Антифрикционный сплав на основе алюминия

 

Использование, для деталей, работающих в узлах трения и испытывающих повышенные контактные напряжения в условиях ограниченной смазки и сухого трения, например в качестве статора и крышек роторных компрессоров поршней, поршневых колец и гильз цилиндров компрессоров и двигателей внутреннего сгорания Сущность изобретения: антифрикционный сплав на основе алюминия содержит, мас.%: кремний 16-18; медь 4-5; магний 0,85-1,3; марганец 0,2-0,4; титан 0,15-0,25; олово 1-6; алюминий остальное. Характеристика сплава;(после закалки и искусственного старения) - твердость 140-160 НВ; коэффициент трения по стали твердостью HRC 50 - 0,13-0,2; прочность на растяжение 30-40 кгс/мм2; относительная износостойкость сплава по сравнению с известным составляет 1,2-1,4. 2 табл. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н ,.5" и на, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4836191/02 (22) 07,06.90 (46) 15,07.92, Бюл, ¹ 26 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) Ю.А, Рассадин, А. Н, Нечаев, С.А. Афинеевский, Л B, Семичастнова, Ю.д, Бойков и В,К, Голубев (53) 669,715(088. 8) (56) Патент ФРГ ¹ 755300, кл. 40 в 21/02, опублик, 1953.

Патент США № 4055417, кл. 75 — 142, опублик. 1977. (54) АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ (57) Использование: для деталей, работающих в узлах трения и испытывающих повыИзобретение относится к металлургии сплавов, в частности, и касается химического состава алюминиевого сплава для деталей, работающих в узлах трения и испытывающих повышенные контактные напряжения в условиях ограниченной смазки и сухого трения, например, в качестве статора и крышек роторных компрессоров, поршней,. поршневых колец и гильз цилиндров компрессоров и двигателей внутреннего сгорания.

Известен антифрикционный сплав на основе алюминия, содержащий, мас. :

Кремний 0.4-15

Медь 0,1 — 15

Марганец 0,1 — 5

Олово .0,1 — 5

Свинец 0,1 — 5

Алюминий Остальное. Ы „, 1747525 А1 (s>>5 С 22 С 21/16

IRj 1б9 шенные контактные напряжения s условиях . ограниченной смазки и сухого трения, например в качестве статора и крышек роторных компрессоров поршней; поршневых колец и гильз цилиндров компрессоров и двигателей внутреннего сгорания, Сущность изобретения;- антифрикционный сплав на основе алюминия содержит, мас.%: кремний 16 — 18; медь 4 — 5; магний

0,85-1,3; марганец 0,2-0,4; титан 0,15-0,25; олово 1 — 6; алюминий остальное. Характери стика сплава; (после закалки и искусственного старения) — твердость 140 — 160 НВ; козффициент трения по стали твердостью

HRc 50 — 0,13 — 0,2; прочность на растяжение

30-40 кгс/мм; относительная износостойкость сплава по сравнению с известным составляет 1,2 — 1,4, 2 табл.

Однако известный сплав на основе алюминия, обладая высокими антифрикционными свойствами в условиях смазки, имеет йедостаточные износостойкие и противоза- Д, дирные характеристики в условиях сухого трения и огранйченной смазки, (Я

Наиболее близким по составу к изобретению является антифрикционный сплав на основе алюминия, содержащий мас,7;:

Кремний 16-25

Медь 3-5,5

Магний 0,2-0,8

Марганец 0,3-0,8

Титай . 0,25

Железо 0,3

Свинец 0,3 — 2

Алюминий Остальное

Известный антифрикционный сплав на основе алюминия характеризуется недостаточными антифрикционными свойствами в

1747525

16-18

4 — 5

0,85-1,3

0,2-0,4

0,15 — 0,25

1 — 6

Остальное

Таблица 1 условиях сухого трения и при повышенных контактных напряжениях, Кроме того, он содержит в своем составе такой токсичный материал как свинец.

Цель изобретения — повышение антифрикционных свойств сплава в условиях ограниченной смазкй и сухого трения.

Поставленная цель достигается тем, что антифрикционный сплав на основе алюминия, содержащий кремний, медь, магний, марганец и титан, дополнительно содержит олово при следующем содержании компонентов, мас,%:

Кремний 16 — 18

Медь 4 — 5

Магний 0,85 — 1,3 марганец 0,2-0,4

Титан 0,15 — 0,25

Олово 1 — 6

Алюминий Остальное

Сущность изобретения заключается во введении в алюминиевый сплав большего количества магния, который наряду с упрочняющей фазой CuAl2 образует дополнительную твердую фазу MgzSi, обеспечивая совместно с мягкой оловяно-алюминиевой эвтектикой высокие износостойкие свойства сплава, Для получения сплава были подготовлены пять смесей компонентов, содержание которых отражено в табл, 1, Антифрикционный сплав на основе алюминия плавили в электропечи сопротивления. В расплавленный чушковой алюминий вводили лигатуру алюминий-кремний, После расплавления вводили остальные компоненты: медь, марганец и титан в виде лигатур, а магний и олово вводили в чистом виде, Расплав рафинировали при 750760 С гексахлорэтаном в количестве 0.3% от веса шихты в два приема, затем произво5 дили модифицирование фосфористой медью в количестве 0,3% от веса шихты, Сплав подвергался термообработке по режиму: закалка при 505 + 5 С в течение 4 ч, охлаждение в воде при 80 С, старение при

10 175 5 Ñ в течение 10 ч, Полученные сплавы имели следующие характеристики (см. табл. 2), Как видно из табл. 2, предложенный антифрикционный сплав на основе алюминия

15 превосходит известный по изностойкости и имеет меньший коэффициент трения.

Предложенный сплав может быть использован для изготовления статоров и крыи ек роторных двигателей внутреннего

20 сгорания и компрессоров, поршней, поршневых колец и гильз блока цилиндров двигателей и кбмпрессоров..

Формула изобретения

Антифрикционный сплав на основе

25 алюминия, содержащий кремний, медь, магний, марганец и титан, о т л и ч а ю щ ий с я тем, что, с целью повышения антифрикционных свойств, он дополнительно содержит олово при следующем соотноше30 нии компонентов мас.%:

Кремний .

Медь

Магний

Марганец

35 Титан

Олово

Алюминий

1747525

Таблица 2 ффици ия пос еодост

Н Йс50

0,3

0,25

0,20

0,15

0,13

0.10

Составитель Ю.Рассадин

Техред М.Моргентал Корректор Т Палий

Редактор M.Áàíäóðà

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2475 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Антифрикционный сплав на основе алюминия Антифрикционный сплав на основе алюминия Антифрикционный сплав на основе алюминия 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к шихте для получения порошкового сплава на основе алюминия

Изобретение относится к литейным сплавам на основе алюминия, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала для корпусных деталей гидропередач

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия, предназначенным для использования в микроэлектронике в качестве материалов штырей преобразователей устройств на поверхностно-акустических волнах

Изобретение относится к литейным сплавам на основе алюминия, применяемым в качестве конструкционного материала

Изобретение относится к алюминиевым сплавам, используемым при производстве поршней тракторных двигателей

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия, предназначенным: для пр1-1менения в качества конструкционного материала

Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к сплавам системы алюминий - медь - магний

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия системы Аl-Cu-Mg-Li, используемым в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике

Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным свариваемым сплавам пониженной плотности системы алюминий - медь - литий, и может быть использовано в авиакосмической технике

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия системы алюминий-медь-литий, используемым в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым сплавам на основе алюминия, используемым в качестве конструкционного материала в греющихся частях летательных аппаратов

Изобретение относится к области металлургии, в частности, к деформируемым алюминиевым сплавам системы алюминий-медь-магний, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в авиации, автомобильной и транспортной промышленности, в том числе в сварных конструкциях

Изобретение относится к металлургии, в частности к деформируемым алюминиевым сплавам системы алюминий - медь - магний, предназначенным для применения в качестве конструкционного материала в аэрокосмической промышленности и машиностроении

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы Al-Mn, для производства тонких холоднокатаных листов, используемых для последующей холодной формовки в изделиях сложной формы, таких как сосуды, емкости, банки и др., в том числе сварные конструкции
Наверх