопроводов фаз А, В, С со стороны нулевых выводов электродвигателя и выполненных одинаково; три одинаковых блока с магнитоуправляемым элементом, расположеные вблизи токопровода одной из фаз со стороны ввода электродвигателя; три блока определения повреждения, выполненных одинаково, подключенных соответственно к трем блокам с магнитоуправляемым элементом, установленным со стороны ввода электродвигателя и трем блокам с магнитоуправляемым элементом, установленным со стороны нулевых выводов электродвигателя; шесть элементов ИЛИ; элементы ВРЕМЯ, элементы НЕ. Указанные блоки и элементы выполнены и соединены так, как указано в материалах заявки. 7 ил.
Наверх