Устройство для тренировки эвристического мышления

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам контроля подготовки операторов, и может быть использовано для тренажа и профессионального отбора. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устоойства за счет тренировки операторов на основе вероятностного прогнозирования . Устройство для тренировки эвристического мышления содержит пульт 1 испытуемого, счетчик 2 количества испытаний , информационное табло 3, сигнализатор 4, элементы ИЛИ-НЕ 5 и 6, мультивибратор 7, элемент И 8, счетчик 9 положительных результатов испытаний, генератора 10-19 случайных чисел. 1 ил.

. ((У) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s()s А 61 В 5/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4829141/24 (22) 29,05.90 (46) 30.06.92. 6юл, М 24 (72) В.А,Кирюхин, В.Н.Дружинин, В.В.Мухортов и В.С.Мельник (53) 371.66.67(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 5631.64, кл. А 61 В.5/16, 1975. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам контроля подготовки операторов, и может быть использовано для тренажа и профессионального отбора. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей чстоойства. за счет тренировки операторов на основе вероятностного прогнозирования. Устройство для тренировки эвристического мышления содержит пульт 1 испытуемого, счетчик 2 количества испытаний, информационное табло 3, сигнализатор 4. элементы ИЛИ-НЕ 5 и 6, мультивибратор 7, элемент И 8, счетчик 9 положительных результатов испытаний, генератора 10 — 19 случайных чисел. 1 ил.

1743586

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам контроля подготовки операторов, и может быть использовано для тренажа и профессионального отбора.

Известно устройство для обучения операторов, содержащее формирователь случайной последовательности кодов, узел блокировки, регистры, формирователь кодов, блок предъявления информации, коммутатор, блок сравнения, блок элементов

ИЛИ, ключ и источник опорного напряжения.

Данное устройство не позволяет тренаж эвристического мышления операторов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является устройство для психофизиологических исследований, содержащее программный блок, кнопки испытуемого, счетчик, сигнальную лампу, причем панель программного блока выполнена

s виде матрицы, например, из десяти строк и пяти рядов, соединенных соответственно с кнопками испытуемого и дополнительно введенным переключателем набора строк: контакты кнопок испытуемого включены в электрическую цепь счетчика, а через программный блок и переключатель выбора строк соединены с сигнальной лампой.

Данное изобретение позволяет выявлять эвристическое мышление у испытуемого при решении простых задач, однако не позволяет тренировать эвристическое мышление операторов на основе вероятностного прогнозирования, что ограничивает дидактические возможности устройства.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет тренировки эвристического мышления операторов на основе вероятностного прогнозирования.

Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее пульт испытуемого, счетчик количества испытаний, информационное табло, сигнализатор, введены два элемента ИЛИ-НЕ, мультивибратор, элемент И, счетчик положительных результатов испытаний и генераторы случайных чисел, входы запуска которых соединены с выходом пульта испытуемого, информационные выходы соединены с входами информационного табло, синхронизирующие входы соединены с входами .первого элемента ИЛИ-НЕ, выход которого соединен с мультивибратора, выход которого соединен с входом счетчика количества испытаний и с первым входом элемента И, выход которого к входу счетчика положительных результатов испытаний, а второй

Ь

55 вход соединен с выходом второго элемента

ИЛИ-НЕ, входы которого соединены с одним из информационных .выходов каждого генератора случайных чисел.

Между прогнозированием будущего и определением вероятности конкретного события есть существенное различие, но связь между вероятностями и предсказанием часто понимают неправильно. В качестве простой иллюстрации возьмем набор из десяти допущений, ведущих к единичному выходу, Каждое допущение достоверно с вероятностью 90 g>. Интуитивно мы думаем, что при такой высокой вероятности всех допущений вероятность того, что выбор верен, также очень высока, Но в действительности совокчпная вероятность меньше 35 (0,9х0,9x0,9х0,9х0,9х0,9х0,9x0,9х0,9x0,9. ).Психологи Даниел Канемен и Анос Тверски, исследуя процесс принятия решений, пришли к выводу, что люди постоянно переоценивают вероятность осуществления сценариев будущего, составленных как ряды в той или иной степени вероятностных событий.

В предлагаемом устройстве испытуемому в качестве допущений предлагаются десять рядов лампочек по десять в каждом (матрица 10x10).

Каждый ряд — одно допущение. Допущение заключается в том, что одна из десяти лампочек (случайно заданная) в каждом ряду не горит с вероятностью 0,9. В каждом цикле испытаний испытуемому предлагается сделать вывод, с какой вероятностью будет происходить единичное событие, вытекающее из допущений (загораться лампочка "+ результат"), если каждое допущение имеет вероятность 0,9. После того, как он делает теоретический вывод(он как правило оказывается равным 0,9 и потому неверным), ему предлагают провести 100 циклов экспериментальной проверки этого вывода. Испытуемый нажимает кнопку

"Пуск", после чего загораются лампочки матрицы 10х10 и горит или не горит (в зависимости от расположения не горящих лампочек в матрице) сигнальная лампа "+ результат сигнализатора.

На фиг. 1 изображена лицевая панель устройства; на фиг. 2 — функциональная схема устройства.

Устройство для тренировки эвристического мышления содержит пульт 1 испытуемого, счетчик 2 количества испытаний, информационное табло 3, сигнализатор 4, элементы ИЛИ-HE 5 и 6, мультивибратор 7, элемент И 8, счетчик 9 положительных результатов испытаний и генераторы 10-19 случайных чисел, входы запуска которых соединены с выходом пульта 1.испытуемого и

1743586 информационные выходы соединены с входами информационного табло 3, синхрониэирующие входы соединены с входами элемента ИЛИ-HE 5, выход которого соединен с входом мультивибратора 7, выход которого соединен с входом счетчика 2 количества испытаний и с первым входом элемента И 8, выход которого подключен к входу сигнализатора 4 и входу счетчика 9 положительных результатов испытаний, а второй вход соединен с выходом элемента

ИЛИ-НЕ 6, входы которого соединены с одним из информационных выходов каждого генератора 10 — 19 случайных чисел. Генераторы 10-19 случайных чисел являются однотипными, каждый из них содержит выпрямительный диод 20, конденсатор 21, первый 22 и второй 23 резисторы, переменный резистор 24, генератор 25, управляемый напряжением (ГУН), компаратор 26, двоична-десятичный счетчик 27, двоичнодесятичный дешифратор 28, повторители

29.

Информационное табло 3 после электрических лампочек 10х10 (десять рядов по десять лампочек в каждом) 3,1-3.10, 3.113.20-3.91-3.100.

Устройство работает следующим образом.

При включении питания на входы электронных трехразрядных счетчиков поступает короткий положительный импульс, устанавливающий их в исходное нулевое состояние (не показано).

Согласно разработанной методике, ис-. пытуемый нажимает кнопку "Пуск" на пульте 1 испытуемого (фиг.. 1). При этом потенциал напряжения питания +Е подается на входы запуска всех генераторов 10-19 случайных чисел.

Рассмотрим работу генераторов 10-19 на примере генератора 10. Через разделительный диод 20, исключающий взаимное влияние генераторов, допускающий потенциал заряжает конденсатор 21 по величине напряжения питания +E. После отпускания кнопки "Пуск" конденсатор 21 начинает разряжаться через резистор 22. Время разряда определяется номиналами конденсатора 21 и резистора 22 и выбирается равным

5-10 с. Напряжение разряда конденсатора . 21 поступает на высокоомный вход генератора 25, управляемого напряжением (ГУН), частота импульсов с выхода которого прямо пропорциональна величина входного напряжения. Таким образом, частота импульса с выхода ГУН 25 за время разряда конденсатора 21 будет уменьшаться с максимума до нуля (имитация вращения рулетки). Импульсы с выхода ГУН 25 поступают на счетный вход десятично-двоичного счетчика 27, который производит подсчет импульсов от 0 до 9 (десять импульсов) и выдает соответствующие импульсы в двоич5 но-десятичном параллельном коде на входы двоично-десятичного дешифратора 28. Та-ким образом, при поступлении импульса с выхода ГУН 25 на вход счетчика 27 на одном из выходов дешифратора 28 появляется вы10 сокий потенциал ("1"). На остальных выходах дешифратора 28 будет низкий потенциал ("0"). К каждому выходу дешифратора 28 подключен мощный повторитель

29.1-29.10 напряжения. В том случае, если

15 на вход повторителя 29,1-29.10 поступает низкий потенциал, создается цепь для загорания лампочки 3.1 — 3.10 табло 3. В против/

НоМ случае (высокий потенциал на входе повторителя 29.1 — 29.10 лампочка не горит, 20 Таким образом происходит перемещение "1" по выходам дешифратора 28 и соответствующее ему перемещение затухания лампочек 3:1 — 3.10 с убывающей частотой, ГУН 25 выдает последний импульс. При

25 этом одна из лампочек 3,1 — 3,10 будет погашена, остальные будут гореть.

Кроме того, напряжение разряда конденсатора 21 подается на неинвертирующий вход компаратора 26, на

30 инвертирующий вход которого с регулируемого делителя напряжения на резисторах

23 и 24 подается пороговое напряжение, которое выбирается таким образом, чтобы низкий потенциал на выходе компаратора

35 26 появился в момент. остановки ГУН 25 (полного разряда конденсатора 21), Выходы компараторов 26 всех десяти генераторов

10 — 19 случайных чисел, являющиеся синхронизирующими выходами генераторов 1040 19 случайных чисел, соединены с входами элемента ИЛИ-НЕ 5, в момент остановки всех генераторов на всех входах элемента

ИЛИ-НЕ 5 будут низкие потенциалы ("0"), а на его выходе появится высокий потенциал

45 ("1"), который, в свою очередь, запустит ждущий мультивибратор 7. Импульс с выхода мультивибратора 7 длительностью 1-2 с поступает на счетный вход С счетчика 2 количества испытаний, котор-ый тут же

50 высвечивает полученную информацию на встроенных семисегментйых индикаторах.

Определенные выходы дешифраторов

28 генераторов 10 — 19 (по одному выходу от каждого дешифратора), являющиеся инфор55 мационными выходами генераторов 10-19, соединены с соответствующими входами элемента ИЛИ-НЕ, Выбор выходов дешифратора 28, соединенных с входами элемента ИЛИ-НЕ 6, является произвольным (фиг. 1, связи между

1743586 вертикальными рядами лампочек), может быть изменен по желанию экспериментатора, что не повлечет за собой изменение логики работы всего устройства в целом.

В том случае, если после остановки всех генераторов 10 — 19 на всех выходах дешифратора 28, подключенных к входам элемента ИЛИ-НЕ 6, будет низкий потенциал, то на выходе элемента ИЛИ-НЕ 6 появится "1", которая, поступив на второй вход элемента

И 8, разрешит прохождение импульса с выхода мультивибратора 7 на счетный вход С счетчика 9 положительных результатов испытаний и одновременное подключение, сигнализатора 4.

Загорание сигнальной лампы "+ результат" (фиг. 1) сигнализатора 4 означает, что выполнение десяти допущений, имеющих вероятности 0,9, в данном случае привело к выполнению единичного вывода, Мнемонически это подтверждается замыканием электрической цепи, изображенной на панели устройства (фиг, 1) — все лампочки, входящие в цепь, горят, в том числе сигнальная лампа "+ результат" сигнализатора 3.

В том случае, если после остановки всех генераторов 10-19 хотя бы на одном выходе дешифратора 28, подключенном к входам элемента ИЛИ-НЕ 6, будет "1" (одна из лампочек, включенных в цепь не горит), то на выходе элемента ИЛИ-НЕ 6 будет "0", счет- чик 9 положительных результатов испытаний допущений оказалось недостоверным(с вероятностью 0,1), что привело к невыполмению единичного вывода. Испытание повторяется аналогичным образом необходимое экспериментатору количество раз (до получения устойчивых еероятностных характеристик, подтверждающих теоретические выводы).

Предлагаемое изобретение по сравнение с прототипом позволяет расширить функциональные возможности устройства за счет обеспечения тренажа эвристического мышления на основе вероятностного прогнозирования. В процессе принятия решений вероятностное прогнозирование играет важнейшую роль. Тренировка позволяет оператору убедиться в ошибочно5 сти предварительного высоковероятного вывода, заставляет его более осторожно и осмысленно подходить к прогнозированию события, составленного из рядов с той или иной вероятностью подсобытий. Оператору, 10 работающему в сложных контурах управления, часто приходится иметь дело с вероят ностными событиями. особенно при работе в нештатных ситуациях. Изобретение позволяет осуществить тренировку оператора

15 по вероятностному прогнозированию, являющемуся важнейшим компонентом эвристического мышления, повышает качество подготовки оператора к несению дежурства в системе человек-машина.

20 Формула изобретения

Устройство для тренировки эвристического мышления, содержащее пульт испыту- . емого, счетчик количества испытаний, информационное табло и сигнализатор, о т25 л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены два элемента ИЛИ-НЕ, мультивибратор, элемент И, счетчик положительных результатов испытаний и гене30 раторы случайных чисел, входы запуска которых соединены с выходом пульта испытуемого, информационные выходы — с входами информационного табло, синхрониэирующие входы — с входами пер35 ваго элемента ИЛИ-НЕ, выход которого соединен с входом мультивибратора, выход которого соединен с входом счетчика количества испытаний и с первым входом элемента И, выход которого подключен к входу

40 сигнализатора и выходу счетчика .положительных результатов испытаний, а второй вход соединен с выходом второго элемента

ИЛИ-НЕ, входы которого соединены с одним иэ информационных выходов каждого

45 генератора случайных чисел.

1743586

Составитель 8.Кирюхин

Редактор М.Кобылянская Техред M,Ìoðãåíòýë Корректор С.Черни

Заказ 2143 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Устройство для тренировки эвристического мышления Устройство для тренировки эвристического мышления Устройство для тренировки эвристического мышления Устройство для тренировки эвристического мышления Устройство для тренировки эвристического мышления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психофизиологии для контроля обучения автоматизированным навыкам операторов

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в устройствах для диагностических исследований

Изобретение относится к области медицинской техники, в частности к приборам для психологических исследований при массовых профилактических обследованиях

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для психодиагностики и при проведении профессионального отбора

Изобретение относится к медицине, а именно к гигиене труда и профзаболеваний

Изобретение относится к медицинской технике, в частности, к устройствам для психологических исследований и может быть использовано для психодиагностики и проведения профессионального отбора

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к устройствам для психологических исследований, и может быть использовано для психодиагностики и при проведении профессионального отбора

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностике двигательного и психического состояния

Изобретение относится к устройствам для выполнения психологических исследований, в частности, для выявления и тренировки экстрасенсорных способностей человека
Изобретение относится к области медицины, а именно к геронтологии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения соматических заболеваний

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере психологии, социологии и психосоматики

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к диагностическим приборам, и может быть использовано в психиатрии, психофизиологии, инженерной и спортивной психологии
Изобретение относится к психологии, а именно к методам обучения, и может быть использовано при обучении специалистов летного состава
Наверх