Способ чистовой обработки зубчатых колес

 

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в производстве зубчатых колес. Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет получения продольной модификации зубьев. Для получения модифицированных (бочкообразных) зубьев при чистовой обработке колеса дисковым шевером, в исходном положении угол скрещивания осей инструмента и колеса назначают равным S arctg- tgS-a/(a+AS/sinan), где X - номинальный угол скрещивания осей инструмента и отрабатываемого колеса, град; а - межосевое расстояние, мм; AS - заданная величина бочкообразности (модификации ), мм; а.п - угол зацепления в нормальном сечении, град. Затем корректируют угол установки оси колеса к направлению подачи, а при достижении центром скрещивания осей середины ширины обрабатываемого зубчатого венца направление подачи меняют на. противоположное. Поскольку в процессе обработки изменяется угол скрещивания осей, происходит необходимое для получения модификации зубьев изменение межосевого расстояния 2 ил. с Ј (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 В 23 F 19 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Х =arctg tgZ

sinu„

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4414278/08 (22) 25.04.88 (46) 15.03.91. Бюл. № 10 (71) Одесский политехнический институт (72) Ю. Н. Сухоруков, С. М. Уминский и А. Ю. Сухорукова (53) 621.833.621.7 (088.8) (56) Мильштейн М. 3. Чистовая обработка зубчатых колес. Киев: Техника, 1971, с. 27, 29 — 33. (54) СПОСОБ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в производстве зубчатых колес. Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет получения продольной модификации зубьев. Для получения модифицированных (бочкообразных) зубьев при чисИзобретение относится к металлообработке и может быть использовано в производстве зубчатых колес.

Цель изобретения расширение технологических возможностей за счет получения продольной модификации зубьев.

На фиг. 1 показана схема исходного положения инструмента и обрабатываемого колеса; на фиг. 2 схема изменения межосевого расстояния при обработке модифицированных зубьев.

При обработке инструментом-шевером 1 с размещением оси обрабатываемого колеса 2 под утлом Х к направлению подачи наибольшиЙ съем припуска происходит в точках Рь которые соответствуют врезанию и выходу шевера.

Угол Х определяют по следующей зависи мости:

„„SU„„1634403 A 1

2 товой обработке колеса дисковым шевером, в исходном положении угол скрещивания осей инструмента и колеса назначают равным Х =arctg (tgZ а/(а+ЛЯ/япа„)), где номинальный угол скрещивания осей инструмента и отрабатываемого колеса, град; а — межосевое расстояние, мм; AS — заданная величина бочкообразности (модификации), мм; а. — угол зацепления в нормальном сечении, град. Затем корректируют угол установки оси колеса к направлению подачи, а при достижении центром скрещивания осей середины ширины обрабатываемого зубчатого венца направление подачи меняют на. противоположное.

Поскольку в процессе обработки изменяется угол скрещивания осей, происходит необходимое для получения модификации зубьев изменение межосевого расстояния. 2 ил. где Х вЂ” номинальный угол скрещивания осей инструмента и обрабатываемого колеса, град; а межосевое расстояние, мм;

AS заданная величина модификации, мм;

uÄ вЂ” угол зацепления в нормальном сечении, град.

В точке Р2 величина удаляемого припуска уменьшается за счет увеличения межосевого расстояния. В начале цикла обработки шевер 2 и колесо 1 устанавливают таким образом, чтобы центр скрещивания осей шевера и колеса размегцался за торцом колеса и у торца инструмента (шевера) .

Затем обрабатываемому колесу сообщают подачу 5Р вдоль его оси и подачу

S, нормально к своей оси. При этом центр скрещивания осей шевера и колеса перемещается по линии 3!

634403

Формула изобретения

a=-(— g(— (= I 75 мм; о

2 ° 3,47

b, Фо

=0,2678;

Для осуществления повторных проходов шеверу сообщают подачу вдоль его оси до тех пор, пока центр скрещивания осей не смещается к противоположному торцу инструмента, при этом центр скрещивания осей перемещается по линии 4. Поскольку в процессе обработки изменяется угол скрещивания осей, происходит необходимое для получения модификации (бочкообразности) зубьев изменение межосевого расстояния (а ) ао) .

Пример. Производят обработку прямозубого зубчатого колеса с параметрами

m=4; z(— — 35; b(— — 40 мм; шевером z((=53;

go=15 и вел ичи ной бочкообразности AS=

=0,015 мм.

Определяем межосевое расстояние а, и величину с: с=а1а(асссос(=у )) =

g+ Ь

ЯЛал

Рб

=17512(асссос(ос )) =547 я л20

Определяем угол диагональной подачи:

Затем определяем угол скрещивания осей шевера и обрабатываемого колеса

1ЯХ =12Х(д)=-1215 ((75+ 2м7 )» яла„с(л20

Х =14 5 .

Для получения бочкообразной модификации

AS=0,015 угол скрещивания осей шевера и колеса в исходном положении устанавливают Х =14 5, а колесу или инструменту сообщают подачи S, и S или диагональную подачу под углом в=10 до тех пор, пока центр скрещивания осей не достигает середины ширины обрабатываемого венца

b(/2=20 мм и угол скрещивания не принимает значение, равное расчетной величине

Z= l5, после этого направление тангенциальной подачи изменяют на противоположное.

Способ чистовой обработки зубчатых колес методом свободного обката с размещением оси колеса под углом к направлению подачи при изменении положения центра скрещивания осей инструмента и колеса, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет получения продольной модификации зубьев, в исходном положении угол Х

20 скрещивания осеи инструмента и колеса определяют по зависимости

Х =осclg(lgZ — дХ вЂ” )), sinu, 242 где Х вЂ” номинальный угол скрещивания осей инструмента и колеса, град; а — межосевое расстояние, мм;

AS — заданная величина модификации, мм; а„— угол зацепления в нормальном сеЗ0 чении, град, а угол установки оси колеса к направлению подачи определяют по зависимости где b(— ширина обрабатываемого зубчатого венца, мм, при этом при достижении центром скре40 щивания осей середины ширины обрабатываемого зубчатого венца направление подачи меняют на противоположное.

1634403

Фиг.2

Составитель И. Кузнецова

Редактор С. Лнсина Техред А. Кравчук Корректор А. Обручар

Заказ 718 Тираж 418 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям н открытиям прн ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат <Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ чистовой обработки зубчатых колес Способ чистовой обработки зубчатых колес Способ чистовой обработки зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии приработки и тренировки передач зацепления, и может быть использовано для достижения их оптимальных эксплуатационных показателей при работе в тяжелых режимах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес, и может быть использовано для финишной обработки конических колес с прямыми и криволинейными зубьями

Изобретение относится к области машиностроения ,в частности, к чистовой обработке зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , в частности к производству зубчатых колес

Изобретение относится к маииностроению, в частности к изгЬтовлениго станков для чистовой обработки зубчатых колес методами шевингования или ханингования зубьев

Изобретение относится к машиностроению , в частности к технологии шевингования цилиндрических зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к устройствам для чистовой обработки зубчатых колес

Изобретение относится к области станкостроения, а именно к устройствам для приработки зубьев, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для приработки зубчатых передач

Изобретение относится к области обработки зубьев зубчатых колес, а более конкретно к способам чистовой обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес, и может найти применение при зубошевинговании цилиндрических колес условиях свободного обката в автомобильной, тракторной, сельс охозяйственной, а также в других отраслях машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес, и может быть использовано для финишной обработки конических колес с прямыми и криволинейными зубьями в автомобильной, тракторной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении и других отраслях машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к червячным инструментам для обработки зубчатых изделий

Изобретение относится к технологии машиностроения

Изобретение относится к области зубообработки, крупносерийному и массовому производству зубчатых колес

Изобретение относится к области технологии машиностроения, обработке резанием

Изобретение относится к области машиностроения, производству зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, к зубообработке и может быть использовано при чистовой обработке зубьев червячных колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке круговых или арочных зубьев цилиндрических зубчатых колес

Изобретение относится к технологии машиностроения, к зубообработке и может быть использовано для чистовой обработки зубьев червяков спироидных передач [1]

Изобретение относится к технологии машиностроения, к зубообработке, и может быть использовано при чистовой обработке зубьев прямозубых или косозубых цилиндрических колес
Наверх