Способ получения соединения деталей

 

Использование: в машиностроении, в срезных болтовых соединениях деталей. Сущность изобретения: в пакете деталей выполняют отверстие с зенковкой. Изготавливают болт с потайной конической головкой, в которой делают глухое цилиндрическое отверстие. Устанавливают болт в отверстие пакета и затягивают гайку. Затем производят подпрессовку болта путем установки с натягом в глухое отверстие головки высокопрочного шарика с последующим его заполнением клеевым составом. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ. СВИДЕТЕЛ6СТВУ (21) 4785502/27 (22) 23.01.90 (46) 23,06.92. Бюл. hL 23 (71) Харьковский авиационный институт им, H.E.Æóêîâñêîr0 (72) Э.Н, Румянцев, А.Г. Гребеников, А.Г.

Шаманов и В.Г. Бабичев (53) 621.882(088.8) (56) Ярковец А.И. и др. Технология выполнения высокоресурсных заклепочных и болтовых соединений в конструкциях самолетов. — M.: Машиностроение. 1977, с. 6, риС. 1.1б.

Там же, 16, рис. 1.11, Изобретение отйосится к машиностроению и может быть использовано при изгб-: товлении срезных болтовых соединений болтами с потайной головкой.

Известна конструкция срезных болтовых соединений при помощи болтов с потайными головками, выполненными в виде усеченных конусов и установленными в соответствующие по форме гнезда в соединяемых деталях. Выполняемое под потайную головку гнездо увеличивает концентрацию напряжений в отверстии под болт и снижает усталостную долговечность деталей с гнездом. Для повышения усталостной долговечности зенкованных деталей используют локальные натяги по гнезду под головку при помощи выступов на поверхности конической rоловки.

Однако черезмерные контактные напряжения, реализуемые при помощи локального натяга. способствуют повышению износа поверхности гнезда под головку, снижению герметичности болтового соединения.

5U 1742535 А1

rsl)s F 16 В 5/02 7Г" 33 / f (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СОЕДИНЕНИЯ

ДЕТАЛЕЙ (57) Использование: в машиностроении, в срезных болтовых соединениях деталей.

Сущность изобретения: в пакете деталей выполняют отверстие с зенковкой, Изготавливают болт с потайной комической головкой, в которой делают глухое цилиндрическое отверстие. Устанавливают болт в отверстие пакета и затягивают гайку. Затем производят подпрессовку болта путем установки с натягом в глухое отверстие головки высокопрочного шарика с последующим его заполнением клеевым составом. 3.ил.

Наиболее близким по техническому решению и достигаемому результату являетсяспособ получения соединения деталей, предполагающий выполнение отверстий в соединяемых деталях, зенковку отверстий под потайную головку, установку в отверстия болта, установку на болт шайбы и осевую затяжку болта гайкой.

Известный способ позволяет реализовать радиальный натяг по цилиндрической части отверстия, однако практически не создает его по гнезду под головку болта вследствие больших потребных осевых усилий сжатия пакета соединяемых деталей.

Цель изобретения — повышение срока службы соединения путем увеличения усталостной долговечности детали с гнездом под потайную головку.

Для достижения поставленной цели способ получения соединения деталей включает в себя выполнение отверстия в пакете деталей и его зенковку. изготовление болта с йотайной конической головкой и глу1742535 хим отверстием в головке, установку болта в отверстие пакета, установку на болт шайбы, осевую затяжку болта гайкой и выполнение подпрессовки болта путем установки в глухое отверстие его головки высокопрочного шарика, причем зазоры между шариком и стенкой глухого отверстия заполняют клеевым составом, На фиг. 1 показана конструкция потайного болта в пакете соединяемых деталей до осевой затяжки болта; на фиг. 2 — болтовое соединение деталей с потайным болтом до его подпрессовки; на фиг. 3 — выполнение подпрессовки потайной головки болта.

Способ получения соединения деталей

1 и 2 заключается в выполнении в пакете соединяемых деталей отверстия 3 и его зенковки 4. Изготовленный болт 5 имеет потайную коническую головку 6, форма которой соответствует форме зенковки под нее, и глухое отверстие 7 со стороны торца потайной головки, причем внутри глухого отверстия вносят клеевой состав 8. Далее болт устанавливают в отверстие соединяемых деталей, устанавливают на болт шайбу 9 и производят-осевую затяжку болта гайкой 10 (фиг. 2), После затяжки болта на стенке зенковки под потайную головку возникают контактные напряжения сжатия о . После чего берут высокопрочный шарик 11, имеющий диаметр больше диаметра глухого отверстия, и производят запрессовку шарика усилием Рт до его установки эаподлицо с торцом потайной головки болта. Реализация радиального натяга от запрессовки шарика приводит к появлению на стенке зен ковки отверстия дополнительных напряжений сжатия с4, которые реализуют и дополнительный радиальный натяг по стенке зенкованного гнезда, Таким образом, предлагаемый способ получения соединения деталей по сравнению с прототипом позволяет реализовать на зенкованной части отверстия дополнительный радиальный натяг, который приводит к повышению усталостной долговечности соединяемой детали . Клеевой состав внутри глухого отверстия способствует удержанию шарика в условиях эксплуата5 ции, кроме того, часть вытекшего из отверстия клея способствует созданию ровной поверхности на торце головки, что важно для соединений, имеющих аэродинамическую поверхность.

10 При установке шарика целесообразно применять натяги 3-8 Д от диаметра шарика, глубину глухого отверстия следует назначать равной 1,4 — 1,7 диаметра шарика, причем диаметр шарика можно назначать

15 из соотношения d =0,4 — 0,8 do, Для изготовления шариков можно рекомендовать шарикоподшипниковые стали типа ШХ6, ШХ15, в качестве клея можно рекомендовать клеи холодного отверждения типа К-153.

20 Таким образом, предлагаемый способ получения соединения деталей повышает усталостную долговечность соединения в

1,3-1,5 раза, .что повышает срок службы соединения деталей и приносит при зкс25 плуатации изделия с соединением экономи. ческий эффект, Формула изобретения

Способ получения соединения деталей, 30 включающий выполнение отверстия в пакете деталей и его зенковку, изготовление болта с потайной конической головкой, соответствующей по форме зенковке отверстия, установку болта в отверстие пакета, 35 установку на болт шайбы и осевую затяжку

его гайкой, .отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы соединения, при изготовлении болта в его головке выполняют глухое цилиндрическое отвер40 стие, после затяжки болта производят его подпрессовку путем установки с натягом в глухое отверстие его головки высокопрочного шарика, а зазоры между шариком и стенкой глухого отверстия заполняют клеевым

45 составом.

1742535

77 б о

Фиг.2 е Я г

4Ьг.Х:—

Составитель 3. Румянцев

Техред M.Ìîðråíòàë Корректор M.Пожо

Редактор О.Головач

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2272 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ получения соединения деталей Способ получения соединения деталей Способ получения соединения деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию космических аппаратов и служит, в частности , для теплоизоляционного крепления элементов аппаратуры и радиационных теплообменников к корпусу космического аппарата , а также может быть использовано в криогенной технике

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх