Соединение листовых деталей внахлестку

 

Использование клепально-сборочное производство, самолетостроение, изготовление многорядных срезных заклепочных соединений повышенного ресурса Сущность изобретения соединение внахлестку содеожит несколько рядов заклепок В рядах по краям нахлестки заклепки установлены с зазором в детали, образующей край нахлестки и с натягом во второй детали В зазор между стержнем заклепки и деталью установлены втулки из герметизирующего материала с низким модулем упругости 5 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1751471 А1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{21) 4879634/27 (22) 02.11.90 (46) 30.07.92, Бюл. N 28 (71) Харьковский авиационный институт им.

Н.Е.Жуковского (72) Э.Н.Румянцев, С.В.Трубаев, Г,А.Новиков и В.Г.Бабичев

{56) Авторское свидетельство СССР

N . 1010325, кл. F 16 В 15/02, 1980, (54) СОЕДИНЕНИЕ ЛИСТОВЬ!Х ДЕТАЛЕЙ

ВНАХЛЕСТКУ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, it может быть использовано при изготовлении многорядных среэных эаклепочных соединений листовых деталей повышенного ресурса;

Известны срезные заклепочные соединения, состоящие из соединяемых листов и нескольких рядов заклепок. Усталостное разрушение известных соединений происходит по крайним рядам отверстий под заклепки и во многом определяется уровнем напряжений смятия по стенкам отверстий.

Для снижения силонагруженности крайних рядов заклепок применяют уменьшение их диаметра по сравнению с внутренними рядами.

Однако эффективность известного ðt.шения невысока, так как при этом уменьшается площадь смятия.

Снижения силонагруженности добиваются и при применении ступенчатых, либо усовидных соединений. (st>s F 16 В. 19/06 В 21 J 15/02, F 16 8 5702 >709$ (57) Использование; клепально-сборочное производство, самолетостроение, изготовление многорядных -среэнъ(х заклепочных соединений повышенного ресурса. Сущность изобретения: соединение внахлестку содеожит несколько рядов заклепок. B рядах по краям нахлестки заклепки установлены с зазором в детали, образующей край нахлестки, и с натягом во второй детали. В зазор между стержнем заклепки и деталью установлены втулки из герметизирующего материала с низким модулем упругости. 5 ил, Однако это значительно усложняет технологию изготовленйя соедййения и применимо для сравнительнб толстых пакетов, для которых применя» ют"соединйтельнйй крепеж — болты.

Наиболее близким по техническому ре- — ъ шению и достигаемому результату является соединение листовых де галей, предполага- (д ющее установку крайних рядов болтов в сварном соединении с натягом в одном присоединяемом листе и с зазором в другом.

Такое конструктивное решение позволяет уменьшить величину изгибных напряжений по сечению крайних рядов соединений. Кроме того. оно позволяет произвести рвзгруз- )5» ку крайних рядов крепежных элементов по ъ напряжениям смятия, что повышает усталостную долговечность соединяемых листов, Однако применение известного соединения для заклепочных соедийений весьма затруднительно, поскольку заклепки крайних рядов заваливаются при клепке, не имея отпорной реакции листа. Кроме того, герметичность любого соединения обеспе1751471 чивается устранением щелевых каналов между стержнем крепежного элемента и стенкой отверстия, а также между соединяемыми листами. Известное решение уменьшает длину щелевого канала между стержнем и стенкой отверстия и практиче. ски- полностью открывает канал между соединяемыми листами. Это значительно снижает-герметичность соединения, что существенно снижает его область применения. Кроме того. установка крайнйх рядов крепежных соединений (болтов, заклепок) с натягом в одной из соединяемых деталей йриводит к утюжке одного соединяемого листа в другой, вовнутрь зазора, Это ухудшает .качество соединения, нарушает его контур, что неприятно; особенно для аэродинамических поверхностей.

Цель изобретения — повышение качества преимущественно заклепочного соединения.

Для достижения поставленной цели соединение деталей состоит из соединяемых внахлестку листов посредством нескольких рядов крепежных элементов, например, заклепок. Крайние ряды крепежных элементов установлены с зазором в детали; образующей край нахлестки и с натягом во второй детали. 8 зазор между стержнем крепежного элемента и стенкой отверстия установлена втулка из низкомодульного герметизирующего материала, На фиг. 1 изображена конструкция пятирядного односрезного заклепочного соединения листовых деталей. вид сбоку; на фиг. 2 — фрагмент конструкции соединения в районе установки крайних рядов заклепок: на фиг. 3-5- технологический процесс сборки заклепочного соединения листовых деталей.

Заклепочное соединение деталей состоит из соединяемых внахлестку листов 1 и 2 посредством нескольких рядов заклепок

3, Усталостное разрушение соединяемых листов происходит по сечениям деталей под крайние ряды заклепок, которые относительно нагрузки на соединяемый лист являются первыми. Так, например. лист 1 разрушается по сечению А-А, а лист 2 — по сечению б — б (фиг, 1), Целесообразно для повышения усталостной долговечности соединяемых листов уменьшить, либо даже устранить напряжения смятия по крайним рядам отверстий под заклепку, Для получения желательного эффекта заклепки устанавливаются с зазором в детали, образующей край нахлестки (деталь 2, фиг.

2) и с натягом в ответной присоединяемой детали — деталь 1. Для предотвращения заваливания заклепки при ее расклепывании в отверстие большего диаметра устанавливается низкомодульная втулка 4, имеющая свойства герметизации.

Технологический процесс образования

5 заклепочного соединения состоит из следующих операций; сборка в пакет соединяемых деталей, совместное сверление соединяемых листов, разборка пакета, выполнение последних отверстий в соединяе10 мом листе большего диаметра, например. рассверливанием. снятие заусенцев: сборка в пакет соединяемых листов, установка внутренних рядов заклепок в отверстия и их расклепывание, установка в крайние ряды от15 верстий заклепок (фиг. 3); установка на стержень заклепки низкомодульной герметизирующей втулки 4 (фиг. 4); расклепывание крайних рядов заклепок выбранным типом технологического процесса клепки (фиг. 5).

20 Под повышением качества заклепочного соединения следует понизить улучшение следующих параметров соединения: уменьшение, либо даже устранение возможного заваливания заклепки при ее расклепыва25 нии, особенно при расположении .. замыкающей головки со стороны большего . отверстия; повышение герметичности соединения, поскольку наличие втулки уменьшает возможность щелевой утечки вдоль

30 стержня заклепки как за счет уплотнения втулки. со стороны стержня и со стенкой отверстия, так ui за счет ее герметизирующих свойств (высокого адгезионного сцепления поверхности втулки со стержнем и

35 стенкой отверстия); уменьшение возможного втягивания одного соединяемого листа вовнутрь ответного листа, что повышает качество поверхности соединения (особенно важно для несущих аэродинамических по40 верхностей); значительно уменьшается радиальная раздача стержня в отверстии большего диаметра, что уменьшает тенден. цию заклепки к полному заполнению отверстия большего диаметра и позволяет, тем

45 самым, получить разгрузку крайнего ряда отверстий по напряжениям смятия.

В самолетостроении нашло широкое применение выполнение заклепочных сое50 динений листовых .деталей из материала

Д16Т, 895 заклепками из 865, Д18. Для изготовления втулки можно рекомендовать пластические массы (например, фторопласт) с нанесением клеевого слоя на боко55 вые поверхности втулки. либо герметичные материалы типа ВЭР-1, ВИТЭФ-1, идущие на изготовление жгутовой герметизации стыковых поверхностей самолета. Следует отметить, что модуль упругости материала втулки при этих сочетаниях пар материалов

1751471

ФИГ. 2

I (ФйГ. 5

4КГ.4

ФИГ.3

Составитель Э.Румянцев

Редактор И,Касарда Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор M.Ïîæî

Заказ 2564 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101 ниже на 3-4 порядка модуля упругости материала соединяемых листов и заклепки.

Таким образом, применение заклепочного соединения деталей позволяет повысить его качество, что снижает коэффициенты безопасности соединения при его расчете, либо повысить ресурс соединения при сохранении заданного качества.

Формула изобретения

Соединение листовых деталей внахлестку, содержащее расположенные на нахлестке несколько рядов крепежных элементов, при этом крепежные элементы в рядах по краям нахлестки установлены с зазором в детали. образующей край нахлестки

5 и с натягом во второй детали, о т л и ч а ющ е е cятем,,что,,с целью повышения качества . преимущественно заклепочного соединения, в упомянутые зазоры установлены втулки из герметизирую10 щего материала с низким модулем упругости.

Соединение листовых деталей внахлестку Соединение листовых деталей внахлестку Соединение листовых деталей внахлестку 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к неразъемным соединениям металлических деталей с композиционными

Заклепка // 1705621
Изобретение относится к машиностроению , в частности к заклепкам для образования высокоресурсных заклепочных соединений

Заклепка // 1670205
Изобретение относится к машиностроению, а именно к заклепкам для высокоресурсных заклепочных соединений

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке металлов давлением, и может быть использовано для получения неразъемных соединений деталей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к заклепкам для односторонней клепки

Изобретение относится к машиностроению, к высокоресурсным заклепочным соединениям деталей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к заклепкам для осуществления клепки соединяемых деталей с односторонним доступом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к заклепочным соединениям деталей
Наверх