Способ управления охлаждением рабочих валков прокатного стана и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к черной металлургии , а именно к прокатному производству , и может быть использовано на непрерывных прокатных станах. Цель изобретения - повышение эксплуатационой стойкости установленного оборудования и сокращение потерь металла в обрезь и брак. Управление охлаждением рабочих валков прокатного стана, имеющего в своем составе непрерывные группы клетей, по показателю , характеризующему наличие металла в валках каждой клети непрерывной группы, осуществляется так, что в момент захвата металла валками данной клети выключают подачу охладителя на валки следующей за ней клети и включают подачу охладителя на валки данной клети, а подачу охладителя на валки первой клети непрерывной группы отключают в момент появления металла перед ней на заданном расстоянии. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5l)5 В 21 В 27/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 482079 9/27 (22) 29.03.90 (46) 07;07.92. Бюл. М 25 (71) Институт черной металлургии (72) Г.Ф.Онушкевич, М.Д,Куцыгин, Е.Я.Подковырин, В.А.Родоманов, В.С.Сапелкин, В.С.Емченко и А.Т.Филиппов (53) 621.771;07(088.8) (56) Чекмарев А;П. и др. Прокатка на мелкосортных станах. — М.: Металлургия, 1967, с.364.

Авторское свидетельство СССР

М 184792, кл. В 21 В 27/10, 1966.

Патент США М 3605473, кл. В 21 В 27/06, 1971. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОХЛАЖДЕНИЕМ РАБОЧИХ ВАЛКОВ ПРОКАТНОГО

СТАНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к черной металлургии,.а именно к прокатному производстИзобретение относится к области черной металлургии, а именно к прокатному производству, и может быть использовано нг непрерывных прокатных станах.

Температура прокатываемого металла является одним из основных технологических параметров процесса прокатки, а ее влияние на уширение металла, его пластичность и условия захвата является превалирующим фактором. Снижение температуры прокатываемого металла увеличивает уширение, снижает пластичность и ухудшает условия захвата.

В процессе прокатки на непрерывных прокатных станах особенно неблагоприятные последствия вызывает более интенсив Ы 1745383 А1 ву, и может быть использовано на непрерывных прокатных станах. Цель изобретения — повышение эксплуатационой стойкости установленного оборудования и сокращение потерь металла в обрезь и брак.

Управление охлаждением рабочих валков прокатного стана, имеющего в своем составе непрерывные группы клетей, по показателю, характеризующему наличие металла в валках каждой клети непрерывной группы, осуществляется так, что в момент захвата металла валками даннОй клети выключают подачу охладителя на валки следующей за ней клети и включают подачу охладителя на валки данной клети, а подачу охладителя на валки первой клети непрерывной группы отключают в момент появления металла перед ней на заданном расстоянии, 2 с. и 1 з,п. ф-лы, 3 ил. ное падение температуры переднего конца полосы в сравнении с ее более удаленными от торца участками. Это обстоятельство является объективной реальностью, поскольку передний торец полосы увеличивает поверхность, с которой происходит рассеивание тепла в окружающее пространство, а попадание на него охладителя (воды), омывающего верхний рабочий валок, существенно увеличивает скорость охлаждения. Эффект подстуживания переднего конца полосы нарастает по мере дальнейшего продвижения ее по клетям стана, что создает условия для достижения критических значений уширения металла и заклинивания полосы в одном из промежутков между клетями в проводках

1745383

10

15 зом. непрерывной группы, В этом случае полоса теряет устойчивость, хаотически накапливается в межклетевом промежутке, создавая аварийную ситуацию на стане, известную под названием "бурежка". К этому же эффекту приводит расслоение переднего конца полосы, в значительной мере вызываемое его подсту>киванием при наличии несплошности внутреннего строения металла. Кроме того, подстуженный передний конец полосы приводит к увеличению динамических нагрузок в главных линиях клетей. Все это дестабилизирует работу станов, снижает эксплуатационную стойкость установленного оборудования, что в конечном счете снижает производительность стана и сокращает выход годной продукции.

Для сокращения указанных последствий на мелкосортных станах между группами клетей установлены аварийные ножницы, на которых производят обрезку (зачистку) остуженного или разлохмаченного переднего конца полосы, что увеличивает отходы металла в обрезь.

Известен прием предотвращения попадания охладителя на прокатываемую полосу, заключающийся в обдувании рабочих валков перед очагом деформации сжатым воздухом. Этот прием не имеет формального алгоритма, характеризуется неприемлемым расходом сжатого воздуха и создает дискомфортные условия работы в становом пролете.

Известны способ и система для охлаждения валков при горячей прокатке, Применение устройства (системы охлаждения) показано на примере работы чистовой четырехклетевой группы листового непрерывного прокатного стана горячей прокатки.

Устройство (система охлаждения, фиг.1) состоит из трубопроводов 8, одной стороной соединенных с магистралью подачи воды. С противоположной стороны трубопроводы 8 снабжены коллекторами с соплами. В каждую ветвь трубопроводов подачи воды к верхнему и нижнему рабочим валкам всех клетей 2 — 5 группы через форсунки 7 врезаны трубопроводы для подачи масла, соединенные посредством задвижки

12 и насоса 11 с масляным резервуаром 10.

Управление задвижкой 12 функционально связано с работой месдозы 1, установленной на последней клети 2 группы стана и датчиком 6 наличия металла, установленным на линии прокатки перед первой клетью 5.

Устройство работает следующим обра20

В период работы стана охлаждение рабочих валков обеспечивается непрерывно, поскольку задвижки 9, установленные перед трубопроводами 8, постоянно открыты.

Как только полоса захватывается валками чистовой клети, возникающий от месдозы 1 сигнал используется для открывания задвижки 12 масляного трубопровода и впрыскивания масла в форсунки 7 для приготовления эмульсии и подачи ее одновременно с водой по трубопроводам 8 к рабочим валкам всех клетей стана, Смесь эмульсии с водой подается на рабочие валки клетей стана до тех пор, пока задний конец полосы не покинет поле зрения датчика 6 наличия металла, установленного перед первой клетью стана..Изменение режима работы этого датчика используется для закрывания задвижки 12 масляного трубопровода и прекращения подачи эмульсии к рабочим валкам всех клетей стана., Создание этой системы связано с совершенствованием технологии производства горячекатаной листовой стали на непрерывных станах и обусловлено созревшей к тому времени технической возможностью применения смазочно-охлаждающей жидкости на станах горячей прокатки. Подача смазки в очаг деформации существенно снижает коэффициент трения на контакте прокатываемого металла и валков. В связи с этим происходит снижение расхода электроэнергии, улучшается качество поверхности полосы, увеличивается стойкость валков, но также в значительной мере ухудшаются условия захвата, которые создают предпосылки для возникновения аварийных ситуаций, известных под названием "бурежка", Такой алгоритм работы системы подачи смазки обеспечивает стабильный захват металла валками при прокатке следующей полосы за счет удаления следов масла с поверхности рабочих и опорных валков при закрытой задвижке 12 в период докатывания заднего конца предыдущей полосы.

Однако этот способ управления охлаждением также не приемлем, поскольку отключение подачи воды на время прохождения переднего конца полосы по всем клетям непрерывной группы может привести к потере работоспособности рабочих валков за счет их перегрева, Цель изобретения — сокращение отходов металла, стабилизация работы стана и повышение эксплуатационной стойкости установленного оборудования.

Указанная цель достигается тем, что управление охлаждением рабочих валков прокатного стана, имеющего в своем составе непрерывные группы клетей, по показате1745383 лю, характеризующему наличие металла в валках каждой клети непрерывной группы, осуществляется так, что в момент захвата металла валками данной клети выключают подачу охладителя на валки следующей за ней клети и включают подачу охладителя на валки данной клети, и подачу охладителя. на валки первой клети непрерывной группы отключают в момент появления металла перед ней на заданном расстоянии.

В предлагаемом техническом решении удаление охлаждающей жидкости достигается полным отключением системы охлаждения на период прокатки переднего конца полосы, длина которого определяется расстоянием от места установки датчика наличия металла и первой клетью, расстоянием между клетями, скоростью прокатки, быстродействием элементов системы управления и исполнительных механизмов.

Способ реализуется устройством для управления охлаждением рабочих валков прокатного стана, содержащим коллекторы к трубопроводам для подвода охладителя к валкам клетей непрерывной группы, снабженные приводными задвижками, датчики наличия металла в валках каждой клети непрерывной группы и перед первой клетью, которые дополнительно содержат логические элементы совпадения (И) по числу клетей, имеющие по два входа. один из которых инверсный, причем выход каждого элемента совпадения соединен с входом управления приводом задвижки каждой клети, инверсный вход элемента совпадения соединен с выходом датчика наличия металла в валках той же клети, прямой вход элемента совпадения кроме первого — с выходом датчика наличия металла в валках предыдущей клети. а прямой вход первого элемента совпадения соединен с выходом датчика наличия металла перед первой клетью, Отличительными признаками предлагаемого способа являются: подача охладителя на валки первой клети непрерывной группы отключается в момент появления металла перед ней на заданном расстоянии; в момент захвата металла валками данной клети выключают подачу охладите ля на валки следующей за ней клети и включают подачу охладителя на валки данной клети; устройство для управления охлаждением рабочих валков снабжено логическими элементами совпадения (И) по числу клетей; логические элементы совпадения имеют по два входа, один из которых инверсный; выход каждого элемента совпадения соединен с входом. управления приводом. задвижки каждой клети; инверсный вход элемента совпаде15

25

35

45 элементах 14 описыватюся одинаковым вы50. ражением

0 X0=0.

5

10 ния соединен с выходом датчика наличия металла в валках той же клети; прямой вход элемента совпадения, кроме первого, соединен с выходом датчика наличия металла в валках предыдущей клети; прямой вход первого элемента совпадения соединен с выходом датчика наличия металла перед первой клетью; в качестве датчика наличия металла в валках, при прокатке в непрерывных группах клетей с индивидуальным приводом рабочих валков, используют сигнал реле нагрузки в главной цепи.

На фиг.2 изображена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг.3- блок управления приводом задвижки.

Устройство для управления охлаждением рабочих валков прокатного стана включает управляемые приводные задвижки 13 системы охлаждения валков каждой из клетей 2, входы управления которых соединены с выходами логических элементов 14 совпадения (И), имеющих по одному инверсному и прямому входу, причем первый из них соединен с датчиком 15 наличия металла в валках, установленным на той же клети. что и задвижка, а второй — с датчиком предыдущей клети.

Прямой вход элемента 14 первой клети соединен с датчиком 16 наличия металла перед первой клетью.

Блок управления приводом задвижки, представляющий собой элемент совпадения с одним инверсным Xi и вторым прямым

Xz входами (фиг,3), может быть реализован с помощью функциональных элементов микросхем серии К155 и любого усилителя мощности сигнала постоянного тока, например. тиристорного ключа, включенных по одной из схем, приведенных на фиг.3, где

D1-К155Л Н1, 02.1-К155Л Е1, 02.2-К155ЛАЗ, 03 — усилитель мощности сигнала постоянного тока (токовый ключ).

Устройство работает следующим образом.

При отсутствии металла в группе на выходах всех датчиков наличия металла действуют сигналы логического "0", поэтому результаты логической операции на всех

Сигналы логического нуля, попадая на входы управления задвижками, оставляют их открытыми, и охладитель подается на валки. При подходе металла к первой клети на выходе датчика 16 возникает сигнал ло- . гической "1". В этом случае результат логи1745383

1 X0=1.

15 зад< 2

20 ческой операции на первом по ходу прокатки элементе 14 будет

Сигнал логической "1" вызывает закрытие задвижки 13. прекращая подачу охладителя на валки первой клети. После захвата металла валками первой клети аналогичная логическая ситуация возникает на втором элементе И. в результате чего перекрывается подача охладителя во вторую клеть. В то же время на первом элементе И логическая ситуация описывается выражением поэтому задвижка в первой клети открывается и охладитель снова поступает на валки.

Описанные операции последовательно повторяются в каждой из клетей, т.е. на время захвата металла валками каждой из клетей подача охладителя прекращается.

В непрерывных группах клетей с индивидуальными приводами в качестве датчиков 15 можно применить токовые реле нагрузок, включенные в главные цени каждого иэ приводов.

Предлагаемый способ опробован в опытно-промышленном режиме при прокатке шестидесяти заготовок на мелкосортном стане 250 М 6. Эксперимент выполнен на черновой группе стана, состоящей иэ восьми клетей. Выключение подачи воды на охлаждение валков в период захвата металла в каждой клети осуществляли вручную, В результате выполненных исследований падение температуры переднего конца полосы в сравнении с ее более удаленными от торца участками не выявлено. Установлена возможность сокращения отходов металла в обреэь при зачистке переднего конца полосы на 100 мм или на 1 кг/т. Кроме того, существенно снижаются динамические нагрузки при захвате металла в последующих клетях стана, что особенно важно при реализации на стане процесса прокатки с пониженными на 150-200 С температурами нагрева заготовок, Формула изобретения

1. Способ управления охлаждением рабочих валков прокатного стана, имеющего в своем составе непрерывные группы клетей, предусматривающий определение наличия металла в валках каждой клети непрерыв25

55 ной группы и воздействие на расход охладителя, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной стойкости установленного оборудования и сокращения потерь металла в обрезь и брак, по завершению захвата металла валками данной клети, характеризующемуся перемещением переднего конца полосы на заданное расстояние от оси валков, подачу охладителя на валки следующей эа ней клети выключают и включают подачу охладителя на валки данной клети, подачу охладителя на валки первой клети непрерывной группы отключают в момент появления металла перед ней на заданном расстоянии, определяемом во всех перечисленных случаях неравенством где 1 — протяженность эоны интенсивного охлаждения с передней и задней стороны данной клети;

4 — межклетевое расстояние;

1э д- перемещение переднего конца полосы на заданные расстояния от оси валков.

2. Устройство для управления охлаждением рабочих валков прокатного стана, содержащее коллекторы с трубопроводами для подвода охладителя, выполненные с приводными задвижками, датчики наличия металла в валках каждой клети непрерывной группы и перед первой клетью, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной стойкости установленного оборудования и сокращения потерь металла в обреэь и брак, оно снабжено логическими элементами совпадения (И) по числу клетей, имеющими по два входа, один из которых инверсный, причем выход каждого элемента совпадения соединен с входом управления приводом задвижки каждой клети, инверсный вход элемента совпадения соединен с выходом датчика наличия металла в валках той же клети, прямой вход элемента совпадения, кроме первого, — выходом датчика наличия металла в валках предыдущей клети. а прямой вход первого элемента совпадения соединен с выходом наличия металла перед. первой клетью.

3. Устройство пои 2, отл и ч а ю щ еес я тем, что. с целью упрощения реализации системы управления, в качестве датчика наличия металла в валках используют реле нагрузки в цепи главного двигателя данной клети.

1745383

1745383

У=А " р = бЛ

Составитель Г.Онушкевич

Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Редактор Е.Папп

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2346 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ управления охлаждением рабочих валков прокатного стана и устройство для его осуществления Способ управления охлаждением рабочих валков прокатного стана и устройство для его осуществления Способ управления охлаждением рабочих валков прокатного стана и устройство для его осуществления Способ управления охлаждением рабочих валков прокатного стана и устройство для его осуществления Способ управления охлаждением рабочих валков прокатного стана и устройство для его осуществления Способ управления охлаждением рабочих валков прокатного стана и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к черной металлургии , в частности к листопрокатному производству , и может быть использовано при прокатке полос, например, на непрерывных станах горячей прокатки

Изобретение относится к области металлургии , конкретнее к устройствам для охлаждения валков листовых прокатных станов, Цель изобретения - обеспечение стабильности охлаждения валков в зоне работающих клапанов при отключении одного или нескольких рабочих клапанов путем обеспечения неизменности расхода охладителя через каждый работающий клапан

Изобретение относится к прокатному оборудованию, в частности к циркуляционным системам охлаждения

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к способам охлаждения валков сортовых станов

Изобретение относится к металлургии, а именно к устройствам для охлаждения прокатных валков и проката

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к прокатному производству, и может быть использовано на обжимных станах и обжимных клетях прокатных станов, оснащенных механизмами для перемещения прокатываемого металла вдоль бочки рабочих валков

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано на станах горячей прокатки

Изобретение относится к прокатному производству, в частности к охлаждению рабочих валков станов горячей прокатки, и может быть использовано в сортопрокатном и листопрокатном производстве

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано на нереверсивных станах кварто для горячей и холодной прокатки листовой стали
Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано на реверсивных и нереверсивных станах кварто для горячей и холодной прокатки листовой стали

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано на непрерывных станах кварто для горячей и холодной прокаток листовой стали

Изобретение относится к прокатному производству, конкретно - к охлаждению рабочих валков, и может быть использовано при горячей прокатке листов и полос

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при холодной прокатке ленты

Изобретение относится к области металлургии, в частности к производству проката на сортовых и листовых станах, и может быть использовано для охлаждения прокатных валков и проката в процессе производства

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано для охлаждения прокатных валков преимущественно на непрерывных прокатных станах

Изобретение относится к устройствам для подачи охладителя на поверхность вращающегося рабочего валка в прокатном стане
Изобретение относится к области металлургии, конкретно к прокатному производству, и касается технологии охлаждения рабочих валков стана горячей прокатки полосы
Наверх