Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания

 

Использование: область транспортного машиностроения, а именно устройства для очистки выхлопных газтов двигателей внутреннего сгорания от вредных компонентов.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 01 N 3/28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4882380/06 (22) 16.11.90 (46) 23.07.92. Бюл. 3+27 (71) Тверской политехнический институт (72) Б.И,Масленников, В;С,Зайцев и Т,И.Маэунова (56) Авторское свидетельство СССР

М 1036944, кл, Г 01 и 3!28, 1982, „„5U„„1 749503 А1

2 (54) НЕЙТРА/1ИЗАТОР ВЫХЛОПНЫХ ГА30В ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Использование: область транспортного машиностроения, э именно устройства для очйстки выхлопных газов"двигателей внутреннего сгорания от вредныМ компонентов, f9 4

Ф

О

Ql

О

1749503

10 эксплуатации устройства, недостаточное

20 охлаждение потока газов в зонах, входного

При подсоединении входного патрубка 2 (ВП) нейтрализатора к выхлопной трубе автомобиля выхлопные газы по ВП поступают к вращающемуся барабану 3, расположенному в цилиндрическом корпуса (ЦК) 1, Выхлопные. газы взаимодействуют со слоем термостойкого волокнистого материала (ТМ) 4 и охлаждающими элементами 5 и 6.

Уловленная саха и первичный конденсат углеводородов попадают в сборник и могут быть удалены устройством для их выгрузки.

Выхлопные газы после предварительной

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для очистки выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания от вредных примесей, Известно устройство для очистки отработавших газов бензинового двигателя внутреннего сгорания, содержащее размещенный в корпусе реактор, выполненный в виде концентрично размещенных секций с перфорированными распределительными стойками.

Недостатком известного устройства является постепенное повыщение энергозатрат на очистку выхлопных газов от вредных компонентов благодаря неравномерному распределению струй газов на входе в перфорированные распределительные стойки и по их длине, а также интенсивному эабиванию сажей распределительных стоек и прилегающих к ним зон. Кроме того, за счет отложения сажи и конденсата в полостях между концентричйо размещенными секци. ями нейтрализатора срок его йормальной эксплуатации ограничен, Известен нейтрализатор отработанных газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с входными и выходными патрубками, а также параллельно расположенные каталитические реакторы с системой сообщающихся полостей.

Чедостатком известного устройства является короткий срок службы устройства изэа отложения сажи и конденсата

" углеводородов на перегородке, прилегающей к внутренним полостям реактора, и внутренних перфорированных поверхностях каталитических реакторов. Кроме того, для эгого устройства характерно неполное использование цилиндрических реактс1ров в их зонах, прилегающих к трубе, соосной с входным и выходным патрубками.

40 очистки в слое TM попадают через внутреннюю полость 8 в каталитические реакторы (KP) 12, присоединенные к боковым торцовым поверхностям ЦК. В каждом KP газы проходят через зоны l5-17 и взаимодействуют с фильтрующим материалом (ФМ) 20 и псевдоожиженным слоем смеси ФМ с катализатором. Очищенные выхлопные газы уходят в атмосферу через наружную боковую поверхнос ;ь КР, состоящую из сформованного ФМ и покрытую снаружи сеткой 19.

2 з.п. ф-лы. 2 ил, Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является нейтрализатор выхлопных газов двигателя внутреннего с орэния. содержащий корпус с входным патрубком и слой термостойкого материала, размещенный параллельно внутренней боковой поверхности корпуса нэ расстоянии от нее, а также реакторы, снабженные слоями дс жигания углеводородов и восстановления окислов азота и присоединенные к боковым торцевым поверхностям корпуса.

Недостатками указанного нейтрализатора являются повышение энергозатрат на очистку выхлопных газов из-за самопроизвольного уплотнения неподвижно располо>кенных слоев термостойкого и фильтрующего материала при длительной патрубка и слоя термостойкого материала, а также сниженная полнота использования каталитического вещества, находящегося в неподвижном состЬянии в фильтрующих слоях реактора.

Цель изобретения — повышение эффективности очистки выхлопных газов от вредных компонентов и повышение срока службы устройства, Поставленная цель достигается тем, что нейтрализатор содержит впускной патрубок, расположс;нный тангенциально к цилиндричеСкоиу барабану, между внутренней и нзружной стенками которого помещен слой термостойкого волокнистого материала in охлаждающие элементы в виде пластин, закрепленных на наружной сетке барабана и проволочного каркаса, В реакторах нейтрализатора расположены три концентричных разделенных перегородками зоны, в центральной из них помещен фильтрующий материал рыхлой засыпки, в про1749503 зов двигателя внутрен 1его сгорания работает следующим образом.

При необходимо(ти высокоэффективной очистки выхлопных газов от вредных

5 компонентов входной патрубок нейтрализатора соединяется с выхлопной трубой автомашины (приспособления для крепления устройства нэ машине и соединения его с выхлопной трубой не показаны), Выхлопные

10 газы по входному патрубку 2 поступают к барабану 3, расположенному в цилиндрическом корпусе 1. В связи с тэнгенциальным подводом газов по отношению к барабану 3 они воздейству1от на охлаждение элементы

15 5, закрепленные íà его наружной сетке, и способствуют вращению" барабана вокруг своей оси. Выхлопные газы проходят через слой термостойкого волокнистого.материала 4 и очищаются от сажи. Кроме того, при переходе газов от в>:одного патрубка по внутренней полости 3 они расширяются, контактируют с охлажд,ающими элементами

5 двумя сетками барабана 3 и проволочным каркасом 6. При этом в выхлопных газах происходит частичная концентрация углеводородов. При прохождении газов через термостойкий материал 4 происходит адсорбция первичного нондейсата углеводородов. Уловленная сажа и первичный конденсат попадают в сборник 9 и их разгружают устройством 10. После поступления предварительно очищенных газов в полость 8 они разделяются на два потока, направляемые в реакторы 12.

В каждом реакторе 12 очищаемые газы перемещаются по челноковой схеме от центра к периферии. Газы последовательно проходят через зоны 15 — 17, изменяя направление своего дви><ения в соответствии с расположением перегородок 18 и сетки 19.

Благодаря возрастанию плотности насыпки фильтрующего материала 20 от первой до третьей секции обеспечивается соответствующее увеличение гидродйнамического сопротивления для потзка очищаемых газов и повышение степени их очистки от вредных компонентов, В промежуточной зоне 16 реакторэ 12 при использовании псевдоожиженного слоя смеси фильтрующего

50 материала 20 с катализатором интенсифицируется процесс взаимодействия твердой осуществляют через наружную боковую поверхность зонь 17, покрытую сеткой 19.

В реакторах 12 осуществляется катали° нетоксичной всды и двуокиси углерода, а, также восстановление окислов азота, При межуточной зоне сформирован псевдоожиженный слой смеси фильтрующего материала с катализатором, а в периферийной зоне — сформованный фильтрующий материал. В качестве фильтрующего материала принят продукт химической обработки торфа. Для сбора уловленных вредных компонентов под барабаном размещены сборная емкость и устройство для ее разгрузки.

На фиг.1 показано нейтрализатор, вид сверху; на фиг.2 — разрез А-А на фиг,1, Нейтрализатор сбстоит из цилиндрического корпуса 1 с тангенциальным входным патрубком 2. Внутри цилиндрического корпуса 1 и соосно с ним установлен полый цилиндрический барабан 3, между наружной и внутреннейсетками которогозасыпан термостойкий волокнистый материал 4 (например, стекловолокно). К наружной сетке барабан 3 вдоль его оси прикреплены 20 охла.кдающие элементы 5 в виде прямоугольных металлических .пластин, Между торцзвыми сетками барабана 1 термостойкого вОлокнистого материала 4 расположен проволочный каркас 6, состоящий иэ натя- 25 нутых вдоль продольной оси барабана цилиндрических элементов 7 (например. из нихромовой проволоки). Внутреннюю полость 8 барабана 3 выполняют пусготелой.

Под барабаном 3 располагают сборник 9 30 для накопления уловленной в слое термостойкого материала 4 сажи и первичного конденсата углеводородов и устройство 10 для их выгрузкя,, сНа обоих торцах корпуса 1 с помощью 35 фланцев 11 закреплены реакторы 12 цилиндрической формы. Каждый реактор 12 состоит из корпуса 13, крышки 14 и трех концентрически размещенных зон 15 — 17. . разделенных перфорированными перего- 40 родкс)Mи 18.

На половине высоты центральной зоны

15 реактора 12 размещена сетка 19, выше которой засыпан фильтрующий материал 20 (например, торф, подвергнутый химической 45 обработке). В промежуточной зоне 16 реактора 12 на одной трети ее высоты также размещена сетка 19, выше которой обеспечен псевдоожиженный слой смеси дисперсного фильтрующего материала 20 с катализатором. Периферийная (наружная) зона 17 реактора 12 заполнена сформированным фильтрующим материалом 20, Перегородки 18 между зонами 15-17 реактора

12 выполнены сплошными на две трети их 55 высоты, э остальные части — перфорированными. Наружная боковая поверхностьзоны. тическое дожигэние угарного газа и углево 17 реактора 12 покрывается металлической дородных газообразных соединений до сеткой 19, на которой сверху закрепляется крышка 14. Нейтрализатор выхлопных га1749503 необходимости нейтоализатор используется полностью или в виде отдельных блоков, так, например, двухситный барабан со слоем термостойкого волокнистого материала при трехзонные реакторы.

Таким образом, выполнение первичного фильтра в виде вращающегося поддействием потока выхлопных газов двухситного барабана, заполненного волокнистым термостойким материалом и оснащенного дополнительными охлаждающими элемента ми 5 и проволочным каркасом 6, и реактора, состоящего из концентрически расположенных зон, разделенных перегородками и заполненных фильтрующим материалом, с различной плотностью засыпки и псевдоожиженн ым слоем смеси фильтрующего материала и катализатора, позволяет снизить энергозатраты на очистку выхлопных газов от вредных компонентов на 20 — 30 Д и повысить срок службы устройства в 1,5-2,0 раза, Формула изобретения

1. Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с входным патрубком, установленный в корпусе соосно и с зазором относительно его боковой стенки полый цилиндрический барабан со слоем термостойкого волокнистого материала, ограниченного внутренней решеткой, и реакторы, сообщенные с полостью цилиндрического барабана, прикрепленные к торцевым поверхностям корпуса и имеющие внутренний слой дожигания углеводородов с фильтрующим материалом и наружный слой восстановления окислов азота с наружной сеткой и фильтрующим материалом, разде5 ленные между собой перфорированными перегородками, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, он дополнительно содержит наружную решетку, охватывающую цилиндрический бара10 бан, и охлаждающие элементы. выполненные в виде пластин, закрепленных на наружной решетке. и проволочного каркаса, размещенного E слое термостойкого волокнистого материала вдоль оси цилинд15 рического барабана. установленного с возможностью вращения, впускной патрубок размещен тангвнциально, реакторы выпол- . нены в виде полых цилиндров и снабжены дополнительным слоем с фильтрующим ма-.

20 териалом, слои расположены концентрично с плотностью засыпки, возрастающей от внутреннего слоя к наружному, а полость цилиндрического барабан сообщена с внутренними слоями дожигания каждого реакто25 ра, 2. Нейтрализатор го п.1, о т л и ч а юшийся. тем, что в качестве фильтрующего материал применен продукт химической обработки торфа.

30 - 3, Нейтрализатор по пп. 1 и 2, о т л и ч аю шийся тем, что дополнительно содержит сборную емкость с элементом разгрузки, размещенную под цилиндрическим барабаном.

1749503

О в

Составител ь С.Андреева

Редактор H.Ëàçàðåíêà . Техред M.Mîðãåíòàë Корректор А.Осауленко

Заказ 2577 . Тираж . Подписное . 8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытилм при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушскал наб., 4 5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания от вредных компонентов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам, снижающим выбросы вредных веществ с отработавшими газами двигателями внутреннего сгорания , в частности тепловозными дизелями

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для очистки отработавших газов дизельных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить надежность и долговечность каталитического нейтрализа тора

Изобретение относится к устройствам снижения токсичности отработавших газов двигателя

Изобретение относится к двигателестроению и направлено на повышение эффективности и надежности снижения токсичности отработавших газов двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам обезвреживания отработавших газов двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах выпуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС) для обезвреживания отработавших газов (ОГ)

Изобретение относится к каталитической системе для очистки газа и предназначено для использования в двигателях внутреннего сгорания, например таких, как двигатели газонокосилок, моторных пил, мопедов и других, работающих от приводных установок

Изобретение относится к экструдированным элементам из керамики и/или металла

Изобретение относится к выпускным системам двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а именно к нейтрализаторам отработавших газов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для низкотемпературной нейтрализации выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания
Наверх