Способ обнаружения помпажа

 

Использование: защита газотурбинного двигателя от помпажа Сущность изобретения: измеряется давление воздуха в сечении проточного канала двигателя, ближайшем к компрессору, и превышением заданного значения величиной давления воздуха во входном сечении запрещают формирование сигнала наличия помпажа на заданный промежуток времени по измеренной величине давления воздуха в сечении проточного канала, ближайшем к компрессору . 2 ил.

COK)3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

s F 04 D 27/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4787620/06 (22) 01.02.90 (46) 07.09.92. Бюл. № 33 (72) Ю.Н, Нечаев, В.Л.Письменный, В.Д.Улас, А.Д,Шашенков и Б.В.Шут (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 504884, кл. F 04 О 27/02, 1974.

Авторское свидетельство СССР

N. 510587, кл. F 04 D 27/02, 1975. (54) СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОМПАЖА (57) Использование: защита газотурбинного двигателя от помпажа. Сущность изобретеИзобретение относится к области регулирования компрессоров, в частности к системам обнаружения помпажа (вращающегося срыва), Известны способы обнаружения не устойчивой работы газотурбинного двигате-,, ля, основанные на измерении величин давлений на входе и выходе компрессора и сравнении их с известными критическими значениями (авт. св. СССР № 504884, авт. св. СССР N. 510585, патент СЙА №

3852958), Известны способы. основанные на измерении пульсаций давления за компрессором (авт. св. СССР ¹ 256384 авт. св. ССС ¹ 842227).

Известны способы, использующие признак обратного тока газа по тракту двигателя (авт. св. СССР ¹ 279870).

Известны способы, использующие в качестве признака помпажа резкое падение давления за компрессором (патент СССР N.

1429792).

„„. Ж „„1760173 Al ния: измеряется давление воздуха в сечении проточного канала двигателя, ближайшем к компрессору, и превышением заданного значения величиной давления воздуха во входном сечении запрещают формирование сигнала наличия помпажа на заданный промежуток времени по измеренной величине давления воздуха в сечении проточного канала, ближайшем к компрессору. 2 ил.

Известны способы диагностики состояния работы компрессора измерением величины давления в характерных точках на профиле лопаток (патент США ¹ 3403842, авт. св. СССР ¹ 340790).

Известен способ сигнализации помпажа. в котором источником информации является сигнал оптического пирометра (патент Великобритании N 2112928). Способ основан на эффекте быстрого нарастания температуры газа перед турбиной при помпэже.

Недостатками перечисленных способов являются возможност.: ложных срабатываний энтипомпажных систем защиты и запаздывание в обнаружении помпажа.

Наиболее близким к изобретению является способ по авт. св. СССР N 510587.

Целью изобретения является устранение ложных срабатываний систем защиты от помпджэ.

Цель достигается тем. что признак помпажа в отличие от известного способа фор1760173 мируется при появлении пика давления, превышающего исходное значение более чем в два раза, в сечении входного канала, ближайшем к компрессору, а для предотвращения ложных срабатываний дополнительно измеряется давление воздуха в сечении входного канала, удаленном от комп рессора.

Указанный признак в системах обнаружения помпажа ранее не использовался и. следовательно, изобретение соответствует критерию "существенные отличия".

Использование предлагаемого способа повышает эффективность мероприятий по ликвидации неустойчивой работы ГТД (Нечаев Ю.Н. Теория авиационных двигателей, часть 2, ВВИА им. Н.А,Жуковского. 1986, с.

297...300). Известно; что уровень тепловых и динамических нагрузок на элементы ГТД при помпаже обратно пропорционален его длительности, На фиг. 1 изображено движение волны давления в момент, предшествующий помпажу, и представлена схема устройства, обеспечивающая обнаружение признака помпажа и выдачу разовой команды на исполнительный орган, где К 1, К 2 — контакторы; РВ1 -- реле времени; 1 — трехканальный преобразователь (типа Уà — УМ или 4АНЧ—

22); 2 — штатная система антипомпажной защиты (АПЗ); Д1, Д2 — малоинерционные датчики (типа ЛХ вЂ” 61 и ДМИ вЂ” 06 Ш).

На фиг. 2 показано изменение статического давления в одном из сечений канала, Способ осуществляется следующим образом.

Во входном канале двигателя (фиг. 1) последовательно устанавливаются два дифференциал ьн ых датчика (сеч. 1,2). Датчик

Д2 располагается в олижайшем к компрессору сечении. При потере двигателем газодинамической устойчивости пик давления, превышающий исходное значение в два и более раза, первоначально появляется в плоскости датчика Д2, который через преобразователь выдает сигнал на контактор К2.

В результате срабатывания контактора К2 происходит включение контакта К21 (нормально разомкнутого) и срабатывает штатная система АПЗ.

В случае, если резкое повышение давления вызвано действием ударной волны. движущейся от сеч. 1 к сеч. 2, первоначально пик давления фиксируется датчиком Д1, который через преобразователь выдает сигнал на контактор К1 и реле времени РВ 1, При этом контакт К> 1 (нормально замкнутый) размыкает цепь питания АПЗ, а контакт

K1.z включает запитку контактора К1 и реле

РВ 1 (самобпокировку). Через время

htt = — — — — (L — расстояние между датчиI а+ч ками Д1 и Д2; V — скорость потока газа во входном канале; а — скорость звука} ударная

5 волна достигает датчика Д2, который и в этом случае через преобразователь приводит к срабатыванию контактора К2, однако при этом запитки системы АПЗ не происходит, так как контакт К>,1 разомкнут.

10 Реле времени предназначено для снятия самоблокировки с контактора

К1 после прохождения отраженной ударной волны через сечение датчика

Д1 и настраивается на время

15 L тзадан A 71 + (тэадая = 2 — ) . ПРИ Са — ч а течении гаадан происходит кратковременное размыкание контакта P В>.1, е результате чего снимается самоблокировка

20 контактора К1 и реле РВ1, и система возвращается в исходное рабочее состояние.

При появлении тепловых возмущений на входе в компрессор двигателя происходит изменение его режима работы (Нечаев

25 Ю.Н. Теория авиационных двигателей, часть 2, ВВИА им. Н.Е.Жуковского, 1986, с.

286...296).

Производительность компрессора падает. В результате чего происходит сильное

30 рассогласование в пропускной способности воздухозаборника и компрессора. Столб воздуха, находящийся во входном канале, выполняет в данный момент своеобразную функцию пресса по отношению к обьему, 35 находящемуся перед компрессором. Давление резко повышается — возникает волна сжатия, направленная против потока, что является первым признаком помпажа, Исследования, выполненные в ВВИА

40 им, Н.Е.Жуковского с использованием методов математического моделирования (Нечаев Ю.Н., Шашенков А.Д., Улач В.Д..

Письменный B.Ë. Математическое моделирование процессов в ГТД при потере гаэо45 динамической устойчивости. Трубы Х! научных чтений по космонавтике. посвященных памяти академика С.П.Королева, ИИЕТАН СССР, 1989 r.. показали. что появление пика давления в момент, предшествую50 щий помпажу, является общим отличительным признаком, причем величина пика во всех случаях превышает исходный уровень давления более «ем в два раза.

На фиг. 2 показан фрагмент распечатки.

55 полученной при счете на ЭВМ. иллюстрирующий изменение статического давления в сечении на входе в компрессор при появлении помпажа.

1760173 сыч. f

+27, В

0Р8 Р /б 024 РЯР Р4 048 2; г

Рог г

Г!ри использовании предлагаемого способа снижается вероятность ложных срабатываний систем защиты от помпажа и устраняется запаздывание по времени обнаружения неустойчивой работы ГТД. 5

Способ позволяет повысить эффективность систем ликвидации помпажа ГТД, а следовательно, надежность и безопасность работы двигателя.. 10

Формула изобретения

Способ обнаружения помпажа путем измерения давления воздуха во входном сечении проточного канала газотурбинного двигателя. ближайшем к компрессору, v формировании сигнала наличия помпаж» при превышении измеренной величинои первого заданного значения, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью уменьшения ложных срабатываний защиты, дополнительно измеряют давление воздуха во входном сечении проточного канала, удаленном от компрессора. и при превышении второго заданного значения измеренной величиной давления воздуха во входном сечении, удаленном от компрессора. запрещают формирование сигнала наличия помпажа на заданный промежуток времени,

Способ обнаружения помпажа Способ обнаружения помпажа Способ обнаружения помпажа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическому регулированию, в частности к устройствам, подавляющим помпаж путем изменения подачи топлива в газотурбинный двигатель (ГТД)

Изобретение относится к защите компрессоров от помпажа

Изобретение относится к технике защиты компрессоров от помпажа

Изобретение относится к виброизмерительной технике и может быть использовано для оперативного определения местоположения сечения трубопроводов с опасными динамическими напряжениями

Изобретение относится к защите компрессоров от помпажа и позволяет повысить надежность защиты за счет изменения порога формирования сигнала наличия помпажа в зависимости от частоты вращения ротора компрессоров

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно - к устройствам для предотвращения помпажа компрессоров газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области центробежных компрессоров

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинных двигателей, в частности, к устройствам, обеспечивающим устойчивую работу вспомогательных силовых установок (ВСУ) летательных аппаратов при изменении количества отбираемого воздуха потребителем

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в компрессорах газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области защиты осевых и центробежных компрессоров от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления газоперекачивающих агрегатов
Наверх