Способ определения технического состояния турбокомпрессора дизеля

 

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания. Целью изобретения является повышение точности определения технического состояния турбокомпрессора путем дифференцированной оценки состояния компрессора и турбины. Это достигается тем, что оценку производят по двум параметрам : величине , характеризующей темп нарастания давления воздуха во впускном коллекторе двигателя в момент ti, соответствующий достижению частоты вращения коленчатого вала номинального значения в процессе свободного разгона, и величине промежутка времени от момента ц, в который производят отключение подачи топлива в двигатель, до момента t2, характеризуемый достижением величиной давления воздуха во впускном коллекторе своего максимально возможного значения. 2 ил. сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4686707/06 (22) 03.05.89 (46) 15.06.92. Бюл. N. 22 (71) Государственный всесоюзный научноисследовател ьский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) А. В. Колчин, Б. Ш, Каргиев, А, В. Дунаев и Л. А. Тарасова (53) 621.436.001.5(088.8) (56) Патент США N 4046603, кл. G 01 М

15/00, опублик. 1977. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТУРБОКОМПРЕССОРА ДИЗЕЛЯ (57) Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания, в частности к оценке технического состояния турбокомпрессоров дизелей, и может быть использовано в процессе эксплуатации силовых установок передвижных и транспортных средств без применения специальных нагрузочных устройств.

Известен способ проверки состояния турбокомпрессора, при котором измеряют частоту вращения коленчатого вала (ЧВКВ) двигателя и давление по впускном коллекторе, устанавливают номинальную ЧВКВ и номинальный нагрузочный режим, отключают подачутоплива в двигатель и измеряют Вре мя выбега ротора турбокомпрессора, по величине которой и величине давления

„„. Ж„„1741004 А1

Целью изобретения является повышение точности определения технического состояния турбокомпрессора путем дифференцированной оценки состояния компрессора и турбины. Это аостигается тем, что оценку производят по двум параметрам : величине, характеризующей темп нарастания давления воздуха во впускном коллекторе двигателя в момент t1, соответствующий достижению частоты вращения коленчатого вала номинального значения в процессе свободного разгона, и величине промежутка времени от момента l1, в который производят отключение подачи топлива в двигатель, до момента tz, характеризуемый достижением величиной давления воздуха во впускном коллекторе своего максимально возможного значения. 2 ил. наддува на номинальном режиме производят оценку его технического состояния.

Недостатком известного способа является необходимость использования нагрузочных устройств для реализации контрольных режимов. испытаний, что уменьшает возможности использования известного способа непосредственно в эксплуатационных условиях.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ, при котором запускают двигатель, обеспечивают его прогрев на минимальных оборотах холостого хода, перемещают орган управления топливаподачей в положение максимальной подачи с заданным темпом, измеряют IBKB (и) и давление Р» воздуха во впускном коллекторе двигателя, 1741004 в момент достижения ЧВКВ номинального значения производят отключение подачи топлива, а по величине dPp/dt, характеризующей темп возрастания давления во впускном коллекторе в момент n=nö, производят оценку технического состояния турбокомпрессора.

Недостатком известного способа является невозможность дифференцированной оценки технического состояния турбины и компрессора, что обуславливает недостаточную точность оценки технического состояния турбокомпрессора, Цель изобретения — повышение точности определения технического состояния турбокомпрессора.

Это достигается тем, что запускают двигатель, обеспечивают его прогрев на минимальных оборотах холостого хода, перемещают орган управления топливоподачей в положение максимальной подачи с заданнымтемпом, измеряют ЧВКВ (и) и давление Рк воздуха во впускном коллекторе, в момент п=пн, производят отключение подачи топлива, а величину dPk/dt, характеризующую темп возрастания давления Р> во впускном коллекторе в момент отключения подачи топлива, используют в качестве первого критерия оценки, при этом дополнительно измеряют промежуток времени Лт от момента t< отключения подачи топлива до момента tz, соответствующего максимальной величине давления во впускном коллекторе, величину Лt = b — t< принимают в качестве второго критерия оценки, техническое состояние турбокомпрессора дизеля определяют по совокупности двух критериев d Р /dt иЛt.На фиг. 1 представлены осциллограммы ускорения к.в., 3 g — кривая 1 и давления Рк во впускном коллекторе — кривая 2; на фиг.

2 — функциональная схема устройства для реализации способа.

Устройство содержит датчик 1 ЧВКВ, установленный у маховика 2 двигателя 3, датчик 4 давления во впускном коллекторе двигателя, усилители 5 и 6 сигналов датчиков 1 и 4, блок 7 дифференцирования, блок

8 оперативной памяти,. выключатель 9 подачи топлива и осциллограф 10, снабженный самописцем, Способ осуществляют следующим образом.

Запускают двигатель, например двигатель СМД-62 трактора Т-150К, обеспечивают его прогрев на минимальных оборотах холостого хода, перемещают в положение максимальной подачи с заданным темпом, контролируют с помощью датчиков 1 и 4

ЧВК — ng и давление во впускном коллекторе Р», Сигналы отдатчиков записывают на диаграммную ленту осциллографа 10 в реальном масштабе времени, обеспечиваемом заданной скоростью протяжки диаграммной ленты. B момент п=пн автоматически с помощью выключателя 9 отключают подачу топлива в двигатель и фиксируют этот момент с1 времени в блоке 8. Контролируют изменение давления Рз и в момент достижения его величиной максимального значения, идентифицируемой сигналу

dPk/dt=0 на выходе блока 7, фиксируют момент tz. Определяют значение Лt= t244t> и величину dPk/dt* в момент t1, По параметрам бР/dt* и Лс определяют техническое состояние турбокомпрессора, При этом возможны следующие варианты;

20 бР бР

25 темпом, измеряют частоту вращения коленчатого вала и давление воздуха во впускном коллекторе двигателя, в момент достижения частоты вращения коленчатого вала величины, равной номинальному значению, производят отключение подачи топлива в

55 двигатель, а величину, характеризующую темп возрастания давления воздуха во впугде (dPk/dt) и (Л t) — заданные значения критериев оценки. При этом в первом слу-, чае фиксируют неудовлетворительное тех30 ническое состояние компрессора, а во втором — турбины. Это обуславливается тем, что в момент с1 момент турбины падает с заданным темпом, определяемым скоро35 стью уменьшения подачи топлива, а время

t зависит от величины ускорения ротора турбокомпрессора в момент t1, характеризуемой величиной (dPk/dt)* и изменением тормозного момента компрессора.

40 В случае, если величина (dPk/dt)*

dPk (,„)Лt (Л t), констатируют исправное техническое состояние турбокомпрессора.

45 Формула изобретения

Способ определения технического состояния турбокомпрессора дизеля, заключающийся в том, что запускают двигатель, обеспечивают его прогрев на минимальных оборотах холостого хода, перемещают орган управления топливоподачей в положение максимальной подачи с заданным

1741004

Составитель.В.Золотов

Техред М.Моргентал Корректор Т.МалеЦ

Редактор Н.Федорова

Заказ 2079 Тираж. Подписное ..ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 скном коллекторе в момент отключения подачи топлива, используют в качестве первого критерия оценки, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, дополнительно измеряют промежуток време- 5 ни от момента отключения подачи топлива до момента достижения величиной давления воздуха во впускном коллекторе своего максимально возможйого значения, указанный промежуток времени состояния двигателя производят по совокупности двух определяемых критериев.

Способ определения технического состояния турбокомпрессора дизеля Способ определения технического состояния турбокомпрессора дизеля Способ определения технического состояния турбокомпрессора дизеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вибродиагностике и может быть использовано как в производстве машин и механизмов для повышения их качества, так и при эксплуатации для поддержания необходимого уровня их работоспособности

Изобретение относится к испытаниям двигателя внутреннего сгорания (ДВС) в условиях низких температур и позволяет сократить время подготовки ДВС к испытаниям и уменьшить при этом энергетические затраты

Изобретение относится к приборостроению

Изобретение относится к машиностроению и Может быть использовано в области производства и ремонта двигателей внтуреннего сгорания (ЛВС), Цель изобретения - уменьшение расхода топлива и времени приработки

Изобретение относится к испытательным стендам для испытания двигателя внутреннего сгорания и представляет собой транспортный контейнер, который может доставляться к месту нахождения ремонтного предприятия или к месту эксплуатации двигателя, быстро.приводиться в готовность к эксплуатации и пригоден для малой проверки качества двигателя, В контейнере размещен испытательный стенд для проверки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытаниям двигателей транспортных средств, агрегированных с гидропередачей

Изобретение относится к технической диагностике, в частности к диагностике механизмов , имеющих узлы вращения виброакустическими методами

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх