Устройство для измерения отклонения расстояния между пазом и торцом детали

 

Изобретение относится к области измерительной техники. Цель изобретения - повышение точности измерения. Каретка 4 с опорной поверхностью 6 имеет возможность фиксированного перемещения вдоль траверсы 1. В каретке 4 выполнен прямоугольный поперечный паз, вдоль которого размещается ролик 9, ось ролика расположена ниже опорной поверхности 6, ролик 9 постоянно поджимается к боковой стенке 8 каретки 4 упругим элементом 12, размещенным на выступе 13, который выполнен на боковой стенке 10 каретки4. На зубьях вилки 14 закреплены штифты 15. Штифты 15 размещены в отверстиях 16 ролика 9. Диаметр отверстий превышает диаметр штифтов . Поперечный паз снабжен упругой дугообразной планкой с цазами 18 на концах . Благодаря возможности ролика вертикально перемещаться вдоль боковой стенки 8, не изменяя положения устройства относительно контролируемого паза 21, можно производить промежуточный контроль в процессе изготовления детали, когда паз выполнен еще не в полный профиль. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 В 5/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

/ (21) 4785437/28 (22) 23.01.90 (46) 30.06.92. Бюл. N 24 (71) Межотраслевой головной конструкторско-технологический институт технологиче- ской оснастки (72) А.И.Бережной, В.Я.Дисман и А.Г.Свина- . рев (53) 531.717 (088,8) (56) 1. Албанский П,П., Коломинов Б,В. и др, Инструмент и технологическая оснастка для слесарей. Л.: Машиностроение, 1969, с. 29, рис.19 в.

2. Албанский П,П., Коломинов Б.В. и др.

Инструмент и технологическая оснастка для слесарей. Л.: Машиностроение. 1969, с. 29; рис.19д. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОТКЛОН ЕНИЯ РАССТОЯ НИЯ МЕЖДУ ПАЗОМ

И ТОРЦОМ ДЕТАЛИ (57) Изобретение относится к области измерительной техники, Цель изобретения — по„„Я „„1744422 А1 вышение точности измерения. Каретка 4 с опорной поверхностью 6 имеет возможность фиксированного перемещения вдоль траверсы 1. B каретке 4 выполнен прямоугольный поперечный паз, вдоль которого размещается ролик 9, ось ролика расположена ниже опорной поверхности 6, ролик 9 постоянно поджимается к боковой стенке 8 каретки 4 упругим элементом 12, размещенным на выступе 13. который выполнен на боковой стенке 10 каретки 4. На зубьях вилки 14 закреплены. штифты 15. Штифты l5 размещены в отверстиях 16 ролика 9. Диаметр отверстий превышает диаметр штифтов. Поперечный паз снабжен упругой дугообразной планкой с пазами 18 на концах. Благодаря возможности ролика вертикально перемещаться вдоль боковой стенки

8, не изменяя положения устройства относительно контролируемого. паза 21, можно производить промежуточный контроль в процессе изготовления детали, когда паз выполнен еще не в полный профиль. 2 ил.

1744422

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к области линейных измерений, Известен шаблон для контроля расстояния между пазом и торцом детали (1J, Данный шаблон не дает представления о действительном отклонении размера между пазом и торцом детали, а также не дает возможности точно проконтролировать расстояние между пазом и торцом детали, когда паэ выполнен еще не в полный профиль (промежуточный контроль в процессе изготовления), иэ-за возникающих перекосов при установке шаблона на деталь. Кроме того, при переменных значениях расстояния от паза до торца необходимо иметь целую гамму таких шаблонов.

Наиболее близким к предлагаемому устройству по технической сущности является мерительное устройство, содержащее линейку с хомутиком, каретку-упор с винтами и сменный шаблон (2).

Недостатком данного устройства является то, что при настройке на требуемый размер по нониусу нет возможности достаточно точно производить измерения, так как нониус обеспечивает отсчет лишь с точностью 0,02 мм. При настройке же по концевым мерам длины данное устройство не дает представления о действительном размере. Кроме того, для осуществления контроля отклонения расстояния между пазом, выполненным еще не в полный профиль, и торцом детали необходимо сменный шаблон, закрепленный хомутиком устройства, переустанавливать, что требует дополнительной настройки и снижает точность измерения и удобство в работе.

Цель изобретения — повышение точности измерения.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем траверсу. на поверхности которой нанесена шкала, закрепленный в траверсе отсчетный узел, предназначенный для взаимодействия с торцом детали, установленную на траверсе с возможностью фиксированного перемещения каретку, в каретке выполнен прямоугольный поперечный паэ, в одной из боковых стенок которого выполнен выступ.

Устройство снабжено размещенным в пазу роликом, имеющим сквозные диаметральные отверстия, вилкой, закрепленными на зубьях вилки штифтами, предназначенными для их размещения в отверстиях ролика. упругой дугообразной планкой, предназначенной для поджатия ролика к стенкам контролируемого паза, и размещенным на выступе упругим элементом, поджимающим ролик к второй боковой стенке паза.

10 можность фиксированного перемещения

20 вдоль траверсы, на поверхности которой контактирует ролик 9. Между боковой стен25 кой 10 каретки 4 и планкой 11 расположен

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что вследствие того, что ролик, имеющий сквозные диаметральные отверстия, в которых размещаются закрепленные на зубьях вилки штифты, постоянно поджат упругой дугообразной планкой к стенкам контролируемого паза, а упругий элемент обеспечивает постоянный поджим ролика к боковой стенке паза каретки, повышается точность измерения.

На фиг.1 изображен общий вид предлагаемого устройства для измерения отклонения расстояния между пазом и торцом детали; на фиг.2 — сечение А — А на фиг.1.

Устройство состоит из траверсы 1 с хомутиком 2 для закрепления отсчетного узла

3, каретки 4, закрепленной винтами 5. Êàретка с опорной поверхностью 6 имеет воздля удобства эксплуатации нанесена шкала

В каретке выполнен прямоугольный поперечный паз 7, с боковой стенкой 8 которого упругий элемент 12, обеспечивающий постоянный контакт ролика 9 с боковой стенкой 8. Упругий элемент 12 размещается на выступе 13, который выполнен на боковой стенке 10, Планка 11 выполнена заодно с вилкой

14, на зубьях которой закреплены штифты

15. Штифты размещены в отверстиях 16 ролика 9. Диаметр отверстий 16 превышает диаметр штифтов 15.

Поперечный паз 7 снабжен упругой дугообразной планкой 17 с пазами 18 на концах, закрепленной посредством винта 19, Настройка устройства осуществляется при помощи концевых мер длины, которые устанавливаются на опорную поверхность 6 между боковой стенкой 8 и отсчетным узлом

3.

Устройство работает следующим образом, При установке устройства опорной поверхностью 6 каретки 4 на контролируемую деталь 20 ролика 9 поверхностью пазов 18 упругой дугообразной планки 17 прижимается к граням контролируемого паза 21, при этом благодаря тому, что диаметр отверстий

16 в ролике 9 превышает диаметр штифтов

15, происходит ориентация ролика 9 в контролируемом пазу 21. При этом размещенный между боковой стенкой 10 и планкой 11 упругий элемент 12 перемещает траверсу 1, с закрепленной на ней кареткой 4, до контакта боковой стенки 8 с роликом 9.

Одновременно с этим отсчетный узел 3, закрепленный в хомутике 2 траверсы 1, фик1744422

А-А

Фиг.2 сирует величину смещения устройства относительно контролируемого паза 21, т.е. величину отклонения д ат номинального значения расстояния между пазом и торцом детали. 5

Когда паз выполнен еще не в полный профиль (промежуточный контроль в процессе изготовления ролик 9 благодаря тому, что диаметр отверстий 16 превышает диаметр штифтов 15, имеет возможность 10 вертикального перемещения вдоль боковой стенки 8, не изменяя положения устройства относительно контролируемого паза 21. В нерабочем положении продольная ось ролика 9 расположена ниже опорной поверх- 15 ности 6 каретки 4.

Формула изобретения

Устройство для измерения отклонения .расстояния между пазом и торцом детали, 20 содержащее траверсу, на поверхности которой нанесена шкала, установленную на траверсе с возможностью фиксированного перемещения каретку и закрепленный на траверсе отсчетный узел, предназначенный для взаимодействия с торцом детали, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения, в каретке выполнен прямоугольный поперечный паз, в одной иэ боковых стенок которого выполнен выступ, устройство снабжено размещенным в пазу роликом, имеющим сквозные диаметральные отверстия, вилкой, закрепленными на зубьях вилки штифтами, предназначенными для размещения их в отверстиях ролика, упругой дугообразной планкой, предназначенной для поджатия ролика к стенкам контролируемого паза, и размещенным на выступе упругим элементом, поджимающим ролик к второй боковой стенке паза.

Устройство для измерения отклонения расстояния между пазом и торцом детали Устройство для измерения отклонения расстояния между пазом и торцом детали Устройство для измерения отклонения расстояния между пазом и торцом детали 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к приспособлениям и устройствам для измерения зазоров, например, в подшипниках

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к линейным измерениям и позволяет повысить точность контроля при измерении расстояния между базовым и последующими пазами

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении для контроля межцентровых расстояний

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения зазора между двумя разъемными поверхностями, в частности между пуансоном и матрицей

Изобретение относится к машиностроению и позволяет измерять зазор между недоступными непосредственному измерению рабочими поверхностями литейных пол27

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к области измерений, в частности к контролю положения подкрановых путей в плане преимущественно мостовых кранов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля межцентровых расстояний отверстий в деталях, прошедших механическую обработку

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении и может быть использовано для измерения зазоров в сопряжениях между подвижной и неподвижной частями изделия, например, в исполнительных гидроцилиндрах при проведении их диагностирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояния между перекрещивающимися и пересекающимися осями отверстия и цилиндрической шейки в деталях типа вала и кронштейна

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении, преимущественно для измерения расстояний между осями отверстий и их межосевых углов в корпусных деталях

Изобретение относится к области технологии машиностроения, а также к устройствам для измерения межосевого расстояния отверстий деталей и узлов, а также к средствам обеспечения взаимозаменяемости крупных агрегатов машин
Наверх