Способ изготовления одного из элементов модифицированной зубчатой передачи

 

Использование: в металлообработке при шевинговании зубьев модифицированных спироидных передач. Сущность изобретения: шевингование зубьев колеса 1 модифицированной цилиндрической спироидной передачи ведут в условиях обкатки шевером 2, идентичным червяку этой передачи . Шевер 2 устанавливают с возможностью одностороннего зацепления с колесом 1 и сообщения от шевера 2 колесу 1. которое притормаживают, вращения, направление которого меняют в зависимости от обработки правых или левых боковых поверхностей зубьев последнего. При этом участки правых боковых поверхностей зубьев колеса 1, расположенные от его внешнего цилиндра, и участки левых боковых поверхностей зубьев , расположенные от внутреннего цилиндра этого колеса 1, обрабатывают при межосевом расстоянии AI в станочном зацеплении шевера 2 с колесом 1 большем, чем межосевое расстояние aw передачи, на величину б , определяемую из зависимости 5 0,15 + 0,0024 D2, где D2 - ширина зубчатого венца колеса. Другие соответствующие участки правых и левь-х боковых поверхностей зубьев обрабатывают при межосевом расстоянии Аз в указанном зацеплении меньшем, чем межосевое расстояние aw передачи , на ту же величину. 6 ил. С/) С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (II) 1756044А 1 (я)5 В 23 F 19/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4823865/08 (22) 07.05,90 (46) 23.08,92; Бюл. М 31 (71) Ижевский механический Институт (72) A,С.Кунивер (56) Исследование червячных передач и редукторов. Труды ВНИИПТУглемаш, вып.8.—

M„1965, с.211, 216 — 217. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДНОГО ИЗ

ЭЛЕМЕНТОВ МОДИФИЦИРОВАННОЙ

ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ (57) Использование: в металлообработке при шевинговании зубьев модифицированныхх спироидных передач. Сущность изобретения: шевингование зубьев колеса 1 модифицированной цилиндрической спироидной передачи ведут в условиях обкатки шевером 2, идентичным червяку этой передачи. Шевер 2 устанавливают с возможностью одностороннего зацепления с колесом

1 и сообщения от шевера 2 колесу 1, которое

2 притормаживают, вращения, найравление которого меняют в зависимости от обработки правых или левых боковых поверхностей зубьев последнего. При этом участки правых боковых поверхностей зубьев колеса 1, расположенные от его внешнего цилиндра, и участки левых боковых поверхностей зубьев, расположенные от внутреннего цилиндра этого колеса 1, обрабатывают"при межосевом рэсстоянйй Aj в станочном зацеплении шевера 2 с колесом 1 большем, чем межосевое расстояние э передачи, на величину д, определяемую из зависимости д = 0,15+ 0,0024 Ьъ, где Ь вЂ” шйрина зубчатого венца колеса. Другйе соответствующие участки правых и левьй боковых поверхноСтей зубьев обрабатывают при межосевом расстоянии Az в указанном зацеплении меньшем, чем межосевое расстояние а передачи, на ту же величину. 6 ил.

1756044

Изобретение относится K металлообра- до момента достижения их длины, равной ботке и может быть использовано при шевин- половине длины этих зубьев, говании зубьев колес модифицированных В результате осуществления шевинго-. цилиндрических спироидных передач. вания колеса 1 модифицированной спироЦельиэобретения — упрощение процес- 5 идной передачи при межосевых са получения оптимального пятна контакта расстояниях в его станочном зацеплении с . в модифицированной цилиндрической спи- шевером 2 большем и меньшем, чем межроидной передаче, осевое расстояние передачи, с каждой стоНа фиг.1 и 2 изображены положения роны зуба колеса 1 снимается слой металла, шевера относительйо колеса спироидной 10 толщина которого увеличивается по мере передачи при установке их на соответству- удаления от средней части зуба к его конющем межосевом расстоянии, значеййе ко- . цам. Благодаря такому изменению толщины торого соответственно больше или меньше снимаемого слоя создается продольная момежосевого расстояния передачи; на фиг.3 дификация зубьев колеса 1 и, следовательи 4 —: положенйя на боковой поверхности 15 но, обеспечивается локализация пятна зуба колеса участков, обрабатываемых при контакта в передаче по длине этих зубьев. установке шевера на межосевом расстоя- Оптимальное пятно контакта достигаетнии большем, чем межосевое расстояние ся выбором величины д из зависимости, передачи; на фиг.5 и 6- положение на боко= которая представляет собой прямую 9, завой поверхности-зуба колеса участков, об- 20 меняющую кривую 10, найденную из услорабатываемых при установке шевера на вия.обеспечения в спироидных передачахс межосевом расстоянии меньшем", чем меж- межосевыми расстояниями, выбранными из осевое расстояние передачи; на фиг.7- кри- наиболее употребительного диапазона вая зависимости отклоненйя межосевого межосевых расстояний а =15 — 100 мм, длин расстояния в станочном зацепленйи шеве- 25 зон касания зубьев колес этих передач с ..ра с колесом от ширины зубчатого венца виткамисоответствующихчервяков, равных колеса и прямая, заменяющая эту зависи- 60-70% длйны данных зубьев. Эта кривая мосты.:;.: ...:, 10 была определена следующим путем, Способ осуществляют следующим об- . Для ряда колес сйироидных передач с разом.....:. -...; .. 30 межосевыми расстояниями а = 15-100 мм

Шевйнгование зубьев коитуса 1 модифи- были определены при различных заданных цированной цилиндрической спироидной значениях д . зоны касания зубьев этих копередачи ведут в условиях обкатки шевером . лес с витками соответствующих спироидных

2, идентичным червяку этой передачи. Ше- червяков, каждая из которых, как известно, вер 2 устанавливают с возможностью одно- 35 характеризует пятно контакта в передаче и

: "стороннего зацепления с колесом 1 и, представляет собой участок номинальной сообщения от шевера 2 колесу 1, которое поверхности зуба колеса, ограниченный ли притормаживают; вращения, направление нией, в точках которой приведенные зазоры которого меняют в зависимости от обработ- между номинальной и теоретической (главки правых или левых бокбвых поверхностей 40 ной) поверхностями зуба имеют заданную зубьев последнего. При этом участки 3 пра- постоянную величину, выбранную в случае вых боковых поверхностей 4 зубьев колеса спироидных передач равной 0,004m,, где

1, расположенные от его внешнего цилинд- m — нормальный модуль спироидного черра, и участки 5 левых боковых поверхностей вяка. При этом фиксировались те значения

6 зубьев, расположенные от внутреннего 45 д, при которых зоны касания занимали 60— цилиндра этого колеса 1, обрабатывают при 70% длины зубьев колес. Как показывает межосевом расстоянии А в станочном за- опыт, такие длины зон касайия допустимы цеплении шевера 2 с колесом 1 большим, для силовых спироидных передач. Соответчем межосевое расстояние а передачи на ствующиеэтимзонамкасаниямодифицирувеличину; определяемую-из. Фв@:вымости 50 ющие отводы номинальных поверхностей д = 0,15+ 0,0024bz, где bz — ширина зубчато- зубьев от их теоретических поверхностей, ro венца колеса, а другие соответствующие рассматриваемыеу внешнего и внутреннего участки 7 и 8 правых 4 и левых 6 боковых цилиндров колес, равны 0,03 — 0,07 мм. поверхностей зубьев обрабатывают при На базе указанных фиксированных знамежосевом расстоянии Az в указанном за- чений д была построена кривая зависимоцеплении" меньшем, чем межосевое рассто- 55 сти величины д от ширины Ь зубчатого

"яниЕ а передачи, на ту же величину. венца спироидного колеса, которая на осно ббработку указанных участков боковых вании имеющих место в спироидной пере:поверхностей зубьев колеса 1 выполняют даче соотношений геометрических

1756044

5 6 параметров равна 0,5а,, Эта кривая сдоста- . ботки левых боковых поверхностей этих точной для практических целей точностью зубьев — в противоположном. была заменена прямой, определяемой зави- — Шевингование зубьев колеса пройзвосимостью д = 0,15+0,0024bz, которая и"ис- дилось при межосевых расстояниях в его пользуется при реализации данного 5 станочном зацеплении с шевером, одно из способа..,",:..: которых было больше,а другое меньше межПример, Производилось шевингова- осевого расстояния спирбидной передачи ние зубьев колеса модифицированной ци-. на величину д, найденную из приведенной линдрической спироидной передачи со выше зависимости и равную 0,19 мм. следующими параметрами: а (межосевое 10 Для оценок степени продольной моди-. расстояние передачи) 31,5 мм; z< (число за - фикэции боковых поверхностей зубьев шеходов червяка) 1; zz (число зубьев колеса) 38; вийгованного колеса проводился: контроль т,(осевой модуль витков червяка) 1,75 мм; зон касания в спироидной паре, содержэd< (делительный диаметр червяка) 21,5 мм, щей это колесо, на контрольно-обкатном б (диаметр вершин витков червяка) 25 мм", 15 станке мод, Отеазоп ¹ 502. Было установле :P„(oceaoA шаг витков червяка) 5,495 мм; Sn> но, что зоны касания на боковых поверхно(толщина витка червяка на делительном Цй- стях зубьев колеса локалйзовэны по длине линдре) 2,64 мм; d

21,5 мм; Рхо (осевой шаг витка) 5,495 мм; Sn0 30 модифицированной цилиндрической спиро(толщинэ вйтка нэ делительном цилиндре) ° идной йередэче, используют инструмент в

2,64 мм.. ..: . .:.: -, виде шевера, который устанавливают с возШевингование зубьев колеса осуществ- " можностью одностороннего зацепления с лялоcb йа зубофрезерном станке мод " обрабатываемым колесом спироидной пе5К301П. Колесо было установлено в приспо- 35 редачи, при этом участки правых профилей соблении, закрепленном нэ столе станка " . зубьев, расположенные от внешнего цилинLUeaep закреплялся на оправке, базирую -:: дра колеса, и участки левых профилей зубьщейся в шпинделе этого станка. Кинемэти- . ев, расположенные от внутреннего ческая связь между шпинделем и столом . цилиндра колеса, обрабатывают при межстанка была отключена. - " -: 40 осевом расстоянии большем, чем межосевое расстояние передачй на величину, С целью обеспечения процесса шевин- . значение которой определяют по зависимогования колесо притормаживалось и емусо-:: сти д = 0,15 + 0,0024bz, где Ь вЂ” ширйна общалось от шевера, находящегося с ним в- зубчатого венца обрабатываемого колеса, а одностороннем зацеплении, вращение, ко-. 45 другие соответствующие участки профилей торое в случае обработки правых боковых: зубьев обрабатывают при межосевом расповерхностей зубьев колеса осуществля- стоянии меньшем, чем межосевое расстоя-" лось в одном направлении, а в случае обра- ние передачи, на ту же величину.

1756044

Составитель А.Кунивер

Техред М.Моргентал

Редактор В,Петращ

Корректор Н.Тупица

Г!роизяодственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3047 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ изготовления одного из элементов модифицированной зубчатой передачи Способ изготовления одного из элементов модифицированной зубчатой передачи Способ изготовления одного из элементов модифицированной зубчатой передачи Способ изготовления одного из элементов модифицированной зубчатой передачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к оборудованию для производства зубчатых колес

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в массовом производстве зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , в частности к производству конических и гипоидных зубчатых пар с круговыми зубьями , и может быть использовано в таких методах финишной обработки, как зубохонингование, зубошевингование

Изобретение относится к машиностроению , в частности к чистовой обработке зубчатых колес

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в производстве зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии приработки и тренировки передач зацепления, и может быть использовано для достижения их оптимальных эксплуатационных показателей при работе в тяжелых режимах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес, и может быть использовано для финишной обработки конических колес с прямыми и криволинейными зубьями

Изобретение относится к области машиностроения ,в частности, к чистовой обработке зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , в частности к производству зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес, и может быть использовано для финишной обработки конических колес с прямыми и криволинейными зубьями в автомобильной, тракторной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении и других отраслях машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячным инструментам для обработки зубчатых изделий

Изобретение относится к технологии машиностроения

Изобретение относится к области зубообработки, крупносерийному и массовому производству зубчатых колес

Изобретение относится к области технологии машиностроения, обработке резанием

Изобретение относится к области машиностроения, производству зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, к зубообработке и может быть использовано при чистовой обработке зубьев червячных колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке круговых или арочных зубьев цилиндрических зубчатых колес

Изобретение относится к технологии машиностроения, к зубообработке и может быть использовано для чистовой обработки зубьев червяков спироидных передач [1]

Изобретение относится к технологии машиностроения, к зубообработке, и может быть использовано при чистовой обработке зубьев прямозубых или косозубых цилиндрических колес
Наверх