Шаровой кран для сред под давлением
Изобретение относится к арматуростроению. Целью изобретения является повышение надежности работы за счет исключения трения пробки о седла в момент разворота. При закрытии шарового крана управляющий орган 25 переводится в положение , обеспечивающее сообщение полостей Г и Д через трубопровод 27 с областью низкого давления через трубопровод слив, Одновременно полости В и Е сообщаются через трубопроводы 21, 26 и 22 и невозвратные клапаны 23 и 24 с внутренними полостями патрубков 8 и 9. Поршни 2 и 3 перемещаются в сторону пробки 14, За счет сцепления ферромагнитных промежуточных элементов 10 и 11 с магнитами 4 и 5, рычагами 12 и 13 пробка 14 перемещается в закрытое положение. После разворота пробки 14 на 90°, благодаря воздействию упоров 16, вращение пробки 14 прекращается . При этом магниты 4 и 5 отделяются от промежуточных элементов 10 и 11 и седла 6 и 7 прижимаются к пробке 14. В случае падения давления среды в любом из патрубков 8 и 9 давление в полостях В и Е поддерживается через невозвратные клапаны 23 и 24 в зависимости от того, какой из патрубков 8 и 9 останется под давлением В случае же падения давления в обоих патрубках 8 и 9 кран будет удерживаться в закрытом состоянии с помощью магнитных замков, содержащих магниты 17 и 18 и ферромагнитные кольца 19 и 20. 4 ил. (Л С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ ПРИ ГКНТ СССР ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4782089/29 (22) 17.01.90 (46) 07.09,92. Бюл, N 33 (72) Ю.А.Кравцов и В,Г.Тур (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1232888, кл. F 15 К5/20, 1984. 2. Авторское свидетельство СССР ¹ 566999, кл. F 16 К 5/20, 1977. (54) ШАРОВОЙ КРАН ДЛЯ СРЕД ПОД ДАВЛЕНИЕМ (57) Изобретение относится к арматуростроению. Целью изобретения является повышение надежности работы за счет исключения трения пробки о седла в момент разворота, При закрытии шарового крана управляющий орган 25 переводится в положение, обеспечивающее сообщение полостей Г и Д через трубопровод 27 с областью низкого давления через трубопровод "слив", Одновременно полости В и Е сообщаются через трубопроводы 21, 26 и 22 и Изобретение относится к арматуростроению, предназначено для атомных энергетических установок и может быть использовано во вредных и потенциальноопасн ых производствах. Целью изобретения является повышение надежности работы за счет исключения трения пробки о седла в момент разворота. На фиг. 1 изображен шаровой кран, разрез в положении "открыто", ка фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1 (позиции 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 не указаны); на фиг. 3 — To же. что на фиг. 1, в положении "закрыто", на фиг, 4— разрез Б-Б на фиг. 3 (позиции 21, 22, 23, 24, 25, 26 и 27 не указаны). „„ Ы„„1760224 А1 невозвратные клапаны 23 и 24 с внутренними полостями патрубков 8 и 9. Поршни 2 и 3 перемещаются в сторону пробки 14. 3а счет сцепления ферромагнитных промежуточных элементов 10 и 11 с магнитами 4 и 5, рычагами 12 и 13 пробка 14 перемещается в закрытое положение. После разворота пробки 14 на 90, благодаря воздействию упоров 16, вращение пробки 14 прекращается. При этом магниты 4 и 5 отделяются от промежуточных элементов 10 и 11 и седла 6 и 7 прижимаются к пробке 14. В случае падения давления среды в любом из патрубков 8 и 9 давление в полостях В и Е поддерживается через невозвратные клапаны 23 и 24 в зависимости от того, какой из патрубков 8 и 9 останется под давлением. В случае же падения давления в обоих патрубках 8 и 9 кран будет удерживаться в закрытом состоянии с помощью магнитных замков, содержащих магниты 17 и 18 и ферромагнитные кольца 19 и 20, 4 ил, Шаровой кран содержит корпус 1, представляющий собой цилиндры, в которых размещены поршни двойного действия 2 и 3, соединенные с постоянными магнитами 4 и 5 и цилиндрическими седлами 6 и 7. Поршни 2 и 3 и седла 6 и 7 выполнены соосно и аксиально- подвижно относительно патрубков8и9, Между поршнями 2 и 3 и постоянными магнитами 4 и 5 размещены подвижные относительно поршней промежуточные элементы 10 и 11 выполненные из I ферромагнитного материала. Промежуточные элементы 10 и 11 с помощью рычагов 12 и 13 шарнирно-рычажного механизма кине1760224 30 55 матически соединены с пробкой 14, имеющей сферическую поверхность. Пробка 14 снабжена цапфами 15 и упорами ограничителями 16 ее поворота, Поршни 2 и 3 снабжены магнитными замками, которые состоят из постоянных магнитов 17 и 18 и колец из ферромагнитного материала 19 и 20, закрепленных на корпусе. Шаровой кран снабжен трубопроводами 21 и 22, посредством которых через невозвратные клапаны 23 и 24 внутренние полости патрубков 8 и 9 сообщаются с упра вля ющим орга н ом 25. Управляющий орган 25 сообщается посредством трубопровода 26 с полостями В и Е, с помощью трубопровода 27 с полостями Г и Д, а через трубопровод "слив" с областью низкого давления транспортируемой через шаровой кран среды, Работает шаровой кран следующим образом. В открытом положении шарового крана транспортируемая среда по трубопроводам 21 и 22 (фиг. 1, 2) через невозвратные клапаны 23 и 24 и черезуправляющий орган 25 по трубопроводу 27 сообщается с полостями Г и Д поршней 2 и 3, удерживая с их помощью уплотнительные поверхности седел 6 и 7 и пробку 14 в открытом положении. При этом полости В и Е через трубопровод 26 и управляющий орган 25 сообщаются с областью низкого давления через трубопровод "слив". В открытом положении благодаря тому, что отверстия патрубков 8 и 9 пробки 14 равновелики и соосны, гидравлическое сопротивление шарового крана практически равно гидравлическому сопротивлению участка трубопровода аналогичной длины и диаметра. При закрытии шарового крана управляющий орган 25 (фиг, 3) переводится в положение, обеспечивающее сообщение полостей Г и Д через трубопровод 27 с областью низкого давления через трубопровод слив Одновременно полости В и Е сообщаются через трубопроводы 21, 26 и 22 и невозвратные клапаны 23 и 24 с внутренними полостями патрубков 8 и 9. Поршни 2 и 3 перемещаются s сторону пробки 14. За счет сцепления ферромагнитных промежуточных элементов 10 и 11 с магнитами 4 и 5 рычагами 12 и 13 пробка 14 перемещается в закрытое положение. При этом за счет перетечек в зазорах между пробкой 14 и торцами патрубков 8 и 9 обеспечивается разгрузка пробки от перепада давлений. После разворота пробки 14 на 90, благодаря воздействию упоров 16; вращение пробки 14 прекращается. При этом магниты 4 и 5 отделяются от промежуточных элементов 10 и 11, и седла 6 и 7 прижимаются к пробке 14, осуществляя запирание крана. В случае падения давления среды в любом из патрубков 8 и 9 давление в полостях В и Е поддерживается через невозвратные клапаны 23 и 24 в зависимости от того, какой из патрубков 8 и 9 останется под давлением. В случае же падения давления в обоих патрубках 8 и 9 кран будет удерживаться в закрытом состоянии с помощью магнитных замков. Открытие крана осуществляется при переводе управляющего органа 25 в положение, изображенное на фиг. 1, При этом полости Г и Д сообщаются с областью высокого давления среды через невозвратные клапаны 23 и 24 в зависимости от того, в каком из патрубков 8 или 9 сохраняется высокое давление. Вначале, до соприкосновения магнитов 4 и 5 с подвижными промежуточными элементами 10 и 11, пробка 14 не разворачивается, а благодаря образующемуся зазору между пробкой 14 и седлами 6 и 7 происходит разгрузка пробки от усилий, вызванных перепадом давлений, После соприкосновения магнитов 4 и 5 с подвижными промежуточными элементами 10 и 11 происходит разворот пробки в открытое положение. Формула изобретения Шаровой кран для сред под давлением, содержащий корпус, в котором установлены поворотная пробка, шарнирно-рычажный механизм и цилиндрическое седло, поступательно перемещаемое в осевом направлении, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности в работе, он снабжен дополнительным седлом, упорами-ограничителями поворота пробки, поршнями двойного действия с установленными на них магнитными замками, постоянными магнитами, подвижными относительно поршней промежуточными элементами, двумя невозвратными клапанами и управляющим органом, седла жестко соединены с указанными поршнями и постоянными магнитами и череЗ подвижные промежуточные элементы — с рычагами шарнирно-рычажного механизма, причем седла опорными поверхностями расположены встречно друг другу, а промежуточные элементы выполнены из ферромагнитного материала, 7760224 4ьг, 2 1760224 у 17/У 78 Составитель Л. Фокин Техред М.Моргентал Корректор Н. Тупица Заказ 3172 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101